КОНСТИТУЦИЯ РФ: история принятия и перспективы развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию России. Кашенов А.Т., к.и.н., доцент кафедры Теории права ЮФ ИИ ТУСУР.
Advertisements

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ Конституция России Prezentacii.com.
Викторина
Конституция Российской Федерации высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила.
Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является: главой.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – 20 ЛЕТ Классный час в 7 « Б » классе Подготовила : учитель английского языка Козырева Марина Константиновна.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 Блок «Конституция» Российской империи гг 6 баллов.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ. ВПЕРВЫЕ В РОССИИ – ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В 1825 Г. ДЕКАБРИСТЫ- ПЕСТЕЛЬ.
Политическая система РФ.
Российское общество в первые годы реформ. Политический кризис 1993 г.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Исправленному верить или Что написано пером … ГОУ «Лицей милиции им. Ф.Кузьмина» Заковырина Е.В.
Конституция - основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Медиа – лекция Гусев Анатолий Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин НовГУ.
1. Что такое конституция? A. Книга, в которой записаны все основные события истории государства. B. Основной закон государства и общества, регулирующий.
Элективный курс. 11 класс СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков.
Президент Российской Федерации Президент России является Главой государства. Избирается на 6 лет всенародным голосованием. Согласно действующей Конституции,
Транксрипт:

КОНСТИТУЦИЯ РФ: история принятия и перспективы развития

Отказ народных депутатов 10 декабря 1992 года утвердить кандидатуру Егора Гайдара на посту премьер-министра. И как следствие критика Б.Н. Ельцина работы Верховного Совета. Отказ народных депутатов 10 декабря 1992 года утвердить кандидатуру Егора Гайдара на посту премьер-министра. И как следствие критика Б.Н. Ельцина работы Верховного Совета. 28 марта 1993 года парламент предпринял попытку провести импичмент, но она оказалась неудачной. За отстранение президента от должности проголосовали 617 депутатов, вместо необходимого минимума в 699 из 1097 голосов. 28 марта 1993 года парламент предпринял попытку провести импичмент, но она оказалась неудачной. За отстранение президента от должности проголосовали 617 депутатов, вместо необходимого минимума в 699 из 1097 голосов. 29 марта 1993 года в целях преодоления политического кризиса в России Съезд народных депутатов принял Постановление «О Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума». 29 марта 1993 года в целях преодоления политического кризиса в России Съезд народных депутатов принял Постановление «О Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума». События, предшествующие принятию Конституции РФ 1993 г

Всероссийский референдум о доверии Б.Н. Ельцину и проводимой политики 25 апреля 1993 года. В референдуме приняли участие 64,05 % избирателей. В референдуме приняли участие 64,05 % избирателей. 5 мая 1993 года Центральная комиссия Всероссийского референдума установила его правомерность на основании протоколов окружных комиссий, в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР» всероссийский референдум 25 апреля 5 мая 1993 года Центральная комиссия Всероссийского референдума установила его правомерность на основании протоколов окружных комиссий, в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР» всероссийский референдум 25 апреля 1993 года был признан состоявшимся года был признан состоявшимся.

Указ президента Ельцина Б.Н «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», по 10 пунктам противоречащий Конституции РСФСР 21 сентября 1993 года Ельцин Б.Н. объявил о роспуске Съезда народных депутатов, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. 21 сентября 1993 года Ельцин Б.Н. объявил о роспуске Съезда народных депутатов, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. Сразу после издания этого указа Ельцин де-юре был автоматически отрешён от должности президента в соответствии со статьёй действовавшей Конституции. Сразу после издания этого указа Ельцин де-юре был автоматически отрешён от должности президента в соответствии со статьёй действовавшей Конституции. Конституционный суд признал действия президента антиконституционными. Руководство Съезда вынесло решение прекратить полномочия Б.Ельцина, а А.Руцкой объявил себя исполняющим обязанности президента России. Конституционный суд признал действия президента антиконституционными. Руководство Съезда вынесло решение прекратить полномочия Б.Ельцина, а А.Руцкой объявил себя исполняющим обязанности президента России.

Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации В начале октября 1993 года в стране было объявлено чрезвычайное положение. Сторонники Руцкого 3 октября начали штурм Останкино и здания московской мэрии. В начале октября 1993 года в стране было объявлено чрезвычайное положение. Сторонники Руцкого 3 октября начали штурм Останкино и здания московской мэрии. В ответ Ельцин ввел в Москву танки и санкционировал штурм Белого дома (тогда - Дома Советов). Защитники Белого дома вынуждены были сдаться. Верховный Совет был распущен, вся полнота власти оказалась в руках президента. В эти дни погибло 157 человек и 384 были ранены В ответ Ельцин ввел в Москву танки и санкционировал штурм Белого дома (тогда - Дома Советов). Защитники Белого дома вынуждены были сдаться. Верховный Совет был распущен, вся полнота власти оказалась в руках президента. В эти дни погибло 157 человек и 384 были ранены

Почему Конституцию РФ называют Ельцинской? 15 октября 1993 года, игнорируя мировую практику проведения конституционных референдумов, Президент Российской Федерации издал Указ о вынесении текста проекта новой Конституции на всенародное голосование и как приложение к нему утвердил специальные «одноразовые» правила проведения данного конкретного референдума. 15 октября 1993 года, игнорируя мировую практику проведения конституционных референдумов, Президент Российской Федерации издал Указ о вынесении текста проекта новой Конституции на всенародное голосование и как приложение к нему утвердил специальные «одноразовые» правила проведения данного конкретного референдума. Текст проекта Конституции, вынесенной на референдум указом от 15 октября, был опубликован для всеобщего ознакомления только 10 ноября и фактически не прошел даже самой элементарной юридической экспертизы и обсуждения граждан. Текст проекта Конституции, вынесенной на референдум указом от 15 октября, был опубликован для всеобщего ознакомления только 10 ноября и фактически не прошел даже самой элементарной юридической экспертизы и обсуждения граждан. Закрепляет суперпрезидентскую форму правления. Закрепляет суперпрезидентскую форму правления. Закрепляет сложную процедуру отрешения от должности Президента РФ. Закрепляет сложную процедуру отрешения от должности Президента РФ.

Всенародное голосование по Конституции России 12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции, а также прошли выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. 12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции, а также прошли выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В голосовании участвовало зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции В голосовании участвовало зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции

СПОРЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА Юридическая коллизия, возникшая в период действия Закона РСФСР «О референдуме в РСФСР» и Положением « О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» не позволяет объективно рассмотреть результаты данного референдума. Юридическая коллизия, возникшая в период действия Закона РСФСР «О референдуме в РСФСР» и Положением « О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» не позволяет объективно рассмотреть результаты данного референдума. Согласно официальным данным «за» Конституцию РФ было подано 58,43% голосов при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Однако даже эта цифра претерпевает ряд изменений при подсчете «бюллетеней, обнаруженных в ящиках» равен 57,05%, а число «выданных бюллетеней» – уже 56,60%. Согласно официальным данным «за» Конституцию РФ было подано 58,43% голосов при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Однако даже эта цифра претерпевает ряд изменений при подсчете «бюллетеней, обнаруженных в ящиках» равен 57,05%, а число «выданных бюллетеней» – уже 56,60%. Если бы Центризбирком руководствовался не отмененным Законом о референдуме, то Конституция набрала бы всего лишь 31% голосов «за» от общего списочного числа избирателей ( ). Если бы Центризбирком руководствовался не отмененным Законом о референдуме, то Конституция набрала бы всего лишь 31% голосов «за» от общего списочного числа избирателей ( ). Кроме этого, при рассмотрении статистических данных представленных субъектами РФ по итогам референдума в 17 регионах проголосовали «против» проекта, в 22 – референдум не состоялся вообще. Кроме этого, при рассмотрении статистических данных представленных субъектами РФ по итогам референдума в 17 регионах проголосовали «против» проекта, в 22 – референдум не состоялся вообще. В нескольких регионах результаты до сих пор находятся под сомнением: Амурская, Калужская и Рязанская, Ростовская, Ульяновская, Тверская области и др. В нескольких регионах результаты до сих пор находятся под сомнением: Амурская, Калужская и Рязанская, Ростовская, Ульяновская, Тверская области и др.

Содержание «парламентского проекта» Форма правления – смешанная республика, тяготеющая к парламентской; Ведущая роль парламента подчеркивалась тем, что в проекте К. глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте; Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики; Вводилась должность вице-президента; Президент осуществляет исполнительную власть, руководит деятельностью Правительства; Президент подотчетен Верховному Совету, избирается на 5 лет. Верховный Совет избирается на 4 года; Возраст кандидата в Президенты – от 35 до 65 лет; У Президента отсутствует право вето и роспуска парламента, не может быть избран более 2-х раз.

Альтернативные варианты официального проекта: Проект К. РФ, подготовленный группой экспертов Конституционной комиссии РСФСР; Проект К. РФ, подготовленный группой экспертов Конституционной комиссии РСФСР; Проект К. РФ, подготовленный рабочей группой под руководством С.М.Шахрая; Проект К. РФ, подготовленный рабочей группой под руководством С.М.Шахрая; Проект К. РФ, подготовленный по решению Политсовета Российского движения демократических реформ; Проект К. РФ, подготовленный по решению Политсовета Российского движения демократических реформ; Проект К. РФ, подготовленный группой народных депутатов РФ; Проект К. РФ, подготовленный группой народных депутатов РФ; К. Союза Советских Республик Европы и Азии (Проект 1989 г. народного депутата СССР, академика А.Д.Сахарова) К. Союза Советских Республик Европы и Азии (Проект 1989 г. народного депутата СССР, академика А.Д.Сахарова)

Основные функции Конституции РФ Юридическая ПолитическаяМировоззренческая(идеологическая)

Основы конституционного строя РФ Политические (Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, правовое государство, верховенство права, суверенитет народа, демократический характер Российского государства, республиканская форма правления, политический и идеологический плюрализм) Политические (Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, правовое государство, верховенство права, суверенитет народа, демократический характер Российского государства, республиканская форма правления, политический и идеологический плюрализм) Экономические (многообразие форм собственности, деление единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности) Экономические (многообразие форм собственности, деление единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности) Социальные и духовные (социальное государство, сглаживание социального неравенства, государственная поддержка граждан, светское государство) Социальные и духовные (социальное государство, сглаживание социального неравенства, государственная поддержка граждан, светское государство)

Основные права, свободы и гарантии, закрепленные в Конституции РФ Личные права (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.) Личные права (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.) Политические (право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.) Политические (право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.) Социальные и экономические права (право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование, свобода художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, право на ведение предпринимательской деятельности, право частной собственности и т.д.) Социальные и экономические права (право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование, свобода художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, право на ведение предпринимательской деятельности, право частной собственности и т.д.)

Форма государственного устройства РФ состоит из 83 субъектов: 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов РФ состоит из 83 субъектов: 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов Республики имеют свои конституции и законодательство Республики имеют свои конституции и законодательство Иные субъекты РФ – уставы и законодательство Иные субъекты РФ – уставы и законодательство

Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Перечень вопросов, отнесенных к ведению Комитета Перечень вопросов, отнесенных к ведению Комитета 1. Поправки к Конституции Российской Федерации. 2. О Конституционном Собрании. 3. О конституционных правах и свободах человека и гражданина. 4. О государственной символике. 5. О статусе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 6. О гражданстве Российской Федерации. 7. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. 8. Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. 9. О чрезвычайном положении. 10. О нормативных правовых актах, порядке их принятия (издания) и об их официальном опубликовании. 11. О выборах. 12. О референдуме. 13. О Президенте Российской Федерации. 14. О Федеральном Собрании Российской Федерации. 15. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 16. О Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти. 17. Об организации системы государственной власти в Российской Федерации. 18. О судебной системе Российской Федерации. 19. О Конституционном Суде Российской Федерации. 20. О Верховном Суде Российской Федерации. 21. О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. 22. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации. 23. Об исполнительном производстве, о судебных приставах. 24. Об адвокатуре. 25. О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях 26. О прокуратуре. 27. О нотариате. 28. О Кодексе административного судопроизводства. 29. О внесении изменений в УПК РФ И ФЗ "О прокуратуре РФ (в части норм, касающихся Следственного комитета при Прокуратуре РФ). 30. О персональных данных. 1. Поправки к Конституции Российской Федерации. 2. О Конституционном Собрании. 3. О конституционных правах и свободах человека и гражданина. 4. О государственной символике. 5. О статусе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 6. О гражданстве Российской Федерации. 7. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. 8. Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. 9. О чрезвычайном положении. 10. О нормативных правовых актах, порядке их принятия (издания) и об их официальном опубликовании. 11. О выборах. 12. О референдуме. 13. О Президенте Российской Федерации. 14. О Федеральном Собрании Российской Федерации. 15. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 16. О Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти. 17. Об организации системы государственной власти в Российской Федерации. 18. О судебной системе Российской Федерации. 19. О Конституционном Суде Российской Федерации. 20. О Верховном Суде Российской Федерации. 21. О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. 22. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации. 23. Об исполнительном производстве, о судебных приставах. 24. Об адвокатуре. 25. О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях 26. О прокуратуре. 27. О нотариате. 28. О Кодексе административного судопроизводства. 29. О внесении изменений в УПК РФ И ФЗ "О прокуратуре РФ (в части норм, касающихся Следственного комитета при Прокуратуре РФ). 30. О персональных данных.

Состав Комитета Председатель комитета: Плигин Владимир Николаевич (Единая Россия) Председатель комитета: Плигин Владимир Николаевич (Единая Россия) Первые заместители председателя комитета: Первые заместители председателя комитета: Агеев Александр Александрович (Справедливая Россия) Агеев Александр Александрович (Справедливая Россия) Лысаков Вячеслав Михайлович (Единая Россия) Лысаков Вячеслав Михайлович (Единая Россия)

Поправки, внесенные в Конституцию РФ Указ Президента Российской Федерации Было Стало от 9 января 1996 г. 20 Ингушская Республика Республика Ингушетия Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия Алания от 10 февраля 1996 г. 173 Республика Калмыкия Хальмг Тангч Республика Калмыкия от 9 июня 2001 г. 679 Чувашская Республика Чаваш Республики Чувашская Республика Чувашия от 25 июля 2003 г. 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ Югра

Федеральный конституционный закон Дата вступлени я в силу Исключено из ст.65 Включено в ст.65 Оставлено для возникшег о образовани я от 25 марта 2004 года 1-ФКЗ 1 декабря 2005 года Пермская область; Коми-Пермяцкий автономный округ Пермский край от 14 октября 2005 года 6-ФКЗ 1 января 2007 года Таймырский (Долгано- Ненецкий) автономный округ; Эвенкийский автономный округ Красноярс кий край от 12 июля 2006 года 2-ФКЗ 1 июля 2007 года Камчатская область; Корякский автономный округ Камчатский край от 30 декабря 2006 года 6-ФКЗ 1 января 2008 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутская область от 21 июля 2007 года 5-ФКЗ 1 марта 2008 года Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

Поправки 2008 года 5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой. 5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой.

Знания студенчества норм Конституции РФ В университете подведены итоги тестирования, посвященного 20-летию Конституции РФ, В университете подведены итоги тестирования, посвященного 20-летию Конституции РФ, Студенты показали следующие результаты Студенты показали следующие результаты Факультет истории и международных отношений 50 % Факультет истории и международных отношений 50 % Экономический факультет 53,6 % правильных ответов на тестовое задание Экономический факультет 53,6 % правильных ответов на тестовое задание Факультет социологии и управления 56% Факультет социологии и управления 56%

Отношение студенчества к содержанию норм Конституции РФ По результатам опроса (анкетирования), проводимого среди студентов По результатам опроса (анкетирования), проводимого среди студентов Недостатком современной Конституции РФ является слабое соблюдение норм Конституции РФ (70%) и низкий уровень ответственности органов государственной власти (45%). Недостатком современной Конституции РФ является слабое соблюдение норм Конституции РФ (70%) и низкий уровень ответственности органов государственной власти (45%). Мнения о необходимости принятия нового текста Основного закона страны разделились : за принятия – 30%; против -60% Мнения о необходимости принятия нового текста Основного закона страны разделились : за принятия – 30%; против -60% В анкетах студенты осознают важность и значимость Конституции РФ для общества и государства, однако отмечают, что нормы Конституции РФ знают только в общих чертах 75% опрошенных; активным пользователем текста является только 10% В анкетах студенты осознают важность и значимость Конституции РФ для общества и государства, однако отмечают, что нормы Конституции РФ знают только в общих чертах 75% опрошенных; активным пользователем текста является только 10% По мнению организаторов тестировании следует и дальше продолжить начатую традицию и проводить комплекс мероприятий по повышению правовой грамотности среди студентов. По мнению организаторов тестировании следует и дальше продолжить начатую традицию и проводить комплекс мероприятий по повышению правовой грамотности среди студентов.