Компетентностный подход в дополнительном образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Различие подходов «Знаниевый» подходКомпетентностный подход Личностных результатов можно достичь за счет приобретения необходимых знаний Основной путь.
Advertisements

Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Подготовила педагог дополнительного образования Федотова И.А.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.
Тула Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… (Джон Дьюи) "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Cистемно-деятельностный подход в обучении и воспитании Оформление Багрий М. Г., методист КУ «КРМЦ»
МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МАОУ СОШ 13 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МОУ СОШ 9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Транксрипт:

Компетентностный подход в дополнительном образовании.

Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых.

Компетенция определяется как: 1) Способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) Соответствие содержания компетенций современным требованиям.

Компетентность означает доскональные знания в какой- либо области и самостоятельное применение их в жизни, т.е. на практике. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области, но этого не достаточно…

В настоящее время «работодателю нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».

Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, усиление практической деятельности.

Цели образования 21 века: -уметь жить; -уметь работать; -уметь жить вместе; -уметь учиться

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей: -информационной( умение самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); -коммуникативной(умение самостоятельно сотрудничать с другими людьми); -самоорганизации, здоровьесберегающей( умение самостоятельно ставить цели, планировать, ответственно относиться к своему здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

Знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем: 1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. 2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат. 3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.). 4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей. 5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

Какова роль каждого из нас: -научить детей учиться; -перейти от ЗУНовской системы к системе деятельностной; -развить ключевые компетенции; -сформировать ключевые компетентности; -научить детей брать на себя ответственность в принятии решений; -владеть каждому педагогу современными технологиями.

Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода: 1. Изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся в зависимости от их личных склонностей и интересов; (использование ИКТ, проектно-исследовательской, ориентированно- деятельностной технологии, портфолио учащегося и др.) 2. Изменение позиции педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником передачи знаний и информации;

Компетентностный подход – это усиление практического характера образования, педагогу предстоит сформировать у учащихся ключевые компетентности в следующих сферах: - в сфере самостоятельной познавательной деятельности (научить учиться); -в сфере гражданско-общественной деятельности (научить жить в обществе); -в сфере социально-трудовой деятельности (научить трудиться); - в бытовой сфере (научить бороться с бытовыми трудностями); - в сфере культурно - досуговой деятельности (научить отдыхать).

Компетентностный подход – это усиление практического характера образования. Теоретические знания должны перестать быть мертвым грузом.

Компетентностный подход – это приемы, формы, средства. В чем выражается компетентностный подход? В следующем: 1 применение педагогом словесных и наглядных средств; 2 разработка и проведение нетрадиционных форм проведения занятий и различных мероприятий; 3 организация групповой и индивидуальной работы; 4 проведение презентаций проектов, исследований; 5 тематическое консультирование; 6 проведение для учащихся тематических мастер-классов; 7 практические занятия, беседы, лекции, обучение в интерактивной форме; 8 использование ИКТ, методов игры, проектов и др.; 9 просмотр видеоматериалов, иллюстраций; 10 здоровьесберегающие технологии; 11 портфолио учащихся; 12 поощрение новаторства и творчества; 13 создание проблемных ситуаций; 14 мозговой штурм; 15 опережающее обучение; 16 ТРИЗ; -и т.д.

Критерии: учащийся -владеет техниками и приемами; -пользуется инструментами и оборудованием, применяет различные материалы в работе; -владеет общими навыками в освоении основ той или другой деятельности; -выразительно выполняет декоративную композицию; -творчески использует цвет, пропорции, ритм, стилизацию, форму, силуэт и др.; -конструктивно мыслит; -знает основные понятия; -умеет связывать в работе композицию, цвет, фактуру, форму; -выполняет эскизы, модели, проекты, макеты; -оформляет результаты своей деятельности; -здоровая конкурентоспособность, качество изделий; -рождает творческие идеи, замыслы; -проявляет художественный вкус, внутреннюю культуру; -знает особенности национальной культуры.

Формы отслеживания педагогом роста учебно – познавательных компетенций: 1. Личные карты учащихся; 2. Итоги выставочной деятельности(портфолио лучших работ, авторские выставки, технологические разработки; 3. Участие в конкурсах, выставках; 4. Защита проектов, исследований; 5. Сдача экзаменов; 6. Наблюдение, тренинги; 7. Проекты, исследование, творческие отчеты; -и др.

Заключение Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимися положительного для себя результата. Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе.

Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его самостоятельно мыслить, привить навыки практических действий. Направленность на воспитание и развитие учащегося - основа деятельности педагогического коллектива. Изменение модели образования требует прежде всего изменения личности самого педагога, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.

Благодарим за внимание!