Обучение письменной речи на уроках русского языка в школе Кафедра русского языка и методики его преподавания К.ф.н. Талыбина Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика обучения изложениям разных видов. История изложения Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы.
Advertisements

формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Методика обучения изложениям разных видов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Активизация познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
1) основные речеведческие понятия 2) умения и навыки анализа текста 3) все виды речевой деятельности в разных сферах общения говорение, письмо чтение,
усиление субъектной позиции ученика; алгоритмизация действий учителя и ученика; средство формирования познавательной активности; личностная направленность.
Транксрипт:

Обучение письменной речи на уроках русского языка в школе Кафедра русского языка и методики его преподавания К.ф.н. Талыбина Е.В.

Виды речевой деятельности Слушание (аудирование) Слушание (аудирование) Говорение Говорение Чтение Чтение Письмо-вид речевой деятельности, основой которого является процесс кодирования устной речи с помощью графических знаков, т.е. букв Письмо-вид речевой деятельности, основой которого является процесс кодирования устной речи с помощью графических знаков, т.е. букв

Цель развития связной речи Подготовить учащихся к речевому общению в устной и письменной форме. Эта готовность определяется знаниями об окружающей среде, владением речеведческими понятиями, навыками и умениями, обеспечивающими адекватное восприятие речи и создание собственных высказываний. Подготовить учащихся к речевому общению в устной и письменной форме. Эта готовность определяется знаниями об окружающей среде, владением речеведческими понятиями, навыками и умениями, обеспечивающими адекватное восприятие речи и создание собственных высказываний.

Задачи развития связной речи Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка Учащиеся должны обогатить свой словарный запас Учащиеся должны обогатить свой словарный запас У учащихся должны быть сформированы навыки и умения связного изложения своих мыслей в устной и письменной форме У учащихся должны быть сформированы навыки и умения связного изложения своих мыслей в устной и письменной форме

Из истории методики развития речи М.В.Ломоносов первым заговорил о необходимости развития речи учащихся, выделяя 3 рода правил, необходимых для построения высказывания: М.В.Ломоносов первым заговорил о необходимости развития речи учащихся, выделяя 3 рода правил, необходимых для построения высказывания: Как изобретать Как изобретать Как говорить Как говорить Как располагать Как располагать

Основы методики развития речи, на которые опирается современная наука, были заложены Ф.И.Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д.Ушинским, Н.Ф.Бунаковым Ф.И.Буслаев определил место и роль языка в системе образования и воспитания Ф.И.Буслаев определил место и роль языка в системе образования и воспитания В основе обучения языку должно лежать обучение речи В основе обучения языку должно лежать обучение речи Обучение речи должно происходить на образцовых художественных текстах Обучение речи должно происходить на образцовых художественных текстах

Как представитель логико-грамматической школы, Ф.И.Буслаев считал, что изучение языка неразрывно связано с мышлением. Учащиеся должны не только изучать языковые факты, но и выполнять упражнения, основанные на анализе и синтезе. Важную роль он отводил стилистическим упражнениям, выполняемым одновременно с изучением грамматики, в процессе чтения и анализа текстов-образцов и при написании письменных работ.

Вслед за Ф.И.Буслаевым, определившим «общие начала в общении», большое внимание развитию в детях «врожденного дара слова» уделял И.И.Срезневский И.И.Срезневский считал, что учащиеся должны анализировать факты языка с точки зрения их стилистической принадлежности И.И.Срезневский считал, что учащиеся должны анализировать факты языка с точки зрения их стилистической принадлежности Для достижения этой цели в школьную программу необходимо включить выполнение специальных упражнений Для достижения этой цели в школьную программу необходимо включить выполнение специальных упражнений

Продолжая идеи Буслаева и Срезневского, К.Д.Ушинский также придавал огромное значение развитию устной и письменной речи учащихся К.Д.Ушинский считал, что основой обучения родному языку должно стать развитие мысли и речи, которое начинается с осознанного понимания смысла слова К.Д.Ушинский считал, что основой обучения родному языку должно стать развитие мысли и речи, которое начинается с осознанного понимания смысла слова

Дальнейшую разработку вопросы речевого развития учащихся получили в трудах ученых ХХ века О роли грамматики в развитии речи говорил А.Н.Гвоздев, К.Б. Бархин О роли грамматики в развитии речи говорил А.Н.Гвоздев, К.Б. Бархин С.И.Абакумов рассматривал чтение как средство, способствующее развитию образного мышления С.И.Абакумов рассматривал чтение как средство, способствующее развитию образного мышления М.А.Рыбникова создала систему работы над развитием речевой культуры с учетом возрастных особенностей учащихся. Ей были выделены различные виды изложений (близкие к тексту, сжатые, усложненные) и как завершающих этап - творческие самостоятельные работы - сочинения М.А.Рыбникова создала систему работы над развитием речевой культуры с учетом возрастных особенностей учащихся. Ей были выделены различные виды изложений (близкие к тексту, сжатые, усложненные) и как завершающих этап - творческие самостоятельные работы - сочинения

В 1970 г. В программу по русскому языку было включено изучение основ стилистики Значимыми в методике развития речи являются исследования по формированию грамматического строя речи школьников Значимыми в методике развития речи являются исследования по формированию грамматического строя речи школьников В последние годы ведущим в методике преподавания русского языка как родного становится коммуникативное направление, в основе которого лежит изучение текстообразующих единиц языка, участвующих в формировании и формулировании речи В последние годы ведущим в методике преподавания русского языка как родного становится коммуникативное направление, в основе которого лежит изучение текстообразующих единиц языка, участвующих в формировании и формулировании речи

В связи с распространением инновационных школ (лицеев, гимназий), целью которых является широкая гуманитарная подготовка учащихся, в настоящее время большое внимание уделяется риторике как науке о «целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» (А.К. Михальская). Разработка методики преподавания риторики связана с такими именами, как Т.А.Ладыженская, А.К.Михальская, Т.М.Зыбина и др.

Вопросы развития речи в свете теории речевой деятельности Речевая деятельность основывается на процессах понимания и говорения. Язык и речь представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия.

Язык является важнейшим из «ингредиентов речи…так как именно он придает ей характер специфической деятельности человека, отличной от других видов его деятельности» (А.И.Смерницкий) Язык является важнейшим из «ингредиентов речи…так как именно он придает ей характер специфической деятельности человека, отличной от других видов его деятельности» (А.И.Смерницкий) Речь - это сам процесс говорения, реализация языковых единиц, деятельность людей. «Речь-это процесс, движение, в котором функционирование формальных структур языка, значений слов и словосочетаний нерасторжимо слито со смыслом» (И.Ю.Шехтер) Речь - это сам процесс говорения, реализация языковых единиц, деятельность людей. «Речь-это процесс, движение, в котором функционирование формальных структур языка, значений слов и словосочетаний нерасторжимо слито со смыслом» (И.Ю.Шехтер)

Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как процесс восприятия и порождения высказывания.

Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь: О чем говорить? (предмет речи) О чем говорить? (предмет речи) Что говорить? (содержание) Что говорить? (содержание) Зачем говорить? (мотив речи) Зачем говорить? (мотив речи) Кому говорить? (адресат) Кому говорить? (адресат) Вывод из сказанного Вывод из сказанного Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь –это «мысленный черновик письменной речи»

Выготский Л.С. «Мышление и речь» 1934 г. Основное внимание уделял изучению структуры сознания человека Основное внимание уделял изучению структуры сознания человека По-новому решил проблему локализации высшей психологической функции как структурной единицы деятельности мозга По-новому решил проблему локализации высшей психологической функции как структурной единицы деятельности мозга

Леонтьев А.А. «Язык, речь, речевая деятельность» Необходимо научить школьников правильно ориентироваться в условиях общения Необходимо научить школьников правильно ориентироваться в условиях общения Правильно строить высказывание Правильно строить высказывание Обратная связь Обратная связь Общение не даст желаемого результата, если будет отсутствовать одно из условий Общение не даст желаемого результата, если будет отсутствовать одно из условий

Н.И. Жинкин «Механизмы речи» Механизм отбора слова Механизм отбора слова Механизм упреждающего синтеза, или «движущей пружины создания текста» Механизм упреждающего синтеза, или «движущей пружины создания текста» Механизм контроля и критики текста Механизм контроля и критики текста Ввел понятия: Замысел текста Замысел текста Порождение текста Порождение текста Речевой контроль Речевой контроль

Принципы методики развития связной речи Коммуникативный принцип Коммуникативный принцип Принцип единства развития речи и мышления Принцип единства развития речи и мышления Принцип единства изучения языка и обучения речи Принцип единства изучения языка и обучения речи Принцип опоры на синтаксическую модель Принцип опоры на синтаксическую модель Контекстный принцип Контекстный принцип Принцип непрерывности работы по развитию речи Принцип непрерывности работы по развитию речи

Коммуникативный принцип Ведущий принцип методики развития речи Ведущий принцип методики развития речи Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме

Принцип развития речи и мышления Язык-средство общения и одновременно познания мира Язык-средство общения и одновременно познания мира Развивать речь ребенка-это значит учить его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция Развивать речь ребенка-это значит учить его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция

Принцип изучения языка и обучения речи Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность» Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность» Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь

Принцип опоры на синтаксическую модель Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел(модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел(модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами

Контекстный принцип Анализ языковых единиц в их связях Анализ языковых единиц в их связях Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней

Принцип непрерывности работы по развитию речи Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся

Обязательный минимум содержания обучения развитию речи Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета Создание устных монологических и диалогических высказываний Создание устных монологических и диалогических высказываний

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное) Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное) Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов, отзывов, рецензий, аннотаций Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов, отзывов, рецензий, аннотаций Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений (Сборник нормативных документов: Русский язык,. 2010) Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений (Сборник нормативных документов: Русский язык,. 2010)

Речеведческие понятия, изучаемые в школе Вопросы исследования текста рассматривались в исследованиях Н.С.Валгиной, И.Р.Гальперина, Л.А.Новикова, Л.М.Лосевой, И.А.Фигуровского и др. Вопросы исследования текста рассматривались в исследованиях Н.С.Валгиной, И.Р.Гальперина, Л.А.Новикова, Л.М.Лосевой, И.А.Фигуровского и др. Гальперин в качестве основных признаков текста называет: Гальперин в качестве основных признаков текста называет: Завершенность Завершенность Структурно-композиционное и композиционно- прагматическое единство компонентов Структурно-композиционное и композиционно- прагматическое единство компонентов

ТЕКСТ-это результат речевой деятельности в устной или письменной форме, реализованной в произведении словесности, которое обладает смысловой завершенностью и структурным единством. Текстом называется любое законченное произведение: очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д., а также пословица, состоящая из одного предложения. ТЕКСТ-это результат речевой деятельности в устной или письменной форме, реализованной в произведении словесности, которое обладает смысловой завершенностью и структурным единством. Текстом называется любое законченное произведение: очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д., а также пословица, состоящая из одного предложения.

От других языковых единиц текст отличается следующими признаками: Выраженность-употребление языка в устной или письменной форме Выраженность-употребление языка в устной или письменной форме Ограниченность-текст имеет четкие границы: начало и конец Ограниченность-текст имеет четкие границы: начало и конец Связность- предложения, составляющие текст. Расположены в определенном порядке Связность- предложения, составляющие текст. Расположены в определенном порядке

Цельность- содержание связано с описанием каких-либо событий, явлений, представляющих целостную картину Цельность- содержание связано с описанием каких-либо событий, явлений, представляющих целостную картину Структурность(упорядоченность)- структура текста объединяет все единицы языка в систему Структурность(упорядоченность)- структура текста объединяет все единицы языка в систему Информативность-каждый текст содержит конкретную информацию Информативность-каждый текст содержит конкретную информацию

Текст объединяет все единицы языка, он является не только дидактической единицей(средством обучения), но и ориентировочной основой для любого вида речевой деятельности. Текст имеет коммуникативное намерение(цель, интенция), он всегда регулирует речевое поведение коммуникантов.

Коммуниканты – это индивиды, между которыми происходит общение. Коммуниканты – это индивиды, между которыми происходит общение. Текст имеет свою тему и содержание. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Она может быть заложена в названии текста: «Война и мир», «Преступление и наказание» Содержание всегда отражает отношение автора к теме.

Микротема – это часть общей темы текста, раскрытая в нескольких предложениях. С точки зрения структуры и семантики микротема является сложным синтаксическим целым. Сложное синтаксическое целое(микротема) всегда состоит из: зачина зачина срединной части срединной части концовки концовки

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий. Огни были неподвижны. В них в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь, проволоки… Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий. Огни были неподвижны. В них в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь, проволоки… (А.Чехов) (А.Чехов)

Зачином в этом ССЦ является 1 предложение (взглянули… - и что же увидели?) Основное содержание раскрывается в срединной части (ради чего взобрались на насыпь и что увидели?) Последнее предложение – концовка, в нем содержится вывод (здесь какая-то важная тайна)

От ССЦ необходимо отличать абзац – композиционно-стилистическую единицу, которая является важным стилеобразующим средством. Иногда абзац по своим границам совпадает со ССЦ. От ССЦ необходимо отличать абзац – композиционно-стилистическую единицу, которая является важным стилеобразующим средством. Иногда абзац по своим границам совпадает со ССЦ. Для раскрытия темы текста, понимания его содержания необходимо сформировать у школьников умения находить в тексте основную мысль, выявлять идею текста.

Основная мысль – это то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение. Основная мысль – это то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение. В поисках основной мысли(идеи), а также микротем текста школьникам помогают ключевые слова. ЗАДАНИЕ: возьмите текст любого русского писателя, найдите в нем микротему, выраженную ССЦ, определите зачин, срединную часть, концовку, определите основную мысль, подчеркните ключевые слова. Совпадает ли микротема, найденная Вами, с абзацем?

Предложения в тексте объединяются темой и языковыми средствами : -местоимениями-наречиями-союзами -повторением слов -синонимами-антонимами В одном тексте, как правило, преобладают одни и те же средства связи.

НАПРИМЕР: Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпало с самым и короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе видны горные вершины облаков.(К.Паустовский) Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпало с самым и короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе видны горные вершины облаков.(К.Паустовский)

Смысловая и грамматическая целостность текста может создаваться с помощью синонимов: Облака бежали на нашу деревню…Вот они долетели до соснового бора, перевалили через овраг и помчались дальше. Смысловая и грамматическая целостность текста может создаваться с помощью синонимов: Облака бежали на нашу деревню…Вот они долетели до соснового бора, перевалили через овраг и помчались дальше. В этом предложении автор использует контекстные синонимы. Задание: Дайте определение контекстных синонимов, контекстных антонимов, приведите примеры.

Способы связи предложений в тексте Предложения в тексте могут быть связаны: Последовательно Последовательно Это связь, при которой 2 предложение связано с 1, 3-со 2, 4 – с 3 и т.д. Данный вид связи еще называют цепной(по цепочке). Это связь, при которой 2 предложение связано с 1, 3-со 2, 4 – с 3 и т.д. Данный вид связи еще называют цепной(по цепочке).

Например: Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростертого на снегу, цели этой Николка достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее десяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа…(М.Булгаков) Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростертого на снегу, цели этой Николка достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее десяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа…(М.Булгаков)

Параллельно Параллельно Это связь, при которой предложения равноправны. Для них характерен одинаковый порядок слов, единство видо - временных форм глаголов-сказуемых. Например: Последние дни августа…Осень уже наступила. Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грома и молний, только что промчался над нашей широкой равниной.(И.Тургенев) Последние дни августа…Осень уже наступила. Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грома и молний, только что промчался над нашей широкой равниной.(И.Тургенев)

В организации текста большое значение имеет порядок слов. Различают : прямой порядок слов прямой порядок слов и обратный порядок слов(инверсия) обратный порядок слов(инверсия)

Прямой порядок слов СУБЪЕКТ СТОИТ ПЕРЕД ПРЕДИКАТОМ СУБЪЕКТ СТОИТ ПЕРЕД ПРЕДИКАТОМ Весна пришла Весна пришла СОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИТ ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ СОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИТ ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ желтые листья, солнечный день желтые листья, солнечный день НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА листья клена, дом на набережной листья клена, дом на набережной

Обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым Обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым громко говорил, звонко смеялся громко говорил, звонко смеялся Другие виды обстоятельств и дополнение стоят после предиката Другие виды обстоятельств и дополнение стоят после предиката вернуться вечером, читать книгу, готовиться к занятиям, подойти к дому вернуться вечером, читать книгу, готовиться к занятиям, подойти к дому Обстоятельства времени и места могут стоять в начале предложения, поясняя, конкретизируя его содержание Обстоятельства времени и места могут стоять в начале предложения, поясняя, конкретизируя его содержание В субботу вечером мы уже сидели на берегу В субботу вечером мы уже сидели на берегу

Обратный порядок слов Это выразительное средство, которое используется, чтобы обратить внимание читателей на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение Это выразительное средство, которое используется, чтобы обратить внимание читателей на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение Уходит день. В пыли дорожной горят последние лучи. Уходит день. В пыли дорожной горят последние лучи.

Инверсия (обратный порядок слов) может использоваться для оформления вопроса в вопросительном предложении. Слово, которое требует ответа, ставится на первое место Инверсия (обратный порядок слов) может использоваться для оформления вопроса в вопросительном предложении. Слово, которое требует ответа, ставится на первое место Знаете ли вы украинскую ночь? Знаете ли вы украинскую ночь? Не сбились ли мы с дороги? Не сбились ли мы с дороги?

В работе над текстом учитываются типы организации речи по значению и особенностям структуры: В работе над текстом учитываются типы организации речи по значению и особенностям структуры: повествование повествование описание описание рассуждение рассуждение

ПОВЕСТВОВАНИЕ Это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности. В повествовании события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим. Это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности. В повествовании события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим.

Анализируя текст - повествования, школьники должны прийти к выводу, что особая роль в их построении принадлежит глаголам (глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и действия) Анализируя текст - повествования, школьники должны прийти к выводу, что особая роль в их построении принадлежит глаголам (глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и действия) В результате работы над подобным текстом школьники должны усвоить, что он состоит из завязки, кульминации и развязки. В результате работы над подобным текстом школьники должны усвоить, что он состоит из завязки, кульминации и развязки.

ОПИСАНИЕ Это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях одновременности. В данном тексте рассматриваются какие-либо предметы, действия, признаки, существующие одномоментно. Они различаются по темам:природа, животные, интерьер и т.д. Это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях одновременности. В данном тексте рассматриваются какие-либо предметы, действия, признаки, существующие одномоментно. Они различаются по темам:природа, животные, интерьер и т.д.

В ходе работы над текстом - описания школьники должны понять, что здесь не важно действие, главное место занимает изображение картины. В ходе работы над текстом - описания школьники должны понять, что здесь не важно действие, главное место занимает изображение картины. Описание имеет специфическую композицию: Описание имеет специфическую композицию: - общее представление о предмете; - общее представление о предмете; - отличительные признаки предмета; - отличительные признаки предмета; - авторская оценка, вывод; - авторская оценка, вывод;

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию письменной речи учащихся: Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию письменной речи учащихся: Анализ готового, или «чужого» текста Анализ готового, или «чужого» текста Изложение Изложение Сочинение. Сочинение.

АНАЛИЗ ТЕКСТА И ЕГО ВИДЫ. Речь(в том числе и письменная) – это процесс восприятия и порождения высказывания. Речь(в том числе и письменная) – это процесс восприятия и порождения высказывания. Первым этапом развития связной письменной речи является работа с готовым текстом. Первым этапом развития связной письменной речи является работа с готовым текстом. На втором этапе проводится работа по порождению собственной письменной речи На втором этапе проводится работа по порождению собственной письменной речи

В основе понимания лежит РЕФЛЕКСИЯ – использование определенных мыслительных операций, связанных с анализом, синтезом, сравнением и т.д. В основе понимания лежит РЕФЛЕКСИЯ – использование определенных мыслительных операций, связанных с анализом, синтезом, сравнением и т.д. РЕФЛЕКСИЯ, с одной стороны, отражает уровень развития языковой личности, а с другой – способствует этому развитию. РЕФЛЕКСИЯ, с одной стороны, отражает уровень развития языковой личности, а с другой – способствует этому развитию. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации(оттенки). В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации(оттенки).

Методика анализа текста активно разрабатывалась в трудах таких российских ученых, как Методика анализа текста активно разрабатывалась в трудах таких российских ученых, как Н.М.Шанский, Л.М.Лосева, Г.В.Колшанский, Н.А.Ипполитова, Л.А.Новиков Н.М.Шанский, Л.М.Лосева, Г.В.Колшанский, Н.А.Ипполитова, Л.А.Новиков Методика, разработанная этими учеными, опирается на теорию речевой деятельности, которая, в свою очередь, связана с механизмами порождения и восприятия речи. Методика, разработанная этими учеными, опирается на теорию речевой деятельности, которая, в свою очередь, связана с механизмами порождения и восприятия речи.

Ученые выделяют следующие ВИДЫ анализа текста: Лингвистический Лингвистический Лингвостилистический Лингвостилистический Филологический Филологический Лингвоэстетический Лингвоэстетический Комплексный (целостный) Комплексный (целостный) герменевтический герменевтический

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В работе «Опыты лингвистического толкования стихотворений» Л.В.Щерба определил так: В работе «Опыты лингвистического толкования стихотворений» Л.В.Щерба определил так: Это показ тех лингвистических средств, с помощью которых «выражается идейное и связное с ним эмоциональное содержание литературных произведений». Это показ тех лингвистических средств, с помощью которых «выражается идейное и связное с ним эмоциональное содержание литературных произведений».

Это «путь лингвистический, путь разыскания значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и др. элементов, путь создания словаря, или, точнее, инвентаря, выразительных средств русского литературного языка» Это «путь лингвистический, путь разыскания значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и др. элементов, путь создания словаря, или, точнее, инвентаря, выразительных средств русского литературного языка» Основное внимание должно уделяться не тому, что употребляется, а тому, как и для чего употребляются те или иные языковые единицы. Основное внимание должно уделяться не тому, что употребляется, а тому, как и для чего употребляются те или иные языковые единицы. Этот вид часто считают начальным этапом филологического анализа Этот вид часто считают начальным этапом филологического анализа

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ По словам Л.В.Щербы, это анализ «тончайших смысловых нюансов выразительных элементов русского языка» По словам Л.В.Щербы, это анализ «тончайших смысловых нюансов выразительных элементов русского языка» По словам В.В.Виноградова, задачей данного анализа становится выявление системы речевых средств и их рассмотрение « от сложного единства к его расчленению» По словам В.В.Виноградова, задачей данного анализа становится выявление системы речевых средств и их рассмотрение « от сложного единства к его расчленению»

А.И.Горшков выделил приемы лингвостилистического анализа: А.И.Горшков выделил приемы лингвостилистического анализа: Семантико-стилистический( выявление значения слов, оборотов, ударений, ритмов) Семантико-стилистический( выявление значения слов, оборотов, ударений, ритмов) Сопоставительно-стилистический анализ (х-ка языковых средств с точки зрения организации текста) Сопоставительно-стилистический анализ (х-ка языковых средств с точки зрения организации текста) Лингвостилистический эксперимент Лингвостилистический эксперимент Определение частотности того или иного явления(вероятностно-статический анализ) Определение частотности того или иного явления(вероятностно-статический анализ)

С.И.Львова «Уроки словесности» этапы работы с текстом Этап первичного восприятия в процессе чтения текста(о чем текст? Какое настроение у вас после прочтения?) Этап первичного восприятия в процессе чтения текста(о чем текст? Какое настроение у вас после прочтения?) Осмысление лингвистических средств создания образности худ.текста(изобразительно- выразительней ср-ва, роль отдельных частей речи, их грамматических категорий в построении текста) Осмысление лингвистических средств создания образности худ.текста(изобразительно- выразительней ср-ва, роль отдельных частей речи, их грамматических категорий в построении текста) Выразительное чтение Выразительное чтение

Комплексный многоаспектный анализ Наблюдение за использованием выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней Наблюдение за использованием выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней Грамматические задания(выделение грамматических основ предложений, составление словосочетаний по схеме) Грамматические задания(выделение грамматических основ предложений, составление словосочетаний по схеме)

Литературоведческий анализ текста Текст рассматривается как определенный факт истории общественной мысли Текст рассматривается как определенный факт истории общественной мысли При таком анализе дается общая характеристика языка текста При таком анализе дается общая характеристика языка текста

Схема лингвостилистического анализа Прочитать текст, определить тему Прочитать текст, определить тему Выделить ключевые слова. Выделить ключевые слова. Выявить лексико-грамматические средства и способы связи предложений текста. Выявить лексико-грамматические средства и способы связи предложений текста. Определить значение грамматических основ предложений для понимания текста. Определить значение грамматических основ предложений для понимания текста.

Определить видо-временные значения глаголов-сказуемых в предложениях текста. Определить видо-временные значения глаголов-сказуемых в предложениях текста. Указать грамматические формы частей речи, помогающие понять особенности текста. Указать грамматические формы частей речи, помогающие понять особенности текста. Найти художественные средства выразительности(тропы, стилистические фигуры). Найти художественные средства выразительности(тропы, стилистические фигуры). Сформулировать идею текста. Сформулировать идею текста.

Герменевтический анализ текста Герменевтика – наука о понимании текста, принципах его интерпретации. Герменевтика – наука о понимании текста, принципах его интерпретации. Способ изучения литературного произведения, который сводится к разъяснению содержания, стиля, принципов построения художественной структуры текста. Способ изучения литературного произведения, который сводится к разъяснению содержания, стиля, принципов построения художественной структуры текста.

ЗАДАНИЕ : По данной выше схеме проведите лингвостилистический анализ выбранного Вами художественного текста.

ИЗЛОЖЕНИЕ Изложение – это вид работы по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, его языковых особенностей в письменной форме. Изложение – это вид работы по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, его языковых особенностей в письменной форме. В процессе подготовки в изложению ведется работа над всеми 4 видами речевой деятельности В процессе подготовки в изложению ведется работа над всеми 4 видами речевой деятельности

Формируются следующие умения : Осмысливать коммуникативную задачу автора текста. Осмысливать коммуникативную задачу автора текста. Раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи. Раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи. Выделять микротемы, составлять план. Выделять микротемы, составлять план. Отбирать и систематизировать материал. Отбирать и систематизировать материал. Подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца. Подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗЛОЖЕНИЙ Обучающее Обучающее Контрольное Контрольное Пробное Пробное Сжатое Сжатое Выборочное Выборочное С творческим заданием С творческим заданием С грамматическим, лексическим, стилистическим заданием С грамматическим, лексическим, стилистическим заданием

По цели проведения различаются изложения обучающие и контрольные Обучающие проводятся на этапе закрепления и обобщения изучаемого материала 4-5 раз в четверть(могут быть с языковым разбором текста). Обучающие проводятся на этапе закрепления и обобщения изучаемого материала 4-5 раз в четверть(могут быть с языковым разбором текста). Контрольные проводятся на уроке контроля 1 раз в четверть. Контрольные проводятся на уроке контроля 1 раз в четверть.

По способу передачи содержания текста изложения делятся на По способу передачи содержания текста изложения делятся на Полные(подробные) Полные(подробные) Сжатые Сжатые Выборочные Выборочные С элементами сочинения С элементами сочинения

Подробное изложение Это детальное воспроизведение содержания текста. Это детальное воспроизведение содержания текста. Перед учениками ставится задача сохранить все языковые особенности исходного текста. Перед учениками ставится задача сохранить все языковые особенности исходного текста. Объем изложения должен соответствовать объему исходного текста. Объем изложения должен соответствовать объему исходного текста.

Сжатое изложение Передать основные моменты содержания текста. Передать основные моменты содержания текста. Тип исходного текста может быть сохранен или изменен(в соответствии с заданием) Тип исходного текста может быть сохранен или изменен(в соответствии с заданием) Учащиеся должны избегать многословия. Учащиеся должны избегать многословия. Должны уметь выделять главную информацию. Это умение формирует навык рассказывать об увиденном или прочитанном. Должны уметь выделять главную информацию. Это умение формирует навык рассказывать об увиденном или прочитанном.

Выборочное изложение Это воспроизведение текста с изменением типа речи и композиции. Это воспроизведение текста с изменением типа речи и композиции. Учащиеся должны воспроизвести лишь отдельные моменты содержания(портрет героя, рассказ о каком-либо событии, передача определенного отрывка) Учащиеся должны воспроизвести лишь отдельные моменты содержания(портрет героя, рассказ о каком-либо событии, передача определенного отрывка)

Изложение с творческим заданием Предусматривает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного текста : Предусматривает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного текста : Замена лица рассказчика Замена лица рассказчика Перестановка частей текста Перестановка частей текста Внесение дополнений в содержание исходного текста Внесение дополнений в содержание исходного текста

По осложненности языковым заданием изложения делятся Изложение с лексическим заданием(заменить слова синонимами, использовать слова определенной тематической группы) Изложение с лексическим заданием(заменить слова синонимами, использовать слова определенной тематической группы) Изложение с грамматическим заданием(использовать определенные грамматические формы) Изложение с грамматическим заданием(использовать определенные грамматические формы) Изложение со стилистическим заданием(изменить стиль повествования) Изложение со стилистическим заданием(изменить стиль повествования)

По характеру текстового материала Изложения-повествования Изложения-повествования Изложения-описания Изложения-описания Изложения-рассуждения или с элементами рассуждения Изложения-рассуждения или с элементами рассуждения

Изложения-повествования Большая роль в текстах принадлежит глаголам Большая роль в текстах принадлежит глаголам Глаголы прошедшего времени. Совершенного и несовершенного вида подчеркивают последовательность, смену действий, указывают на завершенность событий. Глаголы прошедшего времени. Совершенного и несовершенного вида подчеркивают последовательность, смену действий, указывают на завершенность событий.

Тексты-повествования легко усваиваются учащимися. Тексты-повествования легко усваиваются учащимися. Это связано с тем, что мышление школьников развивается от наглядно- образного, конкретного представления к абстрактному Это связано с тем, что мышление школьников развивается от наглядно- образного, конкретного представления к абстрактному Тексты-повествования насыщены конкретными образами и знакомыми учащимся действиями и состояниями Тексты-повествования насыщены конкретными образами и знакомыми учащимся действиями и состояниями

Изложение-описание Сложные для выполнения. Сложные для выполнения. В данных текстах нет действия : изображение всегда статично. В данных текстах нет действия : изображение всегда статично. Основой такого текста является сообщение о признаках, характеризующих кого- или что-либо. Основой такого текста является сообщение о признаках, характеризующих кого- или что-либо. У учащихся формируется умение замечать не только существенные, но и несущественные детали. У учащихся формируется умение замечать не только существенные, но и несущественные детали.

Изложение-рассуждение Самый сложный вид изложения. Самый сложный вид изложения. Ученик должен высказать свое мнение, логически обосновать его. Ученик должен высказать свое мнение, логически обосновать его. Рассуждение обычно состоит из тезиса, обоснования, доказательств, вывода. Рассуждение обычно состоит из тезиса, обоснования, доказательств, вывода.

Этапы обучения написанию изложения Подготовительный (1-3 классы) Подготовительный (1-3 классы) Систематический (5-9 классы) Систематический (5-9 классы) Завершающий (10-11 классы) Завершающий (10-11 классы)

Работа над изложением Вступительная беседа Вступительная беседа Выразительное чтение исходного текста Выразительное чтение исходного текста Беседа по содержанию, анализ текста Беседа по содержанию, анализ текста Составление рабочих материалов Составление рабочих материалов Повторное чтение текста Повторное чтение текста Работа с черновиком Работа с черновиком Написание изложения Написание изложения Проверка и оценка изложений Проверка и оценка изложений