Путеводитель по храмам Новопокровского района Дорога к храму Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо, оставляете.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виртуальная экскурсия, подготовила учитель истории и обществознания, ОПК МАОУСОШ 2, села Успенского Динкель Вера Николаевна.
Advertisements

Хутор Верхнегнутов Чернышковского района Волгоградской областит.
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы православный храм Русской православной церкви (Новосибирская епархия) в городе Новосибирске. Деревянное здание церкви,
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Белореченская Свято - Успенская церковь. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
«Православные храмы – юбиляры в Краснодарском крае» Восстановление Свято-Троицкого храма ст. Платнировской Занятия по Кубановедению. Цель: Воспитание общей.
Праздник Покрова Божией Матери на Руси. 14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божией Матери. Этот праздник отражает веру людей в то,
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
« Во имя России, на благо Кубани». День Святой Великомученицы Екатерины, г. (7декабря по новому стилю), назван датой основания города Екатеринодара.
МБОУ «СОШ 5» ПРЕДСТАВЛЯЕТ г. Югорск, 2014 г.. 24 октября 1998 года Управляющий Тобольско-Тюменской епархией епископ Димитрий совершил Великое освящение.
(История восстановления часовни в д.Поповская) МОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа» 9 «А» класс Некрасов Андрей 2009.
Календарный год в православии Мутиханова Мария Супияновна, учитель истории, ОРКСЭ, МБОУ СОШ 35.
Малые Иоанновские чтения «ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА Г. МИРНЫЙ» Работу выполнил ученик 9 «в» класса Ермолаев Алексей.
Крещение Руси Праздники Библия Заповеди Православный храм
День народного единства 4 –ноября Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в память о избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году.
Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей одной веры в разных странах. Православное рождество в России – отмечают в ночь на 7 января.
Транксрипт:

Путеводитель по храмам Новопокровского района Дорога к храму Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пос. Малокубанский МБОУ СОШ 7 Учитель ОПК Ивчик Т.М г.

Страницы истории земли Новопокровской – особые страницы. Прикасаясь к ним, мы как бы раздвигаем завесу времен, отделяющих нас от истоков христианства. Наше путешествие по православным храмам Новопокровского района мы начнем со станицы Новоивановской. История храма. К началу прошлого века в станице насчитывалось 485 дворов и почти 4 тысячи жителей. Одно беспокоило христолюбивых казаков: уж больно мал молитвенный дом! И казачье общество стало собирать средства на постройку кирпичного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы – всех защитницы и покровительницы. В ноябре 1906 года, когда были собраны необходимые деньги, составлены план и смета, подготовлены все необходимые бумаги, казаки послали рапорт в Екатеринодар к Начальнику Кубанской области о дозволении начать строительство Божьего храма. Прошение было утверждено. 24 июня 1907 года в Новоивановскую, по приглашению местного общества, приехал инженер- архитектор И.К.Мальгерб. Никаких препятствий для постройки церкви им обнаружено не было. 8 августа 1909 года совершено освящение места закладки храма в присутствии священника Николая Массальского, членов строительного комитета и мирян. Строил церковь подрядчик – дворянин И.Мациовский. 3 августа 1912 года в акте инженера А.П.Косякина отмечено окончание постройки церкви. Однако освящение ее произошло только 11 октября 1913 года. Рядом с храмом построена была и церковно-приходская школа. Радовались казаки, слушая звон колоколов, и не ведали, что ждет их вскоре. Грянул 1917 год… В 1920 году храм и школу закрыли… Во время Великой Отечественной войны от трассирующих пуль загорелась часть храма, но пламя быстро погасло. Немцы пытались взорвать храм, но не вышло. После войны церковь была частично отремонтирована и стала амбаром для хранения зерна. Колокола вывезены на оборонные нужды. Покрытые пылью, скорбно смотрели со стен лики святых на деяния людские. По-прежнему ворковали в храме голуби, солнце заливало его светом, да витал в нем божественный дух.

Господи, укрепи силы в противостоянии силам мрака… Шло время, менялись человеческие ценности. Храм ждал своего часа. В 1988 году над куполом храма появилась белая чайка. Как она залетела в эти края – не ведомо. Может с речки Водяной, что протекает рядом. Она вилась в вышине, как будто осматривая землю. А вскоре храм зарегистрировали как архитектурный памятник и передали религиозному обществу. Миряне с радостью взялись за дело: собирали денежные пожертвования, церковную утварь, иконы; мыли, чистили, штукатурили стены… Приехавший священник Георгий (Жуликов), грамотный и работящий, по определению станичников, обвязавшись веревками, сам стеклил верхние окна храма. Затем его сменил отец Игорь, которому большую помощь в восстановлении храма оказал местный колхоз во главе с председателем Л.Н.Бацурой. Начало третьего тысячелетия для храма стало радостным: была выделена значительная сумма средств из краевого и районного бюджетов на восстановление купола, колокольни. Храм оделся в леса.

Восстанавливать храм было сложно. По мнению специалистов, кирпич для кладки стен использовался «нестандартный»: его выжигали именно для этого храма. Отсюда – живописность его, придающая всей постройке неповторимый облик не только формой своей, но и своеобразной расцветкой.

Постепенно оформлялось и внутреннее убранство храма. Две большие иконы «Воскресение Христово» и «Тайная вечеря», написанные умельцем из Армавира, придали храму таинство. В храме мироточат и самообновляются иконы. За короткий срок обновились две чудотворные иконы, а затем еще одна – икона Божьей Матери «Праворучица», которой более 100 лет. Во время ремонта над алтарем проявился нерукотворный лик святого. Проявление этих сильнейших символов православия и святых образов – благая весть и призыв к христианам утвердиться в вере.

Игумен Сергий (Акинтиков) принял приход в Новоивановском Свято-Покровском храме в мае 2005 года. За сравнительно небольшой срок восстановлены южный и северный приделы (в честь Святителя Николая и Новомучеников, страстотерпцев и исповедников российских). В храме совершаются Божественные литургии, таинство венчания. Обвенчаться в храме Покрова Пресвятой Богородицы приезжают молодые люди из Тихорецка, Краснодара, Санкт-Петербурга, потому что считают венчание залогом мира и покоя в семье. В наши дни служить Богу непросто. Для этого мало призвания: здесь нужен особый дар, данный свыше. Дар, данный Господом нашим, который говорит с нами устами батюшки.

Богородица, Богородица – Матерь света, любви и добра. Ты надежда моя, Богородица, и чудесных прозрений пора. Богородица, Богородица, как люблю Тебя всею душой! Богородица, Богородица, Ты звезда в моей жизни земной. Пред иконою, пред лампадою низко в пояс Тебе поклонюсь. Пред Владычицей и Отрадою со слезами опять помолюсь. Ты прости и спаси, Богородица, в час нелегкий меня неземной. От врагов защити, Богородица, огради нерушимой стеной. И о детях моих, Богородица, перед Сыном Твоим помолись. Ты прости нас всех, Богородица, и на Страшном суде заступись. Всех скорбящих – радость небесная, всех погибших – взыскание вновь, И Невеста Ты неневестная, Ты и радость моя и любовь. Ты – знамение, Ты – споручница, Ты - помощница на пути. И покров Ты мой, и заступница, и целитель, каких не найти. Богородица, Богородица – живоносный источник чудес. Вся святая Русь Тебе молится – и долины, и горы, и лес. И Донская Ты, и Казанская, и Ахтырская – все со мной, И Владимирская, и Валаамская, и Державная над страной. По Московии, по Рязанщине, на Саратовской стороне, По Уралу, Сибири и Брянщине освящаются храмы Тебе. Купола вознеслись к небу синему, колоколен считать не берусь. Звон плывет и плывет над Россиею, пробуждается матушка Русь. Богородица, Богородица – Матерь света, любви и добра. Ты надежда моя, Богородица, и чудесных прозрений пора. В храме Покрова Пресвятой Богородицы певчие поют «Богородицу». Автор неизвестен, но задушевные и проникновенные слова трогают душу.

Следующий пункт нашей экскурсии – станица Новопокровская. История храма. Обратимся к историческим документам. Выписка из справочника Ставропольской епархии (стр ): В станице Новопокровской, основанной в 1827 году, в 1910 году всего населения душ, 2288 дворов; 2 церкви, 2 прихода. Рождество-Богородицкая церковь. Построена в 1883 году; деревянная, ограда железная, решетчатая. Состав причта: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. В церковном здании – приходская школа. В приходе 6091 жителей. Николаевская церковь построена в 1855 году, деревянная, ограда железная, решетчатая, утварью бедна. Колокольня кирпичная. Состав причта: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. В церковном здании – приходская школа. В приходе 5327 жителей.

Постоянную службу в Николаевской церкви вел священник Алексей Иванович Кулабухов. В 1919 году он был казнен по приказу командующего тыловым районом Кавказской армии генерал-лейтенанта В.Л.Покровского. После гражданской войны судьба разбросала кубанцев по всему свету. На чужбине казаки-эмигранты называли свои поселения именами тех, кто был связан с казачьим движением и оставил свой след в истории. В честь А.И.Кулабухова поселок под Парижем назван станицей Кулабухова, а в Америке в Нью-Джерси есть школа его имени.

В 30-е годы обе церкви в станице были разрушены. Во время фашистской оккупации в здании бывшего станичного правления (ныне помещение районной библиотеки) была открыта церковь. Но в январе 1943 года церковь была перенесена в новое здание (угол улиц Почтовой и Первомайской) и просуществовала на этом месте до середины 50-х годов, затем ее закрыли. В начале 60-х годов верующие люди стали собирать деньги и на ул. Ворошилова купили свободный участок земли, а также старый, хорошо сохранившийся амбар из дюймовых досок, разобрали его, добавили недостающие материалы и возвели церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В церковное здание снесли книги церковного содержания, иконы, церковную утварь. Вокруг двора поставили ажурный забор, между прочим, из ограды той, первой, Богородицкой церкви – станичники сохранили.

Однако возникла неувязка: церковь стояла на ул. Ворошилова, который в те годы был председателем Президиума Верховного Совета СССР. Как быть? И народ нельзя было обидеть – церковь стояла готовая к открытию, и пост начальству сохранить надо. Порешили так: церковь пусть работает, но в колокола не звонить. Что имелось в виду во втором случае – непонятно, ведь колокольни как таковой там не было, а звон небольшого колокола «под козырьком», кстати, привезенного с железнодорожной станции, едва долетал до ближайшей улицы. И все же верующие хотели иметь пусть маленькую, но свою церковь с колокольней. Под руководством нового настоятеля о. Валерия (Скриганюк) был осуществлен проект недорогой, но изящной колокольни; и еще на воронежском литейном заводе был заказан именной колокол для станицы: «Сей колокол отлит для станицы Новопокровской Краснодарского края». В сентябре 2000 года поплыл над станицей ни с чем не сравнимый колокольный звон!

Церковь определяет мировоззрение человека, возвышает духовные качества, является основой патриотизма, центром эстетического воспитания, и происходит это во многом благодаря религиозному воспитанию. При храме Рождества Пресвятой Богородица действует воскресная школа. В ее помещении есть просфорня и трапезная для детей. Занятия в школе проводятся не только с детьми, но и со взрослыми людьми.

Во время открытия только что отстроенной воскресной школы во дворе храма появилась старая прихожанка. Она принесла икону, которая в свое время находилась в старой воскресной школе. Так была обретена чудом сохранившаяся с 30-х годов икона. Отреставрированная, она была помещена в учебном классе.

Лето 2000 года запомнится в станице Новопокровской надолго. Во время ремонта крыши одной из школ рабочие сняли частично поржавевший лист железа и оторопели: на них глянул лик Божьей Матери. Как такое могло случиться? Старожилы вспоминают: когда в 30-е годы Богородицкая церковь была разрушена, жесть с крыши раздали населению, а на ремонт школы были выделены листы железа из церковного алтаря. Иконе выпала почти такая же тяжкая доля, как и людям на земле: зимой ее засыпал снег, весной и осенью хлестали ливни, летом прокаливала жара. Однако время оказалось не властно над нею. Лик Божьей Матери – покровительницы станицы Новопокровской – хранится в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1992 году в станице было начато строительство новой церкви, но дальше фундамента дело не пошло. В настоящее время строительство возобновлено. Так будет выглядеть новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в станице Новопокровской. Настоятель ныне действующего храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Николай Мартынюк.

Сам Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». Восстановление церквей идет по всему району. В станице Калниболотской на главной площади красовалось выстроенное в 1817 году здание Георгиевской церкви. Это была дань уважения станичников героическому прошлому – казаки участвовали в войне 1812 года. Во времена богоборчества храм разрушили. С 2002 года при активном участии атамана Калниболотского казачьего общества Романчука Николая Алексеевича начала действовать Свято-Георгиевская церковь.

В станице Ильинской действует Свято- Покровский храм, начато строительство новой церкви.

Наше путешествие мы завершим в станице Незамаевской. История храма. Весной 1794 года потянулись казачьи обозы на Кубань «занимать планы». Приписанных к незамаевскому куреню было 810 человек. Казаки стремились как можно скорее обустроить свой быт: строили утепленные землянки, крытые камышом хаты-мазанки, обзаводились хозяйством, растили детишек. Заселяя Незамаевский курень, казаки везли с собой иконы из Запорожской Сечи. На первом же куренном сходе было решено приступить к строительству церкви. Она была заложена недалеко от реки Ея. На строительство израсходовали рублей серебром. В донесении Котляревскому 16 декабря 1797 года приводится список церквей и священников в войсках: «…в Незамаевском курене – Пророка Илии, в оной священник Евтихий Левченко». В 1838 году церковь была украшена колоколами, на литье и доставку которых казаки истратили 4050 рублей серебром. Самый большой колокол весил 500 килограммов, «голос» его слышен был даже в станице Ивановской. В 1855 году обветшавшая церковь была перестроена. На прежнем месте появился пятикупольный красавец-храм с приделом во имя Святого Александра Невского.

Время и люди не пожалели храм. Только материалы местного исторического музея напоминают нам о былых временах. Храм был украшением станицы, оплотом веры. При нем была библиотека в 400 книг, действовал церковный хор. В 1913 году в составе причта были три священника, один диакон, три псаломщика.

Но пришли другие времена. 30 апреля 1918 года в станицу вошли «красные» и казнили священника Иоанна Пригоровского. Храм опустел, а к 1934 году был разрушен полностью. 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Иоанн Пригоровский канонизирован.

Сегодня в некогда многолюдной и богатой станице Незамаевской нет своего храма. Но живет в людях вера и надежда на то, что возродить утраченное трудно, но все же возможно. В семье Александра Алексеевича Коваля до сих пор хранится печать Свято-Ильинской церкви. Спасен и иконостас станичного храма. Он установлен в храме станицы Октябрьской. Несколько лет назад при въезде в станицу Незамаевскую с западной стороны установлен поклонный крест. Местные казачки теперь ухаживают за этим святым местом. А по праздникам несут караул казачата из станичной школы. Значит не прервалась еще нить, связывающая казачество с христианской верой.

Использованные материалы Документы из архива Ставропольской епархии. Документы из архива Новопокровского района. Материалы, собранные краеведом А.В. Масловым. Материалы печатного органа Новопокровского района «Сельская газета». Рассказы местных жителей. Фотографии, выполненные во время экскурсий.