Рефлексивные техники
Рефлексия Рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту представлять собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения как предмет специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.
Рефлексия Задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.
Уровни рефлексии (А.В.Карпов) Уровни рефлексии Содержание 1-й уровень Включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека. 2-й уровень Предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте. 3-й уровень Включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе.
Виды рефлексии Вид Функции 1. Ситуативная Выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего.
Виды рефлексии Вид Функции 2. Ретроспективная Служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.
Виды рефлексии Вид Функции 3. Перспективная рефлексия Включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.
Направления использования и применения рефлексии в педагогической деятельности Направление использования Педагогическая специальность 1. Урок, занятие учитель – предметник; педагог дополнительного образования; воспитатель ГПД. 2. Воспитательное мероприятие (праздник, утренник, конкурс и т.д.) классный руководитель; педагог – организатор; педагог дополнительного образования.
Направления использования и применения рефлексии в педагогической деятельности 3. Родительское собрание директор; заместитель директора; классный руководитель; педагог – психолог. 4. Тематическая неделя учитель – предметник; педагог дополнительного образования. 5. Летний лагерь вожатый, воспитатель; инструктор по физкультуре.
Рефлексивные техники Важные аспекты организации рефлексивной деятельности учащихся – ограниченность во времени. Техники эмоционального состояния должны быть краткими, лаконичными, быстро проводимыми, ненавязчивыми.
Техники эмоционального состояния Вербальные техники Невербальные техники « + » 1. Живое, непринуждён- ное общение, проговаривание своих эмоций. « + » 1. Живое, непринуждён- ное общение, проговаривание своих эмоций. « - » 1. Не все могут высказаться искренне. « - » 1. Не все могут высказаться искренне. « + » 1. Каждый может смело выразить своё мнение. 2. Проводятся намного красочнее. « + » 1. Каждый может смело выразить своё мнение. 2. Проводятся намного красочнее. « - » 1. Отсутствие живого общения. « - » 1. Отсутствие живого общения.
1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример 1. Фотосъёмка. Описание: Представьте, что сегодня весь урок (педсовет, родительское собрание) снимал фотограф. Но, увы, из-за неумелости фотографа плёнка засветилась. Давайте попробуем восстановить каждый кадр этой плёнки. «Восстанавливаются»: а) самые яркие, эмоциональные кадры; б) кадры, которые получились «не очень»!
1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример 2. Если бы я был волшебником. Описание: Если бы Вы были волшебником, то сегодня ……. похвалили... добавили… исправили… убрали…
1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример 3. Ассоциации. Вариант 1. Обучающимся предлагается подумать и высказаться, на что похож проведённый урок. Сделать это можно по очереди, передавая право голоса друг другу с помощью какого – либо предмета. Вариант 2. Подумать и высказаться, с чем учащийся мог бы ассоциировать себя на уроке (труженик, лентяй, пчёлка…).
2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример 1. Облако настроения.
2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример 2. Корабли. понравилось Совет: не понравилось
2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример 3. Мишень настроения «Хорошо» в 10 окружности. Задание: Учащиеся отмечают на мишени степень усвоения материала или своё настроение и т.д.
3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример 2. Теннисный мяч. В начале урока учитель начинает предложение, продолжение которого договаривает тот ученик, которому бросают мяч (лучше маленький, можно теннисный). Пример проведения техники: Учитель: Ты пришёл сегодня на урок с желанием… А (ловит мяч и продолжает) … получить знания (бросает мяч ученику Б). Б (продолжает цепочку ответов) … узнать новое о… (бросает мяч ученику В). В (ловит мяч и продолжает) … получить хорошую оценку … В конце урока учитель меняет ключевое предложение: «Сегодня я узнал…», «Было интересно …», «Было трудно…», «У меня получилось…», «Мне захотелось…».
3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример 5. Твой выбор. 0 Задание: Отметьте на оси в зависимости от вашего воображения: 1. Насколько вам интересна тема урока. 2. Насколько успешно вы справились с учебными задачами. 3. Насколько вы были включены в работу и т.д.
3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример 6. Анкета с выбором ответа. 1. На уроке я работалактивно/пассивно 2. Своей работой на уроке ядоволен/не доволен 3. Урок для меня показалсякоротким/длинным 4. За урок яне устал/устал 5. Моё настроениестало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне былпонятен/не понятен; интересен/скучен 7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
5. Техники рефлексии, направленные на развитие творческих способностей Пример 1 Синквейн. В первой строке пишется существительное, предмет. Вторая и третья – прилагательное, характеризующее существительное. Четвёртая строка – действие. Пятая – вывод. Алгоритм работы: 1. Объясняются правила написания синквейна. 2. В качестве примера приводится несколько синквейнов. 3. Задаётся тема. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Задание группам. Опишите вербальную и невербальную технику по плану: 1. Необходимость инструментария техники. 2. Описание техники. 3. Примечания (возраст, этап урока,..). 4.Рекомендации.
Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, направленность на саморазвитие.
Литература 1. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/авт. – сост. Л.В.Свешникова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, – 79 с.
Спасибо за внимание!