Анализ результатов полученных в ходе социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных организациях Свердловской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Количество обучающихся 265 общее количество семей 179 полные семьи 121 Малообеспеченные семьи 167 семьи СОП 5 Образование родителей: Высшее Незаконченное.
Advertisements

Екатеринбург 17 февраля 2016 года Правительство Свердловской области Министерство общего и профессионального образования Свердловской области «Организация.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Причины, мотивы, факторы риска и факторы риска употребления несовершеннолетнми психоактивных веществ. Факторы защиты от употребления ПАВ.
Новоуральск 2 марта 2016 года Правительство Свердловской области Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Управление образования.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.
Профилактика алкоголизма. Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий 1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму; 2. Усиление факторов,
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
Транксрипт:

Анализ результатов полученных в ходе социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных организациях Свердловской области в рамках « пилотного » проекта Дыненкова Е. Н., заместитель директора ГБОУ СО ЦППРиК « Ладо »

В качестве методик определения обучающихся, относящихся к группе риска по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ использовались : - опросник Р. Б. Кеттела - анкета В. Г. Латышева

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом ( протокол 13 от 28 сентября 2011 г.) Группа риска злоупотребления психоактивными веществами – группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально - демографических, личностных, психологических и сомато - физических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди : лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства ; экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ ; имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно - психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.

Опросник Р. Б. Кеттела Представляет собой анкетный метод оценки индивидуально - психологических особенностей личности : особенности характера, склонности и интересы и т. п.. Согласно данной методике, для выявления обучающихся « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ используются следующие факторы : - степень эмоциональной устойчивости ; - степень принятия моральных норм ; - степень неискренности ; - степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору « степень принятия моральных норм ». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем « неискренности », является основанием для отнесения респондента к « группе риска » и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению.

Результаты по опроснику Р. Б. Кеттела Количество обучающихся, прошедших тестирование Всего Анкет в группе риска ГР(%) Итого %

Анкета В. Г. Латышева Направлена на выявление совокупности факторов риска влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем. Данная анкета позволяет показать за счет каких именно факторов в конкретной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, то есть позволяет провести исходную оценку ситуации. Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. В качестве факторов риска и защиты представлены : - Личные факторы - Семейные факторы - Среда сверстников - Общесоциальные факторы - « Школьные » факторы

Результаты по анкете В. Г. Латышева Количество учащихся принявших участие в тестировании ГРУППА РИСКА Без риска ( анкет, шт.) ГРУППА РИСКА % % Без риска Высокий риск ( анкет, шт.) Средний риск ( анкет, шт.) Низкий риск ( анкет, шт.) % Высокий риск % Средний риск % Низкий риск %14.19%50.43%34.61%

Семейные факторы риска ГРУППА РИСКАНЕТ РИСКА Высокий риск Средний риск Низкий риск 1,0%21,5%55,2%22,3%

Семейными факторами риска являются : – несоблюдение членами семьи социальных норм и правил ; – неправильные воспитательные стили : гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание ( отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений ), завышенные требования родителей ( чаще матери ) к ребенку ; – развод родителей, воспитание одним родителем ( в неполной семье ); – неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют наркотиками, алкоголем или страдают от психических заболеваний ; – наличие хронических семейных конфликтов ; – постоянная занятость родителей ; – утрата или болезнь одного из родителей.

Индивидуальные факторы риска ГРУППА РИСКАНЕТ РИСКА Высокий риск Средний риск Низкий риск 0,0%4,1%82,3%13,6%

Индивидуальными факторами риска являются : – стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий ; – проблемы самооценки ( неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности ); – недостаток самоуважения ; – снижение мотивации достижений ; – низкая способность к рефлексии и заботе о себе ; – незрелость эмоционально - волевой сферы ; ; – стойкие нарушения аффективной ( эмоциональной ) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, « негативной » аффективности, низким уровнем развития способности к сопереживанию ;

Индивидуальными факторами риска являются : – неполноценная психосексуальная организация ; – агрессивность и нетерпимость ; – склонность к регрессивному поведению ; – отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению ; – подчиненность среде ; – неадекватное восприятие социальной поддержки ; – слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг - поведения. Специфическим индивидуально - психологическим фактором риска злоупотребления ПАВ можно считать : – установку на употребление ПАВ ; – факт употребления психоактивных веществ.

Социальные факторы риска : окружение сверстников ГРУППА РИСКАНЕТ РИСКА Высокий риск Средний риск Низкий риск 0,3%4,2%35,6%59,9%

Социальными факторами риска ( взаимоотношения со сверстниками ) являются : – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением ; – отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками ; – принадлежность к « отвергнутым » или к тем, кто находится в контакте с « отвергнутыми » детьми ; Специфическими факторами риска развития аддикции, проявляющимися в сфере общения со сверстниками, можно считать : – одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка ; – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ.

Социальные факторы риска : макросоциальная среда ГРУППА РИСКАНЕТ РИСКА Высокий риск Средний риск Низкий риск 2,6%41,0%53,2% 3,2%

Социальными факторами риска ( макросоциальная среда ) являются : – ухудшение социально - экономической ситуации в стране ; – ценностный плюрализм ; Специфическими факторами риска злоупотребления психоактивными веществами, проявляющимися на макросоциальном уровне являются : – доступность психоактивных веществ ; – мода на употребление психоактивных веществ ; – несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов ; – традиции общества, связанные с употреблением ПАВ.

Социальные факторы риска : школьная среда ( образовательного учреждения ) ГРУППА РИСКАНЕТ РИСКА Высокий риск Средний риск Низкий риск 0,0%0,1%25,9%74,0%

– раннее асоциальное поведение в образовательной организации ; – академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах ; – социально - психологический климат образовательного учреждения ; – конфликтные отношения со сверстниками и педагогами ; – частая смена образовательных учреждений ; – школьная дезадаптация ; – стрессовая тактика педагогического воздействия ; – недостаточная грамотность педагогов в вопросах физиологии, психофизиологии и охраны психического здоровья обучающегося ; Специфическими факторами риска являются употребление ПАВ на территории образовательной организации, а также терпимое отношение администрации к употреблению психоактивных веществ ( в том числе курения ) обучающимися и педагогами. Социальными факторами риска ( школьная среда ) являются :

Защитные факторы Защитные факторы – это условия, препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами.

Семейные защитные факторы – система позитивной семейной поддержки ; – позитивные взаимоотношения в семье, адекватное выражение любви к ребенку ; – привязанность к семье ; – приверженность семейным ценностям ; – высокий уровень образования родителей ; – крепкие семейные узы ; – активная роль родителей в жизни детей ; – понимание проблем и личных забот детей ; – ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности ( система поощрений эффективней системы наказаний ).

Индивидуально - психологические защитные факторы Поведенческая сфера - социальная компетентность ; - владение эффективными стратегиями поведения ; - владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ Мотивационно - потребностная сфера - антинаркогенная установка ; - развитая ценностная мотивационная структура личности ; - наличие жизненных ценностей и перспектив, несовместимых с наркотизацией ; - вовлечение в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации ; - ориентированность на ведение здорового образа жизни

Индивидуально - психологические защитные факторы Эмоциональная сфера - эмоциональная устойчивость ; - способность к отсроченной разрядке напряжения ; - способность контролировать аффект ; - сформированность чувства преданности и близости ; - высокий уровень эмпатии ; - здоровое и развитое чувство юмора. - Когнитивная сфера - осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ ; - развитые ресурсы когнитивной сферы ; высокий созидательный потенциал

Индивидуально - психологические защитные факторы Духовная сфера - твердые моральные принципы и убеждения ; - сформированная позиция по отношению к любви, жизни, вере, духовности ; - убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе ; - ценности культурных традиций ; - позитивная « Я - концепция »; - адекватная самооценка

Защитные факторы проявляющиеся в среде сверстников - улучшение социально - значимых способностей ( коммуникабельность, активность ); – позитивные отношения со сверстниками ; – негативное отношение к употреблению ПАВ в группе значимых сверстников.

Макросоциальные защитные факторы – развитость системы комплексной психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним и молодежи ; – совершенствование законодательной базы в отношении потребления ПАВ несовершеннолетними ; – усиление активных действий региональной общественности ; – развитие системы дополнительного образования ; – развитие сети игровых и спортивных площадок.

Факторы защиты, проявляющиеся в образовательной организации : – повышение общего качества обучения, усиление связи обучающихся со школой ; – успешное участие в общественных мероприятиях ; – поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях ; – негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления ; – сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками ; – повышение квалификации педагогов и администрации по вопросам профилактики употребления ПАВ ; – развитие волонтерского движения ; – функционирование служб медиации в образовательных организациях.

Основные направления работы с подростками « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ Деятельность педагогического коллектива : – выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям ; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков ; – составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении ( определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей ); – изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми ;

– вовлечение учащихся в различные виды положительно - активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней ; – изменение условий семейного воспитания ( исходя из возможностей образовательного учреждения ) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики ; – расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.

Индивидуально - профилактическая работа с подростками : ­– найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения ; – посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам ; – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения ; – посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях ; – вовлекать подростков в общественно - значимую деятельность, объединения дополнительного образования ; – путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений ;

– изучить интересы, склонности способности учащихся « группы риска » с целью использования их в коррекционной работе ; – установить, входит ли « трудный ребёнок » в другие компании ; – привлекать детей « группы риска » к участию в культурно - массовой, спортивной работе ; – особое внимание уделять их интересам и предпочтениям ; – организация занятий для детей « группы риска » по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов ; – привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении.

Работа с родителями : – просветительская работа ( выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев ); – психокоррекционная работа – семейное консультирование ( оказание помощи семье в конфликтных ситуациях : уходит из дома ; стал агрессивным, не управляемым ; замечен в квартирных кражах и т. д.); – психопрофилактическая работа – приглашение специалистов ( медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.) на встречи с родителями. – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков ;

– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми ; – разработка основных правил семейного воспитания ; – создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку ; – всестороннее психолого - педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики ; – способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.

Спасибо за внимание !