Рефлексивные техники. Рефлексия Рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту представлять собственные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Рефлексия подведение итогов урока Афанасьева Е.А. Методист отдела воспитательной работы Афанасьева Е.А. Методист отдела воспитательной работы.
Advertisements

«Методика организации рефлексии на уроке в начальной школе»
Рефлексия Учитель физической культуры Демина Т.А..
Рефлексия. Учитель русского языка и литературы Стрельцова Татьяна Сергеевна учебный год.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Н. В. Зиновьева МБОУ-гимназия 13 п.Краснообска 2011.
О. И. Куприянова учитель биологии и химии МКОУ СОШ пос. Николаевка Партизанского муниципального района.
Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
Показательные уравнения. Цель урока: повторим узнаем закрепим проверим методы и алгоритмы решения показательных уравнений о применении показательной функции.
Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознания себя: собственных действий, опыта, чувств, состояний, способностей,
Подведение итогов урока. Рефлексия. Виды рефлексии: 1. рефлексия эмоционального состояния и настроения; 2. рефлексия деятельности на уроке; 3. рефлексия.
Перед учителем начальных классов стоит задача - научить ребёнка быть успешным с первого дня пребывания в школе. Главным результатом школьного образования.
1 Учитель русского языка: Ананьева Надежда Степановна.
Урок рефлексии – современный урок английского языка Подготовила учитель английского языка МОУ СОШ 15 г.Балашова Чаплыгина ИИ..
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Рефлексия на уроке Садыкова А. Г.. Способы обучения рефлексии: Устное обсуждение Устное обсуждение Письменное анкетирование Письменное анкетирование Рисуночное.
Технологические аспекты личностно ориентированного образования.
Формы и методы рефлексии.. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков.
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний,
Транксрипт:

Рефлексивные техники

Рефлексия Рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту представлять собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения как предмет специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.

Рефлексия Задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.

Уровни рефлексии (А.В.Карпов) Уровни рефлексии Содержание 1-й уровень Включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека. 2-й уровень Предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте. 3-й уровень Включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе.

Виды рефлексии Вид Функции 1. Ситуативная Выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего.

Виды рефлексии Вид Функции 2. Ретроспективная Служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Виды рефлексии Вид Функции 3. Перспективная рефлексия Включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Направления использования и применения рефлексии в педагогической деятельности Направление использования Педагогическая специальность 1. Урок, занятие учитель – предметник; педагог дополнительного образования; воспитатель ГПД. 2. Воспитательное мероприятие (праздник, утренник, конкурс и т.д.) классный руководитель; педагог – организатор; педагог дополнительного образования.

Направления использования и применения рефлексии в педагогической деятельности 3. Родительское собрание директор; заместитель директора; классный руководитель; педагог – психолог. 4. Тематическая неделя учитель – предметник; педагог дополнительного образования. 5. Летний лагерь вожатый, воспитатель; инструктор по физкультуре.

Рефлексивные техники Важные аспекты организации рефлексивной деятельности учащихся – ограниченность во времени. Техники эмоционального состояния должны быть краткими, лаконичными, быстро проводимыми, ненавязчивыми.

Техники эмоционального состояния Вербальные техники Невербальные техники « + » 1. Живое, непринуждён- ное общение, проговаривание своих эмоций. « + » 1. Живое, непринуждён- ное общение, проговаривание своих эмоций. « - » 1. Не все могут высказаться искренне. « - » 1. Не все могут высказаться искренне. « + » 1. Каждый может смело выразить своё мнение. 2. Проводятся намного красочнее. « + » 1. Каждый может смело выразить своё мнение. 2. Проводятся намного красочнее. « - » 1. Отсутствие живого общения. « - » 1. Отсутствие живого общения.

1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример 1. Фотосъёмка. Описание: Представьте, что сегодня весь урок (педсовет, родительское собрание) снимал фотограф. Но, увы, из-за неумелости фотографа плёнка засветилась. Давайте попробуем восстановить каждый кадр этой плёнки. «Восстанавливаются»: а) самые яркие, эмоциональные кадры; б) кадры, которые получились «не очень»!

1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример 2. Если бы я был волшебником. Описание: Если бы Вы были волшебником, то сегодня ……. похвалили... добавили… исправили… убрали…

1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример 3. Ассоциации. Вариант 1. Обучающимся предлагается подумать и высказаться, на что похож проведённый урок. Сделать это можно по очереди, передавая право голоса друг другу с помощью какого – либо предмета. Вариант 2. Подумать и высказаться, с чем учащийся мог бы ассоциировать себя на уроке (труженик, лентяй, пчёлка…).

2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример 1. Облако настроения.

2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример 2. Корабли. понравилось Совет: не понравилось

2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример 3. Мишень настроения «Хорошо» в 10 окружности. Задание: Учащиеся отмечают на мишени степень усвоения материала или своё настроение и т.д.

3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример 2. Теннисный мяч. В начале урока учитель начинает предложение, продолжение которого договаривает тот ученик, которому бросают мяч (лучше маленький, можно теннисный). Пример проведения техники: Учитель: Ты пришёл сегодня на урок с желанием… А (ловит мяч и продолжает) … получить знания (бросает мяч ученику Б). Б (продолжает цепочку ответов) … узнать новое о… (бросает мяч ученику В). В (ловит мяч и продолжает) … получить хорошую оценку … В конце урока учитель меняет ключевое предложение: «Сегодня я узнал…», «Было интересно …», «Было трудно…», «У меня получилось…», «Мне захотелось…».

3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример 5. Твой выбор. 0 Задание: Отметьте на оси в зависимости от вашего воображения: 1. Насколько вам интересна тема урока. 2. Насколько успешно вы справились с учебными задачами. 3. Насколько вы были включены в работу и т.д.

3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример 6. Анкета с выбором ответа. 1. На уроке я работалактивно/пассивно 2. Своей работой на уроке ядоволен/не доволен 3. Урок для меня показалсякоротким/длинным 4. За урок яне устал/устал 5. Моё настроениестало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне былпонятен/не понятен; интересен/скучен 7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным

5. Техники рефлексии, направленные на развитие творческих способностей Пример 1 Синквейн. В первой строке пишется существительное, предмет. Вторая и третья – прилагательное, характеризующее существительное. Четвёртая строка – действие. Пятая – вывод. Алгоритм работы: 1. Объясняются правила написания синквейна. 2. В качестве примера приводится несколько синквейнов. 3. Задаётся тема. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Задание группам. Опишите вербальную и невербальную технику по плану: 1. Необходимость инструментария техники. 2. Описание техники. 3. Примечания (возраст, этап урока,..). 4.Рекомендации.

Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, направленность на саморазвитие.

Литература 1. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/авт. – сост. Л.В.Свешникова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, – 79 с.

Спасибо за внимание!