АБВ ГДЗ ИКЛ МНО ПРС ТУФ ЦЭЯ А бстрагирование – одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Профессиональное становление педагога Современные образовательные тенденции. Современные концепции педагогического образования: структура и уровни.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ,
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Гуманизация образовательного процесса как один из путей реализации основных направлений модернизации российского образования Из опыта работы над единой.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

АБВ ГДЗ ИКЛ МНО ПРС ТУФ ЦЭЯ

А бстрагирование – одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному. Автоматизированная обучающая система – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. Автономность – способность к независимости от внешних воздействий. Авторитарный – основанный на слепом подчинении и власти, навязывающий другим свои взгляды. Адаптивность – приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий. Аккредитация – получение права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого. Актуализация – переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное. Актуальность исследования – необходимость и своевременность изучения и решения какой-то проблемы для дальнейшего развития теории и практики. Алгоритмизация – использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантировано и наиболее рационально решать задачи определенного класса. Алгоритмизированное обучение – обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций. Альтернативные учебные заведения – учебные заведения, действующие параллельно или дополнительно к государственным учебным заведениям и создающие альтернативу государственному образованию.

Ассоциация – отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом. Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Базовое образование – единый государственный муниципальный минимум образования (общего, профессионального), который является основой для дальнейшего образования более высокого уровня. Бакалавр – первая академическая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершению 4-летнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной работы. Бакалавр – первая квалификация в системе ступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершению четырехлетнего обучения после успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива); с другой стороны – субъектом самовоспитания и саморазвития. Воспитанность – достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств. Воспитательная функция педагогического процесса – круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского поведения. Воспитательное мастерство – мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач. Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. В отличие от ощущения восприятие отражает объект целостно.

Гипертекст – тип интерактивной среды с возможностями переходов по ссылкам, позволяющим выбрать необходимую информацию. Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основных принципов педагогики в настоящее время. Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.

Дедукция – вид умозаключения от общих суждений к частному; метод познания. Действие – элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые. Демократизация образования – расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием. Децентрализация управления – процесс передачи функций управления местным органам и самим образовательным учреждениям. Деятельность – взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Диалог учебный – устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом. Диверсификация (лат. diversicatio – изменение, разнообразие) – в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка кадров.

Дидактика (от греч. "didaktikos" - поучающий и "didasko" – изучающий) – яв­ляется частью педагогики, разрабатывающей проблемы обучения и образо­вания (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые ре­зультаты). Дидактическая система (от греч. "systema" – целое, составленное из частей, соединение) – это выделенное по определенным критериям целостное обра­зование. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, со­держания, форм и методов обучения. Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени. Дидактический процесс – совокупность действий преподавателя и познава­тельной деятельности обучаемых. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

Задача дидактическая – конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся. Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знания – результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений. Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого. Понятие введено Л.В. Выготским.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в специально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Идеал – образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности. Иерархия – определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов. Избирательность – способность выделять объекты, значимые для личности. Имитация (лат. imitation – подражание, идентичность) – воспроизведение, подражание кому-либо или чему-либо, подделка под что-нибудь. Имманентный (лат. immanens – свойственный, присущий) – присущий природе самого предмета, явления; внутренний. Индивидуальный стиль деятельности – совокупность индивидуальных способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития. Индукция – вид умозаключения от частных, единичных суждений и фактов к общим; метод познания.

Инновационная деятельность – деятельность, которая осуществляется с помощью новых средств и направлена на достижение новых результатов. Инновационное образовательное учреждение – учреждение, в котором осуществляются инновационные образовательные процессы. Инновационные процессы в образовании – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Интеграция образования – процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса. Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники. Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.

Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий с целью создания условий для перестройки учебно-познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучающихся. Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией. Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Исследовательские задачи – этапы достижения цели исследования. Исследовательский подход в обучении – совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины; воспроизводящих в обучении научные методы познания.

Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Профессиональная карьера по вертикали означает продвижение в должности, по горизонтали – продвижение в мастерстве. Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быт образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание; высокая компетентность педагогических работников; новейшие педагогические технологии; материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность; полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях. Качество профессионального образования – степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества. Квалиметрия – наука о количественных методах оценки качества.

Квалификационная характеристика – эталон квалификации специалиста конкретного профиля, в котором указаны личностные характеристики будущего специалиста, компоненты его трудовой деятельности, уровни выполнения им соответствующих трудовых процессов. Квалификация – уровень подготовленности, степень годности к какому- либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация – уровень развития способностей человека, позволяющей ему выполнять профессиональные функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, степенью сформированности профессионально важных качеств. Квалификация – уровень, степень подготовленности человека к какому- либо виду труда. Кибернетика – наука о процессах управления в сложных динамических системах. Коллектив – группа людей (не менее 2 человек), объединенных общественно значимыми идеями, интересами, организованных и обладающих органами управления.

Коллектив – группа людей, объединенных общими идеями, интересами. Коллективизм – включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т.д.). Компетентность педагогическая – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания. Компетенция – круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения. Комплексный подход – исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода – учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования. Конгруэнтность – равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования содержанию будущей профессиональной деятельности).

Контроль (от франц. controle – проверка) – составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, программами, планами, проектами и соглашениями. Контроль качества профессионального образования – обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа: входной контроль, промежуточный контроль, выходной контроль. Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности. Концепция – система идей с выделением ведущей из них. Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями. Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические отклонения в развитии.

Коэффициент полноты учебного предмета – отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки (для профессиональной школы – отношение к объекту соответствующего учебного предмета в вузе). Креативность – способность к творческой продуктивной деятельности. Креативность – творческая самореализация воспитанника. Культура (лат. cultura – возделывание) – исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Культура поведения – характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам, правилам этикета.

Лаборатория (лат. labor – труд, работа, трудность) – специально оборудованное помещение, где проводятся лабораторные работы и научные исследования. Лицензирование – процедура проведения государственными органами экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с поданной заявкой. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношении с каждым учащимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей. Личность – человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания. Логика исследования – ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования. Локальный – местный, не выходящий за определенные пределы.

Магистр – (лат. magister – начальник, учитель) – академическая степень в структуре высшего образования, которая следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Присваивается по завершению 6- летнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации. Магистр – академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника вуза и свидетельствующая о наличии у него знаний, умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. Присваивается по завершению шестилетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации. Мастерство – высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности. Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты. Метод (греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод мозгового штурма – метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся и студентов, овладение ими средствами самообразования. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимоотношений субъектов обучения. Методика в образовании – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. Методология – учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности. Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Методы контроля – способы получения информации о результативности процесса обучения.

Методы организации коллектива – методы воспитания, способствующие формированию коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, соревновательным отношением к делу и самоуправлением, т.е. активным участием в управлении делами коллектива. Мировоззрение – система научных, философских, социально-полити- ческих, эстетических взглядов на мир. Модальность – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет, запах, тембр и т.п.). Моделирование воспитания – метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса. Модель – образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр; схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде; тип, марка конструкции. Модель виртуальных миров в обучении – компьютерная технология, обладающая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющихся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.

Модернизация (фр. moderne – современный, новейший) – в образовании означает его обновление, придание образованию новых черт, в соответствии с современными требованиями и с учетом положительных тенденций развития мирового образовательного процесса. Мониторинг (англ. monitor - контролировать, проверять) – 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагогике планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образователь-ного процесса; мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Мониторинг (лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг профессионального развития – внешнее и внутреннее побуждение субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.

Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но она воспитывается в процессе непосредственной деятельности. Монопрофессиональное обучение – обучение одной профессии в течение одного цикла со сдачей выпускного экзамена. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения. Направленность личности – это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования. Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обрядах, традициях, играх и т.д. Научная организация труда – осуществление на каждом рабочем месте комплекса научно обоснованных мероприятий, позволяющих повышать эффективность производства, сохранять здоровье человека, превращать труд в жизненную потребность. Она предусматривает целесообразное расчленение трудового процесса на операции, улучшение условий труда, оборудование и оснащение рабочих мест, укрепление дисциплины труда и др. Научная проблема – основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

Научное воспитание – воспитание, совершаемое в процессе реального познания, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения прогнозировать, строить систему доказательств. Непрерывное образование – образование человека на протяжении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования. Неформальная организационная структура педагогического коллектива – возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами. Новатор – (лат. novator – обновитель) – человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в той или иной области деятельности. Новация – новый, прогрессивный принцип, идея, прием в какой-либо области деятельности.

Нравственная культура – определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

Образовательная область – набор соответствующих учебных дисциплин и курсов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы. Образовательная программа – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Образовательные учреждения – учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению. Обученность – результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться).

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности образования человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов. Общение – живой постоянный процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество, развивает психику, обогащает сознание. Общественное мнение – метод самоорганизации педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения челнов коллектива. Общественно-педагогическое движение в России х гг. XIX в., было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс. Включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально- буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов). Под напором этого движения царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания. В педагогике им могут быть: педагогический процесс, область педагогической действительности, какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект проектирования – то, на что направлена проектная деятельность. Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.

Парадигма – совокупность еретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которым руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе. Педагогика высшей школы – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Педагогика начального профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием. Педагогика послевузовского профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Педагогика среднего профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием.

Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально- педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач. Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Педагогическая специальность – вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией. Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или на планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая цель – предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса. Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники. Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально- психологических особенностей. Педагогическое призвание – означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое управление – перевод педагогической системы на более высокий уровень развития с помощью педагогических методов и средств.

Педология (от греч. pais – дитя, logos – учение) – течение в педагогике и психологии конца XIX – середина XX вв. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо- физиологические, биологические подходы в изучении, обучении и воспитании детей. Преувеличивала роль наследственного фактора в развитии личности, хотя и накопила ценный эмпирический материал. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», согласно которому эта наука была признана ошибочной и запрещена, что задержало естественный процесс развития психологии и психодиагностики в нашей стране. Планирование работы образовательного учреждения – принятие управленческого решения, выступающего во множестве форм, различающихся по степени обязательности, продолжительности охватываемых периодов, по тематике, по персональной принадлежности. Наиболее сложной формой управленческого решения является план. Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания. Полипрофессиональное обучение – ступенчатое обучение по основной и смежным профессиям со сдачей экзамена по каждой степени.

Предмет исследования – часть, сторона объекта; наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Преемственность в воспитании – многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества. Призвание – свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремления выполнять ее и проявления способностей к ней. Деятельность по призванию, помимо внешнего результата, дает чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности. Принцип воспитания – исходное положение, требование, которым нужно руководствоваться в воспитательной работе. Провайдер – поставщик услуг Internet. Программные средства обучения – это такие средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной степени реализуется психология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного воплощения. Проект (лат. projectio – бросание вперед) – прототип, идеальной образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проектирование – процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов. Проектирование – процесс создания проекта в виде проектной документации, необходимой для реализации проекта на практике. Проектная деятельность – деятельность по созданию проектов. Проектное обучение – обучение, в котором знания и умения у школьников формируются в процессе выполнения творческих проектов. Производственная педагогика – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс подготовки работников на производстве. Производственное обучение – обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.

Профессиограмма – документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психо-физическим возможностям человека. Профессионал – лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями. Профессионал – человек, получивший профессиональное образование и овладевший основными профессиональными компетенциями. Профессионализация – термин, введенный для обозначения педагогически регулируемого процесса профессионального становления личности, формирования рабочего-профессионала в условиях профессионального образования. Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. Профессионализм – уровень профессионального развития личности.

Профессиональная адаптация – приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности. Профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить. Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально- полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда. Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию. Профессиональная мобильность – способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств. Профессиональная мобильность –способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств.

Профессиональная модель специалиста – конкретизация Государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов в виде документа, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, а также в недостаточной степени детализированный перечень требований к личностным и профессиональным качествам. Профессиональная направленность – направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию. Профессиональная подготовка – система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, умений, навыков и профессиональной готовности. Профессиональная пригодность – психодиагностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и условий профессиональной деятельности. Профессиональная честь – предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслуживает со стороны всех участников педагогического процесса – взрослых и детей.

Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности. Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности посредством профессионального обучения и воспитания; тесно связано с профессиональным самоопределением. Профессиональное становление – это процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности личности, направленной на самореализацию и реализацию себя в труде. Профессиональное творчество – деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов. Профессионально-педагогическая квалификация – уровень обученности, подготовленности к осуществлению профессионально- педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура –мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Профессионально-педагогическое образование – процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях. Профессиональные образовательные учреждения – государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы соответствующего уровня с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов согласно утвержденным перечням профессий и специальностей. Профессиональный педагогический долг – это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему. Профессия – род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

Профессия – это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки. Процесс – последовательная смена одного состояния другими; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Процесс – ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо. Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. Психомоторика – основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах.

Рабочая учебно-программная документация – учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности в обучении – духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования. Ремесло – древний, узкий вид трудовой деятельности (наряду с земледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ручных способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготавливались орудия труда, оружие, предметы быта и украшения. Рынок труда – сложившиеся текущие и перспективные потребности конкретного региона в кадрах.

Самоактуализация – стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности. Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей. Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования. Самосознание – одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»), осознание себя человеком. Система – целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности. Система профессионально-педагогического образования – совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке профессионально-педагогических кадров. Системность – объективное свойство всех сложных объектов, которые имеют место в реальной действительности.

Системный подход в образовании – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение образования как системы. Ситуационная производственная задача – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности: на основе анализа описанной производственной ситуации учащиеся выбирают способы решения и выполняют действия (расчеты), обусловленные вопросом (заданием). Ситуация – положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства. Содержание внутриучилищного контроля – включает следующие направления: решение организационно-педагогических вопросов, качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков обучаемых; уровень воспитанности обучаемых; состояние преподавания учебных дисциплин, практик; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности; исполнение нормативных документов и принятых решений. Содержание образования – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности.

Содержание образования – это категория, обозначающая требования к конечному результату учебной деятельности, т.е. результату, достигнутому к моменту окончания учебного заведения. Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга. Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на формирование личности. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социальный заказ – совокупность задач, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда. Социальный заказ в системе образования состоит из совокупности социальных потребностей, которые он призван удовлетворить. Социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.

Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности. Специальность – конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков. Средства производства – совокупность средств труда и предметов труда, которые используются людьми в процессе производства товаров и услуг. Стандарт образования – документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования. Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих реальные возможности личности и системы образования. Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандартизация образования – разработка и использование стандартов, являющихся объективно необходимой деятельностью по упорядочению образовательной практики. Стиль – совокупность приемов деятельности и поведения, характерных признаков художественного произведения, языковых приемов. Субординация – система строгого подчинения людей, отношений между ними. Субъектность – качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе деятельности.

Творческое мышление (в обучении) – способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса. Телекоммуникационная сеть – сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для компьютерного использования технических и информационных ресурсов. Тема (учебная) – составная часть учебного курса. Тема занятия обычно определяется в соответствии с учебной программой, планом. Теория – форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. Теория выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концепциях, гипотезах, принципах и др. Технологический процесс – совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь. Технология – наука, о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область.

Технология производства – строго определенная система производственных операций с использованием совокупности средств и приспособлений. Типовое положение об образовательном учреждении – свод нормативно-правовых оснований, регламентирующих учебно- воспитательную, организационно-хозяйственную и управленческую деятельность субъектов образовательного процесса, их права и обязанности. Тренажер – это техническое средство обучения, позволяющее имитировать трудовые (производственные) условия в учебно- производственном процессе. Тренировочные упражнения – вид упражнений, проводимых в целях первоначальной отработки трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ. Трудовые приемы – совокупность законченных трудовых операций, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции. Тьютор – преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения – подготовленность человека к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей. Управление образовательным учреждением – сложный динамический процесс, включающий в себя постановку целей и задач, изучение и анализ существующего уровня учебно-воспитательной работы, поиск путей совершенствования системы работы учреждения, эффективного использования средств обучения и воспитания, координацию усилий всего педагогического коллектива. Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения. Уровни освоения навыков и умений – показатели качества освоения учащимися профессиональной практической деятельности в процессе производственного обучения. Уровни трудового процесса – это сложность выполнения трудовых процессов, которые можно систематизировать. Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий. Устав – свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, организации, коллектива. Учебная программа – документ, определяющий основное содержание обучения по данному учебному предмету (курсу). В учебной программе формируются цели и задачи обучения, определяются особенности организации занятий и методики их проведения.

Учебная программа – нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему. Учебная программа – это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения. Учебно-методический комплекс – это подсистема учебно-методичес- кого обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся и значительно облегчающая труд преподавателя, что способствует интенсификации обучения. Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года. Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся, основные формы организации обучения.

Учебный цикл – совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных этапов учения. Учебный элемент – это предмет (или объект), процесс (или явление), а также методы или способы деятельности, характерные для профессии и внесенные в программу учебного предмета. Учение – систематическая и сознательная деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей. Учреждения дополнительного образования – образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ.

Фасилитация (англ. fasility – благоприятные условия) – усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей. Феномен (греч. phainomenon – являющееся) – выдающееся явление, исключительная, неповторимая личность. Формальная структура коллектива – обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил. Функции управления – законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла. Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Цель исследования – конечный результат решения проблемы. Цель управленческой деятельности – воздействие на коллектив, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении генеральной цели деятельности образовательного учреждения необходимо ее представить в виде ряда конкретных частных целей. Достижение генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Централизация управления – процесс передачи основных функций управления центральным органам.

Эгоцентризм – свойство личности, близкое к эгоизму, но отличающееся от него тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительности своего Я. Электронная библиотека – средство информационной поддержки дистанционного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Электронная почта – передача данных на конкретный электронный адрес с соблюдением конфиденциальности. Этап (фр. etape) – момент, стадия развития какого-либо процесса; отдельная часть пути.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми. Я–концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.