ФГОС: проблемы, перспективы введения ФГОС как средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС: проблемы, перспективы введения ФГОС как средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Advertisements

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные вопросы введения.
Наша новая школа ФГОС: механизмы реализации, модели внедрения 29 августа 2011 г. МОУ СОШ 67 г. Ярославль.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании 2-3 февраля 2010 г. Москва.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Транксрипт:

ФГОС: проблемы, перспективы введения ФГОС как средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

Каков замысел? Деятельностный подход организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны педагогов ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и внеучебной деятельности

Каков замысел? Основная образовательная программа (ООП) фиксирует цели и результаты образования в данном ОУ, согласованные всеми участниками образовательного процесса определяет пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов (как учебных, задаваемых ФГОС, так и относящихся к сфере социализации и компетентностного развития учащихся) разрабатывает механизм мониторинга ее реализации и итогового анализа результатов (в частности, через их представление в Публичном докладе ОУ по итогам учебного года).

Каков замысел? Результаты отказ от приоритета только репродуктивных (информационных) знаний умений и навыков результаты освоения основной образовательной программы рассматриваются как интегральная характеристика личности школьника, которая включает культурные предметные способы/средства действий (предметные результаты), универсальные учебные действия (ключевые компетентности), личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно-полезных практик) школьника

Каков замысел? Условия этот раздел Стандартов носит общий характер и (кроме информационно-образовательной среды) прописан нейтрально по отношению к другим разделам Стандарта. Однако это не исключает использования результатов Комплексного проекта модернизации образования в части, касающейся условий при реализации Основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения

Новое содержание образования Новое целеполагание для учащихся и родителей Новая цель образования ФГОС 2010 Новые требования к подготовке учителя Новые технологии обучения Новые средства обучения

ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРЕЧНЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ. ОНО ДОЛЖНО ОХВАТИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ? - СИСТЕМУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ -СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ -СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

10 В традиционной системе образовательного процесса В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию содержания Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию содержания Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Принципиальные отличия стандартов первого (2004 г.) и второго (2010 г.) поколений 2004 год Нормы и требования, определяющие обязательный минимум Сумма знаний Система универсальных ЗУНов Ключевые компетенции Развитие личности 2010 год Деятельностный подход Возрастная периодизация Конвенциональная норма Воспитание как ценностноориентирован- ный процесс Содержание образования и способы организации учебной деятельности Систематизация и дифференциация ключевых компетенций

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 12 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Стандарт как конвенциональная норма, общественный договор: общественный договор: ведущий компонент ФГОС – требования к ведущий компонент ФГОС – требования к результатам; результатам; договорные отношения между участниками договорные отношения между участниками образовательного процесса, педагогический образовательного процесса, педагогический контракт: контракт: вариативность образования; вариативность образования; за распределение ответственности за распределение ответственности достижение планируемых результатов достижение планируемых результатов

Инновации ФГОС акцент не на содержании образования, а на его результатах отказ от приоритета только репродуктивных (информационных) знаний умений и навыков результаты рассматриваются как интегральная характеристика личности школьника, которая включает в себе культурные предметные способы/средства действий (предметные результаты); универсальные учебные действия (ключевые компетентности); личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно- полезных практик)

Оценивание в ФГОС оценивание достигаемых образовательных результатов оценивание процесса их формирования оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения

Система оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, родители Внутренняя оценка : учитель, ученик, родители Внешняя оценка : государственные службы Внешняя оценка : государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования мониторинг системы образования Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые письменные работы, в) оценки за презентацию проектной работы и т.п. Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые письменные работы, в) оценки за презентацию проектной работы и т.п. Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения Накопленная оценка

17 Стандарт как совокупность трех систем требований К результатам: -зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты -преемственность результатов для разных ступеней - зафиксирован системно- деятельностный подход

Стандарт как совокупность трех систем требований К структуре (ООП): -зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, и их соотношение -определены разделы ООП (содержательно и количественно) -интеграция учебной и внеучебной деятельности -включена «неаудиторная занятость»

Стандарт как совокупность трех систем требований К условиям: -кадровым -финансовым -материально-техническим -иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

Модель последовательности и содержания действий по введению нового ФГОС Формирование рабочей группы (Совета) по разработке проекта модернизированной образовательной системы Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе Разработка проекта модернизированной МСО Разработка плана-графика модернизации МСО Реализация запланированных изменений в МСО

Этапы деятельности по введению ФГОС 1 этап- Мониторинг существующей образовательной системы 2 этап – рекомендации по итогам мониторинга 3 этап – разработка проекта модернизированной образовательной системы 4 этап – разработка плана-графика модернизации 5 этап - реализация запланированных изменений в МСО

Выводы мониторинга готовности ОУ к введению новых ФГОС Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами? Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Схема организации деятельности по введению ФГОС Муниципальная рабочая группа (Совет) по введению ФГОС Проектная минигруппа Проектная минигруппа 1 Проектная минигруппа Проектная минигруппа 2 Проектная минигруппа Проектная минигруппа 3 Проектная минигруппа 4 Рабочая группа ОУ … Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС Единичные проекты Механизм контроля введения ФГОС

уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 11 МОНИТОРИНГМОНИТОРИНГ Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности ОТЧЕТНОСТЬОТЧЕТНОСТЬ

График введения ФГОС в образовательной системе г.Читы уч. год уч. год -апробация ФГОС (4 ОУ : СОШ 21, 30, 9, 49) уч. год уч. год -продолжение апробации ФГОС в этих же ОУ уч.год уч.год -обязательное введение ФГОС во всех первых классах ОУ города -апробация ФГОС в 5-ых классах

«…исходя из перечисленных выше ключевых особенностей нового Стандарта, можно констатировать, что при введении ФГОС в массовую практику самостоятельность и ответственность образовательного учреждения резко повышается. При таком рамочном Стандарте при умном руководителе ОУ, профессиональном педагогическом коллективе есть шансы и возможность реализовать президентскую инициативу «Наша новая школа» Однако…». А.Б.Воронцов, кандидат педагогических наук, эксперт ИПОП «Эврика», генеральный директор ОИРО

Проблемы не разведены нормативные и рекомендательные документы одна примерная образовательная программа (нет реального выбора для ОУ и основы для создания собственной программы с учетом специфики и региональных особенностей образовательных учреждений) базисный учебный план необходимо задать в общем виде не разработано новое Положение об экспертизе учебников с описанием внятных и прозрачных критериев по поводу оценки соответствия новым ФГОС