Школа педагогического мастерства Круглый стол: «Технология написания плана занятия» 12.11.2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура планирования урока. Основные типы и этапы урока.
Advertisements

Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Типология современного урока Как подготовить современный урок Самоанализ урока.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Структура современного урока. Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
«О практике проведения квалификационного испытания педагогических работников в форме разработки конспекта урока»
«Педагогический анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учителя » Методический семинар.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
Педагогические требования как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя Подготовка учителя к уроку.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников. Классно-урочная система.
Основные вопросы: 1. Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока.
« ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » 27 февраля 2007 г.
Транксрипт:

Школа педагогического мастерства Круглый стол: «Технология написания плана занятия»

Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. В.Ф. ШАТАЛИН Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе ДО детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося. Индивидуализация обучения в системе ДО детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

урок (т.е. учебное занятие) – это форма организации обучения с группой учащихся определенного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой программой обучения. (М.Н. Скатин) урок (т.е. учебное занятие) – это форма организации обучения с группой учащихся определенного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой программой обучения. (М.Н. Скатин) В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, цель, содержание, содержание, средства, средства, методы, методы, деятельность по организации и управление, деятельность по организации и управление, все дидактические элементы. все дидактические элементы.

Согласно концепции М.Н. Махмутова: учебное занятие – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава педагогов и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Функция учебного занятия как организационной формы обучения состоит в достижениях завершенной, но частичной цели, которая например: в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания в другом – в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления) в другом – в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления)

особенностью учебного занятия являются решения задачи оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах занятия, т.е учебное занятие как организационная форма обучения обусловлена целью и местом каждого отдельного взятого учебного занятия в целостной системе учебного процесса. особенностью учебного занятия являются решения задачи оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах занятия, т.е учебное занятие как организационная форма обучения обусловлена целью и местом каждого отдельного взятого учебного занятия в целостной системе учебного процесса. Таким образом, учебное занятие многогранно и многопланово. В нем взаимодействуют все компоненты – это: общие педагогические цели, общие педагогические цели, дидактические задачи, дидактические задачи, содержание, содержание, методы, методы, материальное оснащение и др. материальное оснащение и др. А по другому можно сказать, что учебное занятие, т.е. урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.

Учебное занятие в системе ДО представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд требований. Для того, чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятии, которая должна содержать: тему занятия и план ее изложения тему занятия и план ее изложения цели и задачи занятия цели и задачи занятия задания, карточки, вопросы и т.п. задания, карточки, вопросы и т.п. задания для самостоятельной работы, закрепления знаний и умений задания для самостоятельной работы, закрепления знаний и умений

Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: изучение нового материала изучение нового материала применение знаний на практике, формирование практических умений применение знаний на практике, формирование практических умений контроль знаний. контроль знаний.

В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются типы учебных занятий: изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация) изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решения задач к/р и др.) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решения задач к/р и др.) самостоятельное применение знаний, умений и навыков (с/р, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.) самостоятельное применение знаний, умений и навыков (с/р, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.)

Примерное содержание разделов плана занятия I. Тема урока 1. Дидактическая цель и задачи урока. 2. Тип, структура урока. 3. Общие методы. Приемы работы учеников. 4. Средства наглядности. Источники информации, 1. Дидактическая цель и задачи урока. 2. Тип, структура урока. 3. Общие методы. Приемы работы учеников. 4. Средства наглядности. Источники информации, II. Повторение опорных знаний 1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала. 2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл). 3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету. 4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся. 1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала. 2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл). 3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету. 4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

III. Усвоение новых знаний 1. Новые понятия, законы и способы усвоения. 2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи. 3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение). 4. Проблемные и информационные вопросы. 5. Варианты решения проблемы. 6. Варианты закрепления изученного. 1. Новые понятия, законы и способы усвоения. 2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи. 3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение). 4. Проблемные и информационные вопросы. 5. Варианты решения проблемы. 6. Варианты закрепления изученного. IV. Формирование умений и навыков 1. Конкретные умения и навыки для отработки. 2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений. 3. Способы «обратной связи». 4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены. 1. Конкретные умения и навыки для отработки. 2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений. 3. Способы «обратной связи». 4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены. V. Домашнее задание (если предполагается) 1. Что повторить и приготовить к уроку. 2. Творческая самостоятельная работа. 3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся). 1. Что повторить и приготовить к уроку. 2. Творческая самостоятельная работа. 3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Основные этапы современного занятия (по типу) 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Цель - воспитание учащихся и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. 1. Организация начала урока. 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка учащихся к усвоению. 3. Подготовка учащихся к усвоению. 4. Изучение нового материала. 4. Изучение нового материала. 5. Первичная проверка усвоения знаний. 5. Первичная проверка усвоения знаний. 6. Первичное закрепление знаний. 6. Первичное закрепление знаний. 7. Контроль и самопроверка знаний. 7. Контроль и самопроверка знаний. 8. Подведение итогов урока. 8. Подведение итогов урока.

2. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний: 1. Актуализация опорных знаний и их коррекция. 1. Актуализация опорных знаний и их коррекция. 2. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить? 2. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить? 3. Пробное применение знаний. 3. Пробное применение знаний. 4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5. Упражнения с переносом знаний в новые условия. 5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар. Цель - усвоение знаний самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Логика процесса комплексного применения ЗУН: 1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. 1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. 2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 3. Усвоение образца комплексного применение ЗУН. 3. Усвоение образца комплексного применение ЗУН. 4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. 4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. 5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. 5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция. Цель - усвоение знаний в их системе. 1. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы) вопросов, литературы. 2. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. фрагментами фильмов. 3. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. 5. Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. Цель - определение уровня знаний, сформированности ЗУН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний умений, навыков.

В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях. 1. Уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел. Это значит понял, запомнил, воспроизвел. 2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. 3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

Планирование триединых задач занятия I. Образовательные задачи I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока): 1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках. 1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках. 2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока. 2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока. 3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу 3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу 4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока. 4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока.

II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока): 1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы и др.) 1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы и др.) 2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания. 2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания. 3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения. 3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения. 4. Для решения задач эстетического воспитания. 4. Для решения задач эстетического воспитания. 5. В целях решения задач физического и санитарно- гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления. 5. В целях решения задач физического и санитарно- гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления. 6. Формировать правильное отношение к природе. 6. Формировать правильное отношение к природе.

III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов): 1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия). 1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия). 2. Для решения задачи развития самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе занятия. 2. Для решения задачи развития самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе занятия. 3. Обеспечивая развитие речи учащихся. 3. Обеспечивая развитие речи учащихся. 4. Формировать умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний. 4. Формировать умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний. 5. Для развития познавательного интереса. 5. Для развития познавательного интереса. 6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации. 6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.