Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение ( согласие / несогласие с позицией автора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Advertisements

Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Рекомендации к экзамену по русскому языку. 12 класс.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Что такое образование? Зачем нужна литература в школе? Почему важен вопрос экологии? Что такое талант? Важно ли помнить прошлое? В тексте, предложенном.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Учитель русского языка и литературы Жиркова Ирина Владимировна.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
ЕГЭ. ЗАДАНИЕ С-1 Автор презентации: Сендирева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, ВКК
Как сформулировать позицию автора? Постарайтесь ответить на вопросы: 1.Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? 2.Как автор оценивает описываемую.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Транксрипт:

Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение ( согласие / несогласие с позицией автора ). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод ( заключение ).

Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте

Последовательность действий 2. Четко и лаконично сформулировать проблему ( К -1) ( К -1) Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения

Выявить проблему – значит определить вопросы, поставленные автором текста. Определяя проблему, следует задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните : конкретная ситуация, описанная в тексте, факты чьей – либо биографии – это иллюстрация, частный случай. Поэтому формулируем проблему так, чтобы она охватывала не только описанный случай, но и многие подобные ситуации.

Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме

Проблема может быть сложная трудная важная серьезная глубокая основная главная актуальная злободневная острая назревшая экологическая философская политическая идеологическая социальная национальная международная …

Проблема может быть сформулирована двумя способами :

1. Одним словом или словосочетанием Проблема чего ? одиночества милосердия экологии взаимоотношений « отцов и детей » Автор затрагивает проблему « отцов » и « детей ». В тексте поднимается проблема одиночества. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста.

2. В форме вопроса Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина. Почему так стремительно взрослеют люди на войне? Какой жизненный опыт они приобретают? Должны ли мы помнить тех, кто воевал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься Юрий Бондарев в своем эссе.

Что такое комментарий ? Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст Объяснение текста с опорой на вопросы : 1.Как, на каком материале автор раскрывает проблему ? 2. На чём заостряет внимание ? 3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте ? 4. Как выражено авторское отношение к изображаемому ? 5. Какие эмоции автора выражены в тексте ?

Как оформить комментарий ? Автор раскрывает проблему на примере … В центре внимания автора … Автор говорит о том, что … Автор обращает внимание на … Автор доказывает ( убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется )… Автора волнует ( тревожит )… Два способа изложения материала От формулировки проблемы к комментарию От комментария к формулировке проблемы

Обратите внимание !!! Комментарий следует отличать от пересказа Пересказывая, говорим о том, что делают герои Комментируя, говорим о том, что делает автор Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой. Задача – осветить точку зрения автора

Типичные ошибки при комментировании проблемы комментарий подменяется пересказом ; излишне подробно цитируется исходный текст ; выделена одна проблема, а комментируется другая ; при анализе художественного текста не разграничиваются понятия « автор » и « рассказчик ».

Что такое позиция автора ? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. ПРОБЛЕМА = ВОПРОС ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Важно учесть : отмечаем авторскую позицию именно по сформулированной нами проблеме ! Запомним еще один секрет : проблему лучше сформулировать своими словами, а позицию автора лучше подкрепить цитатой.

Как выявить позицию автора ? 1 В подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении 2 В соотношении персонажей 3 В языковом оформлении текста Авторская позиция проявляется :

Как сформулировать позицию автора ? Постарайтесь ответить на вопросы : 1. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст ? 2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев ? 3. Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам ? Мнение о том, что достаточно привести подходящую цитату из текста ОШИБОЧНО! Во-первых, не всегда можно подобрать цитату, полно и точно выражающую основную мысль текста. Во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Полезные советы Будьте осторожны при определении жанра текста : не торопитесь называть его « рассказом » или « статьей », поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

Какие могут быть проблемы

Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.

Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви / ревности, дружбы / предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура / искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык / речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Речевые клише Коснуться какой - либо проблемы. Уделить внимание какой - либо проблеме. Над какой - либо проблемой думать, работать. Какая - либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую - либо проблему.

Типичные ошибки в формулировке проблемы У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. Важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой.

Типичные ошибки в формулировке проблемы Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека... Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка - нарушение управления : существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа : проблема равнодушия человека.

Типичные ошибки в формулировке проблемы Главная проблема этого текста – это умение « отзываться на чужую беду ». Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше : Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать ?

Типичные ошибки в формулировке проблемы Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер... Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше :... автор поднимает важную социальную проблему...

Типичные ошибки в формулировке проблемы Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. Вместо проблемы формулируется позиция автора.

Типичные ошибки в формулировке проблемы В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. Нарушена сочетаемость « высказывает проблему », происходит подмена понятий : тема и проблема - это не одно и то же.

Типичные ошибки в формулировке проблемы Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?