Анализ проектов развития Европейских портов России в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-20 гг)» Справочные материалы 3 июля 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Российский портовый комплекс. Где будут расти судозаходы? Надежда Малышева директор по развитию ИАА «ПортНьюс»
Выступление старшего вице-президента ОАО «РЖД» Михайлова В.В. октябрь 2011 г.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Министерство транспорта Российской Федерации ФКУ «Ространсмодернизация» Комплексные инвестиционные проекты – катализатор развития регионов России В.В.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Ед. дес Задание 1. Задание 2 Задание 9.
Транксрипт:

Анализ проектов развития Европейских портов России в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России ( гг)» Справочные материалы 3 июля 2014 года КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СОБСТВЕННОСТЬ McKINSEY & COMPANY Любое использование этого документа без специального разрешения McKinsey & Company строго запрещено

Содержание Анализ крупнейших проектов Прогноз грузовой базы

Описание крупнейших морских портовых проектов стратегии и ФЦП ИСТОЧНИК: ФЦП "Развитие транспортной системы России ( гг.)»; Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; анализ рабочей группы Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды 1 Включены все проекты ФЦП, связанные с рассматриваемыми портами, но не учтены припортовые ж/д проекты (Мга-Ивангород, проект подходов к портам и др.) 2 С учетом частных инвестиций в объекты государственной собственности (30 млрд. руб) Пропускная способность Млн т, Инвестиции 1 Млрд руб. Крупнейшие порты России Запланированные проекты Проектные мощности (млн т/год) Тамань Уголь (+20), мин. удобрения и сера (+16,9), ЖРС (+15), контей- неры (+6), зерно (+5,4), сталь (+3) Мурманск Уголь (+12), прочие (+1,5) Восточный- Находка Уголь (+23,1), нефтеналивные (+25), прочее (+21) Новорос- сийск Контейнеры (+14,1), нефтеналивные (+4,4), зерно (+3,3), прочие (+4) Санкт- Петербург Контейнеры и ро-ро (+58,7) Усть-Луга Нефтеналивные (+54), ГК (+6), СУГ (+3,5), контейнеры (+30), прочие (+11,4) Калининград Контейнеры (+6,7), нефтеналивные (+3,5) Ванино Уголь, руда и лес (+69,4) Сабетта СПГ и ГК (+30,7) х х Удельная стоимость (федеральный бюджет) Удельная стоимость (внебюджетные фонды) Пропускная способность Млн т, Инвестиции 1 Млрд руб. Запланированные проекты Проектные мощности (млн т/год) уголь, ЖРС и сера (+78), мин. удобрения (+18), зерно (+20,4), сталь (+4,4), контейнеры (+10) уголь (+4,4/+16,6) уголь (+41,6), наливные (+15/+45), контейнеры (+5) контейнеры (+14,1), зерно (+2); навалоч- ные (+2), прочие (+2) Наливные (+9/+10,6), ро-ро (+0,4), контейнеры (+0/+15,6) контейнеры (+1,5), нефтеналивные (+3,4) уголь, руда и лес (+40,5/+48,5) СПГ и ГК (+16,5), нефтеналивные (+8,5) Стратегия (2012 г.) и ФЦП (ноябрь 2013 г.)Стратегия и ФЦП (июнь 2014 г.) контейнеры (+34/+39) ро-ро (+0/+1,2) 1,6 2,2 0,4 1,8 4,6 6,6 1,5 0,8 0,2 0,4 1,8 4,4 1,9 2,8 0,0 0,7 0,4 1,0 0,8 1,3 0,3 1,3 3,6 4,9 1,9 1,0 0,7 1,9 4,9 1,2 1,8 0,1 1,0 0,5 1,2 Прирост ПС (инновационный сц.)Текущие ПСПрирост ПС (энерго-сырьевой сц.) Инвестиции Млрд. руб. Перевалочные мощности, млн т Июнь-14Нояб /-41 хх Изменение Млрд руб. или млн т

3 Изменения в проектах развития припортовой инфраструктуры продиктованы возрастающими требованиями к пропускной способности ж/д подходов к ключевым портам России Проекты Реконструкция и модернизация БАМа и Транссиба Комплексная реконструкция участка Мга - Ивангород Комплексная реконструкция ж/д М.Горького - Крымская Стр-во доп. главных путей и разъездов, развитие стан- ций на подхо- дах к портам ФНБ Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Развитие железнодорожных подходов к Дальневосточным портам Обеспечение достаточной пропускной и провозной способности Транссиба и БАМа для покрытия прироста грузо- оборота на 55,3 млн т в гг Развитие железнодорожных подходов к Дальневосточным портам Обеспечение достаточной пропускной и провозной способности Транссиба и БАМа для покрытия прироста грузо- оборота не менее 75 млн т в гг. Развитие ж/д подходов к портам на южном побережье финского залива, включая п. Усть-Луга Обеспечение провозной способности ж/д Мга-Ивангород с 42,2 млн т до 60,9 млн т к 2015 г. Развитие ж/д подходов к портам на южном побережье финского залива, включая п. Усть-Луга Обеспечение провозной способности ж/д Мга-Ивангород с 42,2 млн т до 66,4 млн т к 2020 г. Запланированных провозных способностей ж/д в порты Ванино и Восточный-Находка недостаточно для удовлетво- рения дополнит. потребностей Кузбасских угольных местор. ИСТОЧНИК: ФЦП "Развитие транспортной системы России ( гг.)»; Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; Стратегия (2012 г.) и ФЦП (ноябрь 2013 г.) Стратегия и ФЦП (июнь 2014 г.) Описание проектов Инвестиции Млрд руб. Инвестиции Млрд руб. Развитие ж/д подходов к портам: – Юг: 21,3 млрд руб. (+60 млн т) – Северо-Запад: 18,8 млрд руб. (+100 млн т) – Дальний Восток: 30,6 млрд руб. (+55 млн т) Развитие ж/д подходов к портам – Юг: 37 млрд руб. – Северо-Запад: 4 млрд руб. – Дальний Восток: 4 млрд руб. Развитие ж/д подходов к портам Азово- Черноморского бассейна для обеспечения растущих объемов перевозок с 32,5 млн т до 65 млн т к 2020 году Развитие ж/д подходов к портам Азово- Черноморского бассейна для обеспечения растущих объемов перевозок с 32,5 млн т до 91,5 млн т к 2020 году Комментарии Реализация проекта до 2020 г. позволит полностью удовлет- ворить потребности порта в ж/д инфраструктуре Требуется обоснование снижения инвестиций Провозной способности достаточно при ж/д обороте Тамани не более ~30 млн т Синхронизировать инвестиции в соответствии с новой грузовой базой Комплексная реконструкция ж/д линий Таманского полуострова Синхронизировать инвестиции в соответствии с новой грузовой базой ? ?

4 Сравнение крупнейших проектов развития европейских портов России ИСТОЧНИК: ФЦП "Развитие транспортной системы России ( гг.)"; Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.; анализ рабочей группы Сравнение крупнейших проектов развития европейских портов России Порт Мурманск Новорос- сийск-1 Усть-Луга Тамань Прирост ПС (энерго-сырьевой) Прирост ПС (инновационный) С использованием территории ВМФ Текущие ПС Новорос- сийск Вариант развития порта, предложенный ОАО "НМТП" 4 Порт также лимитирован глубиной Датского пролива – 17,5 м 2 С учетом частных инвестиций в объекты государственной собственности (30 млрд. руб) 5 Для сухогрузных кораблей 3 С учетом инвестиций в припортовую инфраструктуру 6 Для максимального сценария Перевалочные мощности Млн тонн, 2020 г. Совокупные инвестиции 3 Млрд руб. Доля ФБ Проценты Удельная стоимость 6 Тыс. руб./т 8,1 4,92,0 6,9 6,1 5,3 4,7 4,0 1,5 2,0 Глубина М Дедвейт 5 Тыс. м /150 Рекомендации Отложить реализацию проекта до появления грузовой базы и синхронизации развития при- портовой ж/д инфраструктуры Скорректировать инвестиции в проект и припортовую инфраструктуру в условиях ограниченной грузовой базы контейнеров Отдать предпочтение варианту ОАО "НМТП" при отсутствии дополнительных затрат в припортовую инфраструктуру Проверить возможность создания глубоководного порта, рассчитать стоимость проекта развития припортовой инфраструктуры и сравнить с проектом развития п. Тамань Разработать поэтапный вари- ант реализации проекта для скорректированной грузовой базы и синхронизировать с проектом строительства моста через Керченский пр-в Целевые ж/д перевозки Млн т/год 34,2 Прирост перева- лочных мощностей Млн т/год Заложенных инвестиций в ж/д недостаточно для объемов т. "Лавна" Уголь и ЖРС (+73), мин. удобрения (+18), зерно (+20,4), сталь (+4,4), контейнеры (+10), прочие (+5) Уголь и ЖРС (+11 ), контейнеры (+7,6), мин.удобрения (+5), зерно (+2,75), металлы (+1,5), прочее (+1,1) Контейнеры (+14,1), зерно (+2); навалочные (+2), прочие (+2) Наливные (+9/+10,6), ро-ро (+0,4), контейнеры (+0/+15,6) Уголь (+4,4/+16,8) Внебюджетные фонды Федеральный бюджет Источник не определен Текущие ж/д перевозки Млн т/год 20,9 26,922,8 хх Ж/д перевозки хх Провозная способность ближних ж/д путей и станций 36,8 66,422,8 38,032,9 40,033,7 62,932,9 н/д 33,7 65,07,1 69,113,1

5 Мурманск: необходимость реализации наиболее затратной части проекта – терминала и ж/д «Лавна» - не подтверждается прогнозом грузовой базы Виды грузов Отложить инвестиции в строительство ж/д и терминала «Лавна» в связи с неготовностью грузовой базы Уточнить при- рост мощностей п. Муранск после реконструкции (~7 млн тонн) Синхронизиро- вать припорто- вые проекты с учетом прогно- зной грузовой базой Развитие дальних подходов к порту в 2 этапа (+5 и +20 млн. т) Инвестиции РЖД на ближние подходы к портам Источник не определен Источник не определен Источник не определен Источник не определен Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет ,8 30,9 Удельные инвестиции 1 Тыс. руб. / т / год хх Частные- Государственные- ИСТОЧНИК: ФЦП "Развитие транспортной системы России ( гг.)»; Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; анализ рабочей группы Рек-ция а/д М-18 Кола от С-П до Мурманска Перевалочные мощности Млн т / г, Энерго-сырьевой сценарий Инновационный сценарий Прогноз грузооборота Млн т / г, ,6 18,6 1 На тонну новых перевалочных мощностей, подтвержденных грузовой базой 2 При условии резерва мощностей в 20% для стабильной работы Уголь, кокс, ЖРС Металлы Мин.удобрения и химия Зерно Контейнеры Прочее Наливные Итого Новые мощности 2 Млн т / г, /17 Инвестиции в развитие порта Млрд руб. Инвестиции в припортовую инфраструктуру Млрд руб. Совокупные инвестиции Млрд руб. Строительство угольного терминала «Лавна» Модернизация терминала навалочных грузов Строительство ж/д ветки Выходной – Лавна (~35 млрд. руб.), реконструкции ж/д станции (~8 млрд. руб.) и прочей ж/д инфраструктуры 18 млн. т. в 2025 г. По данным ММТП - 7 млн т. Западный берег (новый порт)Восточный берег (старый порт)

6 Усть-Луга: на данный момент нет предпосылок для перехода к развитию порта по инновационному сценарию экономики Виды грузов Скорректировать инвестиции в развитие порта с учетом прогноз- ной грузовой базы Оценить, какое оказывает влия- ние обновлен- ный прогноз грузовой базы на проект модер- низации ж/д Мга- Ивангород В рамках рек-ции а/д М-11 «Нарва» обеспечить строительство необходимого кол-ва эстакад и развязок на пересечении с ж/д путями 1260 Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет 232 5,5 19,2 Удельные инвестиции 1 Тыс. руб. / т / год хх Частные- Государственные- ИСТОЧНИК: ФЦП "Развитие транспортной системы России ( гг.)»; Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; анализ рабочей группы Перевалочные мощности Млн т / г, Прогноз грузооборота Млн т / г, ,9 5,4 1 На тонну новых перевалочных мощностей, подтвержденных грузовой базой 2 При условии резерва мощностей в 20% для стабильной работы Уголь, кокс, ЖРС Металлы Мин.удобрения и химия Зерно Контейнеры Прочее Наливные Итого Потенциал развития 2 Млн т / г, Инвестиции в развитие порта Млрд руб. Инвестиции в припортовую инфраструктуру Млрд руб. Совокупные инвестиции Млрд руб. Строительство объектов морской инфраструктуры, проведение доуглубительных работ, возведение зданий морских служб Инновационный сценарий 2013Энерго-сырьевой сценарий Стр-во и модернизация ж/д Мга-Ивангород (+62,8 млн т) Инвестиции РЖД на ближние подходы к портам Рек-ция а/д М-11 "Нарва" - от С-П до Эстонии 13 0, /16

7 Новороссийск: несмотря на значительный потенциал грузовой базы, из новых ~20 млн. т перевалочных мощностей грузом обеспечены только ~9 млн т Виды грузов Пересмотреть требования к федеральному финансирова- нию в условия новой грузовой базы порта Обеспечить синхронизацию припортовых проектов для целевого грузо- оборота порта ,0 12,0 Удельные инвестиции 1 Тыс. руб. / т / год хх Частные- Государственные- ИСТОЧНИК: ФЦП "Развитие транспортной системы России ( гг.)»; Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; анализ рабочей группы Перевалочные мощности 4 Млн т / г, Максим. грузовая база 3 Млн т / г, ,7 4,0 1 На тонну новых перевалочных мощностей, подтвержденных грузовой базой 2 При условии резерва мощностей в 20% для стабильной работы Уголь, кокс, ЖРС Металлы Мин.удобрения и химия Зерно Контейнеры Прочее Наливные Итого Потенциал развития 2 Млн т / г, Инвестиции в развитие порта Млрд руб. Инвестиции в припортовую инфраструктуру Млрд руб. Совокупные инвестиции Млрд руб. Стр-во и модернизация ж/д им.М.Горького – Крымская Инвестиции РЖД на ближние подходы к портам Стр-во а/д в рамках раз- вития Новороссийского ТУ ? 4 Проект развития п. Новороссийск, прописанный в ФЦП и морской стратегии /67 Строительство и модернизация гидротехнических сооружений, а также проведение дноуглубительных работ Инвестиции в развитие а/д и ж/д на территории порта Новороссийск Внебюджетные фонды Федеральный бюджет При условии применения всего прироста грузообо- рота бассейна к п. Новороссийск

8 Тамань: в условиях ограниченного роста грузовой базы необходимо рассмотреть возможность поэтапного развития проекта Виды грузов Рассмотреть возможность поэтапной реализации проекта с учетом прогнозной грузовой базы на 2020 г ~30 млн тонн Синхронизиро- вать припорто- вые проекты с потенциальной грузовой базой В условиях отсутствия спроса на кон- тейнерные терминалы оценить необходимую корректировку инвестиций в а/д инфраструктуру 110 Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет 450 7,7 10,3 Удельные инвестиции 1 Тыс. руб. / т / год хх Частные- Государственные- ИСТОЧНИК: ФЦП "Развитие транспортной системы России ( гг.)»; Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; анализ рабочей группы Перевалочные мощности Млн т / г, Прогноз грузооборота Млн т / г, ,2 7,0 1 На тонну новых перевалочных мощностей, подтвержденных грузовой базой 2 При условии резерва мощностей в 20% для стабильной работы Уголь, кокс, ЖРС Металлы Мин.удобрения и химия Зерно Контейнеры Прочее Наливные Потенциал развития 2 Млн т / г, Инвестиции в развитие порта Млрд руб. Инвестиции в припортовую инфраструктуру Млрд руб. Совокупные инвестиции Млрд руб. Строительство оградительных сооружений необходимо для стабилизации работы порта в период аномальных метеорологических условий, которая позволит повысить пропускную способ- ность и уменьшить время ожидания погрузки/ разгрузки кораблей и поездов Стр-во и модернизация ж/д им.М.Горького – Крымская Инвестиции РЖД на ближние подходы к портам ? Комплексная реконструкция ж/д линий Таманского п-ва /25 Рек-ция а/д Новороссийск- Керченский пролив ? Итого

9 Новороссийск: новая конфигурация проекта позволит в ~3 раза сократить удельные инвестиции за счет переориентации на более востребованные грузы Виды грузов ,7 4,1 Удельные инвестиции 1 Тыс. руб. / т / год хх Частные- Государств. ИСТОЧНИК: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; справка к письму ОАО «НМТП» от 16 июня 2014 года, анализ рабочей группы Перевалочные мощности 4 Млн т / г, Максим. грузовая база 3 Млн т / г, ,6 1,1 1 На тонну новых перевалочных мощностей, подтвержденных грузовой базой 2 При условии резерва мощностей в 20% для стабильной работы Уголь, кокс, ЖРС Металлы Мин.удобрения и химия Зерно Контейнеры Прочее Наливные Потенциал развития 2 Млн т / г, Инвестиции в развитие порта Млрд руб. Инвестиции в припортовую инфраструктуру Млрд руб. Совокупные инвестиции Млрд руб. Строительство и модернизация гидротехнических сооружений, а также проведение дноуглубительных работ Инвестиции в развитие а/д и ж/д на территории порта Новороссийск Стр-во и модернизация ж/д им.М.Горького – Крымская Инвестиции РЖД на ближние подходы к портам Стр-во а/д в рамках раз- вития Новороссийского ТУ ? 4 Предложение ОАО «НМТП» по развитию порта Новороссийск с территорией ВМФ и НСРЗбез территории ВМФ и НСРЗ Внебюджетные фонды Федеральный бюджет Итого При условии применения всего прироста грузообо- рота бассейна к п. Новороссийск Рассмотреть вопрос о внесе- нии корректи- ровки в ФЦП Согласовать прогноз грузовой базы для приня- тия решений по освоению тер- ритории ВМФ и ОАО «НСРЗ» Запросить планы «ГК ДЕЛО» по развитию порто- вых мощностей Синхронизиро- вать припорто- вые проекты в новых условиях /67 Инвестиции для старого грузооборота

10 Новороссийск: реализации проекта ОАО «НМТП» недостаточно для полного отказа от развития сухогрузного района порта Тамани ИСТОЧНИК: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; анализ рабочей группы Виды грузов Грузовая база Южного бассейна Млн т / г, Грузооборот Новороссийска 2 Млн т / г, Уголь, кокс, ЖРС Металлы Мин.удобрения и химия Зерно Контейнеры Прочее Наливные Итого 0,0 4,4 0,0 4,3 0,0 3,5 12, Остаточная грузовая база Млн т / г, Перевалочные мощности п.Тамань Млн т / г, хх Новые перевалочные мощности, обеспеченные грузовой базой 1, Млн тонн / г 1 С учетом 20% резерва для обеспечения стабильности работы порта Грузооборот прочих портов Млн т / г, Согласовать грузовую базу Южных портов с авторами страте- гии, НМТП и РЖД (в части переклю- чения угольных, рудных и ЖРС грузопотоков на Дальний Восток) Приоритизиро- вать вариант развития п.Ново- российск по сравнению с п.Тамань – Выше эффек- тивность инвестиций – Более бла- гоприятные глубины Рассмотреть возможность изменения конфигурации проекта для покрытия всей грузовой базы, оставшейся на п.Тамань (12 млн тонн) 2 Предложение ОАО «НМТП» по развитию порта Новороссийск

11 1 Федеральных инвестиций 2 Превышение грузооборота в пиковый сезон на 10% над среднемесячным грузооборотом Реализация всех контейнерных проектов приведет к избытку перевалочных мощностей Северо-Западного бассейна на ~4,6 млн TEU Основные порты Северо-Западного бассейна Грузооборот Тыс. TEU / год Для достижения баланса перева- лочных мощностей и грузовой базы необходимо Сконцентрировать инвестиции на расширении уже существующих терминалов Отложить реализацию проектов Усть- Луги и Бронки до подтверждения наличия грузовой базы Бронка Усть-Луга Петролеспорт Первый контейнерный терминал Итого Перевалочные мощности Тыс. TEU / год Калининград Комментарии Удельная стоимость 1 Тыс. руб. / TEU / г Проект реализуется полностью за частные деньги Пиковая загрузка 2 Проценты Предусмотренные федеральные инвес- тиции направлены на развитие всего порта Строительство нового контейнерного порта ПРЕДВАРИТЕЛЬНО Контейнерный терминал Санкт- Петербург 0 ИСТОЧНИК: АСОП, анализ рабочей группы Прочие В стратегии предпола- гается реализация проекта в иннов. сцен.

12 Для повышения эффективности государственных инвестиций предлагается не реализовывать 5-ть проектов развития морской портовой инфраструктуры на горизонте до 2020 г ИСТОЧНИК: ФЦП «Развитие транспортной системы России ( гг.)», Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года; интервью экспертов, анализ рабочей группы Перевалочные мощности Млн т / г, 2020 Строительство глубоководного порта в г.Балтийск Развитие объектов инфра- структуры морского порта Кавказ Отсутствует грузовая база В стратегии проект предполагается к реализации в инновационном сц. не ранее 2025 г. (ФЦП – 2017 г.) Развитие Ростовского универсального порта Проекты Строительство объектов инфраст- руктуры морского порта Оля Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Инвестиции Млрд руб. Порт «Бронка» Потенциальные инвесторы Обоснование переноса сроков реализации проекта Итого Прирост перевалочных мощностей в гг.Перевалочные мощности 2013 г. Новые мощности Млн тонн / год Контейнеры (+66) Нет Отсутствует грузовая база Высокие удельные затраты госу- дарственных средств (30,7 тыс. руб/TEU по сравнению с 21 тыс. руб/TEU для проекта ПЛП) Контейнеры (+19) «Феникс» В стратегии проект предполагается к реализации в инновационном сц. Низкий потенциал развития морских грузоперевозок в акватории Азовского моря Контейнеры, лес, металло- прокат (+4) «РМП» В стратегии проект предполагается к реализации в инновационном сц. Низкий потенциал развития морских грузоперевозок в акватории Каспийского моря Наливные, навалочные (+3) «МТПО» В стратегии проект предполагается к реализации в инновационном сц. Наличие по близости крупного порта Новороссийск с развитыми генеральными мощностями Контейнеры, ро-ро (+4) «ТПТ» «Бизнес- капитал» 1 Прирост мощностей ожидается к 2030 г. (начало реализации проекта ~2025 г.) При отсутствии контейнерного грузооборота нет необходимости в инвестициях в оградительные сооружения Сроки строительства ,0 4,5 0,9 0,2 6,9 1,3 хх Объем инвестиций ФБ в гг. ? Отложить проект ? Подлежит обсуждению

Содержание Анализ крупнейших проектов Прогноз грузовой базы

14 Экспертный прогноз грузовой базы морских портов России до 2020 г. Грузооборот по бассейнам Млн тонн/год Северо-Западный Южный Дальневосточный Итого Прочее Контейнеры 3427 Зерно 21 Минеральные удобрения Минеральные удобрения Минеральные удобрения Минеральные удобрения 1210 Металлы 1211 Уголь и руда 5043 Наливные Виды грузов ,0 -1,7 5,6 9,8 5,2 5,7 10,9 3, г. … CAGR гг ,5 9,4 4,8 17,2 8,6 10,9 4, ,2 12,7 7,7 н/д 10,5 9,4 ИСТОЧНИК: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г.; анализ рабочей группы 6,45,4 1 Нормализующая статья Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ ств 2013 г. Итого ,8 7,9 5,7 12,3 9,3 10,8 5,3 5,7

15 В стратегии развития морской портовой инфраструктуры к 2020 г. предполагается рост грузооборота на ~244 млн тонн Северо-Западные порты Южные порты 1 Дальневосточные порты Итого Млн тонн/год ИСТОЧНИК: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г.; анализ рабочей группы 1 Здесь и далее Южные порты включают порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, Северо-Западные – Балтийского и Арктического Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ ств Грузооборот российских портов

16 Данный прогноз не соответствует последним принятым решениям по Восточному полигону и достигнутым соглашениям с Китаем Грузооборот по бассейнам Млн тонн/год Северо-Западный Южный Дальневосточный Зерно 1 Минеральные удобрения Металлы 1211 Уголь и руда Уголь и руда Уголь и руда Уголь и руда Контейнеры 2 43 Наливные Прочее Итого Виды грузов ,4 -1,0 5,6 9,8 5,2 8,9 10,9 4, г. … CAGR гг ,5 11,0 4,8 17,2 8,6 10,9 6, ,6 2,1 7,7 н/д 10,5 3,6 ИСТОЧНИК: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г.; анализ рабочей группы 20,47,9 Комментарии По оценкам РЖД, грузооборот в Дальневос- точных портах в 2020 г. составит ~129 млн т за счет переключения экспортных грузопотоков 1 Нормализующая статья Заключенные контракты Роснефти с Китаем и расширение пропускных способностей ВСТО приведут к существенному росту перева- лочных мощностей на Дальнем Востоке Ожидается более сдержанный рост грузо- оборота контейнеров в силу инфраструктур- ных ограничений и высокой конкуренции Среднегодовой рост грузооборота морских портов до 2020 г. не превысит 5% в год Б А В Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ Перевалка российских грузов в портах сопредельных государ ств 2013 г.

17 При незначительном изменении темпов роста грузооборота, заложенных в стратегии, распределение по бассейнам меняется в сторону увеличения грузопотока на Дальнем Востоке ИСТОЧНИК: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г.; анализ рабочей группы Прирост грузооборота морских портов России до 2020 г. Комментарии Северо- Западный -39 Обновлен- ный прогноз 66 Контей- неры Контей- неры Контей- неры Контей- неры 9 Уголь и руда Уголь и руда Уголь и руда Уголь и руда 2 Наливные 28 Прогноз Стратегии 2030 г А Б В Прогноз контейнерного грузооборота, заложенный в стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г. основывался на сценарии ускоренной реализации транзитного потенциала России, который в данный момент затруднен в силу – Высокой международной конкуренции – Ограниченности ж/д инфраструктуры на Дальнем Востоке – Тарифной политикой Турции по управлению проливом Босфор В Рост перевалки в Дальневосточном бассейне стимулируется контрактами ОАО "Роснефти" с Китаем и расширением СПГ проектов ("Сахалин 2") Переориентация грузопотоков на Дальний Восток окажет сдерживающий эффект на рост грузооборота Северо-Западного бассейна Объем перевалки Южного бассейна вырастет за счет запуска НПП "Юг" и развития НПЗ «Роснефти» А Переориентация угольных и рудных потоков на экспорт в Китай в условиях снижающегося спроса в Европе будет сдерживать рост экспорта в Северо- Западных и Южных морских портах За счет развития новых перевалочных мощностей в Южном бассейне ожидается переключение части потока, в данный момент переваливающихся на Украине Б Южный Дальне- восточный Итого Млн тонн / год

18 А. Ожидается умеренный рост экспорта нефтеналивных грузов с усилением поставок на Дальний Восток на условиях долгосрочного сотрудничества с Китаем Ожидаемый ограниченный рост добычи сырой нефти обусловлен: – высокой долей "зрелых" и "падающих" месторождений – низкими объемами новых "greenfield" проектов Расширение пропускной способности ВСТО до 80 млн. тонн/год на Дальнем Востоке позволит нарастить объемы экспорта сырой нефти Часть экспортируемой по трубопроводу нефти будет заменена ростом экспорта нефтепродуктов через морские порты … CAGR гг. Проценты ИСТОЧНИК: Минэнерго, Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г., анализ рабочей группы Северо- Западный Южный Дальне- восточный Итог 1,91,1 Прогноз стратегии 2030 Обновленный прогноз Прогноз грузооборота 1 Млн тонн / год Бассейн 3,31,4 1,16,8 Рынок нефти, нефтепродуктов, млн тонн / год Необходимо убе- диться в доступ- ности требуемого объема перевалоч- ных мощностей на Дальнем Востоке для поддержания запланированного роста грузооборота морских портов Предпосылки +2% p.a Внутреннее потребление Внутреннее потребление Внутреннее потребление Внутреннее потребление 2 Экспорт через российские порты Экспорт через российские порты Экспорт через российские порты Экспорт через российские порты 1 Прочий экспорт Сырая нефть, нефтепродукты 2 Сырая нефть 2,3 Рост потребления со стороны Китая (контракты ОАО «Роснефть») и расширение ВСТО Умеренный рост грузооборота за счет роста потребления со стороны Китая и развития НПЗ Повышение пропуск- ной способности БТС-2 на 8,5 млн. т позволят переклю- чить потоки с укра- инского п. Южный Развитие НПЗ на юге России (напр., НПЗ «Роснефти» в Туапсе (+6 млн т)

19 А. Реализация проекта Ямал СПГ и развитие Сахалина-2 позволит нарастить объем производства СПГ до 30 млн тонн Реализация проектов Ямал СПГ и расширение мощности Сахалин 2 позволит к 2020 г. достичь уровня производства и экспорта СПГ в ~30 млн. т, в которых доля проектов будет одинакова (15 млн т) Проекты Тамань СПГ и Усть-Луга СПГ рассматриваются как возможные, но не подтвержденные Запуск терминалов СПГ во Владивостоке и Сахалине-3 ожидается после 2020 года … CAGR гг. Проценты Северо- Западный Южный Дальне- восточный Итог н/д Прогноз стратегии 2030 Обновленный прогноз Прогноз грузооборота Млн тонн / год Бассейн н/д 4,7 Рынок СПГ, Требуется подтвер- дить статус проек- тов Тамань СПГ и Усть-Луга СПГ для внесения дополни- тельных объемов в прогноз грузообо- рота морских портов Предпосылки +16% p.a ,315,6 Расширение проек- та «Сахалин-2» Владивосток-СПГ и Сахалин-3 запустят- ся после 2020 года Умеренный рост грузооборота за счет роста потребления со стороны Китая и экспорта СПГ Из 30,7 млн тонн, заложенных в стратегии на Ямал СПГ, до 2020 г. реализуется только 15 млн тонн Реализация проекта Тамань СПГ не подтверждена Прогноз производства и экспорта СПГ, млн тонн / год ИСТОЧНИК: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г., анализ рабочей группы

20 Б. Выполнение заявленных бизнесом объемов на ж/д перевозку в Дальневосточные порты станет возможным при сохранении тренда уменьшения внутреннего потребления угля Сокращение внутреннего потребления угля частично нивелируется ростом потребления ЖРС Совокупный прирост экспор- та угля и ЖРС через порты в гг. составит ~79 млн т. В соответствии с заявками бизнеса РЖД на перевозку угля и руды в 2020 г … CAGR гг. Проценты Внутреннее потребление Внутреннее потребление Внутреннее потребление Внутреннее потребление Прочий экспорт / складирование Экспорт через порты Экспорт через порты Экспорт через порты Экспорт через порты ИСТОЧНИК: Metal Expert, стратегия развития морской портовой инфраструктуры, анализ рабочей группы Северо- Западный Южный Дальне- восточный Итог -1,0-1,7 Прогноз стратегии 2030 Обновленный прогноз Прогноз грузооборота Млн тонн / год Бассейн 11, ,18,2 Рынок угля и ЖРС Млн тонн / год Снижение потребле- ния угля в Европе при сохранении текущих позиций ЖРС Переключение ~7-9 млн. т угольных и рудных потоков из портов сопредельных государств в Южном бассейне Реализация зап- ланированного РЖД изменения основных уголь- ных и рудных грузопотоков потребует рас- ширения перева- лочных мощнос- тей Дальневос- точных портов Предпосылки

21 Б. Совокупные мощности навалочных терминалов руды, кокса и ЖРС Северо-Западного бассейна составляют ~52 млн тонн / год ИСТОЧНИК: источник Усть-Луга Мурманск Порт Архангельск Калининград Прочие Итого Грузооборот Перевалочные мощности Загрузка Проценты Млн. тонн / год, 2013 год 42,8 7,5 0,4 0,6 16,2 18,1 7,5 0,5 52,0 23,4 0,9 19,

22 Б. Используемые прогнозы производства и экспорта зерна и угля соответствуют отраслевым государственным стратегиям развития ИСТОЧНИК: стратегия развития угольной промышленности, стратегия развития аграрного сектора, Metal Expert, BMI, анализ рабочей группы Сравнение прогнозов российского рынка зерна Сравнение прогнозов российского рынка угля 2020/ / / /21 Внутреннее потребление Внутреннее потребление Внутреннее потребление Внутреннее потребление 2 Экспорт через порты Экспорт через порты Экспорт через порты Экспорт через порты Прочий экспорт/ складирование Прочий экспорт/ складирование Прочий экспорт/ складирование Прочий экспорт/ складирование Metal Expert 4 Программа развития угольной промышленности 1 1 В редакции от 21 июня 2014 года 2 Без учета импортного угля на потребление 3 Совокупный экспорт через все виды транспорта 4 Используется в прогнозе грузовой базы портов 5 в редакции от 15 апреля 2014 года Стратегия морской пор- товой инфраструктуры 4 Госпрограмма развития сельского хозяйства Без учета доп. объемов Кузбасса (20-36 млн. т.) Экспорт на Дальний Восток ~114~59~84-115

23 В. В соответствии с обновленным прогнозом прирост контейнерного грузооборота российских портов к 2020 г. составит ~21 млн тонн Северо- Западный Регрессионный анализ 2 зависимости контейнерного грузооборота морских портов от ВВП в России в гг. Реальный ВВП Проценты Прогноз грузооборота Бассейн Южный Дальне- восточный Итог 8,9 7,3 10,8 5,7 5,0 5,7 +2% p.a. … CAGR гг. Проценты +6% p.a. Грузооборот контейнеров Млн тонн/год 1 Сохранение текущей структуры грузооборота по бассейнам ввиду существенных ограни- чений на переключение международных транзитных потоков Уменьшение доли пе- ревалки в портах со- предельных государств с 14% до 10% от сово- купного грузооборота российских грузов в морских портах ИСТОЧНИК: Global Insight; WMM; «Грузовые перевозки», анализ рабочей группы Основное изме- нение прогноза затронуло Южные порты, что тре- бует дополни- тельной проверки необходимости существенного расширения перевалочных мощностей 1 Предполагая средний вес 1 TEU = 8,6 тонн 2 Постепенное снижение контейнерного мультипликатора с 4 до 2,5 (по отношению к ВВП) Предпосылки Долгосрочный прогноз МЭРТ от 3 кв года с учетом обновленного прогноза на гг. от 1 кв г. Пересмотр макроэко- номического прогноза приводит к росту контейнерного грузо- оборота российских портов на ~21 млн т (~2,4 млн TEU) Прогноз стратегии 2030 Обновленный прогноз 21,36,5