Кузнецова Н. Е., заведующий отделом воспитания и социализации воспитания и социализации Муниципальное автономное образовательное учреждение «Информационно-методический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сообщение подготовила: Соловова И.А. заместитель директора по ВР МОУ СОШ 15 г. Балашова Профессиональный стандарт педагога.
Advertisements

Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Профессиональный стандарт педагога В мире обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К. Д. Ушинский.
Профессиональный стандарт педагога Концепция и содержание.
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «БРИГАНТИНА» Стажерская.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Психологические особенности подросткового возраста.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
1 Особенности введения ФГОС основного общего образования в школе в уч.году. СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ " Директор МБОУ ДР «Дубовская СОШ 1» В.С.Репкин.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
Формы организации воспитательной работы с учащимися основной школы в рамках ФГОС ООО Выступление заместителя директора по ВР Аношиной Н.Ю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности Денисова Л.В. педагог-психолог МОУ.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Транксрипт:

Кузнецова Н. Е., заведующий отделом воспитания и социализации воспитания и социализации Муниципальное автономное образовательное учреждение «Информационно-методический центр» г.Тюмени

Государственная политика в образовании Мы должны создавать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности Владимир Путин

Государственные требования к системе воспитания Федеральный закон «Об образовании» ФГОС ООО (2010) Основная образовательная программа ОУ Программа воспитания и социализации обучающихся (портрет выпускника ООШ) Программа развития Воспитательной компоненты в общеобразовательной школе ( ) 11 направлений Профессиональный стандарт педагога Портрет выпускника ООШ = Гражданин РФ

ФГОС ООО (2010 г)Воспитательная компонента (2012 г) Концепция развития воспитания в системе образования Тюменской области Федеральный уровень Региональный уровень Цель: Формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко- культурную и этническую специфику региона, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений Цель: Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве РФ на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Цель: Развитие общественно- государственной системы воспитания детей и молодежи, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, духовно- нравственного развития 15 апреля 2014 г. Постановлением Правительства РФ N 295 утверждена государственная программа РФ «Развитие образования» на годы» Цель: Обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны

ОСНОВА СТАНДАРТА - СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОТОРЫЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ФГОС ООО

Новое качество образования Новое качество образования Планируемый результат Личность Деятельность Знания (предметный) Личностный рост (личностный) Применение знаний в жизни (метапредметный)

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Выпускник любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. «Портрет выпускника основной школы» (ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника) «Портрет выпускника основной школы» (ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника) «Профессиональный стандарт педагога» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от г. 544 н «Профессиональный стандарт педагога» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от г. 544 н Влияет, неразрывно связан с качеством образования, воспитания Влияет, неразрывно связан с качеством образования, воспитания

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; ФГОС ООО. Личностные результаты учащихся-выпускников ОУ должны отражать:

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. ФГОС ООО. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

Социальные проблемы воспитания потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи; становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения, поведенческие пороки детского и молодежного общества; необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем; потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания; потребность в педагоге как активном носителе провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления современного российского государства, и несовершенство подготовки таких специалистов на этапе вузовского и послевузовского образования В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально- экономического развития страны. В образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно- досуговую деятельность.

Актуальность программы развития воспитательной компоненты в ОУ Для повышения осознания ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия Формирование позитивной модели поведения обучающихся для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире Формирование позитивной модели поведения обучающихся для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире Для равноправного участия молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции Для гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи Для гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений 1.Гражданско-патриотическое 2. Нравственное и духовное воспитание 3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству 4. Интеллектуальное воспитание 5. Здоровьесберегающее воспитание 6. Социокультурное и медиакультурное воспитание 7. Культуротворческое и эстетическое воспитание 8. Правовое воспитание и культура безопасности 9. Воспитание семейных ценностей 10. Формирование коммуникативной культуры 11. Экологическое воспитание

Воспитательная компонента в ОУ – неотъемлемая составляющая общего социокультурного пространства РФ 1. Самостоятельное направление деятельности ОУ, основанное на принципах Воспитательной деятельности Воспитательного потенциала обучения Воспитывающей среды Воспитательной системы ОУ 2. Отвечает за формирование

Педагог- предметник Родитель Социальный педагог Педагог- организатор Педагог- психолог Классный руководитель Педагог ДО Представители внешнего социума (ПДО, ДОО) Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение учащихся

Профессиональный стандарт педагога п.4.2. Часть вторая. Требования к педагогу по организации воспитательной работы п.4.3. Часть третья. Развитие (личностные качества и профессиональные компетенции педагога) п.4.2. Часть вторая. Требования к педагогу по организации воспитательной работы п.4.3. Часть третья. Развитие (личностные качества и профессиональные компетенции педагога) «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» Константин Дмитриевич Ушинский эпиграф к Профессиональному стандарту педагога Наполнение профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка

Требования к педагогу по организации воспитательной работы (профессиональный стандарт) 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 6. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 7. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. 8. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 9. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 10. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 11. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 12. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 13. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 14. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. 15. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 16. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). 17. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 18. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 19. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Личностные качествах и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности - это: 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) и использовать ее не причиняя вреда ребенку. 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. 18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

2

обсуждение технологических находок и методических идей для рекомендации к оперативному внедрению наиболее интересных, значимых и доносимых до детей инструментов обучения и развития в активных востребованных форматах выработка и транслирование организационных принципов и универсальных образцов внутреннего и внешнего оформления окружающего пространства для полноценного развития детей и профессионального роста педагогов совместный поиск и определение концептуальной тематики занятий, механизмов и ключевых мер психологического сопровождения, формирование пула обязательных для проведения воспитательных мероприятий 10 содержания обучения и воспитания технологий педагогической практики элементов комфортной развивающей среды Главный результат: ДОСТИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ И НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ СЛЕДОВАНИЕ ИМ для достижения нового качества образования ОТБОР

11 активно вносить вклад в качество обучения и воспитания создавать возможности для деятельного обучения педагогов уделять особое внимание профессиональному дискурсу в организации (поддерживать сотрудничество и диалог педагогов) развивать многосторонние отношения с внешней средой непременно посвящать часть своего времени собственному развитию из книги «Как директору школы обеспечить поддержание успеха с течением времени» (Лейф Моос, Олоф Йоханссон, Кристофер Дэй)

12 3 простых правила Что делать? С кем делать? Когда?Для кого? Для чего? Мероприятия ИсполнителиСрок Планируемый результат Принимать все решения с учетом того, какую пользу от них получат обучающиеся Строить свою деятельность, постоянно принимая во внимание развитие организации Побуждать к сотрудничеству и давать проявить себя каждому члену коллектива

Основания для разработки программы развития воспитательной компоненты в ОУ 1. Конституция Российской Федерации 2. Всеобщая декларация прав человека 3. Конвенция ООН о правах ребенка 4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года 5. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года 6. Федеральный Закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года 599; 8. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от 1 июня 2012 года 761; 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г р; 10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36).