Типы моделей менеджмента и организаций. Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Менеджмент в деятельности предприятия. МЕНЕДЖМЕНТ совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным.
Advertisements

Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Поток 933 Абросимова Е.А.. ОРГАНИЗАЦИЯ- ЭТО: Внутренняя упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полная согласованность, то есть организация,
Менеджмент и менеджер
Этапы планирования потребности в персонале
2. Система и инструменты внутреннего маркетинга ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Тема: Функции внутрифирменного управления План: 1. Содержание функций управления; 2.Назначение основных функций внутрифирменного управления; 3.Содержание.
«ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА». ПЛАН 1. Японский стиль управления. 2. Направленное изменение стратегии управления. 3. Особенности принципов стратегии.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса Любой предприниматель, будь он владелец маленькой фирмы или крупной корпорации, имеющий желание.
МЕНЕДЖМЕНТ. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
«ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА». ПЛАН 1. Японский стиль управления. 2. Направленное изменение стратегии управления. 3. Особенности принципов стратегии.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Транксрипт:

Типы моделей менеджмента и организаций

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют "тихой управленческой революцией". Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, инновационное или маркетинговое, "информационное"

Организация типа "А" (американская модель) 1. Найм работников на относительно короткое время 2. Индивидуальное принятие решений 3. Индивидуальная ответственность 4. Быстрое развитие и продвижение 5. Механизмы явного, точного контроля 6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) 7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов).

Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение персоналом указаний сверху.

1. Ориентация на энергичные и быстрые действия. 2. Поддержка постоянного контакта с клиентами и потребителями. 3. Предоставление служащим, персоналу определенной доли свободы, поощряющей их предприимчивость. 4. Люди – это основной источник трудовых ресурсов, источник повышения производительности труда. 5. Менеджмент невозможен без постоянной связи с внешней средой; одной или нескольким ценностям, идеям бизнеса уделяется особое внимание. Характерные черты американской модели менеджмента

6. Занимайся тем, что знаешь и что умеешь лучше всего. Не берись за что-то новое, пока не разберешься в этом как следует. 7. Простота управления и немного управленцев будут гораздо эффективнее сложнейших систем управления и многоступенчатой системы руководства. 8. Метод «кнута и пряника»: в чем-то служащим можно предоставить свободу. А в чем-то необходимо быть непоколебимо жестоким. 9. Человек должен быть хозяином своей судьбы. Не надо полагаться на волю случая, ваша выгода – в ваших интересах и в ваших руках. 10. Сохранение чувства гордости вне зависимости от обстоятельств позволяет поддерживать производительность на высоком уровне. 11. Установите стандарты образцовости, стремитесь к ним, требуйте того же от подчиненных.

Американцы рациональны, очень рациональны, почти не уступают в этом немцам. Главное – все взвесить, оценить риски и возможную прибыль, а уже потом сделать шаг. Одновременно, предприниматели в Америке придерживаются концепции «прибыль любой ценой». Согласно американской модели менеджмента, менеджер вовсе не обязан быть экспертом в какой-либо сфере бизнеса. Главное – общая подготовка и врожденное чутье, благодаря которым менеджер сможет успешно работать в любой области бизнеса.

В современной американской корпоративной структуре исследователи выделяют четыре группы менеджеров: 1. «Мастера» 2. «Борцы с джунглями» 3. «Люди-компании» 4. «Игроки»

Мастера» – это сторонники традиционной системы ценностей, которая включает в себя рабочую этику и уважение к другим людям. Окружающие, их ценность рассматриваются с точки зрения их творческого участия в деле фирмы. Минус представителей данного типа менеджера – излишняя сосредоточенность на своих собственных делах, что не позволяет им управлять сложными и изменчивыми системами.

«Борцы с джунглями» - менеджеры, стремящиеся к власти. Они расценивают обстановку как джунгли, а окружающих – как потенциальных соперников, которых надо обойти или уничтожить любой ценой. «Борцы с джунглями» делятся на «львов» и «лис». «Львы» - это те, кто уже добился значимого успеха и сейчас закрепляет результат и влияние. «Лисы» - только-только закрепившись на одном месте, они продолжают продвигаться дальше по служебной лестнице, за счет предприимчивости это получается быстро. Но, так как «лисы» не особо разборчивы в методах, они часто наживают множество врагов, которые могут в любой момент серьезно отомстить.

«Люди-компании» - это те, кто всецело принадлежат организации, отождествляют себя с ней. Это безликие менеджеры, слепо идущие на любые лишения во имя своей компании. Психологически слабые представители стремятся подчинить своей воле других, чтобы делать работу чужими руками, обезопасив себя от риска. Сильные и волевые представители стремятся сделать так, чтобы окружающие сами признали в них лидера и стали подчиняться добровольно. Ну а те, у кого сильна творческая жилка, стремятся, чтобы коллектив стал дружной компанией.

«Игроки» считают, что «вся жизнь – игра». Будь то дела компании, будь то их собственная личная жизнь. «Игроки», как несложно догадаться, любят риск, но не опрометчивый, а продуманный. Часть увлекается новшествами, стремится всегда быть в курсе новинок и свежих тенденций, в какой бы то ни было сфере. «Игроки» не стремятся создать свою «империю», они лишь хотят получить удовлетворение от победы и продолжить движение. Главное – быть признанными и знаменитыми.

Организация типа "j" (японская модель) 1. Пожизненный найм работников 2. Коллективное принятие решений 3. Коллективная ответственность 4. Медленное развитие и продвижение 5. Механизмы косвенного контроля Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход) 7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности.

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У. Оучи в его так называемой теории.

Японская модель –результат специфической культуры и экономической системы - оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамическом мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом, финансами.

Основные характеристики японской модели управления Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве - основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

В японских фирмах организацию приспосабливают под человека, а в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Идеальная (в смысле эффективности и интегрированности) организация, по мнению У. Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда

Организация типа "Z" (маркетинговая модель) 1. Долгосрочный найм 2. Коллективное принятие решений 3. Индивидуальная ответственность 4. Медленное развитие и продвижение 5. Косвенный неформальный контроль с точными, формализированными критериями 6. Умеренно специализированная карьера работников 7. Холистический подход, включая семью

Суть маркетинговой модели - новой философии управления ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального); фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан; фирме должно быть присуще постоянное обновление, нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма - открытая система. Главные предпосылки её успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно- техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней.

Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает планирование стратегии организации на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т. п. ).

Не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели: размер фирмы; характер продукции; характер среды, в которой она действует.

С точки зрения характера среды, в которой действует организация, выделяют следующие модели управления: С точки зрения последнего фактора выделяют следующие модели управления: модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде; модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка; модель в условиях динамичного научно-технического прогресса; модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, ибо меняются сама фирма и её среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет.

Общее направление эволюции - переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики: небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей; небольшое число уровней управления; структура, основанная на группах (командах) специалистов; характер и качество продукции*, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.