Совместный проект кафедры ЮНЕСКО и кафедры перевода Перевод студентов 4 курса переводческого отделения Статьи авторов из разных стран.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание как педагогический процесс.
Advertisements

Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Психология и педагогика имеют большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Совместный проект кафедры ЮНЕСКО и кафедры перевода Перевод студентов 4 курса переводческого отделения Статьи авторов из разных стран

Педагогика и образование

Юрген Оэлкерс Цюрихский университет, Швейцария

Концепция развития ребенка до возникновения идеи педоцентризма Аннотация: С самого начала своего возникновения человеческому обществу не раз приходилось сталкиваться с проблемой подготовки ребенка к взрослой жизни. Это – неизменная цель любого общества, меняются лишь представления о «ребенке» и «детстве». Современное образование часто трактуют как «ориентированное на ребенка», что и является главной темой в концепции педоцентризма. Начиная с начала XX века известные ученые, такие как Джон Дьюи, Мария Монтессори и Жан Пиаже выступают за фундаментальные изменения в теории и практике педагогики. В статье представлена попытка показать, что и до развития идеи педоцентризма похожие идеи развивались и неизвестными учеными. Так, «педоцентризм» не является эпохальным событием и представляет собой заимствование идей английского просвещения. Сосредоточенность на мышлении ребенка не является инновацией в определенном направлении современной психологии. Ключевые слова: педоцентризм, сосредоточенность на мышлении ребенка, английское просвещение, активный ребенок, литература для детей, обучение на практике, опыт и образование. Перевод выполнил Хорин К. 1ПА

Надия Федчишин Тернопольский национальный экономический университет, Украина

И.Ф. Гербарт и Гербартианизм в контексте педагогической мысли Европы Аннотация: Анализ разных периодов педагогических взглядов И.Ф. Гербарта, проведенный украинскими и иностранными исследователями показал, что современная педагогическая наука обязана немецкому педагогу возникновением концепции развития интереса как цели «воспитывающего обучения». «Многосторонний интерес» считался одним из главных взглядов педагогической концепции И.Ф. Гербарта. «Воспитывающее обучение» - это основное понятие педагогического наследия И.Ф. Гербарта, которое было представлено в его главной работе по педагогике «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Для успешной реализации принципа «Воспитывающего обучения», И. Ф. Гербард настоятельно рекомендовал рассматривать свободу педагогического творчества учителя, как связующее звено педагогических обязанностей, обширное использование организационно-образовательных форм, направленных на развитие личности ученика, преимущество диалога как формы обучения, которое устанавливает баланс между свободой ученика и свободой педагогики, комплексные методы обучения, которые при изучении любой дисциплины позволяют учитывать психологические модели мыслительного процесса, фокусировать внимание на главной цели образования при выборе учебного материала (идея концентрации на воспитании). Ключевые слова: И.Ф. Гербарт, гербартианизм, школьная практика, педагогическая мысль, украинская наука, заимствования. Перевод выполнил Хорин К. 1ПА

Анатолий Вихрущ Тернопольский национальный экономический университет, Украина

Педагогическая персонология – проблема 21-го века Аннотация: В данной статье автор поднимает проблему педагогической персонологии, анализирует различные подходы украинских и иностранных ученых к этому вопросу, определяет элементы познавательной деятельности в религиозной педагогике (основанной на Библии). В работе предоставлено несколько советов по развитию мыслительной деятельности. Автор считает, что все научные исследования, касающиеся человека, должны быть направлены на получение объективной информации о естественном развитии личности. Ключевые слова: личность, персонология, образование, метод, мыслительная деятельность. Перевод выполнила Степанова А. 1ПА Анатолий Вихрущ Тернопольский национальный экономический университет, Украина

Интернационализация и образование в контексте Японии Аннотация: На волне всемирной глобализации и тесного сотрудничества с разными культурами практически во всех странах происходит реформирование системы образования. В настоящей статье описывается пример классификации трех моделей реформы образования в контексте интернационализации: (1) модель «наверстать упущенное», (2) модель «конкуренция» и (3) модель «выиграть-выиграть». Далее в статье рассматривается процесс интернационализации с точки зрения опыта Японии. Ключевые слова: сравнительный анализ, реформирование системы образования, интернационализация, государственное образование в Японии. Перевод выполнила Демидова Дина, 1ПА

Федина Владимира Львовский национальный университет им. И. Франко, Украина Тысячелетие восточной педагогики как науки, ее настоящее и будущее Ключевые слова: будущие востоковеды, учебный процесс, восточные философы, образование, исторический анализ. Перевод выполнила Демидова Д. 1ПА

Дон Макдональд Программа поддержки молодых семей «Семья и брак», Тихоокеанский университет Сиэтла, Соединенные Штаты Америки Кристофер А. Синк Тихоокеанский университет Сиэтла, Соединенные Штаты Америки

Дон Мак Дональд Программа поддержки молодых семей «Семья и брак», Тихоокеанский университет Сиэтла, Соединенные Штаты Америки Кристофер А. Синк Тихоокеанский университет Сиэтла, Соединенные Штаты Америки Европейские философские учения и их влияние на принципы школьной психологической службы США Аннотация: Европейские философские учения от античности до наших дней оказывают сильное воздействие на психологические консультации, проводимые в американских школах. Эти философские течения формируют общую культуру, которая, в свою очередь, является основой всех педагогических профессий, в том числе и профессии школьного психолога. Хотя традиционная философия по-прежнему влияет на теорию, практику и исследования в области психологического консультирования, тем не менее современные концептуальные направления, такие как глобализм, мультикультурное самосознание и системный подход, всё сильнее определяют направление развития школьной психологической службы. В начале статьи рассматривается школьное психологическое консультирование в контексте особенностей американской культуры, далее следуют философские рассуждения. В целом, все три названные концептуальные направления подчёркивают, что в мире всё взаимосвязано. В заключении статьи высказывается предположение, что персонализм (европейская философская доктрина 20- го века, берущая за основу всего сущего человеческие отношения) может стать крупнейшим концептуальным принципом школьного психологического консультирования. Ключевые слова: Школьная психологическая служба, европейская философия, мировоззрение, американское образование. Перевод выполнила Синицына Л. 1ПА

Роза Мария Буве Университет Ренн II Верхней Бретани, Франция Селестен Френе – педагог-пацифист, неравнодушный к бедам Европы Аннотация: Селестен ФРЕНЕ ( г.г.) хорошо известен во Франции как педагог, сторонник альтернативной школы по отношению к традиционной системе образования. В данной статье мы ставим своей целью продемонстрировать, что наиболее известные приёмы, предложенные этим преподавателем (нетрадиционная организация образовательного процесса, прогулки в перерывах, возможность самовыражения, уроки каллиграфии, коллективная работа в школьной библиотеке, метод проб и ошибок и т.д.) основаны на ценностях, составляющих основу современной Европы. С. Френе, испытавший на себе тяготы и лишения войны, стал «пролетарским учителем» с великой идеей о мире, несмотря на то, что его педагогические взгляды в определённой мере изменились после Второй мировой войны (так, в своих статьях, он перестал пропагандировать пролетарскую идею в образовании). Однако, он остался верен своим принципам, а его вера в образование, как способ восстановить мир между европейскими государствами, всегда ясно прослеживается в мыслях, действия, трудах. Ключевые слова: педагог, педагог-пацифист, традиционная школа, альтернативная школа и система образования. Перевод выполнила Мокшина Л. 2ПА

Григорий Вассианович Ивано-Франковский государственный медицинский университет, Украина Константин Ушинский – классик мировой педагогики Аннотация: Статья посвящена научным работам Константина Ушинского, выдающегося педагога и психолога 19 века. Проанализировав историческую и педагогическую литературу, автор подчёркивает вклад учёных в развитие педагогической мысли и вопросов образования. Автор даёт сравнительный анализ педагогических идей Константина Ушинского и таких классиков мировой педагогики, как Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Иоганн Песталоцци, Адольф Дистервег и других. Ключевые слова: методология, педагог, дидактика, ученик, наука, образование, принципы, метод, духовность, физика. Перевод выполнила Мокшина Л. 2ПА

Артур Эллис Тихоокеанский университет Сиэтла, США Рейнгард Гольц приглашённый профессор в университете г. Летбридж, Канада Вольфганг Майрхофер Магдебургский университет, Германия Система образования в Германии и в других европейских странах в 19 веке глазами американских и русских классиков Хораса Манна и Константина Ушинского Аннотация: Прогрессивное движение в образовании, которое началось в Европе, а конкретно – в немецкой провинции Пруссия, привлекло широкое внимание далеко за пределами континента. Целый ряд деятелей в области образования посетили Пруссию в 19 веке для изучения инноваций и с надеждой, что данные инновации могут быть успешно применены в американских школах. Хорас Манн, секретарь комитета по образованию штата Массачусетс, посетил Европу в 1842 году и вернулся домой, восторженно отзываясь о прусских школах. Его седьмой ежегодный отчёт (1844 г.) включал в себя отзывы о классах, дифференцированных по возрастному признаку, о высококвалифицированных учителях с подтверждённой государственной аттестацией, об обязательном посещении учебного заведения и о гуманном подходе к учащимся. Русский деятель в области образования Константин Ушинский находился в Германии и Швейцарии с 1862 г. по 1867 г. и был хорошо знаком с прусскими школами. Восприятие Ушинским прусских школ как модели для образования в России, можно назвать, по меньшей мере, «осторожным». К моменту приезда Ушинского, реформа, с которой познакомился Манн, значительно изменилась, поэтому справедливости ради надо отметить, что Манн и Ушинский видели совершенно разные системы школьного образования. Ушинский писал, что в каждой стране есть свои культурные традиции, которые делают проблематичным осуществить любые попытки малейшего внедрения теорий и практик других систем. Что касается различий во временном и культурном аспекте, заметки по этому вопросу как Манна, так и Ушинского, считаются «классикой» сравнительного образования и выступают в качестве прологов к современным непрекращающимся дебатам в отношении плюсов и минусов «заимствования» педагогических идей из других культур. Ключевые слова: прогрессивное движение в образовании, инновации в образовании, Хорас Манн, прусские школы как модель для образования в России. Перевод выполнила Мокшина Л. 2ПА

Дмитро Герцюк, Тетяна Равчина Львовский национальный университет им. Ивана Франко, Украина Аннотация: Иван Франко - известный украинский писатель, учёный и публицист. Он получил признание не только в украинской истории, но и в социальных и политических кругах всего мира. В своих исследованиях и литературных трудах Иван Франко анализирует состояние образования в западных областях Украины (обл. Галичина) и разрабатывает ключевые принципы демократического и гражданского воспитания. Они основаны на философской позиции Ивана Франко, которая определяется антропологическим подходом и гуманистическим направлением в педагогике. Его взгляды на образование универсальны, тем не менее, он учитывает особенности национального образования. Иван Франко определяет основные требования и принципы демократического и гражданского воспитания, взяв за основу Ключевые слова: демократическое и гражданское воспитание, умственная деятельность, образовательная деятельность для педагогов, принципы образования, независимое критическое и креативное мышление, методы обучения, отношения учителя и ученика. Перевод выполнила Тачук Д. 2ПА Иван Франко о демократическом и гражданском воспитании в контексте развивающейся единой Европы современную европейскую модель воспитания и взгляды европейских учёных и педагогов. Демократический подход Ивана Франко к обучению основан на формировании у ученика собственного виденья мира на основе новых полученных знаний, индивидуального мировоззрения и личного опыта. Иван Франко описывает в своих работах демократическую основу образовательной деятельности педагогов, которые имеют своей целью развитие индивидуальности каждого ученика.

Наталия Дичек Национальная академия педагогических наук Украины, Украина Гуманизм в педагогических идеях учителя-новатора А.С. Макаренко Аннотация: В работе рассматриваются инновационные черты педагогической системы А.С. Макаренко, отражающие основные подходы к проблемам воспитания и социализации сирот, бездомных и несовершеннолетних преступников, которые были оправлены в трудовые колонии для несовершеннолетних и трудовые коммуны Советской Украины в г.г. Ключевые слова: А.С. Макаренко, бездомные и несовершеннолетние преступники, эффективная работа, молодое самоуправление, воспитание в группах, уважение личности Перевод выполнила Криницына С. 2ПА

Матвиенко О.В Киевский национальный лингвистический университет, Украина Величие выдающейся личности украинского педагога-теоретика Константина Ушинского Аннотация: Наша украинская педагогика гордится великим педагогом- теоретиком, демократом К.Д.Ушинским, выдающимся представителем братских культур двух южнославянских народов. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского является одним из важнейших достижений в области теоретической педагогики и образования в России и Украине. В 60-х годах прошлого века К.Д.Ушинский принимал участие в массовом демократическом движении. Мы высоко ценим К.Д.Ушинского и как педагога- демократа, и как основоположника отечественной педагогики, и как борца за общенациональное образование, который создал систему обучения родного языка в школах. Ключевые слова: Ушинский, любовь к Украине, служить родине, родное слово, отечественные школы, отечественная педагогика, демократия, народ, иностранные школы, антропология. Перевод выполнила Уткина К. 2ПА

Надия Заячковська Львовский национальный университет им. Ивана Франко, Украина Роль педагогических идей Софии Русовой в Интеграции Украины с Европой Аннотация: София Русова является представителем украинской педагогической мысли XX века, педагогом международного уровня. Несмотря на то, что она родилась в семье шведа и француженки, она внесла огромный вклад в развитие образования в Украине. Русова добилась значительных успехов в изучении европейской психологии, и ей удалось внедрить идеи, так называемого, «нового воспитания», внести весомый вклад в традиции народной педагогики. Это привело к распространению и признанию украинских образовательных идей на международном образовательном пространстве, что способствовало европейской интеграции Украины. Русова является теоретиком в области дошкольного воспитания, автором национальной концепции образования, основанной на идеях свободного развития ребенка, формирования национального сознания и уважения к другим нациям. Она сосредоточила внимание на социализации и индивидуализации учебного процесса. Рассматривая в своих работах воспитание, она объединила основы воспитания Украины и Европы, национальные и общечеловеческие. Педагогические взгляды Русовой соответствуют принципам европейского образования, а именно, гуманизму, демократии, непрерывности, научному характеру, мультикультурализму. Педагогические идеи Русовой до сих пор актуальны. Применение этих идей в образовании будет способствовать преодолению экономических и социальных проблем в Украине, создаст условия для интеграции с Европой. Ключевые слова: украинская педагогика, педагогические идеи, концепции национального воспитания, евроинтеграция, гуманизм, демократия, непрерывность, научный подход, практическая направленность, политкорректность, интеграция. Перевод выполнила Огнева А. 2ПА

Лариса Ковальчук, Богдан Ковальчук Львовский национальный университет им. Ивана Франко, Украина Выдающийся украинский учёный Григорий Ващенко о создании национальной системы образования украинской педагогики на пороге 20 века. Среди плеяды выдающихся украинских учёных, творческое наследие которых можно сравнить с национально-культурным Ренессансом, Григорий Ващенко занимает особое место как создатель национальной школы. Это известный украинский учёный, педагог, психолог, философ и журналист. Он принадлежал к созвездию украинских учёных, работы которых были уничтожены и запрещены на территории бывшего Советского Союза. В данной статье мы сделали попытку теоретического осмысления научного достояние Григория Ващенко, который является одним из самых ярких личностей в истории украинской педагогики. На основе анализа следующих исследований - "Проект системы образования в независимой Украине", "Воспитательный идеал", "Общие методы обучения", "Украинский Ренессанс" - был предложен научный подход к решению таких проблем как: развитие системы образования на Украине, организация учебной работы в средней и старшей школах, обучение украинской молодёжи, а так же внедрение опыта реформы образования в других странах, имеющих отношение к реформе образования. Перевод выполнила Купстас К. 2ПА

Ричард Д. Шоерман Тихоокеанский университет Сиэтла, США Артур К. Эллис Тихоокеанский университет Сиэтла, США Лев Толстой и образовательное учреждение «Ясная поляна» Аннотация: Писатель и педагог Лев Толстой опубликовал множество учебно-методических работ, и его педагогические идеи нашли свое развитие в трудах других ученых. Всю свою сознательную жизнь он полностью посвятил образовательной деятельности, начиная с 1848 года, когда он впервые начал обучение чтению крестьянских детей в своей усадьбе «Ясная Поляна рядом с городом Тула, и вплоть до 1903 года, когда он написал легендарное двухтомное собрание сочинений «Круг чтения», которое считается величайшим литературным достижением Толстого. В 1859 году Толстой основал знаменитую школу в своем поместье недалеко от города Тула и написал ряд понятных, но достаточно объемных статей для образовательного журнала «Ясная Поляна», в которых он анализировал методы преподавания, особенности психологии обучения, принципы управления школой и вопросы организации муниципальной системы обучения взрослых. Позже он заинтересовался проблемами подготовки преподавателей. Данная статья впервые дает возможность англоязычной аудитории познакомиться с выдающейся работой Льва Толстогои в которой дается полное представление об организации образовательного учреждения, а также о том, как развивались идеи государственного образования. Ключевые слова: обучение, учитывающее интересы ребенка, школа для крестьян, российское образование, подготовка учителей, Вильгельм Риль, Ясная Поляна Перевод выполнила Гаврилова Н. 2ПА

Патрик Боумард почетный профессор Европейского университета, Бретань, Франция Подготовка к следующей войне или воссоздание мира (краткая автобиографическая история В ПЕРИОД 20 века) Аннотация: Общая формула Европейской интеграции вовсе не естественна. В истории нашего континента стандартной ситуацией считается постоянное столкновение государств и народов, религиозных систем и т.д. По-видимому, естественным считается не интеграция и мир, а военные и политические конфликты. В статье выражено мое личное отношение к данному вопросу, как со стороны гражданина Франции и учителя. Ключевые слова: Европейская интеграция, личное отношение, конфликт, война, соперничество, национализм, милитаризм, утопия. Перевод выполнила Гаврилова Н. 2ПА

Щербак Юрий Адамович Тернопольский национальный экономический университет Научное и педагогическое наследие Иосифа Слипый ( ) в Европейской образовательной сфере Аннотация: Научная и педагогическая деятельность Иосифа Слипый, главы Украинской грекокатолической церкви, осуществлялась одновременно в теоретических и практических направлениях и выдвигается на первый план. Ученый – богослов основал теоретические и методологические принципы религиозного и нравственного образования, на которых была основана его педагогическая деятельность, когда он возглавлял Духовную школу, Богословскую академию, Украинский католический университет имени святого Климента и Украинское Богословское общество. В статье показано, как патриарх Иосиф Слипый, представляя украинскую церковь на международной арене, восхвалял Украинское богословие на научных и образовательных конференциях, культурных мероприятиях, религиозных собраниях, общественных и политических форумах. Обращаясь к научной и педагогической деятельности Иосифа Слипый, можно прояснить процессы гуманизации и демократизации образования при присоединении Украины к европейскому культурному и образовательному обществу. Перевод выполнила Егорова Н. 3ПА

Нелли Ничкало Академия педагогических наук Украины Многогранность наследия профессора Ивана Огиенко который должен знать каждый носитель языка». Новаторский подход и рекомендации исследователя и педагога, направленные на определение целей, функций и задач каждой образовательной системы и подсистемы в реализации последовательной политики в отношении государственного языка на уровне различных учебных заведений и для различного возраста обучающихся, должны стать предметом дальнейших исследований. Перевод выполнила Нешто Л. 3ПА

Анатолий Кузьминский Академия педагогических наук Украины Аннотация: В статье анализируется научная и профессиональная деятельность талантливого украинского ученого, основателя педагогики сотрудничества, учителя и новатора, профессионала своего дела - Александра Захаренко, завоевавшего уважение и известность у коллег-специалистов по вопросам образования далеко за пределами Украины. Перевод выполнила Нешто Л. 3ПА Педагог-новатор: Захаренко Александр Антонович ( )

Нелли Ничкало, Анатолий Кузьминский Академия педагогических наук Украины Ценность научного предвидения педагогических идей академика Александра Захаренко Аннотация: В статье анализируется научная и профессиональная деятельность талантливого украинского ученого, основателя педагогики сотрудничества, учителя и новатора, профессионала своего дела - Александра Захаренко, завоевавшего уважение и известность у коллег-специалистов по вопросам образования далеко за пределами Украины. Перевод выполнила Нешто Л. 3ПА

Зузана Брунцликова, Катарина Цабанова Университет им. Я. А. Коменского, Братислава, Словакия Школьная психология как неотъемлемый компонент школьного образования (Ладислав Дюрич, профессор) Аннотация: Профессор Ладислав Дюрич – автор множества монографий, научных трудов и тематических статей, посвященных основным проблемам педагогической психологии, ее целям и принципам, вопросам психологии творчества и проблемам взаимоотношения учеников и учителей в процессе обучения. Профессор Ладислав Дюрич является основоположником школьной и педагогической психологии в Словакии. Профессор Дюрич первым в Словакии начал заниматься проблемами обучения одаренных учеников, организацией экспериментальных школ, в которых проводились различные исследования. Перевод выполнила Кузнецова А. 1ПА

Ольга Сухомлинская Национальная академия педагогических наук Украины Аннотация: В статье переосмысляются взгляды В. Сухомлинского на школьное образование и воспитание в разные периоды развития гуманитарной мысли, как в период существования СССР, так и в постсоветский период. Кроме того, в статье приводится оценка его взглядов как украинскими, так и российскими педагогами. Автор рассматривает научные работы В. Сухомлинского не только с позиций исторического подхода, но также как важный компонент современной педагогической науки в Украине. Перевод выполнила Нешто Л. 3ПА Переосмысление работ Василия Сухомлинского: 40 лет спустя

Наталия Хорук Львовский национальный университет им. Ивана Франко Проблема образования для взрослых в украинском педагогическом наследии. Европейский взгляд Аннотация: Организация и развитие образования для взрослых – важная часть европейской истории. Ретроспективный анализ основ образования для взрослых помогает понять его современные проблемы, выявить новые тенденции в развитии этого комплексного многофункционального явления. Важные факты и этапы образовательного процесса для взрослых на Украине включает в себя понимание такого образования как важного компонента общественного и культурного развития украинской нации. Литературный обзор показал, что образование для взрослых связано как с потребностью персонального роста и историей общества, развитием его составляющих на добровольной основе. Поэтому, цели образования для взрослых на Украине могут быть сформулированы в контексте следующих задач: 1) отвечать изменениям в развитии обществе; 2) поддерживать и сохранять новое общественное устройство; 3) способствовать персональному росту. Разнообразие научных работ, проанализированных в этой статье, могут быть разделено на три основных категории: 1) теоретические работы разных лет, учитывающие процессы формирования педагогической практики образования для взрослых; 2) историческое и педагогическое исследование организации образования для взрослых на Украине; 3) исследование образования для взрослых в контексте истории украинского школьного образования и общественно-культурного развития. Перевод выполнила Ткаченко А. 3ПА

Светлана Цюра, Ирина Мищишин Львовский университет им. Ивана Франко, Украина Индивидуальная временная перспектива студента: самоопределение в качестве будущего учителя Аннотация: В статье рассматриваются вопросы прогнозирования и перспективной оценки студента как будущего учителя в контексте индивидуальной временной перспективы. В работе были подведены итоги исследования связи индивидуальной временной перспективы с разными факторами развития личности. Была конкретизирована теоретическая база индивидуальной временной перспективы, а именно: экстрасенсорная семантика, которая описывает интерпретацию субъективного пространства индивидуальной системы значений, и синергетика, которая интерпретирует развитие самоорганизующейся системы. Были проанализированы представления студентов об их профессиональных перспективах в контексте ожидаемого \ не ожидаемого успеха, а также зависимость изменений в этих представлениях от изменения предполагаемых условий. Результаты качественного анализа редставлений студентов об их индивидуальной перспективе, полученные с помощью методов би-векторного прогнозирования, позволили нам определить содержание индивидуальных временных перспектив выпускников и показали их зависимость от эффективной корреляции парных комбинаций векторов, которые включают в себя личную активность \ пассивность и благоприятное \ неблагоприятное окружение. Было установлено, что ориентация на педагогическую активность в будущем является характерной чертой временной перспективы у большинства студентов магистрантов. Их показатели варьируются от 40 (в условиях отрицательного континуума) до 68,9% (в условиях частично позитивной перспективы). Опрашиваемые по-разному отнеслись к четырем предложенным перспективыным сценариям индивидуального развития. Утверждения синергетики о самоорганизованных системах, располагающих одновременно несколькими векторами для развития, были доказаны готовностью опрашиваемых создавать и оценивать одновременно разные варианты профессиональной и личной перспективы в рамках заданных условий. Можно заключить, что в сознании человека одновременно существует несколько вариантов развития, представляющие собой разнообразные сценарии, не все из которых ведут к успеху. Перевод выполнила Тютикова Е. 3ПА

Клара Торнар Университет Рома Тре, Италия Мария Монтессори. Модель образования "Нового человека» Аннотация: В образовательной модели, разработанной в учениях Монтессори, наряду с определенным видением детства, особое внимание уделяется познаию человечества, культур и цивилизаций. Интерес к данному аспекту, так или иначе, проходит через все научное наследие этого педагога. Данный интерес находит свое выражение в таких образовательных методиках, которые помогают ребенку разрывать рамки индивидуализма и личных интересов, тем самым способствуя созданию сначала так называемого "нового ребенка", затем "нового человека" и, в конце концов, позволяют создавать "новый мир". Начиная с образовательной модели, основанной на «освобождении» ребенка, уважении его/ее личности и индивидуальных потребностей, Монтессори расширяет свою педагогическую перспективу, за счет включения космического подхода к воспитанию человека, который представлен такими основными принципами, как: обеспечение наиболее полного раскрытия потенциала каждого ребенка, достижение полной гармонии и сотрудничества с детьми, уважение свободы и межличностного разнообразия, а также обеспечение развития в соответствии с законами человеческой природы для построения более гуманной и устойчивой цивилизации. Перевод выполнила Свяжина С. 3ПА

Гарольд Людвиг Кёльнский университет, Германия Международный характер педагогики Монтессори и ее вклад в интеграцию Европы Аннотация: Данная статья рассматривает международное сотрудничество как одну из главных особенностей Нового Образования (Прогрессивного Образования) и условий в интеграции европейских стран. В первой части говорится о том, что многие педагогические концепции этого периода имеют ярко выраженный межгосударственный характер. Особенно ярко это отразилось при создании международных организаций в области образования (например, таких как «Новое Образование» или «Международная Ассоциация Монтессори»), а также при работе над «Образованием для мира». Во второй части анализируется специфика интенационализма Педагогики Монтессори. В третьей части представлена информация о двух действующих организациях, которые продвигают идеи Педагогики Монтессори в Европейское образовательное пространство и тем самым способствуют интеграции европейских стран. Это такие организации как: «Европейская Ассоциация Монтессори» (ЕАМ) и «Европейские исследования Монтессори» (ЕИМ). Перевод выполнила Нешто Л. 3ПА

Ореста Карпенко Тернопольский государственный университет, Украина Детская Деревня SOS Германа Гмайнера как большая приёмная семья Аннотация: В данной статье автор анализирует педагогическое наследие Г. Гмайнера и выделяет три этапа в развитии его педагогических идей. Первый этап – (1949 г. – 1963 г.) – появление идеи Детских Деревень SOS и ее реализация в Австрии, Германии и других городах Европы. Второй этап – (1964 г. – 1986 г.) официальное признание идеи и педагогических достижений Г. Гмайнера в результате его социальной и педагогической активности и дальнейшее Перевод выполнила Тютикова Е. 3ПА распространение его идей по всему миру. Третий этап – (1986 г. – 2012 г.) период научного осмысления и последовательного внедрения педагогических идей Г. Гмайнера в социальные проекты во многих странах по всему миру. В статье анализируются основные принципы воспитания и образования в Детских Деревнях SOS.

Международные отношения и геополитика

Надежда Скотная Дрогобычский государственный педагогический университет им. И. Франко, Украина Украина в эпоху глобализации Аннотация: В статье представлено критическое осмысление различных определений понятий «единство цивилизации» и «раскол цивилизации». Концепции развития моделей цивилизаций подтверждают, что раскол свойственен украинской локальной (региональной) цивилизации (по всем культурно-конвенциональным: национально- психическим, нормативным, поведенческим и идеологическим признакам (в области традиционализма-либерализма, религии и т.д.).При адекватной внутренней политике государства «раскол» украинского общества не станет непреодолимым препятствием на пути к объединению украинского народа и сохранению целостности Украины. «Раскол» можно рассматривать с двух противоположных точек зрения. С одной стороны, это явление расширяет область социокультурного (аксиологического) выбора личности и может стать катализатором процесса укрепления демократических принципов общества. С другой стороны, при определённых манипуляциях «раскол» вызывает сепаратистские тенденции. Ключевые слова: глобализация, цивилизация, раскол цивилизации, украинское общество. Перевод выполнила Синицына Л. 1ПА

Мирное будущее Европы как замысел «Всеобщего совета» Коменского Аннотация: Уже более 60 лет Европа, благодаря положительному взаимодействию всех наций, живет в атмосфере мира и порядка, без серьезных военных конфликтов. Именно идея положительного взаимодействия всех людей в мире была заложена в философском и просветительском "бестселлере" Я. Коменского второй половины 17 века "Всеобщий совет". Коменский предлагает эффективный способ того, как жить в атмосфере мира и порядка. В статье описывается не только символическая структура произведения, но и подробно освещается его содержание. Автор статьи объясняет некоторые представления Коменского об подобном устройстве мира и предлагает свое видение его работы для современного общества и для перспективы развития всей Европы. Ключевые слова: Коменский, действительность человека, человеческая, общественные реформы, образование, "Всеобщий совет", Ян Паточка. Перевод выполнила Филатова О. 1ПА

Карел Рыдл Пардубицкий университет, Чешская республика Йиржи из Подебрад, король Богемии и поборник мира и спокойствия во всей Европе Одной из целей его дипломатической деятельности была цель сделать Чешское Королевство после гуситского движения неотъемлемым членом всей христианской Европы. Содержание манифеста чешского короля (содержащее 24 пункта) считается примером западного мышления 450-летней давности, остающимся актуальным и на сегодняшний день. Ключевые слова: манифест чешского короля, Йиржи из Подебрад, гуситское движение, Посланник от , мир и безопасность, западное мышление, турки. Перевод выполнила Сытова А. 1ПА

Ана Мария Кауппила Президент OMI [Observatório Mundial das Ilhas/Всемирная служба по наблюдению за островами], Португалия От «островка» до далеких земель: пролегомены к проявлению отзвуков голосов островов при транснациональном [бес]порядке Аннотация: Острова все еще, кажется, являются необычными привлекательными местами, которые живущие на континенте люди представляют себе как экзотический рай в утопических мечтах. Как правило, не у всех островов схожая репутация, что происходит, конечно, из-за их геополитической значимости и географического положения. Остров Мадейра, расположенный в Атлантическом океане, обладает иной степенью значимости, чем, например, Исландия или Австралия (считающаяся континентом). Острова также отличаются по политико-административному статусу. Какие-то являются независимыми государствами, другие – частью государств континента, и их статус различен. Мадейра – автономный регион Португалии и самый удаленный регион Европейского союза, расположенный на архипелаге, который состоит из двух населенных островов и двух ненаселенных. Общественная политика образования – в данном случае и в итоге – находится под влиянием наднационального органа, ЕС. Воздействие такой политики на удаленный периферийный регион, такой как Мадейра, значительно и не может избежать критики. Как оно проявляется в этом автономном регионе? Каковы законодательные пути, вопросы управления, пределы и ограничения власти в отношении регионализации/локализации, позволяющие или запрещающие разницу? В связи с этим стоит отметить недостаток научных данных в многочисленных сферах деятельности, касающихся островов. Важную работу проделали Portdata, но эта работа не обладает исторической глубиной. Несмотря на многочисленные программы, Лиссабонский договор все еще действует, и его нужно принимать во внимание. Следовательно, данный документ включает в себя Лиссабонский договор, Конституцию Португалии, политико-административный устав автономной области Мадейра, и документ, который представляет приоритеты политики Мадейры - PDEs Мы также будем рассматривать Договор Критическая точка зрения является важной при анализе этих документов и основывается на эпистемологическом синтаксисе в областях теории культуры, философии, литературы и истории, изучения островов, исследований политики передачи и европейских исследований. Перевод выполнила Степанова А. 1ПА

Межкультурная коммуникация

Андреа Коблизкова Пардубицкий университет, Чешская республика Английский как язык межкультурного общения Ключевые слова: английский как язык межкультурного общения, английский как лингва-франка, межкультурная коммуникация, межэтническая коммуникация, лингвистические аспекты коммуникации, прагматика в английском языке, языковые структуры в английском языке. Перевод выполнила Демидова Д. 1ПА

Тетьяна Кошманова Университет западного Мичигана (Каламазу), США От отчуждения к мультикультурализму в общем европейском доме: изучение Школы диалога культур в Харькове Аннотация: Данная статья рассматривает вопросы, связанные с созданием демократичных, мультикультурных уроков для подготовки учителей в Школе диалога культур в Харькове. Эти занятия направлены на мультикультурное, развивающее обучение, а их целью является развитие диалогического, гуманитарного мышления у студентов и будущих учителей для вступления в общий европейский дом. Руководствуясь ретроспективным анализом, я начинаю свою статью с анализа теоретических основ и кратко формулирую тезисы культурно-исторической теории и деятельностные подходы к обучению учителей и студентов в Украине. Затем я рассказываю о работе, затраченной на внедрение лучших практик развивающего и диалогического обучения, представленных Школой диалога культур в Харькове. И, наконец, я показываю значение проанализированных подходов для демократических образовательных практик. Ключевые слова: Школа диалога культур (ШДК), группа Харькова, Л.С. Выготский, В.С. Библер, культурно-историческая теория деятельности, диалогическое обучение, гуманитарное мышление. Перевод выполнила Иванова Т. 1ПА

Спасибо за внимание!