Централизованная система управления проблемными кредитами корпоративных заемщиков Москва, 9 сентября 2014 Олег Корчагин Директор департамента залога и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.А. Егоров МДМ-Банк Организация кредитной работы Москва, 13 октября 2005 г.
Advertisements

Предвестники банкротства в практике работы с проблемными активами Декабрь 2011 года.
шапка в док-2
шапка в док-2
Организация работы с просроченной задолженностью физических лиц Светлана Аюшеева Юридическая фирма «Авакян, Туктаров и Партнеры» 1.
шапка в док-2
«Основные подходы к формированию стандартов качества кредитов малому и среднему бизнесу» Докладчик: Девятериков Артур Борисович Начальник Управления продаж.
Обратная сторона кредита Отчет о практике Ермохина Ксения 4 курс ФМБДА.
Методы и подходы в управлении залоговым имуществом Олег Герасименко ООО «ГК «Ваши активы»
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
1 Организация работы с обеспечением проблемных заемщиков банка Светлана Сагайдак Директор Управления по работе с проблемными активами 03 марта 2010.
Проект стандарта качества кредитов малому и среднему бизнесу Начальник Управления риск-менеджмента ОАО «АФ Банк» Шакиров Айрат Насибуллович Уфа, 2012 год.
Особенности деятельности лизинговых компаний в условиях финансового кризиса Генеральный директор VAB Лизинг Людмила Золотарёва 18 декабря, 2008.
шапка в док-2
ОАО «KAPITAL SUGURTA» Страховая Компания Состояние и перспективы страхования банковских кредитов (финансовые риски) Главный менеджер Управления методологии.
Управление дебиторской задолженностью и юридические тонкости эффективной работы с должниками Знак Максим Александрович Юридическая фирма «ЮрЗнак», Директор.
Организация эффективной системы управления проблемной задолженностью корпоративных должников банка V ежегодная конференция «Управление проблемными кредитами.
Управление дефолтностью кредитных портфелей сегмента mass market.
1 Донгаев Г.А., Руководитель Залоговой службы, КТН, доцент Тема: Практика работы с залогами.
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
Транксрипт:

Централизованная система управления проблемными кредитами корпоративных заемщиков Москва, 9 сентября 2014 Олег Корчагин Директор департамента залога и проблемных активов

2 Макроэкономические риски и внутренние угрозы Замедление темпов роста ВВП, высокая инфляция, мультипликативный рост дебиторской задолженности и неплатежей, девальвационные ожидания, падение конкурентоспособности продукции, затоваривание складов, рост убытков в реальном секторе, диспропорции на денежном рынке и т.д. Профессиональные должники - они хорошо подготовлены юридически, дерзкие, работают «на грани фола», готовы идти на различные ухищрения Административный ресурс, давление на бизнес-подразделение, манипулирование информацией Асимметрия информации - любой клиент знает свой бизнес лучше, чем банк. Однако встречаются и такие, кто думает, что проблемы носят временный характер и бизнес сможет быстро восстановиться Неформальный приоритет финансового результата (через воздействие на резервы) перед необходимостью принудительного взыскания и выхода из кредитования клиента

Динамика проблемной задолженности 3

4 Определение полномочий и ответственности Описание процессов Построение организационной структуры Подотчетность и дисциплина Разработка KPI Подбор и обучение персонала Разработка локальных нормативных актов Система работы с проблемной задолженностью Разработка системы оперативной и управленческой отчетности Система работы с проблемной задолженностью СТАРТФИНИШ

5 Зачем вообще нужна эта централизация? Подотчетность и дисциплина Обучение Принцип «Кто выдавал – тот пусть и возвращает» уже не действует! Отделения склонны замалчивать проблемы, а иногда сами не заинтересованы в активных действиях в отношении должников! При децентрализованной организации работы отсутствуют единые подходы, все по-разному понимают задачи! В отделениях специалисты «не заточены» под коллекторскую работу – для бизнеса эта функция вторична! Отсутству ю т необходимые компетенции и мотивация! При этом сложно гарантировать высокое качество аналитической работы!

Технологичность и прозрачность бизнес-процесса collection 6

Организационная структура 7 ИНФОРМАЦИЯ

Понятие и классификация проблемной задолженности 8 I – Soft collection Просроченная задолженность (в том числе проценты) до 30 дней II – Hard collection Просроченная задолженность от 30 до 90 дней, 9-10 рейтинг III – Legal collection Просроченная свыше 90 дней, принудительное взыскание Просроченный основной долг, проценты или штрафные санкции Присвоенный 9-10 кредитный рейтинг СУММА ВСЕХ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОЛЖНИКА ПЕРЕД БАНКОМ С ПРИЗНАКАМИ ДЕФОЛТА Начало процедуры банкротства или ликвидации ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКИ ДЕФОЛТА КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

9 Наши принципы… Обязательства должны исполняться Мы не выбиваем долги – мы пытаемся понять должника и предложить пути решения проблем Возврат проблемной задолженности – это всегда встречное движение должника и банка Мы не прощаем долги – мы предоставляем платежные каникулы

Переход долга на стадию HARD Анализ финансового состояния заемщика Анализ финансового состояния заемщика Встреча с должником Встреча с должником Встреча с поручителем и др. Встреча с поручителем и др. + Проверка состояния залогового обеспечения Проверка состояния залогового обеспечения Проверка заемщика Службой безопасности Проверка заемщика Службой безопасности Подготовка заключения о дальнейшей работе с проблемной задолженностью, предусматривающего следующие варианты: 1) реструктуризацию при предоставлении дополнительного обеспечения 2) выход из кредитования клиента и принудительное взыскание Подготовка заключения о дальнейшей работе с проблемной задолженностью, предусматривающего следующие варианты: 1) реструктуризацию при предоставлении дополнительного обеспечения 2) выход из кредитования клиента и принудительное взыскание + + Процесс работы с проблемной задолженностью на стадии HARD 10

Процесс работы с проблемной задолженностью на стадии HARD Заседание коллегиального органа, уполномоченного принимать решения о дальнейших действиях по работе с проблемной задолженностью Заседание коллегиального органа, уполномоченного принимать решения о дальнейших действиях по работе с проблемной задолженностью Исполнительное производство + уголовно-правовая работа Исполнительное производство + уголовно-правовая работа Принудительное взыскание Реструктуризация Слабое финансовое состояние + отсутствие возможности обслуживать задолженность Вероятность восстановления платежеспособности + предоставление дополнительного обеспечения Вероятность восстановления платежеспособности + предоставление дополнительного обеспечения 11

12 Повысить уровень взыскания проблемной задолженности на каждой стадии работы с ней и снизить затраты на взыскание ПОДХОДЫ Оценка по динамике взыскания, а не по удельному весу проблемной задолженности в кредитном портфеле или NPL KPI применяются для оценки работы с проблемной задолженностью физических лиц и МСБ Бизнес-процессы collection должны быть достаточно формализованы и иметь временные границы Необходимо наличие развитой системы бюджетирования и системы операционной отчетности Операционные KPI должны быть синхронизированы с KPI более высокого уровня (подразделения) и интегрированы с финансовой моделью банка Лучше, если внедрением KPI будет заниматься независимая организация ЦЕЛЬ ПРИМЕРЫ Уровень взыскания проблемной задолженности (recovery rate) на каждом этапе работы с ней (soft, hard, legal collection) Относительная стоимость взыскания проблемной задолженности Вероятность перехода задолженности в более поздние сегменты просрочки Количество дел, урегулированных на досудебной стадии Вероятность повторной просрочки после реструктуризации Ключевые показатели эффективности (KPI)

Система оперативной и управленческой отчетности 13 Динамика и удельный вес проблемной задолженности в разрезе клиентских сегментов, отраслей, валют, сроков кредитования, продуктов и т.д. Анализ проблемной задолженности в разрезе ТОП-10, ТОП-20 «плохих» клиентов Анализ проблемной задолженности по срокам 7+, 30+, 60+, 90+ просрочки; определение вероятности миграции просрочки из одной группы в другую Сравнительный анализ динамики и структуры проблемной задолженности с другими банками, оценка уровня покрытия резервами и т.п.

Актуальные направления совершенствования процесса collection 14 Формализация требований к страховым компаниям и условиям страхования, которые считались бы качественным обеспечением Разработка продуктов и структурирование сделок на основе концепции «ожидаемых потерь» Дополнение типовых форм кредитных договоров ковенантами, характеризующими ухудшение финансового состояния заемщика Кредитный процесс Досудебная работа Судебное взыскание Разработка ранних признаков проблемной задолженности и максимально автоматизированная их идентификация Расширение признаков дефолта в целях более раннего реагирования коллекторов Разработка способов и вариантов активной продажи залогового имущества под контролем банка Выявление «дружественной» кредиторской задолженности, сомнительных сделок Активизация в процессе принудительного взыскания: оспаривание сделок, привлечение к субсидиарной ответственности, заявление требований и ходатайств, подача жалоб и т.д. Поиск аффилированных структур и имущества должника, обращение взыскания на доли и имущество в общей собственности

Спасибо за внимание! Олег Корчагин тел