Н РАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Advertisements

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т.Карлейль.
Нормативные основания деятельности педагога в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения Жадунова Н.В., к.ф.н., начальник Центра дополнительного.
Тема 3 Культура отношений в коммерческой деятельности Культура общения работника контактной зоны с покупателем (заказ- ком) проявляется в умении сформулировать.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Кроссворд на тему: «Светская этика» Выполнила: Возняк Анастасия.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
4. Человек как духовное существо. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.
Учитель: Федоренко Елена Юрьевна. Дать определение понятию «свобода». Выяснить может ли человек быть абсолютно свободным. Определить категории свободы.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Транксрипт:

Н РАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

П ЛАН : 1. Категории этики. 2. Нравственные ценности.

ЛИТЕРАТУРА Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. М., Шпеман Р. Основные понятия этики – М., 1993.

1. К АТЕГОРИИ ЭТИКИ.

Ц ЕННОСТИ – ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЕКТЫ ; УСТОЙЧИВЫЕ, ОБОБЩЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕМ - ТО КАК БЛАГЕ, ОТВЕЧАЮЩЕМ ПОТРЕБНОСТЯМ И ИНТЕРЕСАМ ЧЕЛОВЕКА Ценности различают по: содержанию (польза, добро, власть и др.) знаку (положительные и отрицательные) Так же выделяют практические, духовные, высшие и низменные ценности Некоторые ценности являются общими для всех людей, все, что ценно для людей вообще называется высшим благом

И ДЕАЛ Современная этика рассматривает идеал с позиций антропоцентризма: - универсальное, абсолютное, нравственное представление о благе, должном - образ совершенных отношений между людьми - устройство общества, обеспечивающего совершенные взаимоотношения людей (общественный идеал) - высший образец нравственной личности

Л ИЧНЫЙ МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ – ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ Аспекты личного идеала: Чувственно-эмоциональный (представления о личном счастье) Понимание цели и смысла жизни Мотивы деятельности Отношение к другим людям Формирование идеала – превращение окружающей среды во внутренний мир индивида. Функции идеала: определение цели нравственной деятельности человека; пробуждение человека к нравственным поступкам; объединение должного и сущего; определение морального облика человека.

Социальный идеал: определяет образ жизни и деятельности общества; включает моральные установки; нравственно ориентирует общество.

С МЕНА ИДЕАЛОВ. К ОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ Идеал единства - то, что объединяет людей, независимо от индивидуальных и социальных характеристик. Смена идеалов - содержание идеала (представление о качествах человека) меняется в зависимости от объективных условий и субъективных предпочтений людей. Смена идеалов происходит в условиях обострения противоречий, конфликтов между обществом и личностью. Смена идеалов – моральный конфликт поколений. Признаки конфликта: личностный характер, возможность выбора поведения, возможность выбора средств и путей решения. Решение конфликтов возможно: с помощью диалога и компромисса, которые позволяют избежать насилия, учесть интересы всех участников конфликта; зависит от моральных свойств личности, ее воспитания

Д ОБРО И ЗЛО - ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ, НА ПОНЯТИЯХ ДОБРА И ЗЛА ОСНОВАНЫ ВСЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Эти понятия являются обобщенными Обозначают диаметрально противоположные характеристики Выражают важнейшие установки морального сознания

Д ОБРО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ЗНАЧИМОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ОНО АССОЦИИРУЕТСЯ С ГАРМОНИЕЙ, БЛАГОПОЛУЧИЕМ Относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в данных обстоятельствах Абсолютный смысл – выражение самоценного добра, которое не является средством достижения цели В обыденном сознании добро является результатом субъективной оценки В религиозном сознании добро является характеристикой мира, созданного Богом, существует объективно, является самим Богом

Д ОБРОТА. Д ОБРОДЕТЕЛЬ. П ОЛЬЗА. Добрый человек – творящий добро. Доброта выражается в практической деятельности; свойственна целостной личности; неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других Добродетель – нравственно положительные качества человека. Добродетели отражают разные стороны добра и воспитываются в людях Польза – материальные, социальные, духовные блага. Сведение добра к пользе размывает границы между добром и злом. Польза является средством достижением добра

З ЛО В ЭТИКЕ АССОЦИИРУЕТСЯ С РАЗРУШЕНИЕМ, ГИБЕЛЬЮ Виды зла: Природное, естественное зло – стихийные силы, болезни, не зависят от воли и деятельности человека Социальное зло является частью исторического процесса; рождается под влиянием деятельности людей; не может контролироваться человеком Нравственное зло творится под воздействием сознания человека, его воли и морального выбора Конструктивность зла в обществе (Н.Макиавелли), для личности (Ф.Ницше), диалектическое взаимодействие добра и зла (Г.Гегель, К.Маркс)

В ИДЫ МОРАЛЬНОГО ЗЛА ВЫРАЖАЮТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКАХ ( НРАВСТВЕННО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ) Враждебность – активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие Распущенность – зло направленное на себя, пороки человека: лень. Обжорство, прелюбодейство, ложь и др. Распущенный человек становится рабом своих страстей; нарушает социокультурные запреты, неспособен к деятельной любви к ближнему

В ЗАИМООПРЕДЕЛЕННОСТЬ ДОБРА И ЗЛА Добро и зло познаются только в единстве. Чтобы сделать добро надо знать, что такое зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается в противопоставлении злу Противоречия в понимании добра и зла: западная цивилизация утверждает как добродетели стремление к самоутверждению, выделению из общества, завоевательное отношение к внешнему миру; восточная цивилизация нравственным человеком считает того, кто является гармоничной частью общества, его лучшее качество – невмешательство Неоднозначность – добро для одних может быть злом для других (убийство, предательство, НТП…)

М ОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ – ФОРМА КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИНДИВИДА И ОТРАЖЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ Долг – осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным долгом Долг человека заключается в добродетельности; противостоянии злу; содействии благу Для того чтобы содействовать благу других, человек должен соблюдать их права и выполнять свои обязанности Долг осознается человеком как внутреннее побуждение Долг можно понимать как давление на личность, принуждение со стороны общепринятых норм Моральные требования предъявляются в форме рекомендаций Требования долга самоценны, человек выполняет его бескорыстно, утверждая его приоритет по отношению к своим страстям Санкции морали носят идеальный характер, обращены к сознательной личности

Долг требует самопринуждения Сознание долга заключается в - осознании человеком какого-либо своего качества; - сопротивлении этому качеству; -принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желанию человека. В исполнении долга проявляется автономия личности: человек выполняет долг без принуждения из вне; относится к долгу будто установил его сам; действует уверенный в своей правоте

Д ОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК – ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МОРАЛИ НА УРОВНЕ ЛИЧНОСТИ Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности Добродетели и пороки служат характеристиками личности для оценки другими людьми Ориентация на добродетель предполагает наличие у человека чувства собственного достоинства Человек добродетелен и порочен, даже моральный человек не состоит только из добродетелей

С ОВЕСТЬ – КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕКОМ СВОИХ ПОСТУПКОВ, ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО НЕСООТВЕТСТВИЯ ИДЕАЛУ И НЕВЫПОЛНЕНИЯ МОРАЛЬНОГО ДОЛГА Совесть не зависит от мнения других людей; соотносится только с долгом; действует и в том случае, когда контроль со стороны общества отсутствует Совесть – голос Бога (религиозный подход) Содержание совести культурно и исторически изменчиво (исторический подход) Совесть формируется в процессе воспитания

Виды совести Гуманистическая – голос «второго я», лучшего начала в человеке Авторитарная – совесть ориентирована на мнение авторитетного окружения

Структура совести Рациональ- ная Человек осмысливает свое поведение Находит оправдание отступлению от норм, но убежден в их истинности Эмоциональ- ная Муки переживания, негативные упреки самому себе

«Ч ИСТАЯ СОВЕСТЬ ». С ВОБОДА СОВЕСТИ Спокойная совесть – осознание выполнения всех моральных обязанностей и реализация всех своих возможностей Совесть требует от человека исполнения долга Человек может культивировать в себе совесть «Все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства» (И.Кант) Свобода совести – право человека на самостоятельное формирование убеждений; на независимость духовной жизни

С ТЫД. Стыд выражает чувство вины, осознание человеком несоответствие требованиям окружающих людей Стыд ориентирован на мнение других людей Стыд может использоваться тогда, года человек имеет представление о нравственности Человек испытывает стыд в случаях: - осознания своего несоответствия общепринятым нормам и ценностям; - неспособности следовать этим нормам; - при наличии осознаваемых пороков; - неспособности проявить качества необходимые в конкретной ситуации (трусость в момент опасности - Ложный стыд – ощущение несоответствия ложным, аморальным требованиям ( например, неумение проявить агрессию)

В ИНА – ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НЕСООТВЕТСТВИЯ НОРМАМ, НЕВЫПОЛНЕНИЯ ДОЛГА. Чувство вины не зависит от мнения других и наступает тогда, когда человек несет личную ответственность за происходящее Источником вины могут быть внешние явления (страдания других людей), внутренние явления (вина за грешные мысли) Чувство вины тяготит человека, оказывает давление на его психику. Оно может быть снято прощением или раскаянием. Раскаяние - сожаление о случившемся, принятие нравственного решения не повторять подобного, изменение своих оценок и поведения Прощение - акт великодушия, происходит по доброй воле обиженного, восстанавливает позитивные отношения между людьми

М ОРАЛЬНАЯ СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА – ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ Концепции понимания свободы: Возможность достижения выгоды (прагматизм) Абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интересов (экзистенциализм) Постижение Бога, следование законам божественной морали (религиозная этика) Определение человеком цели деятельности и удовлетворения ее результатами

С ВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ Человек ограничен множеством необходимостей – условиями, которые предзаданы личности. Человеку необходимо осознать внешнюю необходимость, как единственно возможную, подчиниться ей, принять ее как внутреннее побуждение «Свобода есть осознанная необходимость» (Б.Спиноза) Свободный выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов

М ОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ОСОЗНАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ИЛИ НЕСООТВЕТСТВИЯ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА И РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГО ПОСТУПКОВ Моральная ответственность зависит от дееспособности человека; от способности к пониманию и верному истолкованию требований; от влияния внешних обстоятельств. Безответственное поведение – действия, совершаемые без учета их последствий, связаны с неадекватной оценкой, равнодушием и пр. «Нести ответственность» – добровольное принятие на себя ответственности

П ЕРЕД КЕМ ОТВЕТСТВЕНЕН ЧЕЛОВЕК ? Перед другими людьми: свобода человека ограничена свободой другого человека Перед обществом Перед Богом (религиозная этика) Перед самим собой (индивидуализм)

2. Н РАВСТВЕН - НЫЕ ЦЕННОСТИ.

Л ЮБОВЬ – ЧУВСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ К ОБЪЕКТУ ЛЮБВИ, ПОТРЕБНОСТЬ В ПОСТОЯННОМ КОНТАКТЕ С НИМ. Виды любви: Любовь ко всему миру Любовь к Отечеству Любовь к Богу Любовь к родителям, к детям, к женщине и мужчине Любовь к предметам, занятиям Любовь как вид личных отношений Любовь – забота (старание уберечь объект любви от чего-то, ответственность, уважение)

Л ЮБОВЬ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ Основана на биологическом влечении, но не сводится к нему Утверждает другого человека как уникальное существо Означает принятие любимого таким каким он есть, как абсолютную ценность Открывает личность другого (его качества)

С ЕМЬЯ – ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА, ОСНОВАНА НА КРОВНОРОДСТВЕННЫХ, ДУХОВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ ЛЮДЕЙ В семье человек обретает чувство безопасности, комфортности, поддержки, условия для самовыражения, облегчение житейских забот, нравственное сознание Семейные отношения подразумевают чувство долга, ответственность за членов своей семьи, самоограничение, подчинение эгоистических стремлений интересам семьи Семейные отношения регулируют соблюдение взаимных обязательств супругов, заботу о детях, стариках и пр.

Д РУЖБА - НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ОСНОВАННОЕ НА БЕСКОРЫСТИИ, ЧЕСТНОСТИ И ИСКРЕННОСТИ, САМООТВЕРЖЕННОСТИ Дружеские отношения могут реализовываться в формах эмоциональной привязанности, деловой общности, духовной общности, комплиментарности (взаимодополняемости) Доминирующие в дружбе нравственные ценности – общность интересов, деятельная поддержка и взаимовыручка, психологическая поддержка, взаимопонимание

Товарищеские отношения проявляются в основном в групповом общении, являются оценкой отношений в группе, основаны на равенстве и взаимоуважении, нивелируют различия социальные, экономические, основаны на интересах общей деятельности Приятельские отношения не имеют высокой нравственной ценности, являются устойчивыми отношениями, подразумевают комфортность общения, не предполагают полного взаимопонимания, доверительности и взаимовыручки