Департамент образования г.Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Advertisements

Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Тест 1. Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Транксрипт:

Департамент образования г.Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 339 Тема 3 «Познание» Составитель: Аксенова В.В. Редакторы: Мирошина Е.В., Соловьева О.В. Москва

ТЕМА 3 «ПОЗНАНИЕ». ОГЛАВЛЕНИЕ Познание человеком мира и самого себя.(2 слайда) 3.1.1/3.1.2/ стр Познание и знание. (2 слайда) 3.2.1/3.2.1/ стр Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. (4 слайда) 3.3.1/3.3.2/3.3.3/3.3.4/ стр Истина и ее критерии. (5 слайдов) 3.4.1/3.4.2/3.4.3/3.4.4/3.4.5/ стр Многообразие форм человеческого знания.(1 слайд) 3.5.1/ стр Научное познание и его особенности.(6 слайдов) 3.6.1/3.6.2/3.6.3/3.6.4/3.6.5/3.6.6/ стр Основные методы научных исследований.(4 слайда) 3.7.1/3.7.2/3.7.3/3.7.4/ стр Социальное познание.(2 слайда) 3.8.1/3.8.2/ стр Исторические факты, их интерпретация и их оценки. (3 слайда) 3.9.1/3.9.2/3.9.3/ стр Науки о человеке и обществе. (5 слайдов) /5.10.2/5.10.3/ / /5. стр Словарь терминов стр Коллекция афоризмов стр. 42 Список источников. стр

Познание 3.1. Познание человеком мира и себя 3.2. Познание и Знание Стремление к познанию Стремление к познанию – одна из важнейших характеристик человека Познание Предмет познания Предмет познания Явления Природы Социальный мир Человек Знание Результат познания Результат познания Непроизвольно ( в разных житейских ситуациях) В результате опыта Специально организованными исследованиями Знание (знать, ведать, разуметь) Знание (знать, ведать, разуметь) – совокупность сведений о тех или иных областях реальности. О свойствах О предметах О способах деятельности О формировании знания Это приобретение и накопление знаний

3.1.2 Познавательная деятельность Познавательная деятельность Познавательная деятельность – высшая форма духовного отношения человека к действительности и ее отражения, ориентированная на получение духовных, истинных знаний Мышление Процесс Виды мышления Наглядно – действенное Наглядно – образное Абстрактное Мышление Мышление совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Мышление Мышление опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 4

Процесс познания Субъект познания Объект познания Предполагает наличие двух сторон Познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив Познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Все общество Все общество Весь окружающий мир Весь окружающий мир Результат - Знания 5

3.2.2 Три подхода к вопросу о познании мира и себя Агностицизм Агностицизм (от греч. Agnostos – недоступный познанию) – отрицает возможность познать мир, так как познание не дает достоверных сведений о мире Скептицизм Скептицизм (от греч. Skeptikos – рассматривающий, практикующий) – выражает сомнение (не отрицает) в том, что все знания о мире носят достоверный характер Оптимизм Оптимизм (от лат. Optimus – наилучший) – утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получить достоверные знания о мире Виды познания: Обыденное Обыденное Социальное Социальное Научное Научное Религиозное Религиозное Мифологическое Мифологическое Художественное Художественное 6

Познание Формы познания (Уровни познания) Формы познания: мифологическое религиозное философское научное художественное обыденное … Естественные науки Естественные науки Социально – гуманитарные науки Социально – гуманитарные науки Источники: Результат познания ? - может – ЗАБЛУЖДЕНИЕ – Источники: погрешности погрешности некорректный перенос опыта некорректный перенос опыта Это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину Это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину Ложь Ложь – сознательное искажение образа объекта

3.3.2 Интуиция Интуиция – вид познания,в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» Интуиция Признаки Виды внезапность неполная осознанность непосредственный характер возникновения знаний Интеллектуальная Мистическая связана с умственной деятельностью связана с переживаниями, эмоциональным миром человека 8

3.3.3 Научное познание. Уровни I уровень: Эмпирический уровень Методы: наблюдение измерение эксперимент опыт Сбор фактов I I уровень: Теоретический уровень Цель – объединить в систему факты, объяснить их Создать систему научных знаний Гипотезы Гипотезы – велика роль, должна быть доказана 9

Структура познавательного процесса (Компоненты) Чувственное познание I уровень Рациональное познание I I уровень Ощущения ВосприятиеПредставление Формы чувственного познания Взаимосвязаны Находятся в единстве форма чувственного познания, в которой отражаются отдельные свойства предмета, возникающие в результате непосредственно го контакта с органами чувств форма чувственного познания, отражающая предмет в целом, объединяющая показания разных органов чувств, относящихся к этому предмету, тоже возникает в результате непосредственного контакта с органами чувств чувственный образ предмета как целостной совокупности свойств, возникающих благодаря припоминанию и фантазии без непосредственно го воздействия предмета на органы чувств Понятия Суждения Умозаключения важнейшая форма мышления, в нем отражаются знания о главных, существенных свойствах предмета. Понятия формируются на основе абстракций. Понятие – форма познания сути предметов, обобщение их существенных признаков высказывание, выражающее мысль, которая является истинной или ложной. Суждение показывает наличие или отсутствие признака индукция дедукция мысленный вывод из нескольких суждений; выводится новое суждение путем логических методов, например, индукция или дедукция логический вывод Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Возникают звуковые, пространственные, вкусовые, тактильные образы. Познание Познание – опосредовано чувствам Формы рационального (логического) познания 10

Познание Истина и ее критерии Теория познания гносеология эпистемология Теория познания – («гносеология» от греч. Gnosis, «эпистемология» от лат. episteme) – изучает вопросы об объекте и субъекте познания; познаваем ли мир; как соотносятся чувственное и рациональное в познании; что такое истина и каковы ее критерии. Истина Истина верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятие лжи

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности и ее замечаешь, а истина скрыта в глубине и не всякий может отыскать ее. Иоганн Вольфганг фон Гётё Истина ничуть не страдает от того, что кто-то её не признает. Фридрих Шиллер Истина это то, что выдерживает испытание опытом. Альберт Эйнштейн

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним это процесс истина едина АСПЕКТЫ ИСТИНЫ Объективная истина Абсолютная истина Относительная истина это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества это исчерпывающее, достоверное знание о природ, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто это неполное, неточное знание

это то, что позволяет отличить истину от заблуждений; удостоверяет истину. Критерий Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерииистины Критерииистины Соответствует законам логики Соответствует ранее открытым законам Практика Соответствует законам логики Парадоксальность идеи материальное производство (труд) преобразование природы социальное действие (реформы, революции, войны) научный эксперимент

Практика Практика (от греч. practikos) – это целостная, органическая система материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности Практика – источник познания Практика – основа познания Практика – цель познания Практика – критерий истины Ничему нельзя серьёзно научиться, когда правило предшествует практике. Мильфорд Прентис

Познание Научное Познание и его особенности Научное познание Научное познание – деятельность, направленная на получение знания Научное познание Научное познание – взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире Научное познание Научное познание – обусловленный развитием общественно – исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении

Человечество постигает действительность Научные способы познания Антинаучные ненаучные способы познания Пути Способы Пути Способы Знания Основной способ познания Новейшие технологии Промышленное производство Медицина Образование Способы ненаучного познания Миф Народная мудрость Жизненный опыт Паранаука, искусство Обретение знания 17

Научное познание (наука) СВОЙСТВЕННО На получение нового для человечества знания, открытие того, что еще не известно людям НАЦЕЛЕНА Стремление к объективности Изучение мира Изучение мира таким, каков он есть вне и независимо от человека результат не должен зависеть от частных мнений Полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов Для описания знаний язык: Требуется специальный язык: особые термины строго определяемые понятия математические символы Важной чертой научных исследований Является направленность на получение данных, которые могут найти применение в будущем Для подтверждения истинности специальные методы исследования, Используются специальные методы исследования, особые процедуры проверки: наблюдение наблюдение классификация классификация описание описание экспериментальные исследования экспериментальные исследования теоретическое объяснение теоретическое объяснение Основные методы, основные средства 18

Сферы познания Научное Ненаучное Систематичность знаний (теория) Методология (обоснование применяемых методов) Формализация (применение особого языка для фиксации результатов познания Уровни Обыденное познание Познание средствами искусства Религиозное познание Эмпирическое познание Эмпирическое познание Теоретическое познание Теоретическое познание II Уровни 19

Уровни Эмпирическое познание Теоретическое познание I I От греч. Emperia - опыт Сбор данных из опыта Фиксация фактов Первичная систематизация фактов Обобщение понятий в категории Формулирование принципов и законов Создание научных теорий Методы: Наблюдение Эксперимент Методы: Выдвижение гипотез Научное моделирование Творческое воображение ученого Универсальные методы: Анализ, синтез Анализ, синтез Дедукция, индукция Дедукция, индукция аналогия аналогия Идеализация Идеализация 20

дифференцируется Научное знание постоянно дифференцируется (появляются отдельные науки со своим предметом и методом исследования) Дифференциация Дифференциация (от лат. differentia) – разность; разделение, расчленение целого на части, формы и т.д. Мифология Философия век энциклопедистов Элементы научных знаний растворены в общих познавательных системах (век энциклопедистов) Новое время 1. Математика 2. Научное естествознание 3. Технические науки XIX век 4. Социальное знание 5. Гуманитарные знания XX век 6.Физика, химия 7. Математическая лингвистика 8. Социальная психология Дифференциация позволяет добывать более глубокие знания выявляет ранее скрытые стороны 21

интеграции Возрастает потребность в интеграции (необходимо объединять разрозненные компоненты в единую картину) Интеграция Интеграция (от лат. integration) – восстановление; сближение и связь различных частей, процессов, явлений Как изучать ЧЕЛОВЕКА, не объединив науки но Создаются институты, но …пока невозможно Накопление научных открытий, революционных гипотез Накопление научных открытий, революционных гипотез Например:XX век, исследования А. Эйнштейна, М. Планка и др. изменили представление о : пространстве времени материи Приводит к научным революциям Приводит к научным революциям Но не отменили прошлых знаний А. Эйнштейн 22

Познание Основные методы научных исследований методы Научное познание имеет свои уровни, формы и методы Качества Научного метода: строгость объективность Метод Метод – от греч. Metodos - путь исследования; орудие, средство познания; в методе объективная закономерность превращается в правило действия исследователя (субъекта) Метод Метод – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели Научный метод Научный метод – совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки объективностисубъективное Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных

Методы научного познания Эмпирические Универсальные Теоретические Наблюдение Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования Используются инструменты Эксперимент от лат. Experimentum -опыт, проба Исследование объекта путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий или изменения течения процесса Субъект преобладающе воздействует на объект Анализ от греч. Analysis - разложение Процесс мысленного (либо фактического ) разложения целого на составные части Синтез от, процесс мысленного (либо фактического) воссоединения целого из частей Индукция от лат. Inductio – наведение; путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям Единство исторического и логического исторический метод без логического слеп исторический процесс развития объекта и связи объекта – описание (исторический метод без логического слеп) Восхождение от конкретного к абстрактному Восхождение от абстрактного к конкретному 24

Эмпирические (Продолжение) Универсальные Теоретические Измерение Дедукция от лат. Deductio – выведение; доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики Аналогия от греч. Analogia – соответствие, сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях Моделирование от фр. Modelie, от греч. modulus – образец, мера; воспроизведение характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для изучения Формализация Математизация Классификация процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками Систематизация процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному единству в функциональных целях Использование математических методов в какой-нибудь науке, сфере деятельности 25

Эмпирические (Продолжение) Универсальные Теоретические Описание Один из элементов повествования, особое выделение какой-либо формы изображаемого - внешности, обстановки, природы… Сравнение Процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух или нескольких объектов Абстрагирование от лат. Abctractio – отвлечение; мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделением какого- либо свойства или отношения Идеализация процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов Единство обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние Единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно – технический процесс 26

Познание 3.8. Социальное познание. 3.9.Факты, их интерпретация и оценка Социальное познание Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке о обществе Особенности социального познания Субъект Объект 1 Субъект и Объект познания совпадают - познание оказывается самопознанием; - общественная жизнь – субъект субъекта. социальное знание 2 Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов- субъектов познания (социальное познание задевает непосредственно интересы людей). Социальное знание естествознаниеобществознание 3 Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание (естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде) естествознание естествознание - «истина разума» обществознание обществознание – «истина сердца»

вероятностный 4 Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур, и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер социального познания 5 В процессе социального познания устанавливается только относительная истина (т.к. общественная жизнь меняется очень быстро) Эксперимент Метод научного (социального) познания научной абстракции 6 Эксперимент, как Метод научного (социального) познания, его применения ограничено (чаще используется метод научной абстракции и мышление) Принципы социального познания Социальная действительность Социальная действительность познается в развитии Общественные явления изучаются в их многообразных связях, многообразных взаимозависимостях Общее Особенное Выявляются Общее (исторические закономерности) и Особенное в общественных явлениях

Познание общества начинается с познания… 3.9. Реального ФАКТА Социальный ФАКТ Объективный факт Научный факт событие, имевшее место в определенное время, в определенных условиях не зависит может быть не зафиксирован путем его свойств может быть не зафиксирован путем описания его свойств событие, которое описано с учетом специфики социальной ситуации отражен в книгах, рукописях, научных докладах и т.д. научным интерпретировать чтобы факт стал научным его следует интерпретировать (истолковать, объяснить)

Интерпретация фактов 1 Подвести факт под научное понятие 2 Изучить существующие факты, из которых состоит событие и ситуацию (обстановку), в которых событие происходило 3 Проследить многообразные связи изучаемого факта с другими фактами Интерпретация Интерпретация – сложная, многоступенчатая процедура: истолкования истолкования обобщения обобщения объяснения объяснения Виды социальных фактов Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки Продукты человеческой деятельности Действия, поступки людей либо группы

Оценка факта зависит от: свойств изучаемого объекта (события, факта) соотнесения изучаемого объекта с другими, однопорядковыми (идеалом) познавательной задачи, которую поставил исследователь личной позиции исследователя (просто человека) интересов той социальной группы, к которой исследователь принадлежит Результат социального познания Результат социального познания Знание Социальное Гуманитарное Анализирует общественные процессы и выявляет в них закономерности, повторяющиеся явления Анализирует цели, мотивы, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений. намерений Взаимопроникаемы

Познание Многообразие форм человеческого знания Знание Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Формы общественного сознания наука философия мифология политика религия Формы общественного познания соответствуют видам знаний Виды знаний житейское (эмпирический характер, база – здравый смысл, обыденное сознание, констатация и описание фактов) научное (понимание взаимосвязей и закономерностей, предвидение) ненаучное (донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное) практическое (овладение вещами) художественное (образное) рациональное (….) иррациональное (противоречит рациональному мышлению) личностное (зависит от особенностей субъекта)

Науки о человеке и обществе Обществознание Обществознание – комплекс наук, изучающих общество и человека. Комплекс наук, изучающих общество и человека, Комплекс наук, изучающих общество и человека, дают социально – гуманитарные знания. ПРИПОДУ Естественные науки изучают ПРИПОДУ ЧЕЛОВЕКА Социально – гуманитарные науки изучают ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКА ИЗУЧАЮТ ЧЕЛОВЕКА Естественные науки Биологическая природа Социальные качества Промежуточные науки Общественные науки

Социально – гуманитарные науки Отличаются от естественных наук деятельностьмыслистремления Общество Изучают деятельность людей, мысли людей, их стремления, чтобы познать Общество процессов Изучают взаимодействие социальных процессов, мотивы людей, которые в них участвуют события Изучают черты отдельного, неповторимого события особенности единичного, социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т.д. Социальные науки имеют цель: - постичь истину; - обнаружить объективные законы взаимодействия общества; - обнаружить тенденции развития общества

Общественные науки науки 1 связь с практикой фундаментальные прикладные 2 предмет исследования п/п Группы социальных наук Социальные науки 1Исторические науки Отечественная история, археология, всеобщая история, этнография, историография 2Экономические науки Экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика 3Философские науки История философии, логика, этика, эстетика 4Филологические науки Литературоведение, языкознание, журналистика 5Юридические науки Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право 6Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания 7Психологические науки Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология, дефектология, психология речи 8Социологические науки Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография 9 Политические наук Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии 10Культурология Музееведение, теория и история культуры

Социология Социология – это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития Социология Социология изучает: социальную жизнь людей, социальные факты, социальные процессы, социальные отношения, деятельность индивидов, деятельность социальных групп, роль, статус, социальное поведение. Три уровня социологических знаний Теоретический уровень Теории среднего уровня Уровень прикладных социологических исследований

Cловарь терминов. Познание процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом- получение нового знания об окружающем мире. Познание 2)Знание отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.сознаниичеловека 3)Познавательная деятельность -высшая форма духовного отношения человека к действительности и ее отражения, ориентированная на получение духовных, истинных знаний. 4)Мышление опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 5)Агностици́змсчитает невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта.познаниеопыта 6)Скептици́змвыдвигает сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. 37

7)Оптимизм утверждает принципиальную познаваемость мира и возможность получить достоверные знания о мире. 8)Ложь утверждение, не соответствующее истине, в отличие от заблуждения, высказанное сознательно.утверждениеистине 9)Заблуждение - уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок. 10)Интуиция - способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и таким образом моментально находить ответ на любой вопрос. 11)Эмпирический уровень познания(чувственное познание)- преобладает чувственный опыт, рациональное познание имеет место, но подчинено чувственному. 12)Теоретический уровень познания(рациональное познание) - преобладает рациональное познание, при подчиненном положении чувственного, при создании теории используются только формы рационального познания. 13)Гипотеза недоказанное утверждение, предположение или догадка. 14)И́стина верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. 38

15)Крите́рий (гр. kriterion - признак для суждения) признак, основание, мерило оценки чего-либо. 16)Практика деятельность, сопровождающаяся вырабатыванием определенных навыков.Практика 17)Научное познание- открытие объективных законов на основе обобщение реальных фактов в их взаимосвязи. 18)Дифференциация (в социологии) наличие в обществе социальной структуры или процесс, ведущий к возникновению новых видов деятельности, ролей и групп, для выполнения новых функций.Дифференциациясоциологииролей 19)Интеграция - объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. 20)Метод систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.систематизированнаязадачуцели 21)Нау́чный ме́тод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.знанийметодовнауки 22)Наблюдение восприятие и запоминание личностью.восприятиезапоминание 23)Анализ операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. 24)Эксперимент метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. 39

25)Инду́кция - сначала поиск фактов, на этом основывается доказательство. 26)Дедукция метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. 27)Классифика́ция процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.группировкиобъектовпризнаками 28)Систематизация процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с внешним миром.объединенияоднородныхпараметрамкритериямиерархиезированному функциональныхцеляхсвязейвнешниммиром 29)Моделирование исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.объектов познания моделейпроцессов 30)Математизация – использование математических методов в какой-нибудь науке,сфере деятельности. 31)Абстракция мысленное выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. 40

32)Сравнение процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов. 33)Идеализация – мысленное конструирование объектов, невозможных в действительности, при этом реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими. 34)Субъект (философия) тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие; носитель действия.Субъект (философия) 35)Объект то, на что направлена та или иная деятельность (или то, что создано этой деятельностью); в более широком значении любой предмет вообще. 36)Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. 37)Интерпрета́ция (лат. Interpretatio) -разъяснение, толкование; переводлат. 41

Познание. Коллекция афоризмов. 1. Все можно познать, только не самого себя. (Стендаль)Стендаль 2. Лишь в людях себя познать способен человек. (Иогган Гёте) 3. Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока. (Платон)Платон 4. Сколько есть способов познавать вещи, столько же путей и к заблуждению (Александр Радищев).Александр Радищев 5. Познание начинается с удивления. (Аристотель)Аристотель 6. Многознание уму не учит. (Гераклит) 7. Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения. (Пифагор) 8. Истинно знать что-либо - значит знать его причины. (Ф. Бэкон) 9. Понимание - начало согласия. (Б. Спиноза) 10. Нужно иметь в голове великое множество разнообразнейших идей, чтобы родить одну хорошую. (Л. Мерсье) 11. Убеждение - это не начало, а венец всякого познания. (И. Гёте) 12. Ошибочно думать, что много знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания. (Л.Н. Толстой) 13. Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. (Конфуций) 14. Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. (Г. Гегель) 15. Чего не понимают, тем не владеют. (И. Гёте) 16. Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. (И.Гете) 17. Знание без нравственной основы - ничего не значит. (Л.Н. Толстой) 18 Друзей узнаешь в беде. В бедах друзей узнаешь себя. (Александр Кумор)Александр Кумор 19. Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. (Т. Эдисон) 20. Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим. (Сократ) 42

43 Список источников. Составлено при помощи : 1 Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО РФ 1236 от ) 2 Обязательный минимум содержания среднего ( полного ) общего образования по предмету (Приказ МО РФ 56 от ) 3 Программа вступительных экзаменов по обществознанию (см.Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения РФ.- М.: Минобразования России, 2000 ) 4 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования (Приказ МО РФ 1089 от ) 5 Никитин А.Ф. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений.6-11 класс. М.: Дрофа, Захарова Е.Н.Примерное планирование курса обществознания для классов. М.: «Школа-Пресс», Боголюбов Л.Н. и др. Интегративные общеобразовательные курсы. Обществознание классы.М.: Дрофа, Боголюбов Л.Н.,Иванова Л.Ф., Лабезникова А.Ю. Обществознание класс. Профильный уровень. М.: Просвещение Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В. Обществознание. Профильный уровень класс. М.: Просвещение Сост. Тюляева Т.И. Обществознание. М.: Дрофа., Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание класс.Базовый уровень. М.: Вентана-Граф, Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание класс. Базовый уровень. М.: Русское слово,2006 год. 13 Гаджиев К.С. Программа элективного курса «Введение в политологию». 14 Гусев Д.А. Программа элективного курса «Введение в философию». 15 Малышевский А.Ф. Программа элективного курса « Мир человека». М.: Просвещение, Человек и общество. /Под ред. Купцова В.И.- Сборник программ «Человек и общество».МО РФ, Кравченко А.И. Введение в социологию класс. М.: Просвещение, Гридчина А.Г. и др. Введение в социологию. М.: Просвещение, Малышевский А.Ф.Введение в философию. М.: Просвещение, Современный мир./ Под ред.Пантелеева М.М.-«Преподавание истории в школе».1991,3. ПРАВО 1 Козленко И.В., Певцова Е.А. Программа среднего ( полного ) общего образования по курсу «Право. Основы правовой культуры». М.: МИОО, ОАО « Московские учебники», Кашанина Т.В. Основы права класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс, Никитин А.Ф. Основы права класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, Под ред. Боголюбова Л.Н. 10 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, Никитин А.Ф. Право класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, Никитин А.Ф. Правоведение класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. В 4-х частях. М.: Русское слово, Быкова М.В. Программа элективного курса « Практическое право»

44 9 Артуньянц Р.О., Нестерова О.Н., Фомина Е.В.Программа элективного курса «Особенности правового статуса несовершеннолетних». 10 Артуньянц Р.О., Нестерова О.Н., Фомина Е.В. Программа элективного курса «Конституционное право РФ». 11 Сухотерина М.И. Программа элективного курса «От морали к закону». 12 Терещенкова Т. С. Программы элективных курсов «Из всеобщей истории права и государства», «Из истории права и государства России». 13 Ходаев О.К. Программы элективных курсов «Административное право», «Семейное право для несовершеннолетних», «Уголовное право для несовершеннолетних», «Трудовое право для несовершеннолетних», «Защита прав потребителей», «Общественно-правовые основы карьеры». 14 Кожин Ю.А. Программа элективного курса «Права и ответственность ребенка по российскому законодательству». 15 Терентьева Е.В.,Виноградова Е.В. Программа элективного курса «Юриспруденция. Введение в специальность». 16 Панюкова В.В. Программа элективного курса «Как написать эссе». 17 Цыренкова М.Г. Программа элективного курса «Основы организации исследовательской деятельности учащихся». ЭКОНОМИКА 1 Липсиц И.В., Антонова Л.В. Экономика.9-10 класс. М.: Просвещение, Равичев С.А., Протасевич Т.А. Экономика класс. М.: Просвещение, Любимов Л.Л. Основы экономических знаний класс. М.: Просвещение,1993;Вита-Пресс, Липсиц И.В., Антонова Л.В. Программа факультатива по экономике. М.: Вита-Пресс,1995, Автономов В.С. Введение в экономику класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс, Липсиц И.В. Экономика класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс, Под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. В двух частях класс. Профильный уровень. М.:Вита-Пресс, Под ред. Линькова А.Я. Экономика класс. Профильный уровень. М.: Вита-Пресс, Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В.и др. Экономика класс. М.: Интеллект-Центр,

Редактор, дизайн: Соловьева О.В. Печатник: Курандина Е.В. Подписано в печать Отпечатано в школьной типографии ГОУ СОШ 339, Г.Москва, ул.Зеленодальская, д.33, к.2. Тел/факс (495) Телефон редакции: (499) htpp://sch339.ru