МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, НА УДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О СОСТОЯНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (по данным анкетирования, проведенного совместно с Министерством образования Московской области)
Advertisements

Анализ качества доработанных методических, нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию при проведении регионального и заключительного.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- апреле 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- декабре 2010 года.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ПОТРЕБНОСТЬ, ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ Рудаков Владимир Аркадьевич, заведующий Центром инновационной и профориентационной работы АУ.
Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей учащихся 9-х классов Н.А Федулова, СОШ 1 (Шатура) Е.В.Образцова, Каменская СОШ 2 (Дмитровский.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- июле 2011 года.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-декабре 2009.
Профессиональные установки населения России по результатам Мониторинга инновационного поведения населения Москва 2014.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- августе 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-сентябре.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа в январе- марте 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-июне 2009 года.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-ноябре 2009 года.
Транксрипт:

МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, НА УДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Одной из главных задач мониторинга является активизация профессионального самоопределения учащихся, основанная на осмыслении задаваемых вопросов в ходе выбора подходящего варианта ответа. Даже если респондент в своих ответах не вполне искренен, он может это осознавать и корректировать свои представления о себе и своем профессиональном будущем в результате целенаправленной профориентационной работы.

В мониторинге, проводимом с использованием информационно-компьютерных технологий на сайте proftime.edu.ru, приняло участие 1010 учащихся из 39 школ 30 населенных пунктов 15 субъектов Российской Федерации (Нижегородская область, Новосибирская область, Краснодарский край, Воронежская область, Республика Мордовия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Республика Марий Эл, Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Московская область, Иркутская область, Алтайский край) шести Федеральных округов (Приволжского, Сибирского, Южного, Уральского, Центрального, Дальневосточного ФО).

Сайт «Время выбрать профессию» proftime.edu.ru

В ход разработки программы мониторинга были выделены основные критерии оценки готовности учащихся к выбору профессии: 1. Своевременность профессионального самоопределения 2. Осознанность профессионального выбора 3. Самостоятельность профессионального выбора 4. Реалистичность профессиональных планов 5. Согласованность (непротиворечивость) профессионального выбора

Тридцать вопросов анкеты распределены по трем блокам: I. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ (информированность о будущей профессии, рейтинги профессий, пути получения профессии, мотивы выбора профессии II. СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (предпочитаемые объекты и виды труда, привлекательный профиль обучения) III. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И САМООЦЕНКА (уровень сформированности способностей, удовлетворенность своей жизнью, уверенность в исполнении профессиональных планов)

Рейтинг «престижных» профессии

1. Юрист 526 человек 2. Медицинский работник 383 человека 3. Сотрудник правоохранительных органов 141 человек 4. Учитель 139 человек 5. Специалист по ИКТ 137 человек 6. Менеджер 131 человек 7. Экономист 130 человек 8. Банковский служащий 117 человек 9. Инженер 108 человек 10. Предприниматель 78 человек

Рейтинг «престижных» профессии (продолжение) 11. Военнослужащий 61 человек 12. Строитель 53 человека 13. Дизайнер, художник 53 человека 14. Работник газо-нефтедобывающей отрасли 52 человека 15. Госслужащий 50 человек 16. Журналист 47 человек 17. Архитектор 44 человека 18. Бухгалтер 43 человек 19. Актер 42 человека 20. Переводчик 38 человек

Информированность о будущей профессии 1) предмет, содержание, условия труда знают 129 человек; 2) профессионально важные качества будущей профессии известны 185 человекам; 3) знают, где можно получить эту профессию 114 человек; 4) осведомлены о спросе на профессию на рынке труда 69 человек; 5) все перечисленное известно 130 респондентам; 6) ничего из перечисленного не известно 36 респондентам.

Недостаточная информированность учащихся о предмете, содержании, условиях труда, профессионально важных качествах будущей профессии и путях ее получения, а также о спросе профессии на рынке труда может быть причиной нереалистичного выбора профессии, что косвенным образом подтверждает рейтинг выбираемых профессий, престижных профессий и непрестижных профессий. Вместе с тем эти данные задают нам вектор профориентационной работы.

Рейтинг профессий, востребованных в регионе (по мнению учащихся) 1. Медицинский работник 611 человек 2. Учитель 430 человек 3. Инженер 188 человек 4. Строитель 177 человек 5. Юрист 174 человек 6. Водитель 168 человек 7. Продавец 135 человек 8. Рабочие специальности (слесарь, токарь, фрезеровщик, сварщик и др.)128 человек 9. Работник газо-нефтедобывающей отрасли 88 человек 10. Специалист по ИКТ85 человек

Рейтинг профессий, востребованных в регионе (по мнению учащихся) 11. Сотрудник правоохранительных органов 67 человек 12. Экономист 60 человек 13. Работник ЖКХ 53 человек 14. Бухгалтер 52 человек 15. Механик 43 человек 16. Работник пищевой промышленности 34 человек 17. Менеджер 33 человек 18. Сотрудник МЧС25 человек 19. Автомеханик 24 человека 20. Работник сельского хозяйства 23 человек

Работа с методикой Матрица профессионального выбора Анализ содержания будущей профессии на основе сопоставления предпочитаемых объекты и видов труда, а также привлекательного профиля обучения, позволяет оценить выбор профессии по критерию непротиворечивости, или осознанности. Расширение спектра предметов, или объектов труда по сравнению с известной типологией Е.А.Климова позволяет более точно определить сферу профессиональных интересов, а выбор вида деятельности сужает поле выбора до конкретных профессий. Респонденты могли выбрать два варианта, поэтому суммарный процент превышает 100.

Предпочитаемые объекты труда 1. Человек 395 человек (40%) 2. Информация 135 человек (14%) 3. Финансы 226 человек (23%) 4. Техника 234 человек (23%) 5. Искусство 145 человек (15%) 6. Животные и растения 45 человек (5%) 7. Изделия и продукты 31 человек (3%) 8. Природные ресурсы 66 человек (7%)

Предпочитаемые виды труда 1. Управление 391 человек (40%) 2. Обслуживание 180 человек (18%) 3. Образование 146 человек (15%) 4. Производство 107 человек (10%) 5. Конструирование 124 человека (12%) 6. Исследование 90 человек (9%) 7. Защита 110 человек (11%) 8. Контроль 147 человек (15%)

Привлекательный профиль обучения 1. Физико-математический профиль 156 человек 2. Естественнонаучный профиль 141 человек 3. Социально-экономический профиль 153 человека 4. Гуманитарный профиль 125 человек 5. Филологический профиль 29 человек 6. Информационно-технологический профиль 94 человека 7. Агро-технологический профиль 28 человек 8. Индустриально-технологический профиль 36 человек 9. Художественно-эстетический профиль 108 человек 10. Оборонно-спортивный профиль 140 человек

Мы видим дисбаланс в распределении предпочтений учащихся: примерно половина выбирает физико- математический, естественнонаучный и социально- экономический профили, в то время как наименьшей популярностью пользуются, казалось бы, актуальные для сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях агро-технологический и индустриально- технологический профили.

Между тем сами учащиеся вполне осознают потребности региона, отмечая как наиболее важные для региона следующие отрасли экономики: 1. Сельское, лесное и рыбное хозяйство 279 человек 2. Добыча полезных ископаемых 81 человек 3. Тяжелая промышленность 46 человек 4. Легкая промышленность 78 человек 5. Обрабатывающие производства 57 человек 6. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 70 человек 7. Разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 20 человек 8. Строительство 207 человек

В ходе мониторинга выявлены следующие положительные тенденции: повышение осознанности профессионального выбора по сравнению с аналогичными исследованиями, проведенными в годах; достаточно реалистичные представления учащихся о потребностях регионального рынка труда; некоторое снижение фактора значимости престижа профессий в глазах учащихся; расширение спектра выбираемых профессий за счет профессий производственной сферы; сформированная система ценностей у большинства учащихся; относительная самостоятельность в принятии решений.

В ходе мониторинга выявлены следующие негативные тенденции: значительное число выпускников не имеет полного и реалистичного представления о себе и будущей профессии, слабо соотносит выбор профиля обучения с будущей профессиональной деятельностью. критерию своевременности профессионального выбора отвечает только две трети респондентов; из числа которых критерию осознанности отвечает пятая часть опрошенных. Мониторинг профессионального самоопределения как одна из форм профориентационной работы актуализирует процесс профессионального самоопределения подростков, помогает им более реалистично планировать свое будущее. Специалистам, работающим с молодежью, мониторинг поможет определить приоритетные направления психолого- педагогического сопровождения.

18 ноября 2013 года в Федеральном институте развития образования прошел круглый стол «Профессиональная ориентация учащихся образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях», в работе которого приняли участие 103 работников сферы образования из 31 субъекта РФ.

Повышение квалификации специалистов по программе «Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях» Курсы проводятся в Москве и в семи федеральных округах, кроме центрального федерального округа. Обучение проводится на бюджетной основе. По окончании обучения слушатели получают свидетельство о повышении квалификации объемом 72 ак.ч. и полный пакет методических материалов. За полгода обучение прошло пять потоков слушателей из двадцати пяти регионов общей численностью 300 человек.

Иркутский институт развития образования, 31 марта-5 апреля 2014 года

Хабаровский краевой институт развития образования, 7-11 апреля 2014 года

Курсы повышения квалификации на базе ФГАУ «ФИРО» 2-7 июня 2014 года

В 2014 году запланировано повышение квалификации по программе «Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях» еще 700 специалистов образовательных организаций в рамках профориентационной смены молодежного форума «Селигер-2014», в Москве, республике Марий Эл, Архангельской, Вологодской и Новосибирской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Краснодарском крае. Эта работа будет продолжена в 2015 году. Следующим этапом работы по профессиональному самоопределению является работа с методиками, позволяющими объективно оценить уровень сформированности умственных, технических, технических, организаторских, творческих и коммуникативных способностей, уровень физического развития, и соотнести их с требованиями будущей профессии. Несоответствие наличных способностей требованиям профессии предполагает как минимум две стратегии: изменение профессиональных планов в соответствии с имеющимися профессиональными дефицитами или развитие физических, умственных, технических, технических, организаторских, творческих и коммуникативных способностей до соответствия требуемой профессии.

Прогнозируемые результаты профориентационной работы Снижение фактора значимости престижа при выборе профессии, благодаря чему выбор профессии молодыми людьми будет более осознанный. Формирование реалистичного уровня притязаний молодежи в отношении профессионального будущего. Расширение представлений молодых людей о возможностях профессиональной самореализации. Повышение трудовой мотивации молодежи. Снижение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Снижение числа правонарушений, совершенных молодыми людьми. Повышение числа выпускников учреждений профобразования, работающих по специальности.

Следующим этапом будет разработка программы профессионального самоопределения, позволяющая школьникам объективно оценить уровень сформированности умственных, технических, технических, организаторских, творческих и коммуникативных способностей, уровень физического развития, и соотнести их с требованиями будущей профессии. Несоответствие наличных способностей требованиям профессии предполагает как минимум две стратегии: изменение профессиональных планов в соответствии с имеющимися профессиональными дефицитами или развитие физических, умственных, технических, технических, организаторских, творческих и коммуникативных способностей до соответствия требуемой профессии.

С ходом работы по проекту можно ознакомиться на сайте proftime.edu.ru Руководитель проекта Галина Владимировна Резапкина