Аутичность ( от греческого - " сам ") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ ПОРТРЕТ АУТИСТА.
Advertisements

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Игры с марионетками Кукла – обобщенный образ человека. Играя с ней дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека. Дети хорошо отожествляют.
В отделении женской консультации создается дополнительно школа матерей для ускоренной подготовки к родам (недельный курс - 5 занятий) силами сотрудников.
Коммуникативное поведение детей с множественными нарушениями и его интерпретация Топоркова Е. Н., учитель-дефектолог центра «Наш Дом»
Вместе играть и весело проводить время Отец и мать дарят ребенку прекрасные воспоминания и создают у него ощущение безопасности, когда они находят время,
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития «Синдром Ретта» «ДЦП» «ЦНС» Благотворительный фонд «Окно в Надежду» Воспитание и обучение.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Новорожденность - критический период в жизни ребенка. Основные новообразования возраста.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
Департамент образования города Москвы Северо–Западное Окружное Управление Образования ГОУ ЦПМСС Митино Преодоление детского непослушания. Обучающая программа.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: Эффективное общение с ребёнком или как любить своего ребёнка? Встречу проводит педагог – психолог Марьинских Наталья Владимировна.
Транксрипт:

Аутичность ( от греческого - " сам ") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко : речь и коммуникация ; социальное взаимодействие ; воображение, эмоциональная сфера. В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики : интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг " Аутичный ребенок : пути помощи " ( М., 1997) приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л. Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на " одиноких " ( не вовлекающихся в общение ), " пассивных " и " активных - но - нелепых ". По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы " пассивных " детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма.

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг 2. Активное отвержение. Дети более активны и менее ранимы в контактах со средой, но для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. Наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль. 3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень"речевые" дети, с большим словарным запасом, но они говорят сложными, "книжными" фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем. 4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма

Коррекционная работа с аутичными детьми – особый раздел коррекционной педагогики и психологии. Но поскольку синдром РДА был выделен как специфическое нарушение сравнительно недавно – проблема аутизма исследована ещё недостаточно. Сегодня родители ребёнка с диагнозом « аутизм » оказываются перед огромной проблемой : как организовать помощь ребёнку ? Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной " эмоциональной бури ". Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Способ « эмоционального присоединения » Терапевтический подход, разработанный под руководством К. С. Лебединской и О. С. Никольской (1990, 1993), предполагает постоянное взаимодействие специалистов с родителями. В русле этого подхода отработаны способы обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком в игре и ежедневном взаимодействии. - Конкретные приемы привлечения внимания ребенка, организации его поведения, обучения навыкам, преодоления нежелательных форм поведения основаны на знании родителей характера нарушения психического развития. Родители в данной коррекционной системе обучаются способам " эмоционального присоединения " к ребенку, с тем, чтобы, моделируя воздействия среды, помочь ему их осознать, постичь эмоциональный смысл всех происходящих с ним событий. Родители так же, как и специалисты, в данной системе должны выработать у себя определенные навыки, позволяющие им стать для ребенка особым " инструментом ", опосредующим его контакт со средой, формирующим способы аффективного взаимодействия с ней. Авторы данного коррекционного подхода считают, что выполнение родителями аутичного ребенка этой особой роли ( помимо исполнения ими традиционных родительских ролей ) позволяет стимулировать развитие ребенка, добиваться значительного прогресса в его социальной адаптации.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА ХОЛДИНГ - ТЕРАПИИ Метод разработан доктором М.Welch (1983) как психотерапевтическая техника, холдинг ( от английского hold держать ) В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Итак, холдинг - терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга - удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления ( физического и эмоционального ).

Матери аутичного ребенка очень сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение : не смотрит ей в глаза, не принимает позу готовности при взятии на руки, не улыбается в ответ на улыбку матери и т. п. Поэтому аутичный ребенок недополучает такие необходимые для развития вещи, как контакт глазами, голосом, телесный контакт. Холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним.

Задача родителей во время холдинга - удержать ребенка не только физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, повторяя, как важно быть всем вместе. Автор метода М. Welch выделяет в процедуре холдинга три стадии : - конфронтация Обычно ребенок противится началу холдинга, уклоняется от начала процедуры, хотя часто на протяжении всего дня ждет его. - отвержение ( или сопротивление ). Когда так или иначе матери удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца. Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери - гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. - разрешение. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает третья стадия. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность ; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви " ( из книги М. Welch "Holding-Time". N.Y., 1988).

После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным ( иногда может даже заснуть ) или может оставаться достаточно активным. Он начинает контактировать с родителями : появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам.

Доктор Welch рекомендует: - проводить холдинг ежедневно один раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). -полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии. -длительность первого сеанса холдинга с аутичным ребенком варьирует, в пределах 1,5 4,5 ч. -очень важно, чтобы первый холдинг был доведен до "хорошего конца", и ребенок полностью расслабился, тогда в последующие дни его сопротивление редуцируется, оставляя все больше времени для развития позитивного эмоционального взаимодействия. В противном случае сопротивление ребенка остается таким же отчаянным и длительным, как в первый раз, на протяжении многих дней, и не всем родителям хватает эмоциональной выносливости, чтобы продолжать холдинг-терапию, добиваясь полного эмоционального и физического расслабления ребенка. Как правило, только первое "сражение" может длиться больше двух часов. В дальнейшем сопротивление ребенка сходит на нет, и занятие занимает не более 1,5 2 ч. (при этом преодоление сопротивления ребенка занимает от нескольких минут до получаса, а игры, чтение стихов и сказок, рисование и другие развивающие занятия - остальное время).

Существует ряд обстоятельств, делающих проведение холдинг - терапии невозможным. - тяжелые соматические ( острые или хронические ) заболевания родителей или ребенка. -. изучая историю развития ребенка, следует, к примеру, обратить особое внимание на наличие судорожных приступов в анамнезе. В подобных случаях следует отказаться от холдинг - терапии - ситуация неполной семьи, когда в семье нет отца, также исключает возможность холдинг - терапии., M.Welch, считает, что ни бабушка, ни дедушка, ни любой другой родственник не может выполнить роль отца во время холдинга. - По этой же причине категорический отказ отца от участия в холдинг - терапии делает ее невозможной ; - сопротивление родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг - терапии. Специалист, по нашему мнению, не должен заставлять родителей начинать холдинг " через силу ", так как этот метод - далеко не панацея и не единственная форма помощи семье аутичного ребенка.

Холдинг-терапию с семьей, имеющей аутичного ребенка, должен вести психолог или педагог, имеющий опыт коррекционной работы с аутичными детьми и обладающий необходимыми знаниями о закономерностях аффективного развития таких детей. Задачами специалиста, ведущего холдинг-терапию, являются: - подготовка семьи к холдинг-терапии (специалист подробно информирует семью о сути и технике холдинга и убеждается в эмоциональной готовности родителей проводить терапию); - поддержка родителей во время "очищающей" фазы холдинга, причем специалист вдохновляет мать, сдерживает ее гнев и отчаяние, организует помощь отца; передает родителям сигналы от ребенка, которые они не понимают или не замечают, в случае необходимости "суфлирует" родителям, помогает им найти нужные слова, правильно отреагировать в той или иной ситуации; - определение основных задач "развивающей" фазы холдинга.

В процессе холдинг - терапии достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт ( дает себя обнять, подержать на руках ), чаще смотрит в глаза, чаще обращается с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшаются проявления агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре. Эти данные приводят М. Welch (1983, 1988); I. Prekopp (1983); М. Zapella (1983, 1987, 1992); J. Richer & М. Zapella (1989); J. Richer (1991), применяющие холдинг - терапию в психологической коррекционной работе с семьями, имеющими аутичных детей. Очевидно, что холдинг - терапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность по - новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития