«Локальные правовые акты и интеллектуальная собственность организаций на основе международных стандартов менеджмента»
Авторы Голубенко Ольга Александровна, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой «Менеджмент качества» СГАУ им. Н.И.Вавилова Ремезов Николай Иванович, руководитель Саратовского УФАС России Седельников Вячеслав Аркадьевич, кандидат физ.- мат. наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры «Менеджмент качества» СГАУ, главный аудитор органа по сертификации систем менеджмента « T Ü V Th ü ringen » (Германия)
Многие следствия этого закона и сегодня, спустя десять лет, не освоены по настоящему как теоретически нашими гражданами и юридическими лицами, так и тем более не применяются на практике. В настоящей работе мы рассмотрим только один аспект следствий этого закона, касающийся возможности повышения на его основе качества менеджмента, производительности труда и его эффективности.
ЗАКОН ОБРАЩАЕТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА: уровень качества продукции - основное конкурентное преимущество в нашу экономическую эпоху, который неразрывно связан с инновационной деятельностью и созданием все новой и новой интеллектуальной собственности
Это ведет к необходимости осознать, наконец, и в нашей стране, правовую природу и этику стандартизации, прежде всего, стандартизации менеджмента. Закон ставит перед нашими гражданами и организациями категорический императив: скорость нашего развития, рост качества жизни – напрямую зависит от скорости освоения нами экономического смысла совести, которая по Ильину есть «действенная воля к справедливому улучшению качества»
Закон требует от нас такой стандартизации, которая обеспечивала бы единую структуру оптимального управления предприятием, финансами и качеством. Те предприятия, которые обладают такой структурой, гораздо быстрее добиваются успехов в рыночной экономике, чем остальные, и получают возможность производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям стандартов глобального рынка. Если они успешно это делают, то их капитализация растет и становится значительно выше, чем балансовая стоимость активов. А инвесторы выстраиваются в очередь к таким предприятиям, что мы и наблюдаем в стремительно богатеющих компаниях типа Google, где активы на 90% состоят из патентов.
СТАНДАРТ - ЭТО документ, отражающий правовую рыночную природу отношений, строящихся на добровольной основе между разработчиками (глобальными экспертами), регистраторами (правительствами и международными организациями) с одной стороны, и предпринимателями – с другой. В целях многократного использования и приобретения конкурентных преимуществ в нем устанавливаются принципы, рекомендации и требования, которые включают в себя лучшие достижения в области международной науки и практики
В законе признаются два вида стандартов: Национальные стандарты Не являются нормативными правовыми актами и служат основой, рекомендациями и образцами требований для разработки стандартов организаций. За их неисполнение может наступить только гражданская ответственность, но не уголовная и даже не административная, т.е. это в основном вопрос совести Ст андарт организации За нарушения его положений и/или за низкое качество самого стандарта можно привлечь к административной ответственности на основании трудового законодательства страны. Теперь экономическое значение совести поддерживается правовым инструментом ее воспитания
Национальные стандарты Национальные стандарты в большинстве развитых стран приняты «методом обложки» на основе международных инвестиционных стандартов и используются полностью или частично для LEAN (экономичных) стандартов организаций, что предусматривает: если какое-то действие, операция и процесс не добавляет ценности продукту с точки зрения заказчика, то это действие рассматривается как приносящее убытки компании
Стандарты организации Стандарты организации должны содержать всё, касающееся создания товара и/или услуги, начиная с характеристик управления организацией (в том числе качеством, производством, финансами, экологией, социальной ответственностью и т.д.) и кончая утилизацией. Эта система адаптируется к природе рынка, что означает практическую невозможность признать причинителем вреда организацию, регистрирующую или разрабатывающую стандарт, и вся ответственность возлагается на производителя продукции, добровольно выбирающего стандарт и следующего его требованиям. А качество стандарта, может оценить только потребитель продукции.
Сегодня ведущие экономики мира (и активнее всех Китай) используют для повышения рыночной капитализации компаний 5 групп международных стандартов 1)глобальные стандарты оценки эффективности управления инвестиционными портфелями (GIPS) 2)стандарты работы с инвестиционной отчетностью эмитентов и инвесторов – разработаны Швейцарской межбанковской комиссией (SPPS) 3)инвестиционные стандарты FT146/SR на основе международных практик Kaizen и Lean Investment (инновационность, непрерывное совершенствование, корректирующие и предупреждающие действия, направленные на экономию ресурсов при реализации инвестиционных проектов). 4)стандарты бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности IFRS (МСФО) 5)стандарты на системы менеджмента качества (СМК), направленные на рост конкурентоспособности компании по цене и качеству. Рассмотрим подробнее 3-ю группу
LEAN-рекомендации, содержащиеся в каждом стандарте, позволяют экономить ресурсы и направлять их в СМК для дальнейших улучшений и соответствующего роста рыночной стоимости организации, создавая таким образом постоянно действующий механизм развития, определяющий порядок применения МСФО к управлению активами, и конкретные схемы взаимодействия на предприятии процессов управления финансами и производством продукции.
Пунктом 6.1 международного стандарта ИСО 9001:2008 устанавливается, что «организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для: внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности; повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований». Для выполнения вышеперечисленных требований стандарта нужно уметь работать с названными выше инвестиционными стандартами с помощью LEAN- технологий для постоянного и своевременного пополнения ресурсов.
Стандарты этих групп взаимосвязаны, гармонизированы и представляют собой систему, работающую на одну цель: повышать скорость развития и капитализацию компаний, применяющих эту систему, в виде своих локальных правовых актов и тем самым повышать качество жизни на соответствующих территориях. Общий потенциал этих стандартов поистине огромен.
Правильность применения стандартов контролирует внутренний аудитор в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9001:2008 и ИСО 19011:2011. Для российского бизнеса это новая функция. Она заключается в том, что аудитор анализирует все системные риски интеграции процессов применения инвестиционных стандартов в процессную модель производства качественной продукции на предприятии. При этом внутренний аудит – это не орган управления, он не подотчетен менеджменту, но и сам не принимает решений. Но он своевременно и подробно информирует о рисках управленческих решений, связанных с использованием финансов и производством продукции.
Авторы настоящего сообщения создали организации ЗАО «Интер Стандарт» и ООО «Консалтинг-Стандарт», которые специализируются на внедрение менеджмента качества и подготовке соответствующих специалистов международного класса, наши сертификаты лигитимны во всем мире. В СГАУ им Н.И. Вавилова работает кафедра «Менеджмент качества», которая готовит молодых специалистов в данной сфере. В целом мы подготовили около тысячи специалистов. Успешно внедрили эти стандарты Саратовская таможенная служба, такая крупнейшая компания, как ОАО «Волгамост» и другие организации. В 2014 году планируется внедрение стандартов в Саратовском УФАС России. Дело за правительством области и муниципалитетами.
«Локальные правовые акты и интеллектуальная собственность организаций на основе международных стандартов менеджмента»