ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы и риски внедрения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Структура ФГОС ДО I Общие положения II Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III Требования к условиям реализации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
ФГОС ДО утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. No1155 Основан на ФЗ No273 от г «Об образовании в Российской.
Приказ Министерства Образования и Науки РФ 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 17.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения

Особенности ФГОС дошкольного образования (тезисы_) 1.ФРОС- социокультурная норма поддержки разнообразия в мире дошкольного детства, а не унификация, обезличивание; 2. Стандарт развития, социализации, приобщения к ценностям и традициям разных культур, а не ФГОС дрессуры, натаскивания дошкольников письму, чтению и счету; 3. Ключевой принцип ФГОС - принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого- возрастным особенностям развития ребенка; («Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры»-Д.Б.Эльконин); 4. Коренное изменение программ подготовки и переподготовки кадров, повышение социально- экономического статуса работников системы дошкольного образования; 5. Ответственность учредителей разный уровней управления за условия жизни детей в дошкольных организациях и иных формах организации дошкольной жизни А.Г. Асмолов

Стандарт дошкольного образования - обеспечение качества образования; обновление дошкольного образования (содержание и способы педагогической работы)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования целевые ориентиры образования в раннем возрасте целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования развитие ребенка понимается как результат собственной активности ребенка - ребенок как субъект собственного развития - конструктивизм, протекающей в определенной социальной ситуации и вписанной в определенный социо-культурный контекст (ребенок как участник образовательного процесса, социальный конструктивизм ).

Прогнозы и риски Позитивные тенденции, развивающиеся независимо от проекта ФГОС 1.1. Социальный контекст а) устойчиво возрастающее внимание к дошкольному образованию во всех слоях общества и его повсеместная востребованность; б) возрастающая активность родительского сообщества в двух основных направлениях: приумножение самодеятельных образовательных инициатив («не мешайте»); давление на государственные и муниципальные органы власти («обеспечьте положенное»); в) растущая готовность родителей откликаться на адекватные инициативы педагогических коллективов; г) бурное развитие социально- информационной среды родительских сообществ в сети интернет Содержательно-педагогический контекст а) Произошло становление и закрепление успешных и эффективных педагогических практик во многих сотнях детских садов страны (ориентировочно от 5% до 25% дошкольных групп в зависимости от региона). б) Наглядно и очевидно, что качественное дошкольное образование в России может быть организовано на очень разных путях, на основе очень разных программ. При этом высокий, средний или низкий уровень работы детских садов определяется зачастую не только и не столько выбором программы, сколько: личной и профессиональной позицией педагогов, уровнем реальной заинтересованности коллектива в качественной реализации программы, наличием прямых контактов с учёными- разработчиками, экспертами, педагогами методистами, наличием системы методической поддержки, наличием общественного признания и поощрения. в) большой опыт создания и инициативного воплощения разнообразных парциальных программ

Прогнозы и риски Негативные тенденции, развивающиеся независимо от проекта ФГОС 2.1 Социальный контекст а) нарастает бюрократическое давление на детские сады; б) существенное изменение ситуации детства во многих регионах (показатели здоровья, обездвиженность, сужение круга общения, свободы передвижения, тактильного опыта детей и т.п.), сопровождаемое качественным изменением многих психосоматических характеристик. в)Профессиональная неготовность большинства педагогических коллективов к этим новым трудностям во взаимодействии с воспитанниками Экономический и управленческий контексты а) Неизбежность ухудшения качества образования в большинстве детских садов в ближайшие годы в результате сведения требований федеральных властей к региональным (в части дошкольного образования) к оценке двух показателей: уровень средней фактической зарплаты дошкольных педагогов, охват детей старшего дошкольного возраста.

Прогнозы и риски Противоречивые тенденции, которые будут разворачиваться независимо от проекта ФГОС 1) Резкая смена педагогических поколений. 2) Отмена монополии на повышение квалификации у структур региональных ИПК. 3) Общее осознание несоответствия высшего педагогического образования и неизбежные поиски альтернативных моделей. 4) Повышение требовательности родителей к педагогам.

Тенденции, на направленность которых может повлиять ход апробации ФГОС и характер разработки его учебно- методического обеспечения а) восприятие стандарта профессиональным сообществом и управленцами (утверждение единообразия) ИЛИ (утверждение многобразия); б) восприятие стандарта сообществом родителей (внутриведомственный документ ИЛИ взаимопомощи, взаимной заботы о детях); в) восприятие стандарта и примерных программ педагогическими коллективами (навязывание новых непонятных программ, абсурдных требований ИЛИ новое качество дошкольного образования).

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС -Дошкольное образование: с 2 мес. или с 3-х лет? -Кадровое обеспечение дошкольного образования -Развитие частно- государственного партнерства -Отсутствие научных основ обновления дошкольного образования -Развитие инклюзивного дошкольного образования -Отсутствие реестра примерных ООП и критериев экспертизы ПООП -Отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО -Отсутствие методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС ДО -Отсутствие современной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ -Слабое развитие межведомственного и сетевого взаимодействия

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу I пункта 1.3. подпункта 2 В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации ( данная норма фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей )

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы ( В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. 1014), группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательную деятельность, могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продлённого дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей. (в Законе термин «с учетом» означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ) ДОО).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.7. (первый абзац) Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка (Указанная норма означает, что содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.9. (второй абзац) Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). ( Данная статья ФГОС ДО подчеркивает взаимодополняющий характер детского развития в пяти образовательных областях).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. ( Соотношение частей образовательной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частью программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта 3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды (В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».)

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта Наполняемость Группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы. ( 1) наполняемость группы: для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет – не более 10 человек, для детей в возрасте от полутора до трёх лет – не более 16 человек, для детей в возрасте от трёх лет и старше – не более 24 человек; 2) количество детей в разновозрастной группе: при наличии в группе более двух детей в возрасте до полутора лет – не более 12 человек, при наличии в группе детей любых трёх возрастов с полутора до 7 лет – не более 18 человек; Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта подпункта 1 В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования (часть 2 статьи 99 Закона) Необходимые средства должны быть доведены до Организации (государственной, муниципальной или частной) в составе норматива затрат, либо заложены в смету казенного учреждения.

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. ( Организация самостоятельно утверждает перечень необходимых средств обучения, которые будут использоваться при реализации Программы. При этом средства обучения должны полностью соответствовать требованиям пункта Стандарта).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта 3.6. Требования к финансовым условиям определяют закрепление на уровне Стандарта обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению выполнения кадровых требований и требований к предметно-развивающей среде, и обязательства муниципалитета по финансовому обеспечению организации реализации Программы в учреждениях. При этом подробное распределение региональных и местных обязательств разъясняется письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу IV пункта 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей ( Данная статья Стандарта в соответствии с положениями Закона не допускает использование целевых ориентиров дошкольного образования для непосредственной оценки реальных достижений детей).

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу IV пункта 4.5. В пункте содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в Организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.

Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу IV пункта 4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (Под школьной готовностью подразумевается мотивационная и психологическая готовность – т.е. стремление и желание ребенка учиться, которые сопровождаются рядом других предпосылок учебной деятельности).

Спасибо за внимание! Тарасова Н.В.,