Занятие Тема: Вепсская кукла-оберег. Вепсы один из народов, принадлежащих к финно- угорской языковой группе. Сегодня вепсы небольшая народность, проживающая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
* Вепсы - один из народов, принадлежащих к финно- угорской языковой группе. Сегодня вепсы небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской.
Advertisements

Карлова Виктория уч. 3 класса В «БОУ СОШ 2» преподаватель Привалова Л.А.
Куклы-обереги в традиции Руси Наталья Родина, Чебоксары, Россия.
Вепсская кукла-оберег Чтобы изготовить куклу, понадобятся: лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки.
ОБЕРЕГ -знак-символ, волшебный предмет, который должен был охранять, защищать человека и его хозяйство от злых духов, дурного глаза, болезней, ударов.
Вепсская кукла-оберег Стрельченко Галина Павловна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО.
Славянская кукла – оберег Травница.
РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. Содержание : 1. Россия – страна традиций. 2. Кукла – смысл и назначение. 3. Кто делал куклы? 4. Материалы и одежда куклы, детали.
В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты.
Народная обрядовая кукла « Кубышка - травница » (Мастер – класс) Выполнила: Учитель изобразительного искусства Семенова Ната Витальевна МБОУ «Новохуторная.
Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол- закруток. Они служили оберегами.
Урок изо в 5 классе. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных.
Традиционная народная кукла. Цель: Сформировать у детей представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу – оберег «Кувадка»,
Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается.
Русская тряпичная кукла. Народный костюм. Цели урока: - Из истории русской тряпичной куклы; - Ознакомить учащихся с технологией изготовления куклы- закрутки;
Эти куклы не имеют лица. Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому.
Традиционная кукла Материалы к уроку технологии в 5 классе Учитель Федорова Наталья Викторовна.
«Людям на потешение, всему свету на удивление». «Умение везде найдёт применение» «Не будет и скуки, когда заняты руки» «Мастерство тому дается, кто весь.
Виговская Галина Григорьевна Педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сайгатинская средняя общеобразовательная.
Чинькова Т.Ф. Коррекционная школа П.Красногорский Г.Еманжелинска.
Транксрипт:

Занятие Тема: Вепсская кукла-оберег

Вепсы один из народов, принадлежащих к финно- угорской языковой группе. Сегодня вепсы небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с севернорусскими. Через их села проходят туристические маршруты, работают этнографические студии, где желающих учат мастерить старинных кукол, ткать...

Вепсская куколка -это символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.

Календарные праздники и обряды вепсов Календарные праздники и обряды занимали особое место в быту вепсов. Некоторые традиции восходят к нормам древнего солнечного календаря, отсчетом времени в котором были дни зимнего, летнего солнцестояния и дни равноденствий. Солнечный календарь рассматривался как аграрный, и его основные праздники были связаны с сельскохозяйственными занятиями: начало сева, первый выгон скота, уборка урожая и т.д. Эти праздничные дней стали со временем отмечаться в определенные дни церковного календаря: например, днем первого выгона скота в поле стал день святого Георгия. Многие дни церковных праздников сохранили у вепсов свое старое название: например, день Успения Пресвятой Богородицы (15/28.08) назывался «днем хозяйки» и т.д.

По древним традициям год у вепсов начинался с многодневного праздничного периода зимнего солнцестояния. Под воздействием церкви этот период приобрел твердые границы - с Рождества Христова до Крещения. В начале XVIII в. по указу Петра I началом года по официальному календарю стало 1 января. Таким образом, наступление Нового года у вепсов по сути дела отмечалось дважды - в Рождество и в Новый год. На оба дня распространились древние обычаи и обряды. Все действия и события, происходившие в первый день, «Магия первого дня», Нового года распространялись на весь год.

На Рождество и Новый год нельзя было отдавать посторонним что-либо из дома (огонь, деньги, семена, соль и т.д.), иначе весь год в хозяйстве будут убытки; выбрасывать навоз из хлева, чтобы не обеднеть скотом и др. От пола первого человека, посетившего дом в эти дни, зависели счастье и благополучие семьи в течение всего года. Вепсы верили, что визит мужчины - это положительный знак, а визит женщины - отрицательный.

Хозяева делали все зависящее, чтобы избежать прихода нежелательного первого посетителя. Женщины в первый день Рождества и на Новый год старались остаться дома, детей родители также никуда не пускали. Магия первого дня нашла отражение и в обряде "захвата воды". В первый пень Рождества или Нового года каждая хозяйка старалась встать раньше всех в деревне и бежала за водой к колодцу. Вода считалась символом изобилия молочных продуктов. Вепсы верили, что тот, кто из хозяек деревни первым наберет в новогоднюю ночь воды со льдинками, больше всех в наступающем году соберет сметаны и сливок.

Еще в середине XX века почти в каждой семье в деревне дети играли тряпичными куклами. Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не используются «жесткие» выкройки, что дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Традиционная народная кукла на протяжении многих лет практически не изменилась, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это даёт импульс к развитию фантазии у ребенка

Условная человекоподобная фигурка выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – XX веках в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. При всех этих этнографических различия везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека.

Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного нижнего) (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света. Средний (земной) мир материализован в пышной кукольной груди, которая всегда тщательно обозначалась. Прикрепляя к кукле два туго набитых ровных шарика-комочка, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, - явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.

В народе куклам не давали имени собственного, как это водится в городской традиции. Озвучивание имени могло нарушить охраняемую целостность куклы: ведь ее мог назвать и чужой недоброжелательный голос. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства.

Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек и потешек. Кукла служила оберегом, охраняя ребенка от темных сил.

Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми.

Кукла без лица отрешена от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи. Средний (земной) мир материализован в пышной кукольной груди, которая всегда тщательно обозначалась. Прикрепляя к кукле два туго набитых ровных шарика-комочка, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, - явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.

В конце XIX века облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.

1) 1 квадрат 5 х 5 белой ткани, 2) 2 треугольника цветной ткани 6 см, 3) 2 квадратика для грудей 2 х 2, 4) лоскуток (или несколько) для передника, 5) 1 прямоугольник для юбки 8 х 5, 6) 1 прямоугольник для косынки 6 х 6, 7) красная нить, 8) немного ваты.

Аккуратно скатанный шарик из ватки кладётся в центр белого квадрата. Когда пальцы будут катать и разравнивать все морщинки, не забудьте, что это ваши голова и лицо, постарайтесь разровнять все складочки. Очень важны мысли при таком разравнивании. Говорите про себя: "Мои мысли чистые, светлые, добрые. Голова умная, чистая, здоровая. Кожа молодая, гладкая, румяная". Не допускаются отрицательные мысли, например: "нет плохих мыслей, голова не болит и т.п.", проговаривайте только положительные фразы – "добрые мысли, здоровая голова".

Шарик аккуратно перевязывается снизу красной нитью. Не забывайте, что здесь и дальше необходимо считать навивки (то есть обороты ниткой вокруг ткани), они должны быть всегда чётные по количеству, а вот узелки, закрепляющие навивки - нечётные. Допустим, перевязали шею 10 навивками - сделайте 3 фиксирующих узелка. Нитку обрывайте или откусывайте зубами - при изготовлении кукол- оберегов нельзя пользоваться ножницами или иглами.

После того, как сформировали голову, на стол кладём треугольник для косынки и загибаем верхний край на 0,5-0,7 см во внутрь. Завязываем платок по деревенски и перевязываем красной нитью не отрезая.

Берем два треугольника для рук, каждый из треугольников по длинной стороне подгибаем на 0,5 см (внутрь) и складываем как самолетик (внутрь) срезами два раза. Привязываем руки к шее куклы красной нитью, не обрезая ее.

Берем квадратики для грудей. Аккуратно скатываем шарики из ватки 0,3-0,5 см кладём в центр квадрата. Ткань обтягиваем вокруг ватного шарика и привязываем по очереди каждый перед лицом куклы.

Берем прямоугольник для юбки. Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем лоскутиком-юбочкой (лицевой стороной внутрь). Перевязываем туго ниткой под грудью куклы. Теперь выворачиваем юбочку. Поправляем и выравниваем складочки. Обрезаем (или обрываем) лишние ниточки.

Также подвязываем и передничек (отгибаем на лицо куклы, туго перетягиваем на поясе и отворачиваем).

Вот такая матушка - хозяюшка - берегиня у меня теперь есть! Буду ее хранить, беречь и никому не отдам! Она же в свою очередь будет хранить и беречь меня. А Вы сделайте себе свой оберег, ведь это так просто!