Особенности экспертизы образовательных программ с применением сетевого обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий к.т.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Advertisements

О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Электронные учебные издания: нормативно-правовое регулирование создания и использования Типология электронных образовательных ресурсов Телематика
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Проректор Осинцева Ирина Михайловна, к.п.н. Основная образовательная программа: нормативные требования и алгоритм формирования проректор Осинцева Ирина.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс А.Н.Юраш Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Транксрипт:

Особенности экспертизы образовательных программ с применением сетевого обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий к.т.н. Ганеев Алексей Рафисович, Центр перспективных разработок в сфере образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Проект «Развитие процедур государственной аккредитации для образовательных программ» (государственный контракт от «03» марта 2014 года Ф-12-кс-2014). Цель проекта: обеспечение процедуры государственной аккредитации моделью проведения государственной аккредитации образовательной деятельности с применением сетевой формы реализации образовательных программ. Основные задачи: - разработка модели проведения аккредитационной экспертизы экспертными организациями при государственной аккредитации; - разработка модели аккредитации основных образовательных программ высшего образования, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных технологий (включая набор показателей и методики их расчета); - разработка модели государственной аккредитации образовательной деятельности с применением сетевой формы реализации образовательных программ; Основания для выполнения работ

Основные результаты 1. Разработаны формы отчета эксперта о результатах аккредитационной экспертизы соответствия образовательной программы бакалавриата федеральным государственным образовательным стандартам и методические рекомендации по их заполнению; 2. Доработка форм и методических рекомендаций для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с использованием сетевой формы (август 2014 года); 3. Апробация модели и инструментария, общественной обсуждение полученных результатов (ноябрь 2014 года -февраль 2015 года); 4. Доработка модели государственной аккредитации для ООП ВО, реализуемых с применением электронного и дистанционного обучения ВО (март 2015 года).

Постановка проблемы Федеральным законом от ФЗ вводятся: 1. новая форма реализации образовательных программ - сетевая форма; 2. возможность электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологи Однако не предусматривается разработка отдельных подзаконных НПА, регламентирующих порядок применения сетевой формы ООП (регламентация отнесена к компетенции образовательной организации). Проблема эффективной реализации надзорной функции в условиях существующего нормативно-правового обеспечения. Необходимо усовершенствовать процедуру государственной аккредитации, а также определить показатели аккредитационной экспертизы.

Возможные угрозы ДА: сетевая форма ООП ВПО есть условие выхода российских вузов на новые рынки, привлечения иностранных студентов, преподавателей, институционального сотрудничества с ведущими мировыми вузами, включения в образовательный процесс инновационных модулей и разработок, научных знаний «переднего края» и практического опыта организаций реального сектора экономики. ДА: сетевая форма ООП ВПО способствует академической мобильности студентов и преподавателей, равных стартовых возможностей. ДА: сетевая форма ООП ВПО существенно удешевляет образовательный процесс, снижает требования к материально-технической инфраструктуре (помещения, лаборатории). НО: Сетевая форма ООП ВПО – средство, позволяющее «имитировать» образовательный процесс за счет присоединения к организациям - «паровозам» и соблюдения формальных показателей.

Гипотезы для разработки модели ЗНАЧИТ: показатели соответствия ООП ВО ФГОС организациям, осуществляющим образовательную деятельность с использованием сетевой формы должны быть ВЫШЕ, чем в случае реализации ООП ВО в обычной форме. ТАКЖЕ: появляются дополнительные требования к разработкам (модулям, учебным материалам), разработчикам (квалификация), преподавателям (информационная компетентность), материально-техническому обеспечению (средства коммуникации, связи, программное обсечение), нормативно- правовому обеспечению (договоры между организациями). В ИТОГЕ: начинает работать механизм селекции и отбора самых эффективных ООП ВПО, востребованных потребителями и экономикой, которые далее можно поддерживать, тиражировать и продвигать.

Идеология разработки показателей При некотором снижении требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, должны присутствовать четкие и обоснованные показатели самой возможности реализации ООП ВПО в сетевой форме, учитывающие: - обеспеченность договорами между организациями и локальными НПА; высокое качество разработанных материалов, пригодных для использованию в сетевой форме; - высокую квалификацию разработчиков УМК, преподавателей и организаторов образовательного процесса, обладающих необходимыми компетенциями для работы в сетевой форме; - обеспеченность реализации ООП средствами коммуникации, связи, наличием соответствующих программных решений.

Механизмы расчета показателей Показатели соответствия ООП ВО федеральным государственным образовательным стандартам образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с использованием сетевой формы предполагаются, как-минимум двух типов. Абсолютные показатели, определяемые по принципу бинарной оппозиции «соответствует - не соответствует», каждый из которых является критическим. Относительные (исчисляемые) показатели, каждый из которых имеет свой определенный минимальный допустимый уровень, но общий вывод о соответствии или не соответствии ООП ВПО ФГОС делается только после анализа и сопоставления всех показателей группы в форме стандартной (лепестковой диаграммы)

Раздел Б. Для образовательных программ бакалавриата, реализуемых в сетевой форме Блок 1: Раскрытие информации о сетевой форме обучения: Соблюдение требований законодательства о раскрытии информации о сетевой форме обучения и необходимости получения обязательного согласия студента на обучение по сетевой форме; Блок 2: Условия реализации образовательной программы в сетевой форме: Сетевая матрица ответственности организаций-партнеров за разделы образовательной программы; Характеристика форм реализации образовательной программы; Характеристика модулей (дисциплин), реализуемых в сетевой форме; Квалификация преподавателей, участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ с использованием технологий дистанционного образования

Раздел Б. Для образовательных программ бакалавриата, реализуемых в сетевой форме Блок 3: Нормативно-правовое и документальное обеспечение реализуемой образовательной программы в сетевой форме: Соответствие текста основного договора требованиям ФЗ 273-ФЗ; Развитие локальной нормативно-правовой базы обеспечения реализации основных образовательных программ в сетевой форме. Блок 4: Обеспеченность сетевой формы информационно-справочными материалами и программными средствами: Информационно-справочные материалы; Функционирование электронной информационно-образовательной среды

Нормативная и правовая база «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 15,16) Приказ Рособнадзора от «Об утверждении критериев показателей и необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата программам специалитета, программам магистратуры» (утв. Приказом Минобрнауки 19 декабря 2013 г. N 1367) Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N "О государственной тайне", Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Востребованность образовательных программ ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения В США cвыше 6,7 млн. студентов (32% студентов вузов) выбирали, по крайней мере, 1 онлайновый курс в течение 2012 г., рост на 570 тыс. студентов по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. В 2014 ожидается, что больше 80% студентов будут обучаться на онлайн-курсах. Это на 44% больше, чем в Классическое обучение все больше уступает электронному и его доля в образовательном секторе упала с 70% до 62%. В академическом секторе каждый 4-й студент проходит как минимум один курс с использованием технологий электронного обучения и в текущем 2014 году это значение должно составить слушателей. К 2019 году половину всех занятий планируется проводить в режиме онлайн. К наиболее быстро растущим рынкам электронного обучения следует отнести Малайзию (рост рынка на 39,4% в год) и Вьетнам (рост рынка на 44,3% в год). Фактически, планируемый ежегодный рост Азиатского рынка в течение следующих 5 лет составит 17,3% (к 2016 году это значение составит 11,5 миллиардов долларов), при этом данный рынок является наиболее динамичным среди крупнейших глобальных рынков.

Востребованность образовательных программ ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения Если говорить о тенденциях в российском образовании, то не так много ВУЗов предлагают полноценные программы электронного обучения. Но тенденцию можно отследить по количеству российских студентов, выбирающих вечернее и заочное образование. Это количество ежегодно увеличивается. По информации Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации в 2013 году 55% студентов выбрали вечернюю и заочную формы обучения.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 16): Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 определен порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»: - Минобрнауки утверждается перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым нельзя реализовывать программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий; - при реализации программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; - до участников образовательных отношений доводится информация о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации: - оказывают обучающимся учебно-методическую помощь, в т.ч. в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; - самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся, допускается отсутствие аудиторных занятий; - обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Основными факторами, препятствующими внедрению элементов дистанционных образовательных технологий в учебный процесс по всем формам обучения, а также системы электронного обучения в настоящее время являются: - недостаточный уровень инфраструктуры информатизации (отсутствие системности в оснащении образовательного процесса компьютерной техникой, частые перебои в доступе к сети Интернет); - не ведется статистика по оснащенности преподавателей компьютерами, в современной высшей школе компьютер требуется каждому преподавателю; - достаточно низкий уровень компетентности профессорско-преподавательского состава в применении электронных образовательных технологий; - создаваемые преподавателями электронные учебники, пособия, мультимедийные образовательные программы в основном распространяются на носителях; - при создании электронных учебных курсов разработчиками должно учитываться требование по поддержке международных стандартов для обеспечения их совместимости на основе SCORM, являющегося стандартом систем e-learning, однако, соответствие образовательным стандартам для университетских электронных разработок является пока рекомендательной нормой;

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии - отдельным вопросом является развитие и продвижение авторских электронных разработок преподавателей; в настоящее время не определены единые требования к процедурам распространения таких ресурсов, нет работающих механизмов мотивации и стимулирования ППС, разрабатывающих электронные учебные материалы, не ведутся рейтинги лучших разработок; - важным условием функционирования системы электронного обучения является обеспечение прозрачности и открытости учебного процесса в соответствии с требованиями лучших международных практик и необходимостью позиционирования высшего образования в международных рейтингах, осуществляемых Международными ассоциациями по оценке учебных достижений.

Перечень международных и национальных организаций, занимающихся стандартизацией качества в электронном и дистанционном обучении В Европе: European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA); European Association for Distance Learning (EADL); European Association of Distance Teaching Universities (EADTU); European Foundation for Quality in eLearning (EFQUEL); International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education (INQAAHE); Open and Distance Learning Quality Council (ODLQC); Council for Higher Education Accreditation (CHEA); UNESCO/OECD, Centre for Educational Research and Innovation (CERI); International Organization for Standardization (ISO); European Institute for e-Learning. В Азии: Национальные организации контроля качества электронного обучения азиатских стран

Перечень международных и национальных организаций, занимающихся стандартизацией качества в электронном и дистанционном обучении В Африке: African Council for Distance Education. В Северной Америке: Национальные и региональные организации контроля качества электронного обучения США и Канады (используются в основном региональные стандарты качества). В Австралии и Океании: Australasian Council on Open, Distance, and e-Learning. Выявление барьеров, которые могут препятствовать интеграции электронного обучения в стандартных процессах обеспечения качества

Технологии реализации ООП ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения Технология реализации Краткое описание традиционная Не используется on-line технология, контент может быть представлен автономно (например, в локальной сети, CD, DVD и пр.) Асинхронное обучение (Asynchronous learning) Технология электронного обучения, при котором обучающийся черпает информацию из онлайн источников или электронных носителей информации (электронные учебные курсы (Intuit.ru, сетевая академия Cisco); курсы на CD, DVD; блоги; подкасты скринкасты; обучающие ролики с YouTube Edu) и самостоятельно регулирует свое продвижение по материалу Синхронное, face-to-fase В синхронном обучении все участники онлайн сессии одновременно находятся в виртуальном классе\комнате и могут задавать вопросы ведущему сессии непосредственно на самой лекции. интегрированное обучение (I- обучения), смешанная (гибридная) технология Использование синхронного и асинхронного обучения для более сильного эффекта. Кроме того, в смешанном обучении, часто применяется классическое обучение в реальном классе.

Технология реализации Краткое описание Сетевое совместное обучение (e-learning 2.0; networked collaborative learning (NCL), Computer-supported collaborative learning (CSCL)) В отличие от линейной доставки контента, часто непосредственно от материала преподавателя использует блоги, вики и облачные сервисы документов (например, Google Docs и Dropbox), которые позволяют студентам и преподавателям работать совместно, обсуждать идеи, а также содействовать информацию. MOOC массовые открытые дистанционные on-line курсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами Мобильное обучение (Mobile learning, m-learning) Электронное обучения с использованием мобильных устройств и беспроводной передачи данных; поставка электронных учебных материалов со встроенными стратегиями обучения на портативных вычислительных устройствах, чтобы разрешить доступ из любого места и в любое время. Технологии реализации ООП ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении ISO / IEC Серия стандартов ISO / IEC обеспечивает основу для определения типов данных, гармонизации разных систем управления качеством, выявления показателей качества и методов, а также предоставление примеров лучших практик для качественного электронного обучения. Эта серия стандартов была опубликована в ISO / IEC 19796: Information technology- Learning, education and training - Quality management, assurance and metrics (Информационные технологии – обучение, образование и профессиональная подготовка – менеджмент качества, гарантий и метрик). Модель включает в себя весь жизненный цикл обучения, образования и профессиональной подготовки, в том числе электронного обучения и смешанного обучения.Общая модель процесса содержит 38 процессов, сгруппированных в семь категорий (анализ потребностей, структурный анализ, концепция / дизайн, разработка / производство, внедрение, процесс обучения и оценивание / оптимизация). Общее описание модели определяет стандартный способ описания всех 38 процессов которые составляют процесс электронного обучения. ГОСТ Р Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход.

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении Проект Критерий Количество показателей или подкритериев B E N V I C ( ) Служба поддержки обучающихся 17 Служба доставки обучения 15 Развитие обучения 16 Способности преподавания 9 Оценивание 10 Доступность 12 Технические возможности 10 Институциональный потенциал 13

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении Проект Критерий Количество показателей или подкритериев S E L (2002 – 2004) Место электронного обучения в политике учреждения 3 Выделение ресурсов 2 Расширение и прочность отношений партнерства и сотрудничества заинтересованных сторон в рамках региональной системы и за ее пределами 2 Выбор активностей / действий в электронном обучении, которые будут финансироваться / поддерживаться / аккредитованы 3 Программирование активностей / действий в электронном обучении 1 Предоставление активностей/действий электронного обучения 2 Мониторинг активностей/действий электронного обучения 4 Степень развития электронного обучения в регионе 5 Обмен знаниями 22 Расширение доступа к образованию социально незащищенных групп 1 Репутация 2 Экспорт ноу-хау, опыта продуктов и услуг 3

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении Проект Критерий Количество показателей или подкритериев S E Q U E L ( ) Поддержка персонала 19 Поддержка преподавателей 12 Учебные материалы 31 Инфраструктура 15 Анализ потребностей в инструктировании/ сопровождении 7 Набор 2 Дизайн обучения 24 Доставка учебных материалов 12 Оценивание курса 11 Оценивание обучающихся 9 Институциональная структура 22 Культурные настройки 7 Среды обучения 12 Законодательство 4 Организация финансирования 5 Система ценностей 16

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении Проект Критерий Количество показателей или подкритериев C H I R O N ( ) Цели и задачи 12 Институциональная поддержка 14 Развитие курса 50 Структура курса 12 Контент курса 25 Преподавание/обучение 19 Поддержка обучающихся 18 Поддержка кафедр/факультетов 4 Анализ и оценка 24 Доступность 26 Язык 12

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении Проект Критерий Количество показателей или подкритериев E L Q (2008) Материал / контент 4 Структура / виртуальная среда 3 Коммуникации, сотрудничество и интерактивность 3 Оценивание студентов 4 Гибкость и адаптивность 3 Поддержка (студенты и персонал)4 Квалификация и опыт персонала 3 Видение и институциональное руководство 3 Распределенность ресурсов 3 Целостность и процессуальный аспект 10

EFQUEL - European Foundation for Quality in e-Learning Европейский фонд качества электронного обучения EFQUEL (Сертификация UNIQUe): Область 1. Образовательная/Основная ситуация Стратегия и Электронное обучение Стремление к инновациям (Культура, Научные исследования и Развитие) Открытость для сообщества. Область 2. Учебные ресурсы. Учебные ресурсы Студенты Персонал университета (Преподаватели, Лекторы, Посредники) Техническое оборудование. Область 3. Учебные процессы. Обратная связь с заинтересованными сторонами Управление правами на интеллектуальную собственность Личное развитие/ Развитие человеческих ресурсов и услуг

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении А) Стратегия и управление - Общая стратегия ЭО - Политика в области инфраструктуры - Внешняя политика - Политика в области исследований и инноваций Б) Информационно-техническое обеспечение - Техническое обеспечение - Программное обеспечение В) Учебно-методическое обеспечение - Реализация образовательных программ - Электронные курсы - Электронная библиотечная система

Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении Г) Среда обучения Доступность Персонализация Мониторинг Д) Поддержка Поддержка преподавателей и сотрудников Поддержка студентов Е) Количественные показатели ЭО и ДОТ Количественные показатели по электронным курсам Количественные показатели по студентам Количественные показатели по преподавателям