- научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.
Содержание профориентационной работы обуславливается задачами профориентации: Профинформированием Профпросвещением Профконсультированием
Профинформирование и профпросвещение обеспечивают: знание мира профессий, представления о требованиях к каждой профессии и человеку, о типах учебных заведений, о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д.
Профконсультирование – получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др.
«хочу» Личностные цели и ценности «могу» Человеческие возможности «надо» Потребности рынка труда
Интересы Склонности Потребности
Интересы - активная познавательная направленность Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью Их можно изучить с помощью методик: ДДО, Карта интересов, анкета ориентации.
Особенности здоровья Темперамент Способности Характер Знания, умения, навыки.
Темперамент можно изучить с помощью методики Г. Айзенка. Характер - по типологическим опросникам Личко, Шмишека, Прутченкова. Способности - ШТУР, профиль специальных способностей и другие тесты на интеллект.
Технические Математические Педагогические Организаторские Литературно-лингвистические Способности к искусcтву
Востребованность профессии на рынке труда.
Гностические Преобразующие Изыскательские
Профессии ручного туда Профессии с использованием машин с ручным управлением Профессии с использованием автоматических систем Профессии с преобладанием функциональных средств (жесты, мимика, слова и т.д.)
Человек-природа Человек- техника Человек-человек Человек-знак Человек - художественный образ
Ведущий предмет труда: Животные организмы Растительные организмы Микроорганизмы
Ведущий предмет труда: Технические механизмы, станки и аппараты
Ведущий предмет труда: Люди
Ведущий предмет труда: схемы карты, таблицы, формулы, знаки
Ведущий предмет труда: Художественные образы
Профессии с условиями труда, близкими к бытовым Профессии с умеренным воздействием неблагоприятного фактора Профессии с совокупностью неблагоприятных факторов Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда
Степени профпригодности: Непригодность (отклонение в состоянии здоровья, несовместимые с работой) Пригодность (нет противопоказаний, но и нет явных склонностей) Соответствие (выраженный интерес к объекту труда) Призвание (полное соответствие требованиям профессии)
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать
Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Профессия Количество запросов в месяц 1 Программист и IТ-специалисты примерно 7000 запросов в месяц 2 Секретарь-референт со знанием иностранных языков Инженер-технолог Бухгалтер Дизайнер Менеджер по продажам Менеджер по рекламе Менеджер офиса Юрист Логистик 700
Все эксперты единодушно считают, что наиболее востребованными в ближайшие 5 лет будут программисты, инженеры-электронщики, то есть высококвалифицированные представители сферы информационных технологий. Безусловно, по мнению большинства экспертов, будет повышенный спрос на услуги инженеров (химики, экологи, биофизики) и особенно специалистов в сфере биотехнологий. Чуть меньше половины экспертов (40%) отдали свои голоса за врачей (например, стоматологов), руководителей высшего звена и менеджеров проектов. Часть экспертов (не более 30%) прогнозирует, что не будут забыты также финансовые аналитики, а также преподаватели, тренеры, HR-менеджеры, психологи и вообще специалисты в области личностного роста. Некоторые эксперты отметили, что востребованными будут профессионалы в сфере высоких технологий (в частности, на стыке естественнонаучных дисциплин и медицины), междисциплинарными направлениями и анализом.
Эксперты большинством голосов (60%) выражают мнение, что профессия филолога и переводчика теряют свою актуальность. Действительно, даже в настоящее время владение иностранными языками все чаще расценивается как дополнительное преимущество, но не как основная профессия. Вторую позицию среди наименее востребованных профессий по мнению значительной части экспертов (по 40%) занимают экономисты, юристы, историки, культурологи, политологи, а также обычные артисты, работники культуры и искусства (за исключением ШОУ- бизнеса). Некоторые эксперты (20%) предполагают, что проблема востребованности коснется представителей следующих профессий: журналист, психолог, естественнонаучные специалисты (биолог, астроном), рабочий (токарь, слесарь) и, по иронии судьбы, управленец, менеджер. Снижение потребности в этих специалистах может быть вызвано тем, что их выпускается больше, чем требуется. Кроме того, можно предположить, что рабочие и прочие вспомогательные специальности, будут все больше заменяться техникой, управляемой компьютерами, что также снизит необходимость в подобных профессионалах.
Говоря о востребованности, мы должны заметить, что потребность в профессионалах не обязательно бывает массовой есть профессии редкие. Например, ювелиры очень нужны, но в ограниченном количестве, поэтому не стоит бояться осваивать невостребованные профессии, ведь обладая яркими способностями и целеустремленностью, вы можете добиться большого успеха и в не очень популярной области. Вообще же что прогнозы востребованности некоторых профессий получились несколько противоречивыми, в первую очередь это касается психологов и управленцев.
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному 2. Бытующие мнения о престижности профессии 3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию 5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства 8. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства 9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии 10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии