Тема 1. «Понятие, предмет и метод административного права». (Доцент Осипов П.И.) 1. Понятие административного права. 2. Предмет административного права.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Административно-правовые нормы
Advertisements

Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
Отрасли российского права Конституционное право; Экологическое право Административное право; Уголовное право; Гражданское право.; Трудовое право. Семейное.
Нормы банковского права © 2006 г., Лаврентьева М.Г.
{ Аюпова Ф.Ф.. - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Выполнила: ученица 11 класса Бойко Эмма. Проверил: Дорошенко И.С.
Направление подготовки Регионоведение России Квалификация (степень) выпускника магистр 2012.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Исполнительная власть и государственное управление.
Валютное право Лекция 3. валютное право - институт финансового права, предметом валютного права как института финансового права являются общественные.
СИСТЕМА ПРАВА Тема 5. Система права Отрасль права Подотрасль права Институт права Нормы права.
Понятие, структура и виды норм права. Нормы права Определение. Под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения,
Выполнила: Григорьева Н. А. Группа: ЮР 3-О/Б/ЧЕБ 14.
Административно правовая норма - это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого.
А ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Выполнила: Семендеева Наталья, группа Пм-21.
Тема 1. Предмет, метод и система трудового права. Источники трудового права. Основные принципы правового регулирования труда.
Административно-правовые нормы Лекция 3. План 1. Понятие и характеристика административно-правовых норм 2. Особенности структуры административно-правовых.
Транксрипт:

Тема 1. «Понятие, предмет и метод административного права». (Доцент Осипов П.И.) 1. Понятие административного права. 2. Предмет административного права. 3. Методы административного права.

Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Нормы административного права: устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении; регламентируют, порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами; определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления; регулируют управленческие отношения в социально- политической, социально-культурной и экономической сферах.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет правового регулирования административного права – есть совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти государства.

Метод правового регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Для административного права характерны следующие методы правового регулирования: метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому); метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления); метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении); метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

Сущность методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем: установление определенного порядка действий - предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой; запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения; предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

Административное право в правовой системе 1. Административное право в правовой системе. 2. Взаимодействие административного права с другими отраслями права.

1. Правовая система - органически целое правовое явление, включающее в себя следующие структурные элементы: нормы права; субъинститут права; институты права; отрасли права.

Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются так же иными отраслями права. Так возникает взаимодействие со следующими правовыми отраслями: конституционным правом; гражданским правом; уголовным правом; финансовым правом; земельным правом; трудовым правом; уголовно-процессуальным и гражданско- процессуальным правом.

Система административного права: 1. Система административного права состоит из отдельных административных норм права, субъинститутов, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой. Система административного права делится на общую и особенную части.

Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом. Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты: устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций; регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; регламентирующие принуждение по административному праву. Особенная часть включает институты, регулирующие: обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность; организационно-хозяйственную деятельность; социально-культурную деятельность; деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Цели административного права: создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти; обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти; защита граждан и общества от административного произвола.

Административное право как наука. Вопросы: 1. Понятие науки административного права. 2. Предмет науки административного права. 3. Методы науки административного права. 4. Задачи науки административного права.

Наука административного права - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права. Наука административного права изучает: сущность и структуру исполнительной власти; отношения, регулируемые нормами административного права; виды административно-правовых норм; источники административного права; систему административного права; правовой статус субъектов и объектов государственного управления; правовые формы и методы осуществления государственного управления; вопросы административной ответственности; способы обеспечения законности в сфере государственного управления.

Предметом познания науки административного права являются: предмет отрасли административного права; административно-правовые категории; практика органов исполнительной власти; история развития административного права.

Теоретической основой науки административного права являются: философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления и общей теории государства и права.

Методологической основой науки административного права являются следующие методы исследования: исторический; сравнительно-правовой; логический; формально- юридический; социологический.

Задачами науки административного права являются: исследование государственного управления, складывающихся в его сфере общественных отношений и административно-правовых норм, которыми регулируются эти отношения; анализ практики реализации административно-правовых норм; выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

ТЕМА: «Общее понятие управления. Управление как социальное явление». Учебные вопросы: 1. Понятие управления. 2. Виды социального управления. 3. Признаки социального управления. 4. Функции социального управления.

Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Управление обусловлено: наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют); существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления). Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью: упорядочения системы; сохранения структуры системы; обеспечения функционирования системы.

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида: государственное (управление делами государства); негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

Признаки социального управления: социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей; главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности; объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними; социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей; базис социального управления - соподчиненность воли участников управленческих отношений; механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления (органы' управления).

В процессе осуществления социального управления, выполняются следующие функции: сбор и обработка информации; прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных); планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения); организация (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления); координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления; контроль и учет.

Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной). Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно- властными полномочиями. Объекты государственного управления - предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной.

Государственное управление характеризуется следующими чертами: является организующей деятельностью; носит исполнительно-распорядительный характер; в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности; осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.

ТЕМА: «Государственное управление: сущность, функции». Учебные вопросы: 1. Понятие государственного управления. 2. Субъекты и объекты государственного - 3. Характерные черты государственного управления. 4. Функции государственного управления.

Функции государственного управления: разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов; установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни; управление учреждениями государственного сектора; регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.

Тема: «Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей». Учебные вопросы: 1. Понятие исполнительной власти. 2. Цели исполнительной власти. 3. Признаки исполнительной власти 4. Место исполнительной власти в механизме paздeленuя влacmeй.

Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно- властных полномочий. Главные цели исполнительной власти: обеспечение безопасности граждан, общества, государства; создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства; создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти: универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы); предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов); принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия); организующий характер.

Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти: каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой; приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности; осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой; гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции; для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействиям объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть: отношения власти с гражданином; хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов; отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

ТЕМА: «Основные функции исполнительной власти». 1. Функция ориентирования системы. 2. Функции обеспечения системы. 3. Функции оперативного управления системами.

Функции ориентирования системы: анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия); прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации); планирование (определение направлений, целей, задач и возможных результатов управленческой деятельности); правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур); методическое.руководство.

Функции обеспечения системы: материально-техническое обеспечение; финансовое обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение.

Функции оперативного управления системой: организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.); общее руководство и оперативное распорядительство; предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций; контроль (проверка фактического положения.дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка); учет (систематический сбор сведений); оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

ТЕМА: «Основные принципы организации исполнительной власти». Принцип народовластия. Принцип законности. 3. Принцип разделения властей. 4. Принцип федерализма. 5. Принцип гласности. 6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности. 7. Принцип централизации и децентрализации.

Тема: «Формы осуществления исполнительной власти». 1. Понятие и виды форм осуществления исполнительной власти. 2. Правовые формы осуществления исполнительной власти. 3. Не правовые формы осуществления исполнительной власти.

Формы осуществления исполнительной власти- внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами) в процессе осуществления исполнительно- распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия. Выделяют следующие формы осуществления исполнительной власти: правовые, не правовые (организационные). Правовые и не правовые формы различаются по характеру вызываемых последствий - правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а не правовые формы прямых юридических последствий не влекут.

Правовые формы осуществления исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения. По содержанию выделяют правотворческую и правоприменительную формы осуществления исполнительной власти.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании нормативных актов. Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом: принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта; создается текст проекта; проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования, одобрения соответствующими органами; организуется обсуждение проекта в правотворческом органе; проект утверждается и опубликовывается. Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая - руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.

Правопримеимтельная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти заключается в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм. Правоприменительная деятельность включает: 1. установление фактических обстоятельств дела; 2. выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса; 3. толкование правовой нормы; 4. принятие индивидуального акта; 5. исполнение акта применения нормы права.

По целям использования различают внутренние (решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями внутри органа) и внешние (обеспечение выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы управленческой деятельности. По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование жестов, сигналов, знаков).

Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся: представление обязательных отчетов (юридическими лицами в налоговую инспекцию); и-" осуществление государственной регистрации (охотничьего оружия); выдача документов, подтверждающих наличие специального права (лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера); совершение иных юридически значимых действий.

Не правовые формы осуществления исполнительной власти: осуществление организационных действий, возникающих в повседневном процессе деятельности органов исполнительной власти (разработка программ, контроль, изучение и обобщение опыта работы, подбор и обучение кадров); выполнение материально-технических действий, которые носят вспомогательный характер в управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства).

Тема: «Административно- правовые нормы». 1. Понятие административно – правовой нормы. 2. Особенности административно- правовых.

Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Нормы административного права: устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти; регулируют деятельность органов исполнительной власти; регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти; определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Особенности административно-правовых норм: целью административно-правовых норм является обеспечение организации и упорядочение функционирования всей системы исполнительной власти; административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления; предназначение административно-правовых норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти; определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности; административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы; с помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и другие; административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.

Структура административно- правовой нормы: Составляющими частями административно-правовой нормы являются: гипотеза - условия действия административно-правовой нормы; диспозиция - предписания, запреты и дозволения; санкция - меры административного или дисциплинарного воздействия.

1. Гипотеза содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма. Гипотеза может быть: простой - указывает, как правило, одно конкретное обстоятельство; сложной - указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права; альтернативной - содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать. 2. Диспозиция (основная часть нормы) содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т. д.), которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений. Диспозиция может быть: простой - содержит один, абсолютно определенный вариант поведения; альтернативной - указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения; бланкетной - отсылать субъектов правоотношения к другим нормам. 3. Санкция указывает, какие неблагоприятные последствия могут наступить при невыполнении (нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.

Для структуры административно-правовых норм характерны следующие особенности: не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения ит.п.); многие административно-правовые нормы в своей структуре санкций не содержат, в этих случаях санкции помещены в другом акте. Например, административно-правовые нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции; для административно-правовых санкций свойственно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные. В свою очередь каждая из этих санкций охватывает конкретные санкции, например, административные санкции включают в себя: меры наказания, десятки мер пресечения и т. д.; санкции в административном праве разделяют на абсолютно-определенные (например, большинство дисциплинарных санкций - выговор, увольнение от должности и т. д.) и относительно-определенные (меры административного взыскания - исправительные работы, штраф и т. д.).

ТЕМА: «Виды административно- правовых норм». 1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений. 2. По предмету регулирования. 3. По предмету воздействия на субъекты административного права. 4. По пределу действия. 5. По пределу действия. 6. C учетом федеративного устройства.

По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений все нормы административного права делятся на: общие - нормы, регулирующие общественные отношения общего характера(для всех сфер и отраслей); особенные - нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

По предмету регулирования различают: материальные - нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус; процессуальные - нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют: обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание; запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних - пример специального запрета; уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению); стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.); рекомендательные - нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

По адресату могут быть отмечены нормы, регламентирующие: организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата; вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений; административно-правовой статус общественных объединений; отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур; административно-правовой статус гражданина.

В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают: а) соответственно территориальному масштабу: территориальные - нормы, действующие в границах государства, государственно- территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях - общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории); межтерриториальные - нормы, действующие в границах нескольких государственно- территориальных (административно- территориальных) образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);

б) по действию во времени: срочные - нормы, для которых определен срок действия; бессрочные - нормы без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом;

в) по кругу лиц: нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями); нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразделяются на: общефедеральные и устанавливаемые субъектами Федерации.

ТЕМА: «Реализация административно- правовых норм». 1. Реализация норм административного права - процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах. Существует четыре формы реализации административно-правовых норм: исполнение; применение; соблюдение; использование.

Исполнение - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами данного варианта реализации административно-правовых норм являются все участники управленческих отношений. Применение практически выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Данные акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, регистрация юридического лица).

Соблюдение как самостоятельный способ реализации административно-правовых норм, связанный с реакцией участников управленческих отношений на запреты, по существу является конкретным выражением исполнения. Использование как форма реализации административно-правовых норм выражается в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения при использовании субъект сам решает, воспользоваться предоставленным. административно-правовой нормой правом или воздержаться от использования.

ТЕМА: «Источники административного права». Вопросы: Понятие «источники административного права». Акты федеральных органов. Акты субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления. Акты органов бывшего СССР. Международные акты.

Источники административного права - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно- правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих административно- правовые нормы, источники административного права можно разделить на следующие группы: 2. Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации: а) Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. б) Акты Федерального Собрания (Верховного Совета) Российской Федерации: федеральные конституционные законы - основные законы, которые содержат нормы, устанавливающие систему органов государственного управления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций; федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни. Могут быть изданы в виде основ законодательства об административных правонарушениях, законов о конкретных органах управления, кодексов (Кодекс об административных правонарушениях РСФСР от 20 июня 1984 года в ред. от ) и других законов, в которых наряду с административным правом содержатся иные нормы права; акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.)

Подзаконные федеральные акты: указы, распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты министерств и других центральных органов; Межведомственные, ведомственные приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации. Законы субъектов Федерации: конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации: указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации; приказы, постановления министерств субъектов Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.

Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на: Законы и подзаконные акты субъектов Федерации. Законы субъектов Федерации:

После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству. К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся: Законы СССР; Указы Президиума Верховного Совета; Постановления распоряжения Совета Министров СССР; приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.

К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся: Законы СССР; Указы Президиума Верховного Совета; Постановления распоряжения Совета Министров СССР; приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.

К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся: Законы СССР; Указы Президиума Верховного Совета; Постановления распоряжения Совета Министров СССР; приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.

Международные акты, которыми регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля ("Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников" - заключено в г. Бишкеке 9 октября 1992 года).

«Административный договор». 1. Понятие административного договора. 2. Виды административных договоров. 1. Административный договор - это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам; связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

По предметному критерию различают: договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения); договоры в сфере управления государственной собственностью; договоры, обеспечивающие государственные нужды; контракты с государственными служащими, студентами; финансовые и налоговые соглашения; договоры о взаимодействии и сотрудничестве; различного рода концессии и инвестиционные соглашения; договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).

ТЕМА: «Административно-правовые отношения». 1. Понятие административно - правовых отношений. Административно- правовые отношения - общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.

Элементами административно-правовых отношений являются субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты: Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Субъекты административно - правовых отношений: государственные органы и их структурные подразделения; предприятия, учреждения, организации; общественные (негосударственные) объединения; служащие государственных органов и организаций, общественных объединений; представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями; граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства.

Общим объектом регулирования административно-правовых норм являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, а непосредственным объектом - поведение субъектов.

Юридические факты- факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм), и неправомерные (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События - явления, не зависимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. п.)

Виды административно- правовых отношений: В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений: междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестощие и нижестоящие органы); между не соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрация двух областей); между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями,- предприятиями и учреждениями; между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор); между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры); между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие: между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и правительствами республик); между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик); между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).

В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют: внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица; внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения: порожденные правомерными действиями; порожденные неправомерными действиями.

По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений: материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права; процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально- конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

КАВКАЗ

Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!