Нормативное регулирование образовательного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Какие локальные нормативные акты необходимо принять образовательным организациям различных типов в соответствии с новым законом об образовании?
Advertisements

Локальные нормативные акты общеобразовательного учреждения, регулирующие образовательные отношения г. Рязань 23 октября 2013 года.
18 декабря 2013 г.. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным.
Изменения в локальной нормативной документации образовательной организации в связи с новым Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании в Российской.
Company LOGO Вопросы организации семейного образования в образовательной организации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Нижневартовска ДЕТСКИЙ САД 15 «СОЛНЫШКО» О внутренних нормативных локальных актах.
Сафонова Н.В., начальник отдела организации общего образования Разработка локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения.
Современные требования к организации и осуществления деятельности организаций дополнительного образования детей Логинова А.Н., директор ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк.
От г.. Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять.
{ Родительская конференция год. Отчет председателя УС – Марины Вячеславовны Ефремовой Отчет председателя УС – Марины Вячеславовны Ефремовой.
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
Нормативно - правовое регулирование информационной открытости образовательной организации Нормативно - правовое регулирование информационной открытости.
ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации»
Участие родительской общественности в локальном нормотворчестве Лектор: Бодякина Т.П., к.и.н, главный редактор «МЦФЭР Образование»
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Закон об образовании. Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование;
* Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
Транксрипт:

Нормативное регулирование образовательного процесса

Задача общеобразовательных учреждений - привести локальные нормативные акты общеобразовательного учреждения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконными нормативно-правовыми актами

Если ранее в уставах основной акцент делался на вопросах организации образовательного процесса, то в уставах, составленных в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», акцент смещается на управление и руководство образовательной организацией

Подробная регламентация образовательного процесса осуществляется не в уставе, а в локальных актах, которые не требуют государственной регистрации и могут оперативно изменяться

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом

Статья Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие - правила приёма обучающихся, - режим занятий обучающихся, - формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, - порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, - порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией, обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; 21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно- оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией, обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии)

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 6. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Нормативно-правовые подзаконные акты федерального уровня

Новый порядок организации образовательной деятельности

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ( утверждён приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г )

Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам регулирует организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья уточняет и разъясняет положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Воедино сведены отдельные положения статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности: 63. Общее образование 17. Формы получения образования и формы обучения 11. Федеральные государственные образовательные стандарты 12. Образовательные программы 13. Общие требования к реализации образовательных программ

14. Язык образования 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 58. Промежуточная аттестация обучающихся 60. Документы об обучении 79. Организация получения образования обучающимися о ограниченными возможностями здоровья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 41. Охрана здоровья обучающихся

Классификация форм получения образования и форм обучения Формы получения образования В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность Формы обучения семейное образование заочнаяочно- заочная очная самообразование

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях (пункт 3 Порядка) Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (пункт 4 Порядка) Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца (пункт 17 Порядка)

Классификация образовательных программ Содержание начального общего, основного общего, среднего общего образования определяется образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования (пункт 7 Порядка) Основные образовательные программы общего образования Начального общего образования Основного общего образования Среднего общего образования

Образовательная программа Комплекс основных характеристик образования Учебные планы, календарный учебный график, рабочие программы, иные компоненты Объём, содержание, планируемые результаты Комплекс организационно- педагогических условий Оценочные и методические материалы Комплекс форм аттестации

Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (пункт 9 Порядка) Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы (пункт 12 Порядка)

Уточнение и разъяснение положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Точно определено количество академических задолженностей: в следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету Учащиеся, которые имеют задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (пункт 20 Порядка)

Уточнение и разъяснение положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося (пункт 5 Порядка)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ( утверждён приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г )

Образовательные программы Основные образовательные программы Дополнительные образовательные программы Образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования Дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы

Порядок закрепляет направления деятельности: - формирование и развитие творческих способностей учащихся; - обеспечение духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания; - выявление и поддержка талантов; - профориентации обучающихся, их социализация и адаптация к жизни в обществе (пункт 3 Порядка) Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 5 Порядка)

Занятия проводятся по группам (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры и т. д.), а также индивидуально. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (пункты 7, 9 Порядка) Расписание составляется с учетом пожеланий учеников и их родителей (законных представителей) и возрастных особенностей учащихся (пункт 13 Порядка) Каждый учащийся вправе заниматься в нескольких группах и менять их (пункт 9 Порядка)

Могут использоваться различные образовательные технологии, в т. ч. дистанционные и электронное обучение (пункт 10 Порядка) Отдельное внимание уделено обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, им бесплатно предоставляются специальные учебники и услуги сурдопереводчиков (пункты 18 – 22 Порядка) Прежнее типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей признано утратившим силу

Платные образовательные услуги по новым правилам

Правила оказания платных образовательных услуг ( утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. 706)

Изменения в правилах оказания платных образовательных услуг Чётко определено понятие платных образовательных услуг – это «осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключённым при приёме на обучение» (пункт 2 Правил) Определены условия оказания платных образовательных услуг (платные образовательные услуги чётко отделяются от государственных / муниципальных услуг, осуществляемых ОУ в рамках государственного (муниципального) задания, либо соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат) (пункты 3-8 Правил)

Изменения в правилах оказания платных образовательных услуг Нашли отражение нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о соблюдении условий договора об образовании (пункты 9 – 21 Правил) Исключён перечень услуг, не относящихся к платным Введены новые понятия: «недостаток платных образовательных услуг», «существенный недостаток платных образовательных услуг» (пункт 2 Правил)

Изменения в правилах оказания платных образовательных услуг Устанавливается обязанность ОУ до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказании платных образовательных услуг, обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 15 Правил) На официальном сайте ОУ в сети Интернет должны быть размещены локальные нормативные акты: - о порядке оказания платных образовательных услуг, в т.ч. образец договора об оказании платных образовательных услуг; - об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе

Получение образования в семейной форме

Письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»

Форма получения общего образования (в ОУ или вне ОУ) и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося, учитывается мнение ребёнка На любом этапе обучения ребёнок, получающий образование в семейной форме, вправе продолжить его в любой иной форме либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения

При выборе получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе комитет по образованию Обучающиеся в форме семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию экстерном в ОУ бесплатно (экстерн – лицо, зачисленное в ОУ для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации) ОУ несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, также за обеспечение соответствующих академических прав учащихся

Экстерны имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, спортивных и других массовых мероприятиях, а также на бесплатное пользование учебниками, получение психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи ОУ целесообразно определять порядок прохождения аттестации с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя их темпа и последовательности изучения учебного материала

Обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получение образования в ОУ. (Зачисление в ОУ для продолжения обучения осуществляется в соответствии с Порядком приёма в общеобразовательные учреждения, утверждённым приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. 107) Общеобразовательным учреждением должен быть принят локальный нормативный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. Документ размещается на сайте ОУ

Привлечение учащихся к дисциплинарной ответственности

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания ( утверждён приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. 185)

Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, к учащимся с ограниченными возможностями здоровья(задержка психического развития) Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава ОУ, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (пункт 3 Порядка) Меры дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление из ОУ (пункт 4 Порядка)

При выборе меры дисциплинарного взыскания учитывается мнение совета учащихся и совета родителей (пункт 6 Порядка) Отчисление их ОУ несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет, как мера дисциплинарного взыскания применяется: за неоднократное совершение дисциплинарных проступков если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание в ОУ оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и права работников ОУ, а также нормальное функционирование ОУ (пункт 10 Порядка)

Решение об отчислении несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания применяется с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 11 Порядка) В документе определена ПРОЦЕДУРА применения меры дисциплинарного взыскания

Размещение информации на сайте общеобразовательного учреждения

Правила размещения но официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации ( утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. 582 ) Примерное положение об официальном сайте образовательной организации ( утверждены приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 22 мая 2013 г. 1122)

Подлежат размещению на официальном сайте ОУ локальные нормативные акты, регламентирующие: -правила приема обучающихся (воспитанников) -режим занятий обучающихся, -формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, - порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, - порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

Подлежат размещению на официальном сайте ОУ локальные нормативные акты: - положение об органах управления образовательной организацией, - порядок оказания платных образовательных услуг, включая образец договора об оказании платных образовательных услуг, - об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, - правила внутреннего распорядка обучающихся, - правила внутреннего трудового распорядка, - коллективный договор

Модели локальных нормативных актов Положение о педагогическом совете Положение о совете учащихся Положение о совете родителей Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Положение о платных образовательных услугах Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Порядок зачёта результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях

Модели локальных нормативных актов Положение о порядке посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников и Положение о комиссии по профессиональной этике педагогических работников Правила внутреннего распорядка учащихся Положение о порядке формирования возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией, обучающемся и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся

Литература Вавилов А. И. Новому закону особый порядок. //Справочник руководителя образовательного учреждения. – – С.75 – 77 Вавилов А. И. Можно ли привлекать учащихся к дисциплинарной ответственности. //Справочник руководителя образовательного учреждения. – – С.69 – 71 Ломов А.И. Порядок обучения по индивидуальным учебным планам. //Практика административной работы в школе. – – С.20 – 21 Падчин И. Платные образовательные услуги по новым правилам. //Справочник руководителя образовательного учреждения. – – С.90 – 94 Пуляева Е. Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. //Справочник руководителя образовательного учреждения – С.57 – 62