Лекция 1. Введение в физиологию 1. Понятие физиологии. 2. Задачи физиологии. 3. Методы физиологических исследований. 4. Этапы развития физиологии. Литература.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра нормальной физиологии КрасГМА ВВЕДЕНИЕ В КУРС НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ГОМЕОСТАЗЕ И МЕХАНИЗМАХ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
Advertisements

Регуляция и гомеостаз. Организм Окружающая среда Относительное постоянство Необходимое условие жизнедеятельности организма.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
1 Лекция 1 Нормальная физиология и медицина План: 1.Физиология - основа медицины. 2.Физиологические функции. 3.Постоянство внутренней среды. 4.Регуляция.
Эколо́гия (от греч. οικος дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος понятие, учение, наука) наука, изучающая взаимоотношения живой.
Введение : предмет экология.. ПЛАН История экологии. История экологии. Предмет и задачи экологии. Подразделения экологии. Предмет и задачи экологии. Подразделения.
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА.
Экология как наука Основные понятия экологии. Экология – это наука о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Уровни организации жизни. Жизнь – охватывает совокупность всех живых организмов на Земле и условия их существования. Сущность жизни заключается в том,
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: Курс лекций Профессор В.И. Максимов (ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина) Лекция 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРИНЦИПУ.
ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ КГМА (КГМИ) Pathophysiologia греч. pathos –страдание, болезнь + physis - природа + logos - учение, наука = наука о.
Физиология возбудимых тканей Физиологию возбудимых тканей изучает электрофизиология – раздел физиологии, который исследует электрические проявления жизнедеятельности.
Петр Францевич Литвицкий зав. каф. патофизиологии член-корр. РАН, профессор ПАТОФИЗИОЛОГИЯ: предмет, задачи, методы. …………….
Лекция 1 Введение в экологическую токсикологию Изучаемые вопросы: 1.Экотоксикология как наука. 2.Истоки возникновения токсикологии 3.Понятие токсичности.
Хворостухина Олеся МОУ «Лицей 10», г. Пермь. Сущность жизни Жизнь СубстратСовокупность (белок) специфических физико - химических процессов, характерных.
Курс "Медицинские специальности" Яппарова Т.В., учитель биологии МОУ "СОШ Урок 1 Терапия, педиатрия.
ОРГАН – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций. СЛОВАРЬ Приведите примеры органов.
Лекция 1. Валеология – наука о здоровье. Вопросы: Определение валеологии. История развития валеологии. Основоположники валеологии. Цели, задачи валеологии.
Физиология возбудимых тканей Физиологию возбудимых тканей изучает электрофизиология – раздел физиологии, который исследует электрические проявления жизнедеятельности.
Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ План лекции: Предмет, цели и задачи физиологии, ее связь с другими науками Методы физиологических исследований.
Транксрипт:

Лекция 1. Введение в физиологию 1. Понятие физиологии. 2. Задачи физиологии. 3. Методы физиологических исследований. 4. Этапы развития физиологии. Литература для изучения курса 1. Основы физиологии человека. (Учебник для вузов) /Под ред. Б.И.Ткаченко. СпБ, в 2 томах Начала физиологии. /Под ред. А.Д.Ноздрачева. М Физиология человека. /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. М Физиология человека (Н.А.Агаджанян и др.) СпБ, Физиологические основы здоровья /Под ред. Р.И.Айзмана, А.Я. Тернера. Новосибирск: Изд.»Лада», Физиология возбудимых тканей. (Р.И.Айзман, А.Д.Герасев, М.В.Иашвили) Новосибирск:НГПУ, Практикум по физиологии человека и животных /Под ред. Р.И.Айзмана. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Айзман Р.И., Герасёв А.Д., Дюкарев И.А. Молекулярные основы физиологии человека. Новосибирск: НГПУ, Айзман Р.И., Абаскалова Н.П., Шуленина Н.С. Физиология человека и животных: учебно- методический комплекс. Новосибирск: НГПУ, Экспериментальная и виртуальная физиология: видеопрактикум.

Физиология – (от греч. рhysis – природа, logos – наука) – наука о природе. Наука о процессах, протекающих в живых организмах, о функциях организма. «Физиология есть наука, исследующая явление жизненной силы и законы, по которым она обнаруживает свою деятельность в здоровом организме» (А.М.Филомафитский) Наука о функционировании целостного организма, всех его органов и систем на молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном и популяционном уровнях. Наука о процессах жизнедеятельности организма на всех уровнях его организации и механизмах их регуляции для оптимального приспособления к меняющимся условиям внешней среды.

Функции (лат. functio-деятельность) – это проявления жизнедеятельности клетки, органа, системы органов или целостного организма, имеющие приспособительное значение (приспособление к среде обитания и/или удовлетворение своих потребностей) Регуляция - совокупность физиологических механизмов (активное управление функциями), обеспечивающих функционирование организма как единого целого и согласованность его функций в процессе взаимодействия с внешней средой Приспособление к среде обитания - адаптация Механизм – последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-то действие, явление.

«Физиология - это научный стержень, на котором держатся все науки. В сущности в медицине имеется лишь одна наука: наука о жизни или физиология» Клод Бернар

ФИЗИОЛОГИЯ Растений ЖивотныхЧеловека Нормальная КлиническаяПатологическая

Нормальная физиология - изучает функции здорового организма. Патологическая физиология – изучает функциональные изменения в больном организме, общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов. Клиническая физиология – изучает механизмы компенсации нарушенных функций в организме человека, т.е. адаптивные компенсаторно-приспособительные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных влиянием на него неадекватных факторов среды.

Разделы физиологии человека Общая физиология – изучает общие закономерности функционирования клеток, органов, систем и целостного организма (физиологический покой, возбуждение, торможение, регуляция, т.д.). Частная физиология – изучает процессы, протекающие в различных органах и системах, выполняющих определенную функцию (пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, т.д.). Специальная физиология – изучает функции организмов в определенных условиях его жизнедеятельности (эволюционная, возрастная, экологическая, космическая, т.д.). Физиология различных состояний – изучает функциониро- вание организма и его систем при различных видах деятельности (труда, спорта, т.д.).

Задачи физиологии Изучение функций: здорового организма в целом; различных систем, органов, тканей, клеток Изучение механизмов: взаимодействия различных органов и систем в целостном организме; регуляции функционирования органов и систем; взаимодействия организма с окружающей средой. «Задача физиологии состоит в том, чтобы понять работу человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны, как взаимодействуют и как вследствие их взаимодействия получается валовой результат – общая работа организма» (И.П.Павлов).

Методы исследования в физиологии Наблюдение; умозаключение. Эксперимент: (видеофрагменты) - Острый (вивисекция, или живосечение) - Хронический Вид эксперимента ПреимуществаНедостатки Острый Глубокий анализ работы отдельных органов. Наркоз; травма; изолированный орган; отсутствие целостности. Хронический Обычные условия жизни; целостный организм; взаимосвязь с другими системами; длительный период исследования; влияние внешних факторов. Невозможность исследования на клеточном и органном уровне.

Исследования на человеке В состоянии физиологического покоя – норма функционирования; Реакция на оптимальные нагрузки – норма реакции; Реакции на максимальные нагрузки – оценка резервных возможностей. (реакция человека на физическую нагрузку)

Понятия нормы Средние (среднестатистические): видовая, групповая, возрастная, половая Индивидуальная (конституциональная) норма Физиологическая норма - биологический оптимум процессов жизнедеятельности

Этапы развития физиологии 1. До экспериментальный период (древние и средние века) г. У.Гарвей «Учение о движении сердца и крови в организме» - внедрение острых экспериментов г. И.П.Павлов «Центробежные нервы сердца» - внедрение хронического эксперимента. 4. Современный этап – интеграция молекулярных и системных исследований.

Основные принципы физиологии Организм - единая система, объединяющая различные органы в их сложном взаимодействии между собой; «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» (И.М.Сеченов, 1861). «Все физиологические механизмы, сколь бы различны они ни были, имеют только одну цель – сохранение постоянства условий жизни во внутренней фазе» (К.Бернар, 1878). - гомеостаз (по Кэннону). Нейро-гуморальный механизм обеспечивает целостность организма и его связь с внешней средой. Гомеостаз и адаптация – основные механизмы обеспечения жизни.

Гомеостаз Адаптация К.Бернар, 1878 И.М.Сеченов, 1863 «Здоровье – способность организма сохранять свой гомеостаз в условиях адаптации к различным факторам внешней среды и нагрузкам» (Айзман Р.И., 2000)

Принцип целостности Принцип структурности Принцип единства с внешней средой Принцип детерминизма Принцип приспособления (адаптивность) Принцип надежности: избыточность элементов, резервирование функции, периодичность функционирования, дублирование механизмов. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ