Объединенная международная научно-практическая конференция «Электронный век культуры» и «EVA 2013 Москва» (19–22 ноября 2013 г.) Специальный научно-практический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Advertisements

Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Функции процесса обучения Теория обучения Доцент Г.А.Капранов.
Процессы: изотермический, изобарный, изохорный; Универсальная газовая постоянная.
Физика Газовые Законы. Уравнение Менделеева- Клапейрона 1)Уравнение состояния идеального газа pV = RT. N = N А.
Теории Информационного общества 14 декабря 2005 г.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Подготовила асс. кафедры СМК Воробьева Т.А.. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание.
ФИЗИКА Выполнил Таячков Максим Газовые законы 1.Уравнение Менделеева-Клапейрона.Уравнение Менделеева-Клапейрона 2.Закон Бойля-Мариотта.Закон Бойля-Мариотта.
Свойства идеального газа Богатский Саша 10 «А». а) между молекулами отсутствуют силы притяжения, т. е. молекулы ведут себя как абсолютно упругие тела;
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Началом теории организации как науки можно считать конец XIX- начало XX века, когда данное направление стало выделяться из научного управления. Тогда.
Работу выполнила учитель физики первой категории МБОУ «ОСОШ 3» г. Очер Пермский край Бавкун Татьяна Николаевна.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Уравнение Менделеева - Клапейрона Как всё начиналось Клапейрон Бенуа Поль Эмиль (26.I.1799–28.I.1864) Французский физик, член Парижской АН.
Транксрипт:

Объединенная международная научно-практическая конференция «Электронный век культуры» и «EVA 2013 Москва» (19–22 ноября 2013 г.) Специальный научно-практический семинар «Информационное общество: камо грядеши?» (20 ноября 2013 г.) Объединенная международная научно-практическая конференция «Электронный век культуры» и «EVA 2013 Москва» (19–22 ноября 2013 г.) Специальный научно-практический семинар «Информационное общество: камо грядеши?» (20 ноября 2013 г.) О сущностном и феноменологическом способах описания социальных явлений К.филос.н. Юрий Юрьевич Черный, зам. директора ИНИОН РАН по научной работе,

Магия концепции «информационного общества» До конца 1980-х – начала 1990-х гг. концепция «информационного общества» считалась в СССР буржуазной идеологической диверсией. («-») В 1990-е гг. проблемами «информационного общества» в России занимались мало. С начала 2000-х гг. Россия подключилась к строительству «Глобального информационного общества» (ГИО). («+») 2

Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество? Фрэнк Уэбстер (Frank Webster) – британский социолог (р. в 1950). Известен критическими исследованиями концепции «информационного общества». Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, – 400 с. 3

Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество? Существует (образовалось общество нового типа) Дэниел Белл и его последователи (постиндустриализм); Жан Бодрийар, Марк Постер (постмодернизм); Мануэль Кастельс (теория информационного способа развития) и др. Не существует (реализуется тенденция «информатизации» общества, возникшая ранее) Герберт Шиллер (неомарксизм); Юрген Хабермас (теория публичной сферы); Энтони Гидденс (теория рефлексивной модернизации) и др. 4

Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество? «…нельзя упускать из виду ещё одну тему – раскол между адептами идеи информационного общества и сторонниками взгляда на информатизацию как на продолжение ранее установленных отношений. /…/ Ни один теоретик из последнего перечня не отрицает, что в современном мире информация играет ключевую роль, но в отличие от учёных из первого списка они полагают, что её формы и функции подчиняются давно установившимся принципам и практикам. По мере чтения книги читатель получит возможность решить, какой из подходов представляется ему наиболее перспективным» (Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – С. 12). 5

Фрэнк Уэбстер: Существует ли информационное общество? Симпатии самого Уэбстера – на стороне теоретиков исторической преемственности. «Общее, что есть у Хабермаса, Шиллера и Гидденса, - убеждение, что исследованию подлежит информатизация нашего образа жизни, и сам процесс этой информатизации продолжается, возможно, уже несколько столетий, хотя за последнее время, после индустриализации и возникновения национальных государств в XIX в. он ускорился. А в XX в. с глобализацией и возникновением международных организаций он идёт вообще стремительными темпами, захватывая и связывая рыночными отношениями те регионы, которые до тех пор были географически удалены от центров развития, и области, которые были слишком личными» (Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – С. 363). 6

Что же существует «на самом деле»? «На самом деле» существует и то, и другое на уровнях: а) феноменологического описания; б) описания внутренних механизмов, обуславливающих феноменологические эффекты (сущностное описание). Теория социальных эстафет (ТСЭ) М.А. Розова ( ). Методология изучения систем с рефлексией (рефлектирующих систем). 7

Понятие рефлектирующей системы в рамках ТСЭ Рефлексия – способность человека осознавать самого себя, своё поведение, свои цели и задачи. Рефлектирующая система – любое социальное образование, способное описывать своё поведение и использовать полученное описание в качестве правил, принципов, алгоритмов и т.п. в ходе дальнейших действий (см.: Розов М.А. Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия. – М.: РОССПЭН, – С. 188). 8

Аналогия с естествознанием (изучение поведения газа в сосуде) Феноменологическое описание соотношения между объёмом, температурой и давлением газа (законы Бойля- Мариотта, Гей-Люссака и Шарля). Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона), из которого три газовых закона выводятся теоретически. Однако газ не может менять своё поведение на основе этого уравнения! 9

В.Я. Пропп. Морфология волшебной сказки Феноменологическое описание: существуют некоторые общие сюжеты в различных волшебных сказках. Их можно описывать и устанавливать соотношения между ними. Сущностное описание: имеется единая композиционная схема, лежащая в основе всех сказок. На её основе можно создавать сколько угодно новых сказок! 10

Возвращение к концепции «информационного общества» Феноменологическое описание (постиндустриализм, постмодернизм, теория информационного способа развития): действительно имеют место серьёзные изменения в обществе и они могут быть описаны эмпирически. Для такого описания требуются новые термины Сущностное описание (неомарксизм, теория публичной сферы, теория рефлексивной модернизации): могут быть установлены законы происходящих социальных изменений. На этой основе человек и общество могут вносить коррективы в программы своего поведения и развития! 11

Дефицит рефлексии в области концепции «информационного общества» Имеющийся дефицит рефлексии в области концепции информационного общества (под ним сегодня понимается главным образом насыщение социальной сферы техническими устройствами) позволяет предположить существование определённых сил, не заинтересованных в том, чтобы система (глобальный мир) меняла своё поведение под влиянием этой рефлексии. Процесс информатизации в его доминирующей технократической тенденции преподносится миру как «объективный», а значит и неизбежный. Это ведёт к тотальной несвободе и противоречит объективным законам развития социальных систем. 12

Спасибо за внимание! 13