Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Секция 2. Реализация междисциплинарных программ через индивидуальные образовательные проекты Роль межпредметного школьного методического объединения в.
Advertisements

Индивидуальный итоговый проект Основные принципы: -Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных.
Исследовательский проект в образовательном процессе в соответствии с ФГОС Суволокина И.В. 26 марта 2014 г.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Проектная и исследовательская деятельность в основной школе МО учителей технологии.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ 6 ГОРОДА НЯНДОМА»
1 Учебное исследование. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Транксрипт:

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации) Лихтарович Е.В. заместитель директора по информатизации МАОУ лицей 21

1. Целевой раздел К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. (п ) К компетенции образовательного учреждения относится: 1)описание организации и содержания: …в) оценки проектной деятельности обучающихся; 2)… 3) адаптация (при необходимости разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением (п ) Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

четырёх междисциплинарных учебных программ: - «Формирование УУД» - «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» - «Основы смыслового чтения и работа с текстом» - «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: 1. Целевой раздел 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО Общие положения Примерная ООП НОО: - «Формирование универсальных учебных действий», -«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», -«Чтение. Работа с текстом» Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

1. Целевой раздел 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ- компетентность обучающихся… В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности… Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. 1. Целевой раздел 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Общие положения Особенности оценки метапредметных результатов Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; -защиты итогового индивидуального проекта. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

1. Целевой раздел 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки индивидуального проекта Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

ФГОС ООО: Содержательный раздел ООП должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

2. Содержательный раздел 2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени ООО Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта… Системно-деятельностный подход предполагает, что именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Задача начальной школы - «учить ученика учиться», Задача основной школы «учить ученика учиться в общении». Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ- компетентности» Проектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ- компетентности» (п.2.1.): В решении задач развития УУД большое значение придается проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

Сочинение «Моя бабушка» Электронный альбом «Биография моего деда» План подготовки к походу Реферат «Меню в школьной столовой: вкусная и полезная пища» Посадка овощей на пришкольном участке Презентация «Профессии наших выпускников» Макет спортивной площадки школы Реферат «Социальные контакты. Бедные и богатые» Театральная инсценировка «Мои родственники в ВОВ» Что является проектом? Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ (п ) а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(2.1.) При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить: Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решения конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проект – это -форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, -совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели -поставленной цели – решения конкретной проблемы, -проблемы, значимой для обучающихся -оформленной в виде некоего конечного продукта. (2.1.) Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(2.1.) Проект – это -форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, -совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – -поставленной цели – решения конкретной проблемы, -значимой для обучающихся и -оформленной в виде некоего конечного продукта. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ (п ) а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(2.1.) Проект – это -форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, -совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели -поставленной цели – решения конкретной проблемы, -значимой для обучающихся и -оформленной в виде некоего конечного продукта. Характеристики проектной деятельности Структура проектной деятельности (п.2.1.): -анализ актуальности проводимого исследования (проблемы); -целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; -выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; -планирование, определение последовательности и сроков работ; -проведение проектных работ; -оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; -представление результатов. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(2.1.) Проект – это -форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, -совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, -направленной на достижение поставленной цели - решения конкретной проблемы, -значимой для обучающихся -оформленной в виде некоего конечного продукта. Посадка овощей на пришкольном участке Презентация «Профессии наших выпускников» Макет спортивной площадки школы Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(2.1.) Проект – это -форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, -совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, -направленной на достижение поставленной цели - решения конкретной проблемы, -решения проблемы, значимой для обучающихся -оформленной в виде некоего конечного продукта. (п.1.3.3) Требования к организации проектной деятельности - должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта. (п.2.1). Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами примерно 20% обучающихся 89 кл. в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы: «Как решать конфликты с родителями», «Как преодолеть барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая агрессивность», «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде», «Эмоциональное благополучие» и др. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

Проект – это -форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, -совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, -направленной на достижение поставленной цели - решения конкретной проблемы, -решения проблемы, значимой для обучающихся -оформленной в виде некоего конечного продукта. (п.2.1). Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели… Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

Дополнительные характеристики проекта 1. Проект уникален и единичен; 2. Проектная деятельность субъектна и целесообразна 3. Проект имеет практически значимые цели и задачи (п.2.1.) 4. Продукт ПД должен иметь значимость и для других (п.2.1.) Проект – это -форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, -совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, -направленной на достижение поставленной цели - решения конкретной проблемы, -решения проблемы, значимой для обучающихся -оформленной в виде некоего конечного продукта. (2.1.) Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя и учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектной деятельности, т.к. у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своего мнения, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывает логику построения проектной деятельности, проходя с учащимися путь создания и реализации проекта Учителю важно уяснить, что он не объясняет новый материал, а создает условия для развития мышления учащихся, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

1. Практически значимые цели и задачи. 2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности: -анализ актуальности проводимого исследования; -целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; -выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; -планирование, определение последовательности и сроков работ; -проведение проектных работ; -оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; -представление результатов. 3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. Характеристики проектной и учебно-исследовательской деятельности (п.2.1.) Общие черты проектной и учебно- исследовательской деятельности Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(п.2.1.) Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование. Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям: видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(п.2.1.)Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью). (п ) В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности; 2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для социальных проектов описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности

(п ) Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. (п. 2.1.) результаты и продукты проектной деятельности должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или размещения в открытых ресурсах интернета для обсуждения. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в целях развития УУД, в том числе ИКТ-компетентности