1 Здоровье детей и подростков как основа успешного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга Проект: «Создание оптимальной модели здоровьесозидающего.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
«Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Приказ Министерства.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Опыт внедрения в учебно – воспитательный процесс МОУ школы 84 ювенальных технологий. Заместитель директора по УМР Н.В. Васильева.
Педагогический совет «ЗДОРОВЫЙ ДУХ – ЗДОРОВОЕ ТЕЛО» Цель педсовета: формирование здоровьесберегающей компетентности пе­дагогов.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
1.Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в адаптационный период (оздоровительные и коррекционные мероприятия с детьми со сложной адаптацией);
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 123.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»
Пояснительная записка Программа здоровье представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какие условия необходимы для формирования навыков здорового образа жизни школьников в образовательном учреждении?
Транксрипт:

1 Здоровье детей и подростков как основа успешного обучения

2 Состояние здоровья современных школьников в Российской Федерации имеет следующие тенденции 1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает %. 2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни 3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохандроз, осложненные формы плоскостопия), втроое – болезни почек и мочевыводящих путей. 4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, лет – 3 диагноза, лет – 3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анемнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. n (Безруких М.М., 2004)

3 Комплексный подход при социально- педагогическом проектировании здоровьесберегающей системы образования Новосибирской области

4 Цель здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде объединение и координация образовательных, социальных и медицинских мер, обеспечивающих достижение общего результата: предупреждение заболеваний, адекватное (соответствующее возрасту) физическое, психическое, социальное и духовное развитие детей и подростков, их высокая устойчивость к факторам риска, формирование навыков здорового образа жизни, повышение качества усвоения учебного материала; раннее выявление и диагностика заболеваний, снижение заболеваемости детей и подростков; психолого-педагогическая и медико-социальная реабилитация детей и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья.

5 Задачи Развитие деятельности организационных структур, обеспечивающих деятельность по сохранению здоровья детей в образовательной среде Подготовка кадров Разработка и внедрение программ для всех уровней (для детей всех групп здоровья, различных уровней физического и психического развития, различных групп риска) и во всех сферах (учащиеся, педагоги, родители, сверстники, окружающая среда) здоровьесберегающей деятельности Создание нормативно-правовой базы реализации здоровьесберегающих программ Осуществление мониторинга ситуации (здоровье детей и подростков) Оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий

6 Ресурсы региональной модели здоровьесберегающей системы образования Сеть школ, работающих по программам «Здоровье» Специализированная медико-педагогическая служба в ДОУ для детей с патологией развития Система ППМС- сопровождения образовательного процесса Специализированная консультативная помощь: сеть центров ППМС помощи семье и детям Специальные здоровьесберегающие образовательные программы, реализуемые через УВП Научно-методическое, учебно-методическое руководство и консультирование развития системы Административные: органы управления образованием всех уровней Сеть попечительских советов школ Проекты, поддерживающие создание и развитие региональной модели безопасной здоровьесберегающей системы образования Нормативно- правовые

7 Типы и основное содержание работ 1. Создание безопасных, здоровьесберегающих медико-социальных условий труда и учебы в образовательном учреждении (создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения) 2. Рациональная организация учебного процесса 3. Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися, педагогами, родителями 4. Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни 5. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение мотивации укреплять собственное здоровье и информирование об эффективных здоровьесберегающих методах, подходах, технологиях 6. Организация просветительской работы с населением (другими ведомствами, общественными организациями), формирование социального партнерства в здоровьесберегающей деятельности 7. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья, организация необходимой медико-социальной и психолого- педагогической помощи детям и подросткам, консультации специалистов для детей, родителей и педагогов.

8 Обеспечение безопасных условий для обучающихся и воспитанников На капитальный ремонт и устранение недостатков аварийного состояния объектов образования в 2005 г. выделено 15 млн. рублей В штате управления образования введена должность инженера по безопасности В бюджете Новосибирской области заложено целевое финансирование противопожарных мероприятий в объеме 46 млн. рублей 90 % руководителей ОУ прошли обучение в объеме пожарно-технического минимума Издан приказ начальника управления образования Новосибирской области от «Об усилении санитарно – эпидемиологического контроля в образовательных учреждениях». В образовательные учреждения области направлено письмо Министерства образования РФ «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях». С целью создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья в учебном году проводилась плановая инспекторская проверка выполнения санитарно – гигиенических требований. В ходе аттестации общеобразовательных учреждений специалистами управления образования проводится контроль за соблюдением предельно допустимой учебной нагрузки.

9 Учебно-методический комплекс по обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях

10 Рациональная организация учебного процесса Смолеусова Т.В. Математика вокруг нас. Уроки-экскурсии / Учебное пособие. – В пособии впервые раскрыта роль уроков-экскурсий по математике в укреплении и сохранении здоровья учащихся начальной школы Уроки-экскурсии по математике - создают условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников; - снимают статическое напряжение; - в большей мере соответствуют возрастным, функциональным возможностям развития детей, состоянию их здоровья и работоспособности; - обеспечивают благоприятную адаптацию ребенка в школе; - способствуют поддержанию интереса к учению и углублению познавательного интереса; - познавательную активность всех детей класса, а не избранных. Т.В. Смолеусова Математика вокруг нас Уроки-экскурсии Новосибирск 2005

11 Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни 1. Внедрение специальных образовательных программ: «Школа укрепления здоровья» «Все цвета, кроме черного» (2-4 класс), «Полезные привычки», «Мой выбор». Проведение обучающих семинаров для работников образования. Обеспечение необходимыми методическими материалами для внедрения этих программ. 2. Реализация специальных профилактических образовательных программ: «Разговор о правильном питании» в начальных классах, «Я и мое здоровье» 5-9 классы, спецкурс «Познай себя» в 5-11 классах. 3. Обучение здоровью и здоровому образу жизни через предметы и спецкурсы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Психология общения», «Основы нравственности», «Этическая грамматика», «Экологическая этика», «Экологическая химия», «Экологическая биология» и др. 4. Реализация управленческой программы «Образование и здоровье детей» (Каргатский, Куйбышевский, Мошковский, Черепановский районы). 5. Разработка и реализация собственных программ «Здоровье»

12 «Зоны роста» безопасной здоровьесберегающей системы образования

13 Лучшие программы «Здоровье» По результатам конкурса «Школа года» (г. Новосибирск) лучшими признаны: - гимназия 2 - Информационно-экономический лицей (школа 174) - гимназия 1

14 Медико-психолого-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности

15 Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение мотивации укреплять собственное здоровье и информирование об эффективных здоровьесберегающих методах, подходах, технологиях В просветительской деятельности задействованы ведущие специалисты: Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Новосибирского государственного педагогического университета Новосибирской государственной медицинской академии Новосибирского государственного технического университета Территориального центра медицины катастроф Учебно-методического центра ГО ЧС и др.

16 Фундаментальные исследования академика СО РАМН В.П. Казначеева по вопросам образования и здоровья

17 Академик РАМН, д.м.н., профессор Казначеев Влаиль Петрович проводит серию семинаров с работниками образования г. Новосибирска и Новосибирской области о проблемах сохранения здоровья детей

18 Подготовка кадров на кафедре охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО Вид обучения Количество прошедших обучение специалистов Курсы повышения квалификации (144 и 72 ч) Иные формы (семинары, консультации, стажировки и т.п.) Групповые консультации 206 Индивидуальные консультации Стажировки (108 ч)1210 Всего

19 Подготовка кадров на кафедре охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО Вид обучения Количество прошедших обучение специалистов Курсы повышения квалификации Иные формы (семинары, консультации, стажировки)

20 Преподаватели- организаторы ОБЖ (54%) Социальные педагоги (15%) Предметники (биологи, иностр. язык, химия, история, русский язык и литература и др.) (10%) Психологи (6%) Педагоги дополнительного образования (4%) Директора и зам. директоров (3%) Учителя физической культуры (3%) Учителя начальных классов Мед. работники Воспитатели ДДУ Инструкторы ЛФК Другие ведомства

21 Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья, организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, консультации специалистов для детей, родителей и педагогов.

22 Дошкольное образование Развитие санаторных групп в детских дошкольных учреждениях области по следующим направлениям: нарушение осанки; логопедические; с нарушением зрения; часто-длительно болеющие дети В дошкольных учреждениях работают 869 специализированных групп, где оказывается квалифицированная помощь воспитанникам, имеющим отклонения в физическом и психическом развитии (в 2003 году их было 850 с охватом детей). Среди них в 2004 году: логопедических групп 437 (6524 ребенка); с нарушениями зрения 75 групп (936 детей); с нарушениями слуха 6 групп (48 детей); с задержкой психического развития 12 групп (155 детей); с нарушениями опорно–двигательного аппарата, ДЦП 135 групп (2081 ребенок); с туб. интоксикацией 176 групп (2818 детей); для часто болеющих детей 28 групп (323 ребенка).

23 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ, ИЗ ОБЩЕГО ЧИСЛА ОСМОТРЕННЫХ (%)

24 РАЗВИТИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ г. НОВОСИБИРСКА

25 КОЛИЧЕЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

26 Подготовка кадров для работы с дошкольниками, имеющими ортопедическую патологию

27 Учебно-методическое обеспечение здоровьесберегающего процесса в дошкольных образовательных учреждениях

28 Результаты мониторинга наркоситуации среди школьников г. Новосибирска Количество детей и подростков: Состоящих на учете с диагнозом наркомания (Ряд 1); Совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Ряд 2)

29

30

31

32 Учебно-методическое сопровождение профилактики социогенных заболеваний

33 Статьи по проблемам образования и здоровья систематически публикуются в журналах «Воспитание и дополнительное образование»

34 «Сибирский учитель»

35 В изданиях Министерства образования РФ

36 Ожидаемые результаты здоровьесберегающей деятельности 1. Управление ОУ: Развитие динамической системы управления оздоровлением образовательного процесса, направленного на сохранение здоровья участников образовательного процесса; 2. Материально-техническая база: Усовершенствование материально-технической базы по обеспечению здоровьесберегающей среды; Укрепление спортивно-оздоровительного комплекса, способствующего сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. 3. Развитие грамотности в области ЗОЖ и педагогического мастерства педагогов: Овладение педагогами здоровьесберегающими технологиями и методиками, средствами и приемами, способствующими самоопределению, самореализации учащихся через организационную систему повышения квалификации 4. Здоровье участников образовательного процесса: Сокращение дней, пропущенных по болезни учащимися и педагогами; Улучшение показателей физического развития детей; Снижение и стабилизация заболеваемости школьников (по данным углубленного медосмотра); Увеличение процента детей, переведенных из подготовительной группы в основную, из специальной в подготовительную; Улучшение психологического микроклимата в школе. 5. Учебная деятельность Повышение показателей уровня к обучаемости; Повышение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности