Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 81.
Advertisements

Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Тест Обществознание § класс. 1 А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ Б. Налоги – обязательные платежи граждан.
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 1 вопросы кодификатора.
Тема урока: Фирмы в экономике. Смирнова Светлана Николаевна Г. Новокузнецк, ГОУ СПО Кузнецкий индустриальный техникум.
Рынок, цена, конкуренция. 8 класс. Обществознание.
Тема занятия: Актуальные проблемы экономики Подготовка к контрольной работе.
Фирмы в экономике Что такое фирма? Что такое фирма? Факторы производства и факторные доходы Факторы производства и факторные доходы Экономические и бухгалтерские.
Производитель на рынке. СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА Д/З: §12.
1. Экономика: наука и хозяйство. Сфера деятельности людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Наука, изучающая эффективные.
Презентация учителя высшей квалификационной категории Афанасьева С.А. МБОУ «СОШ 3» Тбилисского района Презентация учителя высшей квалификационной категории.
ЕГЭ 2014 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
Экономика и её основные участники План. 1 Что такое экономика? 2. Зачем нужна экономика 3. Основные участники экономики.
Палубинская Юлия Олеговна ГОУ гимназия 107 Санкт-Петербург.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
А 1. Понятие «экономика» первоначально означало: 1) управление сельским поместьем 2) искусство ведения домашнего хозяйства 3) натуральный обмен 4) денежное.
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Раскройте понятие рынка труда Это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на заработную плату.
Транксрипт:

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика») Преподаватель: Михайлина Светлана Вячеславовна, зам. директора, учитель экономики МБОУ «СОШ 3» г. Ефремова 2014 год

Структура предмета Предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.

Структура теста ЕГЭ по обществознанию ЕГЭ по обществознанию, как и большинство ЕГЭ по другим предметам, состоит из трех типов вопросов, различающихся по сложности, но каждую группу можно дополнительно разделить: А1–А22 – вопросы с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных; В1–В2 – задания с кратким ответом в виде одного слова; В3–В7 – задания на установление соответствия или выбор нескольких правильных вариантов; С1–С8 – задания с развернутым ответом на вопрос; С9 – написание небольшого сочинения или эссе на одну из предложенных тем.

Содержательную линию «Экономика» составляют следующие элементы: - экономика и экономическая наука; - факторы производства и факторные доходы; - экономические системы; - рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; - переменные и постоянные затраты; - финансовые институты, банковская система; основные источники финансирования бизнеса; - ценные бумаги; рынок труда, безработица; виды, причины и последствия инфляции; - экономический рост и развитие, понятие ВВП; - роль государства в экономике; налоги; государственный бюджет; мировая экономика; - рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Вопросы и задания, вызывающие у выпускников наибольшие затруднения: безграничность потребностей человека и общества в целом; распределение и использование факторов производства, а также понимание их ограниченности; признаки экономических систем; интерпретации графиков спроса и предложения; влияние конкуренции на деятельность производителей, распознавание на конкретных примерах постоянных и переменных затрат фирмы, понимание экономических функций государства и умение распознать их конкретные проявления; налоговая система и государственный бюджет; структура банковской системы ( умение различать функции центрального банка и коммерческих банков)

Примерные задания (группы А, В1-В2, В3-В7, С1-С8, С9) Использованы материалы: демоверсии на сайтах сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ)

УРОВЕНЬ А А5 1. Исторически наиболее ранний тип экономической системы традиционная экономика. Характерным ее признаком является: 1)доминирование интересов производителя над интересами потребителя; 2) регулирование объемов и номенклатуры производства посредством обычаев; 3) образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры; 4) экономическая свобода потребителя, делающего выбор товаров в условиях альтернативы.

УРОВЕНЬ А А5 2. Государство в рыночной экономике: 1) устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг; 2)стимулирует сбалансированный экономический рост; 3) планирует, что и в каком количестве производить 4)определяет количество работающих на предприятиях.

УРОВЕНЬ А А6 1. Ферма после уборки урожая сократила количество работников. Механизаторы и комбайнеры вновь будут набираться на ферму только весной следующего года. Приведенный пример иллюстрирует безработицу: 1)фрикционную 2)сезонную 3)циклическую 4)структурную

Виды безработицы Вид безработицы Признаки, причины Примеры Фрикционная Сезонная Связана с тем, что в любой промежуток времени какая-то часть людей ищет соответствующую их квалификации и целям работу Наступление конкретного сезона Переезд человека в другой город. Закончившие учебное заведения, но не приступившие к работе Люди, которые уволились по собственному желанию в поисках другой работы. Люди, чья профессия связана с определённым сезоном (водолаз, строитель) Структурная Связана с разбалансировкой спроса и предложения в определённый период времени; с развитием научно- технического прогресса Люди, ставшие безработными в результате замены ручного труда автоматизированным Циклическая Связана с общим спадом в экономике. Представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного) Люди, оставшиеся без работы в результате сокращения рабочих мест

УРОВЕНЬ А А6 2. Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы? 1) выручка от реализации 2) размер инвестиций в производство 3) рост числа работников 4) чистая прибыль

Выручка (N) – общая сумма денег, полученная после продажи товаров или услуг. N = Q*P Q – количество проданного товара или услуги ( нат.ед.) Р – цена за единицу товара или услуги Прибыль (валовая прибыль, П) – разница между выручкой и вложенными затратами (себестоимостью). П= N – Z П= N – S Z – общие затраты S – себестоимость Чистая прибыль = Валовая прибыль – налоги- обязательства

3. Владелица салона красоты еженедельно закупает шампуни, маски и средства для укладки волос, кремы и другие товары. Издержки на эти покупки относятся к: 1) рыночным 2) неявным 3) переменным 4) постоянным УРОВЕНЬ А А6

Экономические издержки (внутренние, неявные)– общие издержки фирмы на производство товаров или услуг, включающие как прямые денежные издержки по организации производства и сбыта товаров, так и альтернативные издержки, т.е. упущенную выгоду от использования ресурсов фирмы на иные варианты деятельности. Бухгалтерские издержки (внешние, явные) – общая сумма внешних (явных) издержек фирмы на производство товаров или услуг в течение определенного периода

Задача Вы вложили в предприятие собственные денежные средства в размере 20 тыс. руб.. За год общий доход составил 10 млн. руб.. Бухгалтерские издержки – 8 тыс. руб., банковский процент – 15% годовых. Определить экономическую прибыль.

ИЗДЕРЖКИ ПОСТОЯННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

4. Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Что является примером стимулирования предпринимательской активности субъектов экономики? 1) выплата пенсий и пособий различным категориям граждан; 2) проведение антиинфляционной политики; 3) выдача лицензий финансовым организациям; 4) создание открытых экономических зон. УРОВЕНЬ А А6

1. К инструменту монетарной (кредитно-денежной) политики государства можно отнести: 1)согласование условий заключения коллективных договоров; 2)контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями; 3)определение учетной ставки банковского процента; 4)продажу государством в частные руки неэффективных предприятий. УРОВЕНЬ А А7

2. Пенсионеру задержали выплату пенсии. От инфляции: 1)пенсионер выиграет; 2) пенсионер проиграет; 3) государство и пенсионер выиграют; 4) государство и пенсионер проиграют. УРОВЕНЬ А А7

Задача Как изменится величина реального дохода, если: А) номинальный доход вырос на 10%, а уровень цен вырос на 7%; Б) номинальный доход равен 30 тыс. рублей, а уровень цен составляет 106%.

3. Что составляет одну из статей расходов государственного бюджета? 1) возврат кредитов странами должниками; 2) финансирование оборонного заказа; 3) прибыль государственных предприятий; 4) акцизные пошлины на табачные изделия УРОВЕНЬ А А7

4. Фискальная функция налогов состоит в том, что: 1)налоги отражают признание особых заслуг граждан; 2) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта; 3) налоги формируют доходы госбюджета; 4) налоги позволяют контролировать деятельность фирм. УРОВЕНЬ А А7

1. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D1. (P цена товара, Q объем спроса товара) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со): 1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке; 2)переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки; 3)снижением пошлин на ввоз комплектующих для стационарных компьютеров; 4)существенным удешевлением системных блоков и мониторов. УРОВЕНЬ А А8

2. Какой ситуации соответствует положение точки В на графике экономического цикла: 1) высокая инфляция; 2) высокая безработица; 3) падение курса акций; 4) банкротство предприятий. УРОВЕНЬ А А8

3. Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде: 1) сдельная зарплата рабочих; 2) зарплата аппарата управления; 3) плата за электроэнергию; 4) транспортные расходы. УРОВЕНЬ А А8

4. Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде: 1) плата за материалы; 2) плата за здание; 3) зарплата бухгалтера; 4) зарплата сторожа УРОВЕНЬ А А8

1. Верны ли следующие суждения об издержках (затратах) производства? А. Внешними (явными, бухгалтерскими) затратами выступают все затраты предприятия, проведенные по бухгалтерским документам, например, выплата заработной платы работникам. Б. Скрытыми (внутренними) затратами могут выступать затраты, связанные с упущенной прибылью, с расходами собственных средств предприятия (к примеру, на покупку акций), с размещением предприятия в собственном здании. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны УРОВЕНЬ А А9

2. Верны ли следующие суждения о функциях Банка России? А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли. Б. Важнейшая задача Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны УРОВЕНЬ А А9

3. Верны ли следующие суждения о потребительском кредите? А. Снижение банками процента по потребительским кредитам способствует повышению спроса на электронику и бытовую технику. Б. В расширении системы потребительского кредитования, прежде всего, заинтересованы крупные торговые сети. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны УРОВЕНЬ А А9

4. Верны ли следующие суждения о потребителе? А. В условиях рыночной экономики существует суверенитет потребителя. Б. Главная цель потребителя извлечение максимальной прибыли. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны УРОВЕНЬ А А9

Задача Бабушка Маши ни за что не станет смотреть футбол, а дедушка Маши терпеть не может конфеты. Какова полезность потребления вышеуказанных благ бабушкой и дедушкой, если бабушке был подарен билет на футбольный матч, а дедушке – коробка шоколадных конфет?

Пример расчёта предельной полезности Количество яблок Общая полезность Предельная полезность = = =46-46

5. Верны ли следующие суждения? А) Основными вопросами экономики являются: Что производить? Как производить? Для кого производить? Б) Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая всю хозяйственную систему в целом. 1)Верно только А 2) Верно только В 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны. УРОВЕНЬ А А9

УРОВЕНЬ В Задания на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц (В1)

1. Какое слово пропущено в схеме? УРОВЕНЬ В В1 Капитал Реальный капитал Денежный капитал основной капитал…………. капитал

2. Какое слово пропущено в схеме? УРОВЕНЬ В В1 Внешние эффекты Положительные………….

Задания на соотнесение видовых понятий с родовыми (В2) УРОВЕНЬ В

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель»: 1. предложение 2. инвестиции 3. балансовая прибыль 4. система менеджмента 5. потребительский доход 6. логистика 7. основной капитал 8. полезность блага Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны. УРОВЕНЬ В В2

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к прямым налогам. 1. подоходный 2. акцизный сбор 3. налог на наследство 4. налог на имущество 5. налог на добавочную стоимость 6. налог на прибыль 7. налог на средство передвижения УРОВЕНЬ В В2

Задания на классификацию путем установления соответствия (В3) УРОВЕНЬ В

1. Установите соответствие между понятиями и присущими им признаками. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите получившуюся последовательность букв. УРОВЕНЬ В В3 ПРИЗНАКИПОНЯТИЯ 1) цены на ресурсы А) фактор спроса 2) налоги Б) фактор предложения 3) вкусы потребителей 4) обычаи 5) дотации 6) технологии

УРОВЕНЬ В В3 2. Установите соответствие между типами рыночных структур и товарами, которые производятся фирмами, действующими на указанных рынках. К каждой позиции первого столбца подберите подходящую позицию (или позиции) второго столбца. Типы рыночных структур Фирмы, производящие: А) Совершенная конкуренция 1)зерно; Б) Монополистическая конкуренция 2)автомобили; В) Олигополия 3) металлы; Г)Монополия 4) железнодорожные перевозки; 5) одежду; 6) нефть

Типы рыночных структур Формы конкуренции Характерные признаки Кол-во и размеры фирм Тип продукта (примеры) Условия вступления на рынок и выхода из него Степень контроля над ценами Совершенная В отрасли множество мелких фирм Полностью однородная продукция (с/х продукция, рынок ценных бумаг, валюты Ограничения для перелива капитала полностью отсутствуют Контроль отсутствует Монополия Отрасль состоит из одной фирмы Уникальная продукция Вход других фирм на рынок невозможен Высокая степень контроля над ценами Монополи- стическая В отрасли большое количество в основном мелких фирм Дифференцированная продукция (одежда, косметика) Ограничения для перелива капитала полностью отсутствуют Ограниченный контроль над ценами Олигополия В отрасли небольшое количество крупных фирм Однородная или дифференцированная продукция (добывающая промышленность, автомобилестроение) Доступ другим фирмам затруднён Частичный контроль над ценами

Задания на выбор необходимых позиций из предложенного списка (В4) УРОВЕНЬ В В4

1. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда. 1. Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером. 2. В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания. 3. В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино, и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться. 4. Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице. 5. В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон» 6. Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования. УРОВЕНЬ В В4

2. Все функции, перечисленные ниже, за исключением одной, выполняет государственный бюджет. Отметьте то, что «выпадает» из данного ряда: А) финансирование производства общественных благ; Б) планирование расходов фирм и домашних хозяйств; В) планирование и прогнозирование государственных финансов; Г) перераспределение дохода в соответствии с целями государственной политики; Д) законодательное закрепление формирования и использования денежных средств. УРОВЕНЬ В В4

3. Проблема выбора – это такая ситуация, в которой оказываются экономические субъекты, принимающие решение о выборе альтернативы в условиях ограниченности ресурсов. Это субъекты: А) производитель; Б) домохозяйства; В) государство Г) потребители Выберите все верные ответы. УРОВЕНЬ В В4

Задания на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (В5) УРОВЕНЬ В В5

1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1 ) Полезностью экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение от использования различных товаров и услуг. (2) Бесчисленное множество товаров мы подразделяем на предметы первой необходимости и предметы роскоши. (3) На наш взгляд, в совокупности все материальные потребности неутолимы или безграничны (4) Вне всякого сомнения, стремительное появление новых изделий моментально разжигает наши аппетиты. (5) Полезность является необходимым условием для того, чтобы предмет приобрёл меновую стоимость. Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений Правильно: 1: А; 2: А; 3: Б; 4: Б; 5: В УРОВЕНЬ В В5

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства, люди ведут себя рационально. (2) Рациональное поведение, как мы полагаем, не обязательно является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали. (3) Так как, делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора. (4) В любом случае, как нам кажется, выбор какого- то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. УРОВЕНЬ В В5 Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Задания на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту(В6) УРОВЕНЬ В

1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Банковский кредит денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре (1). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, (2) денег банку. Процент это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование (3) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и (4). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные (5) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки (6) заемщиков. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. А) операции Б) государство В) кредитоспособность Г) процент Д) потребительский кредит Е) ликвидность Ж) гарантии возврата З) окупаемость И) заемные средства УРОВЕНЬ В В6

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Многолетняя история человеческого общества свидетельствует о том, что развитие экономики сопровождается (1) ВВП в абсолютном исчислении и в расчёте на душу населения. Благодаря этому каждое последующее поколение людей имеет более (2) реальные доходы, чем те, которые получали предыдущие поколения людей. Долговременное увеличение объёма (3) ВВП как в абсолютных показателях, так и в расчёте на (4) представляет собой (5). Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо цифр. А) Экономический спад Д) Высокий И) Низкий Б) Увеличение Е) Реальный В)Уменьшение Ж) Душа населения Г) Номинальный З) Экономический рост УРОВЕНЬ В В6

Задания на выбор необходимых позиций из предложенного списка (В7) УРОВЕНЬ В

1. Выберите из предложенного списка основные принципы, регулирующие сферу действия малого предпринимательства: А)низкие возможности для проявления гибкости и оперативности Б)необязательность государственной регистрации В)свобода предпринимательской деятельности Г)юридическое равенство разных форм собственности Д)средняя численность работников до 300 человек Е)законность Ж)ограничение монополии УРОВЕНЬ В В7

2. Какие статьи не включаются в расчёт ВВП? А) заработная плата; Б) пенсии; В) рентные доходы; Г) ценные бумаги, приобретённые на вторичном фондовом рынке; Д) прибыль корпораций УРОВЕНЬ В В7

Задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне (В8) УРОВЕНЬ В

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1)Валовой внутренний продукт 2)Система национальных счетов 3)Валовой национальный продукт 4)Национальный продукт 5)Личный располагаемый доход 6)Чистый национальный доход 7)Личный доход УРОВЕНЬ В В8

Система национальных счетов ВНП= ВВП + доходы граждан за границей – доходы неграждан на территории данной страны ЧНД = ВНП – амортизация НД = ЧНП – косвенные налоги ЛД = реально располагаемые домохозяйствами денежные средства + трансфертные платежи ЛРД= ЛД - налоги

Задания части С Четыре задания части С (С1–С4) объединены в составное задание с фрагментом текста и преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний, на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации; на формулировку и аргументацию оценочных суждений, связанных с положениями текста.

Текст к заданиям С1-С4 «Человеческий капитал – это совокупность результатов, полученных в итоге прежних инвестиций в образование, профессиональную подготовку, трудовой опыт и другие факторы, повышающие производительность работы человека и его дохода. Именно запас знаний, ноу-хау, навыков и умений позволяет людям производительно трудиться и больше зарабатывать. Полезный запас человеческого капитала в сочетании с сильным спросом на чьи-то услуги может в значительной степени увеличить получаемый доход. Для некоторых людей высокие доходы относительно мало зависят от количества фактически отработанных часов и в гораздо большей степени от их навыков и умений, за которыми стоит запас человеческого капитала.

Всё сказанное можно продемонстрировать на примере следующей истории. Говорят, что однажды в парижском кафе какой-то турист увидел известного испанского художника Пабло Пикассо. Турист спросил Пикассо, не мог бы тот набросать эскиз портрета его жены, а он за это заплатит. Пикассо выполнил его просьбу за несколько минут и сказал: «Это обойдётся вам в 10 тысяч франков (приблизительно 2 тысячи долларов)». Услышав столь высокую цену, турист очень возмутился и заявил: «Но ведь вам потребовалось всего несколько минут на эту работу». «Нет, - ответил Пикассо, - для этого потребовалась вся предыдущая жизнь!»

С1. Что входит в человеческий капитал, по мнению автора текста. Выпишите три компонента. С2. Что имел в виду Пабло Пикассо, говоря, что на написание эскиза портрета ему понадобилась целая жизнь? С3. Назовите несколько профессий (3-4), для которых высокие доходы относительно мало зависят от количества фактически отработанных часов и в гораздо большей степени от навыков и умений, за которыми стоит накопленный запас человеческого капитала. Каждый пример обоснуйте. С4. Насколько важно в современном мире делать вложения в человеческий капитал? Какие способы увеличения человеческого капитала вы знаете (обоснуйте )?

Особенности заданий С5-С8 Задание С5 выявляет понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте; С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни; С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме

Уровень С С5-С8 С5. Почему существует дифференциация ставок заработной платы? Перечислите три причины данного явления. С6. Перечислите (3-4) особенности рынка труда. С7. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «реальная процентная ставка»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения, раскрывающие смысл данного понятия. С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности рынков факторов производства в России. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Пример решения задания С8 1)Что относится к факторам производства. 2) Особенности рынка труда (минимальная заработная плата в стране, уровень безработицы, преобладающие виды безработицы, квалификационная структура экономически активного населения). 3)Особенности рынка капитала (физическое и моральное состояние основного капитала, технологичность, научно-технический прогресс) 4)Особенности рынка земли (ресурсообеспеченность страны) 5) Эволюция в стране предпринимательского ресурса.

Особенность задания С9 Задание (С9) - написание мини-сочинения (эссе) по одной теме из пяти, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема- высказывание соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса. Требования, предъявляемые к эссе: 1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной; 2. Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи; 3. Эссе должно быть логичным, четким по структуре; 4. Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи; 5. Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Структура эссе Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20% Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении) - 60% Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20% Пояснения: Тезис суждение, которое надо доказать. Вывод мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах.

Примеры заданий С9 1.« Кто много тратит на один какой-либо предмет, должен быть столь же бережлив в другом» (Ф. Бэкон) 2. « Почему вода, которая настолько необходима, что без неё невозможна жизнь, имеет низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?» (А. Смит) 3. «Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития». (Й. Шумпетер) 4. «Деньги, будь то бумажные или металлические, не являются подлинной мерой богатства нации, подлинный источник богатства – земля» (Р. Кантильон)

5. «…. Чем богаче общество, тем сильнее тенденция к увеличению разрыва между фактическим и потенциальным объёмами производимой продукции, следовательно, тем более очевидны и возмутительны недостатки экономической системы» (Дж. Кейнс) 6. «Время – деньги» (Б.Франклин) 7. «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О.У. Холмс) 8. « В странах, где в торговле господствует свободная конкуренция, частные интересы постоянно находятся в гармонии с общественными». (Д. Рикардо)

Список источников, использованных при подготовке материалов презентации: Интернет-источники: ww.11klassniki.ru Печатное издание: Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ), Е.Б. Лавренова, Вита-Пресс, 2010