ФГОС: Федеральный государственный стандарт общего образования
Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет по ФГОС Минобрнауки России в декабре 2010 года)
Последовательность действий по введению ФГОС
Основные цели разработки и введения новых образовательных стандартов общего образования - обеспечение в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований и механизмов регулирования, формирования соответствующих универсальных учебных действий; - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, овладения ими духовными ценностями и культурой многонационального народа России; - демократизация образования и всей образовательной деятельности, создание условий для индивидуального развития каждого обучающегося в Российской Федерации.
Системообразующие составляющие стандарта Требования к результатам освоения основных образовательных программ на каждой ступени общего образования, конкретизированные и операционализиро- ванные цели образования. Комплексная оценка результатов, включающая предметные, метапредмет- ные и личностные результаты.
Совокупность требований Структура образовательной программы Условия реализации образовательной программы Результаты освоения образовательной программы
Основные реализуемые программы в рамках ФГОС 1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 2. Программа формирования универсальных учебных действий 3. Программы отдельных учебных предметов, курсов 4. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 5. Программа коррекционной работы
Системно-деятельностный подход Развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Это обеспечивает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, использования разнообразных организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья)
Учебный план на предметов Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый предмет «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире). Остальное выбирается из шести предметных областей: 1)«русский язык и литература или родной язык и литература», 2)«иностранные языки», 3)«математика и информатика», 4)«естественные науки», 5)«общественные науки», 6)«искусство» или «предметы по выбору».
Проблемы Те, кто готовится в медицинский вуз, должны взять сразу три естественнонаучных предмета - химию, физику и биологию. А имеют право лишь на два. Но литературу как дополнительный предмет такие ребята взять не смогут (лимит ими использован). У некоторых из опрошенных выбор стоял между обществознанием и историей. А что представляет собой курс "Россия в мире" - дело темное.
Один ученик - один учитель? Как платить зарплату географу или химику, чей предмет выбрал всего один человек (финансирование-то - подушевое)? У них не будет ставки, а значит - нормальной пенсии. Еще проблема: а вдруг ребенок в 11-м классе поменяет предметы?
Образование старших школьников Старшеклассникам будет отводиться больше времени для исследовательской и проектной деятельности, социальных практик и самостоятельной работы по предмету. Больше станет внеклассных занятий
Учебники В новых учебниках будет уделяться больше внимания формированию ценностных ориентиров подрастающего поколения. Прежде всего это коснется гуманитарных предметов.
Профориентация с 1 класса В начальной школе педагоги осуществляют подготовительную профориентацию. Для малышей организуются тематические классные часы и встречи с представителями различных профессий. Учителя стараются значительно углубить знания школьников с пятого по седьмой класс. Их знакомят с различными профессиями через организацию конкурсов, ролевых игр и других интерактивных приёмов
Деление класса на группы При проведении занятий по родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (14 классы), и по иностранному языку (24 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Договор с родителями Школа обязуется обеспечить, при условии соблюдения другими участниками договора принятых на себя обязательств, освоение обучающимся образовательных программ Школы.
Вето? Представители педагогического сообщества 28 января 2011 года обратились к руководству страны с просьбой наложить вето на проект нового государственного образовательного стандарта для старшей школы. Учащиеся 10-х и 11-х классов будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать. Авторы письма, которое подписали уже более 12 тыс. человек, считают, что принятие такого стандарта ощутимо снизит уровень российского образования.
Всенародное обсуждение Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что утвердит стандарт только после его серьезного обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Всенародное обсуждение заканчивается 15 февраля.
Реплика учителя-мамы Моя дочь уже закончила школу, слава Богу. После 9 класса она сказала - хочу быть программистом. И я, зная, что она ни с одного боку не математик, не физик и вообще - гуманитарий чистой воды, решила- таки - нельзя девочке дорогу перекрывать...Наняли репетиторов, поступила девочка...два курса отучилась и сказала - не хочу больше...не мое это. Какому святому молиться, что не было тогда безумной профилизации, и моя дочь получила ПОЛНОЕ среднее образование, которого хватило, чтобы поступить в хороший юридический ВУЗ. Каждый раз, вспоминая об этом, с содроганием думаю - а вот если бы выбрала она тогда математику-физику, и лишилась бы истории, обществознания, литературы...Ведь вся жизнь наперекосяк бы пошла..На личном опыте испытала, и потому с полным знанием дела говорю - НЕ МОЖЕТ ребенок, даже старшеклассник, определиться однозначно с выбором своего дальнейшего пути. Жизнь - штука сложная, никто не знает, как она повернется, и какие знания нашим детям потребуются. Это преступление - лишать наших детей права САМООПРЕДЕЛЕНИЯ!!! Преступление на уровне геноцида!!!