Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 7 Организация производства доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественные формы организации производства
Advertisements

Тема 1. Понятие об экономике предприятия. Предмет курса Экономика- это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Общественное производство в Кыргызской Республике Подготовил: Ибраимов Ызат ЮК
Тема «Формы организации производства» 1.1. Концентрация производства 2. Специализация производства 3. Кооперирование производства 4. Комбинирование производства.
Предметом «Экономики организации (предприятия)» является изучение закономерностей хозяйственной деятельности предприятия, механизмов формирования и использования.
Производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию.
Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Концепция маркетинга Выполнил Рафиков Эмиль. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Комаров В.М. к.э.н., доцент Социально и территориально ориентированная сервисная организация как элемент устойчивого регионального развития.
Урок 1 Введение. Понятие информационной технологии.
Выполнил студент группы 2511 Двуреченский А.А.. Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции.
Теория производства. Производство деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
МЕНЕДЖМЕНТ «Самоуправление как метод менеджмента».
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Проектирование архитектуры ИСО 1. UML 2 Структура определения языка 4.
Доклад Н.Н. Думной Интернет как электронная среда бизнеса.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Транксрипт:

Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 7 Организация производства доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович

2 Организация производства представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на рациональное сочетание труда с вещественными элементами производства, орудиями и предметами труда.

3 Производственные объекты как технологические системы Наиболее важное следствие развития технологии с позиции экономической науки состоит в том, что производство представляется как совокупность практических задач, каждая из которых разделяется на составные части таким образом, чтобы можно было применить систематизированные знания для получения желаемого результата.

4 Группировки производственных процессов производства продукции, хранение ресурсов и готовой продукции, их транспортировку. Знания могут быть применены только тогда, когда задача разделена таким образом, что каждая часть ее укладывается в рамки определенной области научных или инженерных знаний. В группировках в соответствии с целевой направленностью усилий различают процессы:

5 Группировки производственных процессов Дальнейшая структуризация идет по типам процессов: механическая обработка, термоядерный синтез, химическое производство Параллельно проводится структуризация по типам ресурсов, являющихся объектами приложения усилий: продолжение материалы, оборудование, и по видам продукции и услуг: тракторостроение, производство продуктов питания, предоставление коммунальных услуг.

6 Характеристики технологических систем Технологическая единица Характеристики процессов Операция Используемые ресурсы, время и результат Технологический процесс Последовательность операций Производственный процесс Совокупность взаимосвязанных технологических процессов Технологическая парадигма Образец решения технологической задачи Технологический комплекс народного хозяйства Структура занятости

7 Базовые ресурсы Экономическая теория не имеет четкой постановки проблемы ресурсов как составной части производства. Так, в марксистской политической экономии ресурсы включаются в анализ через концепцию производительных сил, в которых выделяются предметы, средства труда и рабочая сила. В буржуазной политэкономии рассматривались три фактора производства: труд, земля и капитал. И. Шумпетер добавил четвертый фактор - предприимчивость, рассматривая ее как организаторскую функцию предпринимательства.

8 Базовые ресурсы В современных вариантах факторного анализа вводятся в качестве самостоятельного фактора производства научно-технические знания. Базовые ресурсы - это такие ресурсы, у которых существуют свои особые характеристики формирования их запаса и потребления. продолжение

9 Управляющие воздействия на производственно-технологическую подсистему производственного объекта Исполнитель вбирает в себя все множество воздействий, поступающих на рабочее место, учитывает их, преобразует в процессе исполнения работы. Исполнитель может воспринимать или следовать не всем воздействиям, которые достигают его уровня. Управляющие воздействия, исходящие от исполнителей, направлены на техническую систему и могут быть не реализованы в ней по причинам технического характера.

10 Формы организации производства концентрация специализация кооперирование и комбинирование

11 Концентрация Концентрация представляет собой процесс сосредоточения изготовления продукции на ограниченном числе предприятий и в их производственных подразделениях. Показатели уровня концентрации: объем продукции; численность работников; стоимость основных фондов.

12 Специализация Специализация - сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса. Технологическая специализация обособление предприятий, цехов и участков в целях выполнения определенных операций или стадий производственного процесса (например, прядильные, ткацкие и отделочные фабрики в текстильной промышленности).

13 Специализация Предметная специализация предполагает сосредоточение производства на предприятии (в цехе) полностью готовых видов продукции (например, мотоциклов, велосипедов, посуды, хлебопродуктов и др.). Подетальная специализация - разновидность предметной, основана на производстве отдельных деталей и частей готовой продукции (моторов, подшипников и т. п.). продолжение

14 Показатели специализации предприятий и его подразделений удельный вес основной (профильной) продукции в общем объеме производства; число групп, видов и типов изделий, выпускаемых предприятием; доля специализированного оборудования в общем его парке; число наименований деталей, обрабатываемых на единице оборудования; число операций, выполняемых в расчете на единицу оборудования.

15 Предпосылки специализации Стандартизация устанавливает строго определенные нормы качества, формы и размеры деталей, узлов, готовой продукции. Унификация - сокращение существующего многообразия в типах конструкций, формах, размерах деталей, заготовок, узлов, применяемых материалов и выбор из них наиболее технологически и экономически целесообразных.

16 Предпосылки специализации Типизация - ограничение разнообразия применяемых производственных операций, разработке типовых процессов для групп технологически однородных деталей. Альтернатива специализации - диверсификация производства, т.е. разнообразие сфер деятельности за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции. продолжение

17 Кооперирование Кооперирование предполагает производственные связи предприятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве продукции. Основные показатели уровня кооперирования удельный вес деталей и полуфабрикатов, полученных по кооперированным поставкам, в общем объеме выпускаемой продукции; число предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; удельный вес деталей и полуфабрикатов, поставляемых на сторону.

18 Комбинирование Комбинирование - соединение в одном предприятии производств, иногда разноотраслевых, но тесно связанных между собой. Комбинирование может иметь место: на базе сочетания последовательных стадий изготовления продукции (текстильные, металлургические и другие комбинаты); на основе комплексного использования сырья (предприятия нефтеперерабатывающей, химической промышленности); при выделении на предприятии подразделений по переработке отходов (предприятия лесной, кожевенной и других отраслей промышленности).

19 Комбинирование Показатели уровня комбинирования количество и стоимость продуктов, получаемых из перерабатываемого на комбинате исходного сырья; удельный вес сырья и полуфабрикатов, перерабатываемых в последующий продукт на месте их получения (например, чугуна в сталь, стали в прокат); удельный вес побочной продукции в общем объеме продукции комбината. продолжение

20 Типы организации производства массовое серийное единичное производство

21 Формы производственной организации Производство продукта или услуги можно организовать тремя способами. Во-первых, эта деятельность может быть заключена в рамках одной вертикально интегрированной фирмы. Во-вторых, один или несколько видов деятельности, связанных с производством, могут осуществляться вне предприятия. В-третьих, может создаваться виртуальная корпорация, когда предприятие обеспечивает координацию, контроль и управление ресурсами и заключает внешние контракты, касающиеся всех или почти всех иных видов деятельности, связанных с производством продукта/услуги.

22 Модели организации деятельности предприятия Вертикально интегрированная фирма Послепродажное обслуживание Маркетинг и сбыт Менеджмент Логистика Исследования и разработки Поставщик Производство Ядро фирмы

23 Модели организации деятельности предприятия Внешние поставки Послепродажное обслуживание Маркетинг и сбыт Менеджмент Логистика Исследования и разработки Поставщик Производство Ядро фирмы продолжение

24 Модели организации деятельности предприятия Виртуальная корпорация Послепродажное обслуживание Маркетинг и сбыт Менеджмент Логистика Исследования и разработки Поставщик Производство Ядро фирмы продолжение

25 Проблемы становления наукоемких отраслей Оглядываясь на последние сто с небольшим лет технологического развития, можно сформулировать следующие четыре принципиальных вопроса: 1. Насколько велик был энтузиазм, с которым широкая общественность встречала то или иное изобретение? 2. Почему некоторые отрасли развивались заметно быстрее других? 3. Какие ресурсы пришлось привлечь для развития таких отраслей? 4. Какую роль в их развитии сыграл общественный сектор, государственные структуры?

26 Относительный уровень потребительского восприятия электронных технологий Изобре- тения Время появле- ния Время начала массо- вого исполь- зования Процент внедрения в домашнем хозяйстве в США через 20 лет после начала массового исполь- зования Назначе- ние Потреб- ность в созда-нии новой инфра- структуры Телефон Узкоспе- циализи- рованное Высокая

27 Относительный уровень потребительского восприятия электронных технологий Изобре- тения Время появле- ния Время начала массо- вого исполь- зования Процент внедрения в домашнем хозяйстве в США через 20 лет после начала массового исполь- зования Назначе- ние Потреб- ность в созда-нии новой инфра- структуры Электри- чество Общее Высокая продолжение

28 Относительный уровень потребительского восприятия электронных технологий Изобре- тения Время появле- ния Время начала массо- вого исполь- зования Процент внедрения в домашнем хозяйстве в США через 20 лет после начала массового исполь- зования Назначе- ние Потреб- ность в созда-нии новой инфра- структуры Радио Узкоспе- циализи- рованное Средняя продолжение

29 Относительный уровень потребительского восприятия электронных технологий Изобре- тения Время появле- ния Время начала массо- вого исполь- зования Процент внедрения в домашнем хозяйстве в США через 20 лет после начала массового исполь- зования Назначе- ние Потреб- ность в созда-нии новой инфра- структуры Телеви- дение Узкоспе- циализи- рованное Средняя продолжение

30 Относительный уровень потребительского восприятия электронных технологий Изобре- тения Время появле- ния Время начала массо- вого исполь- зования Процент внедрения в домашнем хозяйстве в США через 20 лет после начала массового исполь- зования Назначе- ние Потреб- ность в созда-нии новой инфра- структуры Компью- теры Общее Низкая продолжение

31 Задачи ИТ (исторический аспект) На протяжении всей истории на первом плане было применение ИТ в бизнесе, а потребительский и образовательный секторы обычно оставались на втором. Теперь для полного раскрытия потенциала отрасли ИТ ей предстоит осуществить полномасштабную экспансию в эти сферы. Кроме того, ряд задач в области государственного управления также станет существенным фактором развития ИТ в ближайшее десятилетие.

32 Проблемы становления ИТ- индустрии Почти все отрасли ИТ-индустрии в период своего становления столкнулись с классической проблемой курицы и яйца. Зачем потребителю покупать радио- или телеприемник, если в эфире еще нет соответствующих программ? Зачем телерадиокомпаниям производить программы, если у потребителя нет достаточного количества приемников? Зачем устанавливать себе телефон, если ни у кого из знакомых его нет и, следовательно, некому звонить?

33 Решение проблем становления ИТ-индустрии Первый этап – вертикально интегрированные компании Практически во всех высокотехнологичных отраслях экономически развитых стран решение нашлось за счет создания вертикально- интегрированных компаний, способных выйти на рынки с относительно цельным продуктом или услугой. Поскольку создание вертикально интегрированной компании дело в высшей степени рискованное и требует обычно полной отдачи со стороны управления, то почти во всех случаях имя той или иной ведущей компании неотделимо от имени ее руководителя, иногда на протяжении многих десятилетий. В области электротехники это Эдисон и General Electric. В сфере телефонных услуг это Александр Грэм Белл, Теодор Вейл и компания, долгое время известная как AT&T. В телевизионной сфере это Дэвид Сарнофф и его компания RCA.

34 Решение проблем становления ИТ-индустрии Второй этап - горизонтальная интеграция Первые признаки горизонтального развития начали появляться только в конце 1960-х годов, с возникновением компаний, предлагающих отдельные продукты для работы с продукцией одной конкретной большой компании, в первую очередь с продукцией IBM. Многие производители начали использовать полупроводники, накопители и принтеры третьих производителей, постепенно превращаясь из вертикально-интегрированных производителей в компании по сборке компьютеров. продолжение

35 Решение проблем становления ИТ-индустрии На тот же период пришлось рождение двух нынешних гигантов горизонтально-интегрированной отрасли. В 1977 году появилась Компания Oracle, тогда именовавшаяся Relational Software, как поставщик СУБД для Digital Equipment Corporation (DEC), а затем и для других мини-компьютеров. В 1979 году на рынок вышла ЕМС со своими устройствами памяти. продолжение

36 Роль лидеров Наличие на рынке сильных лидеров задает ясное направление движения Лидирующая роль Microsoft и Intel обеспечила относительно высокий уровень совместимости оборудования и нового программного обеспечения. IBM в свое время смогла установить стандарты соотношения цены и производительности на рынке мейнфреймов. Однако в условиях отсутствия устоявшихся стандартов соответствующие сегменты рынка ИТ сразу оказываются слишком незначительными, маленькими, рискованными, на них очень трудно ориентироваться.

37 Роль лидеров Технологии, не сумевшие достичь достаточного уровня стандартизации, обречены на исчезновение. Индустрия мини-компьютеров потерпела неудачу в деле полноценного перехода к горизонтальной интеграции в значительной степени из-за того, что не смогла договориться о едином стандарте операционной системы UNIX. продолжение

38 Реакция потребителей на информационные технологии Реакция потребителей на возможности, открываемые перед ними информационными технологиями, по большей части оказывалась прохладной, а то и вовсе отсутствовала. Электронная коммерция оказалась делом на удивление сложным, трудоемким и к тому же требующим значительных начальных вложений. Радикальные преобразования в сферах банковских технологий, страхового дела, розничной торговли и медицинских услуг оказались делом не одного дня.

39 Реакция потребителей на информационные технологии Использование Интернета в дистанционном обучении оказалось ничуть не более эффективным, чем прежние традиционные способы применения компьютеров в учебном процессе. Шоу-бизнес предпочел попросту уничтожить систему обмена музыкальными файлами Napster, нежели поставить под угрозу сложившуюся систему охраны авторских прав. Объединяет обозначенные проблемы то, что они являются в первую очередь проблемами клиентов ИТ-бизнеса. продолжение

40 Современные тенденции развития ИТ-индустрии Роль информации На ранних стадиях развития ИТ служили «для внутреннего пользования» - в бухгалтерии, для учета продукции и сырья, документооборота и т.д. Для потребителя за пределами конкретного предприятия все это не имело большого значения и, соответственно, не сильно отражалось на общем рыночном спросе на ИТ. Сегодня компании начинают понимать, что информация, прежде считавшаяся внутренней, приобретает значительную внешнюю ценность, становясь самостоятельным товаром.

41 Стандарты В прошлом стандарты устанавливали производители. Сейчас этим занимаются специальные органы, и значительное число стандартов создается и поддерживается некоммерческими или общественными организациями. В будущем этим должны заняться потребители. Сдвиг происходит в сторону управляемой потребителем отрасли информационных технологий.

42 Роль государства в развитии технологий 1. Государственное регулирование электрификации. В 1920-х годах и в последующие десятилетия сформировалась и укрепилась модель контролируемой государством частной монополии, которая обеспечила быстрое и относительно ровное развитие электроэнергетики. 2. Регулирование спектра радиочастот. Изданный в 1912 году Закон о радио провозгласил эфир общественным достоянием и предоставил право pacпоряжения федеральному правительству.

43 Роль государства в развитии технологий 3. Унификация телесигнала и стандартов вещания. Установление единых стандартов национальным комитетом по телевизионным системам (NTSC) способствовало стремительному росту телевещания. 4. Создание общенациональной телефонной сети. Политика властей оказала существенное влияние на телефонизацию страны. Патент, выданный Александру Беллу, сделал возможным фантастический рост монополии, впоследствии названной AT&T, что позволило решить проблему несовместимости различных телефонных сетей. продолжение

44 Роль государства в развитии технологий 5. Компьютеризация. По всему миру разного рода отделы и подразделения компьютерной техники создавались и финансировались именно правительственными органами. В США именно федеральное правительство вместе с научным и университетским сообществом обеспечило разработку и запуск Интернета. продолжение

45 Схема государственной поддержки становления соответсвующих отраслей На первом этапе - государственная поддержка исследований и разработок. На втором этапе – организация производства и формирование стандартов. На третьем этапе – стандартизация со стороны потребителя при сохранении производственных лидеров.

46 Эволюция системы SABRE компании American Airlines (AA) 50-е-начало 60-х годов уровни взаимодействий уровни контроляAmerican Airlines (AA) внутренние операции/управленческий контроль

47 Эволюция системы SABRE компании American Airlines (AA) г.г. уровни взаимодействий уровни контроляAA контроль процессов Крупные турист. агентства Совмест- ные данные продолжение

48 Эволюция системы SABRE компании American Airlines (AA) г.г. уровни взаимодействий уровни контролядругие авиалинии совместные данные AA контроль процессов Туристичес кие агенства Минималь ный контроль процессов продолжение

49 Эволюция системы SABRE компании American Airlines (AA) Конец годы уровни взаимодействий уровни контролядругие авиали- нии Совмест- ные данные конт- роль про- цесс конт- роль сети конт- роль процес- сов продолжение

50 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны производителя 1. Распознавание речи и видео 2. Беспроводное радио и передача изображений 3. Расширение каналов передачи 4. Сотовая связь поколений 2.5 и 3, беспроводной Интернет 5. Расширенный спектр Wi Fi 6. Инфракрасные устройства, Bluetooth 7. Управление правами доступа 8. Системы идентификации и авторизации 9. Службы мгновенных сообщений 10. Передача голоса по IP-каналам

51 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны производителя 11.Интернет-конференции 12. Распределенное хранение данных 13. Гигабитный Ethernet 14.Blade-серверы 15. InfiniBand I/O 16.Нано- и биотехнологии 17. Многофункциональные портативные устройства 18. Узкопрофильное ПО 19. ПО для управления контентом 20. Таксономическое ПО продолжение

52 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны производителя 21.XML, SOAP и др. 22. Внешнее (аутсорсинговое) программирование для бизнеса 23. Автоматизированные дата-центры 24. Электронные чернила 25. Портативные устройства ввода 26. ПО для редактирования аудио / видео 27. Управление корпоративным контентом 28. Базы данных XML 29.Интернет-сервисы 30. DVD продолжение

53 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны производителя 31. Робототехника 32. Коллаборативное ПО 33.«Надеваемые» компьютеры (в одежде) 34. Домашние сети 35. Интеграция телевидения и Интернета 36. Волоконная оптика 37. Распределенные вычисления 38. Идентификатор радиочастот 39. Спутники на низких орбитах 40. Финансирование за счет венчурного капитала продолжение

54 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны потребителя 1. Онлайновая передача музыки и онлайновое радио 2.Онлайн-видео, передача изображений и т. п. 3. Рекламные технологии и форматы 4. Подписка на контент/ микроплатежи 5. Выставление клиентских счетов 6. Платежные системы в Интернете 7.Биржи, аукционы и каталоги 8.Кооперация, создание консорциумов 9. Перестройка системы здравоохранения 10.Интернет-аукционы, аукционы наоборот

55 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны потребителя 11. Партнерская поддержка и интеграция 12. Управление корпоративным контентом 13. Маркировка товаров (RFID) 14.Интернет-логистика 15. Метаданные в производстве /таксономия / онтология 16. Коммерческие семантические приложения 17. Контент и пособия для дистанционного обучения 18. Прием в учебные заведения 19. Дистанционное обучение (проект К-12) 20. Базы данных экспертных систем продолжение

56 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны потребителя 21. Контент и рейтинговые системы для органов местного самоуправления 22. Дальнейшее распространение «открытого кода» 23. Потребность в синхронной коммуникации 24. Распределение ресурсов «peer-to-peer» 25. Системы глобального позиционирования GPS 26. Образование и повышение квалификации 27. Экономия времени и потребительский энтузиазм 28. Средства публикации (блоги, «Живой журнал») 29. Онлайновые игры, конкурсы, соревнования 30. Голосования и регистрация продолжение

57 Передовые рубежи отрасли ИТ со стороны потребителя 31. Общенациональные стандарты и системы идентификации 32. Прозрачность защиты 33. Распределение спектра радиочастот 34. Публичные информационные системы 35. Интегрированные базы данных государственных органов 36. Антимонопольное регулирование и налоговая политика 37. Авторское право и патентное законодательство 38. Конфиденциальность и защита потребителя 39. Различные формы электронной коммерции 40. Финансирование бизнеса продолжение

58 Выводы 1. Центральной проблемой становления отрасли является наличие в стране лидеров, способных принять на себя ответственность, связанную с внедрением инноваций. Роли лидеров на разных этапах становления отрасли На первом этапе в период становления отрасли необходимы вертикально-интегрированные компании, способные взять на себя инициативу создания цельного продукта или услуги, готовых к потреблению.

59 Выводы На втором этапе в период перехода к горизонтально- интегрированной отрасли основная выгода сосредотачивается в руках тех производителей, которым удается играть лидирующую роль в установлении специфических отраслевых стандартов. На третьем этапе, когда выбор подходов и темпов развития становится сферой ответственности потребителя, наибольшую выгоду получают те из производителей, кто сумел вступить в коалиции с другими участниками своей деятельности и на этой основе согласовывать с ними свое развитие. продолжение

60 Выводы 2. Взаимодействия ИТ-отрасли с государством сводится к следующим направлениям: продолжение разработка перспективных технологий; регулирование способов ведения бизнеса; распространение государственной информации; защита прав индивидуального потребителя; формирование потребности в продукции отрасли, вплоть до государственных закупок; Распределение общественного ресурса; Установление единых стандартов; Финансирование исследований и разработок; Субсидирование производства общественно важных товаров и услуг.

61 Выводы Если в стране отсутствуют потенциальные лидеры, и эту роль вынуждено принять на себя государство. Тогда к перечисленным направлениям деятельности государства должна быть добавлена задача формирования таких лидеров. 3. Значение новой технологии лишь частично определяется ее чисто техническими достоинствами. В большей мере распространение технологии зависит от готовности отраслей потребителей принять новшество. продолжение