Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС учебный год.
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке «Деятельность формируется только.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Универсальные учебные действия. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний,
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий в основной школе

Изменения в современном обществе характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

Изменения в представлении о целях образования и путях их реализации Происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

В чем заключается задача школы? В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ).

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Универсальные учебные действия это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

концепция развития универсальных учебных действий Целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться.

Системно-деятельностный подход Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Дидактическая система деятельностного метода обучения Осуществлен синтез идей ведущих отечественных педагогов о способах включения ребенка в учебно-познавательную деятельность (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.).Осуществлен синтез идей ведущих отечественных педагогов о способах включения ребенка в учебно-познавательную деятельность (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.). Опирается на основные теоретические концепции психологов, раскрывающих основные закономерности процесса обученияЛ. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.Опирается на основные теоретические концепции психологов, раскрывающих основные закономерности процесса обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.).

Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП Text Деятельность Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Вне деятельности нет личности деятельность личность Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Зона ближайшего развития Выготский Л.С. «Твердые знания и понимание получены обществом через общение, деятельность и взаимодействие путем решения значительных проблем и задач». Л.С.Выготский

Зона ближайшего развития Зона ближайшего развития характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Зона ближайшего развития это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной деятельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым. Уровень, достигаемый в сотрудничестве, это потенциальный уровень развития ребенка, который станет актуальным в ближайшем будущем.

Зона актуального развития То, что есть на данный момент, то, что ребенок может выполнять сегодня. Уровень актуального развитие ребенка - задачи, которые ребенок может решать самостоятельно.

термин «универсальные учебные действия» означает В широком значении: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком: (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов 15

Требования к результатам Ориентация на результат Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося

Понятие УУД Понятие УУД Умение учиться = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы;Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель;Учебная цель; Учебная задача;Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованиюобеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться

пособие для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова, Москва, «Просвещение», 2010

Виды УУД Личностные Личностные Познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные

Определяем вид УУД 1. приобретает умения вступать в диалог 2. самостоятельно собирает нужные сведения, 3. участвует в коллективном обсуждении проблем 4. четко выражает свои мысли 5. учитывает мнения других людей 6. самостоятельно оценивает собственный результат 7. вносит необходимые коррективы в план и способ действия 8. противостоит действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью 9. успешно принимает нормы поведения в обществе 10. предвосхищает результат собственных действий 11. умеет сопереживать, оказывать взаимопомощь 12. владеет волевая саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и энергии 13. ставит учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; 14. начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет 15. овладевает логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Личностные УУД Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно- этическое оценивание

Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Я сам»

Формирование и развитие УУД Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Личностные Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразовани е Нравственно- этическая ориентация участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др. 18

Критерии оценивания личностных универсальных действий Самоопределение. Внутренняя позиция школьника: -Положительное отношение к школе. -Чувство необходимости учения. -Предпочтение классных коллективных знаний индивидуальным занятиям дома. -Предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметка). Самооценка: -Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. -Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». -Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». -Способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Критерии оценивания личностных универсальных действий Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности: -Сформированность познавательных мотивов. -Интерес к новому. -Интерес к способу решения и общему способу действия -Сформированность социальных мотивов. -Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. -Сформированность учебных мотивов. -Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. -Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Личностные УУД выпускников основной образовательной ступени Устойчивая познавательная мотивация к учению; Готовность к самообразованию и самовоспитанию; Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; Способность к решению моральных дилемм с учетом интересов партнеров; Устойчивое следование в поведении моральным нормам; Проявление эмпатии через поступки

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Познавательные универсальные учебные действия «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» «Я учусь» Универсальные учебные действия

общеучебные действия логические действия действия постановки и решения проблем

Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Логические универсальные действия сравнение опознание анализ синтез сериация классификация обобщение доказательство подведение факта под понятие вывод следствий установление аналогий самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера

Познавательные УУД выпускников основной образовательной ступени Владеет основами рефлексивного чтения; Умеет ставить проблему, аргументировать ее актуальность; Самостоятельно проводит исследование, используя методы наблюдения и эксперимента; Умеет выдвигать гипотезы о связях и закономерностях; Организовывает исследование с целью проверки гипотез; Делает умозаключения и выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу ляция Коррекция Оценка

Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Я могу»

Формирование и развитие УУД Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Регулятивны е Целеполагание Планирование Прогнозирован ие Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция проекты, диспуты; задания на самопроверку результата, оценку и, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль и взаимооценка; задания, на оценку, прикидку и прогнозирование результата и т.д.

Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней). План выполнения, регламентирующий выполнение действия в соответствии с определенными условиями. Контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений). Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причины неудачи, отношение к успеху и неудаче). Мера разделенности действия (совместное или разделенное). Темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Регулятивные УУД выпускников основной образовательной ступени Умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Учитывать при планировании условия и выбирать средства для достижения цели; Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели; Владеть основами саморегуляции при достижении цели; Осуществлять познавательную рефлексию; Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; Регулировать свои эмоциональные состояния; Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативная деятельность Коммуникация как интериоризация (стили и способы построения речевой коммуникации) Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели – ориентация на партнера) Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности)

Универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия «Всегда на связи» «Я и Мы» «Мы вместе»

Планирование Постановка вопроса Построение речевых высказываний Лидерство Согласование действий с партнёром Оценка

Основные критерии оценивания коммуникативного компонента УУД Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Коммуникативные универсальные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Коммуникативные УУД выпускников основной образовательной ступени Учитывает позиции других людей при сотрудничестве; Обосновывает свою позицию; Продуктивно разрешает конфликты; Берет на себя инициативу в организации совместной деятельности; Оказывает поддержку тем, от кого зависит достижение цели; Осуществляет коммуникативную рефлексию; Вступает в диалог, участвует в дискуссии, владеет монологической и диалогической формами речи; Соблюдает морально-этические нормы общения;

Пакет заданий Личностные Личностные Познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные

Личностные УУД выпускников основной образовательной ступени Устойчивая познавательная мотивация к учению; Готовность к самообразованию и самовоспитанию; Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; Способность к решению моральных дилемм с учетом интересов партнеров; Устойчивое следование в поведении моральным нормам; Проявление эмпатии через поступки

Познавательные УУД выпускников основной образовательной ступени Владеет основами рефлексивного чтения; Умеет ставить проблему, аргументировать ее актуальность; Самостоятельно проводит исследование, используя методы наблюдения и эксперимента; Умеет выдвигать гипотезы о связях и закономерностях; Организовывает исследование с целью проверки гипотез; Делает умозаключения и выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД выпускников основной образовательной ступени Умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Учитывать при планировании условия и выбирать средства для достижения цели; Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели; Владеть основами саморегуляции при достижении цели; Осуществлять познавательную рефлексию; Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; Регулировать свои эмоциональные состояния; Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД выпускников основной образовательной ступени Учитывает позиции других людей при сотрудничестве; Обосновывает свою позицию; Продуктивно разрешает конфликты; Берет на себя инициативу в организации совместной деятельности; Оказывает поддержку тем, от кого зависит достижение цели; Осуществляет коммуникативную рефлексию; Вступает в диалог, участвует в дискуссии, владеет монологической и диалогической формами речи; Соблюдает морально-этические нормы общения;

Задание по группам Психофизиологические особенности подросткового возраста

8 задач, которые необходимо осуществить подростку в своем развитии Физическое созревание должно соответствовать возрасту подростка. Познание собственного внутреннего мира должно быть интересно. Должно осуществиться партнерство в подростковой группе. Должна сформироваться половая идентичность. Устанавливаются гетеросексуальные отношения. Многие решения следует принимать независимо от родителей. Морально-ценностные установки становятся зрелыми.

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ? Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС. 1-й этап формирования УУД

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ? 1 где 1 действие, в котором возникло затруднение; 2 фиксирование затруднения; 3 анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование И); 4 определение причины затруднения (критика К); 5 постановка цели и проектирование (П); 6 реализация проекта И 4 К 5 П Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »

УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки, согласовывают тему урока. – формулирование цели учения (Р); – выбор способов решения задач (Р); – планирование (Р); – проектирование (Р); – осознанное построение речевого высказывания (П); – аргументация своего мнения (К); – учет разных мнений (К); – смыслообразование ( Л).

Дидактические принципы построения урока в режиме системно- деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Итоги урока. Рефлексивно- оценочный этап сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне не хотелось…

Технология деятельностного метода Этапы урока Организующая роль учителя 1Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Распределение времени на уроке ОНЗ

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода (ТДМ)

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Спасибо за внимание!