Проблемы и перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности Юлия Владимировна Вертакова, доктор экономических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Advertisements

Промышленность Ярославской области Департамент промышленной политики Ярославской области Правительство Ярославской области.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
LOGO PowerPoint Template О долгосрочной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности на годы»
Организация отчетности и мониторинг результативности реализации Программ стратегического развития вузов в 2014 году Заслуженный деятель науки и техники.
«О роли отечественной медицинской промышленности в удовлетворении потребности здравоохранения в лекарственных средствах и медицинских изделиях» КАЛИНИН.
Стратегическое планирование по Владимирской области.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Образовательная программа Управление малым бизнесом.
Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
Конкурентоспособность российской экономики на региональном и глобальном рынках Москва, 15 января 2015 года Генеральный директор Центра международной торговли.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Транксрипт:

Проблемы и перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности Юлия Владимировна Вертакова, доктор экономических наук, профессор

В совокупности причин, актуализирующих потребность в разработке промышленной политики: Во-первых, промышленность – базовая отрасль народного хозяйства страны, аккумулирующая и реализующая важнейшие научно-технические достижения и обеспечивающая материально-техническое развитие других секторов экономики. Действия государства, являющегося к тому же одним из крупных собственников активов этой отрасли, способны оказать влияние на ее конкурентоспособность и результаты институциональной трансформации. Во-вторых, адаптация промышленных предприятий к динамично изменяющимся условиям внешней среды может быть успешно осуществлена при активной поддержке со стороны государства, обеспечивающей улучшение инвестиционного климата, стимулирование инновационной деятельности, усиление социальной ориентации экономических преобразований в индустриальном секторе экономики России. В-третьих, повышение уровня разнообразия и сложности задач управления развитием индустриального сектора экономики обусловливает потребность в обновлении механизма реализации промышленной политики. Необходимость разработки промышленной политики

Таблица 1 – Принципы разработки и реализации промышленной политики Принципы Содержание принципов 1. Научная обоснованность политики Предусматривает учет достижений современной экономической и управленческой теорий, отражение в содержании промышленной политики реальных условий и потенциала развития индустриального сектора экономики, в механизме ее реализации - эффективных инструментов управления 2. Системность политики Требует обеспечения единства всех компонентов промышленной политики; целостности управленческого цикла (взаимосвязанного осуществления этапов планирования, организации и контроля); единства действий разных механизмов управления изменениями в индустриальном секторе экономики (государственного управления, менеджмента) 3. Стратегическая направленность политики Определяет необходимость в обосновании целей политики ориентироваться не только на существующие условия, но и на те, которым предстоит сложиться. В этой связи разработка политики сопряжена с решением задач предвидения возможных изменений среды функционирования промышленности, определения ее стратегической позиции 4. Единство общего и особенного в содержании и механизме реализации политики В соответствии с этим принципом эффективность промышленной политики достигается на основе органичного синтеза общего (инвариантного) и особенного в содержании политики и механизме ее реализации 5. Единство промышленной, инновационной, инвестиционной и социальной политики Предусматривает взаимосвязанную проработку разных видов региональной социально-экономической политики, требующую согласования их целевой функции и механизмов реализации 6. Балансирование интересов субъектов политики Определяет необходимость в идентификации значимых интересов субъектов политики; выборе инструментов, обеспечивающих их согласование и реализацию; формировании институциональной среды, благоприятствующей реализации этих интересов 7. Единство действий разных уровней публичной власти Вводит порядок согласованного действия федеральных, региональных и местных органов власти и управления в процессах разработки и реализации промышленной политики субъекта РФ, определяет потребность в четком разграничении их компетенции и ответственности 8. Партнерство власти и бизнеса Предусматривает взаимодействие власти и бизнеса в процессах разработки целевой функции промышленной политики, формирования необходимых для ее достижения ресурсной базы и механизмов управления 9. Необходимое и достаточное разнообразие инструментов политики Вводит требование, в соответствии с которым состав инструментов политики должен отражать многообразие ее целей и эффектов, специфику отдельных сфер и объектов, экономико-организационные возможности различных субъектов осуществлять управленческое воздействие на процессы социально-экономического развития индустриального сектора экономики

Рис. 1. Структура механизма реализации промышленной политики

Импортозамещение - организационно- и технико-экономическое явление, состоящее в возможности отечественного производства конкретных номенклатур конечной или промежуточной (полуфабрикаты, сырье, материалы) продукции и замещение ими импорта. Тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленной на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Таблица 2 - Товарная структура импорта Российской Федерации со всеми странами (тысяч долларов США) Наименование товарной отрасли Страны дальнего зарубежья %, доля отрасли Страны СНГ %, доля отрасли Итого со всеми странами, % январь- июнь ВСЕГО: , ,2 100 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) ,114, ,216,7 14,3 Минеральные продукты ,80, ,714,6 2,4 Топливно-энергетические товары ,70, ,16,8 1,2 Продукция химической промышленности, каучук ,316, ,212,0 15,9 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них ,40, ,50,1 0,4 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия ,31, ,33,4 2,0 Текстиль, текстильные изделия и обувь ,75, ,75,2 5,5 Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них ,50, ,60,8 0,3 Металлы и изделия из них ,95, ,514,6 6,5 Машины, оборудование и транспортные средства ,851, ,627,5 48,4 Другие товары ,24, ,95,0 4,3 * Данные Федеральной таможенной службы(на июнь 2014 г.)

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-июне 2014 года приходилось 49,5% российского товарооборота (в январе-июне 2013 года – 50,4%). На страны СНГ в январе- июне 2014 года приходилось 12,9% российского товарооборота (в январе-июне 2013 года – 13,3%), на страны Таможенного союза – 6,4% (7,1%), на страны Евр АзЭС – 6,8% (7,5%), на страны АТЭС – 25,8% (24,2%). Основными торговыми партнерами России в январе-июне 2014 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 43,0 млрд.долларов США (103,0 % к январю-июню 2013 года), Нидерланды – 37,7 млрд.долл.США (94,7%), Германия – 35,3 млрд.долл.США (101,5%), Италия – 25,1 млрд.долл.США (95,8%), Турция – 15,7 млрд. долл. США (100,8%), Япония – 15,4 млрд.долл.США (98,1%), США – 14,9 млрд.долл.США (120,3%), Республика Корея – 13,0 млрд.долл. США (109,0%), Польша – 12,6 млрд.долл.США (98,7%), Соединенное Королевство – 10,8 млрд.долл.США (97,6%).

Рисунок 2 –Динамика импорта в РФ * Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики

Таблица 3- Товарная структура импорта (в фактически действовавших ценах) * Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики Показатель Млн. долл. США В про- центах к итого Млн. долл. США В про- центах к итого Импорт - всего продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)738421, ,9 минеральные продукты 21376,374002,4 продукция химической промышленности, каучук ,3 кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1260,416010,5 древесина и целлюлозно-бумажные изделия 12933, текстиль, текстильные изделия и обувь 19915, ,6 металлы, драгоценные камни и изделия из них 28248, ,2 машины, оборудование и транспортные средства , ,2 прочие товары 13944, ,1

* Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики

Таблица 4 –Индикаторы конкурентоспособности крупнейших развивающихся экономик по данным Всемирного Экономического Форума в гг. * The Global Competitiveness Report, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Глобальный индекс Институты ИнфраструктураТоварные рынки Инновации МакроэкономикаРазвитость цепочек создания стоимости (11.05) ВВП на душу населения, тыс. долл. Население, млн.чел. ВВП по ППС как %, от мирового Малайзия ,529,60,6 Таиланд ,768,20,77 Саудовская Аравия ,8301,08 Индонезия ,52481,49 Азербайджан ,99,30,12 Польша ,338,50,94 Турция ,876,51,35 Казахстан ,817,20,28 Китай , ,4 Филиппины ,897,50,53 Россия ,8142,92,94 Южная Африка ,6530,69 Бразилия ,3198,32,79 Мексика ,6118,42,12 Колумбия ,147,20,61 Индия ,51243,35,83 Украина ,945,40,39 Иран ,777,11,09 Аргентина ,841,50,89 Египет ,284,20,64 Нигерия ,7169,30,55 Пакистан ,3182,60,66 Венесуэла ,5300,47

Классификация регионов ЦФО по интегральным показателям конкурентоспособности

Таблица 5 - Россия в глобальном рейтинге инновационности * Данные The Global Innovation 2013: The Local Dynamics of Innovation

Таблица 6 - Россия в глобальном рейтинге инновационности * Данные The Global Innovation 2013: The Local Dynamics of Innovation Страна / Экономика Оценка (0-100) Ранг Доход Ранг в группе стран по уровню доходов Ранг эффективности ИИП Швейцария высокий 1 12 Швеция высокий 2 55 Великобритания высокий 3 60 Нидерланды высокий 4 26 США высокий 5 86 Финляндия высокий 6 67 ………………………………………………………………………………………. Иордания Выше среднего Российская Федерация Выше среднего Мексика Выше среднего Бразилия Выше среднего ………………………………………………………………… * Данные The Global Innovation 2013: The Local Dynamics of Innovation

Табл. 7 - Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (группа 1 по РРИИ) * Данные Института статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики» Рейтинг инновационного развития субъектов РФ

Табл. 8 - Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (группа 2 по РРИИ) * Данные Института статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики» Рейтинг инновационного развития субъектов РФ

Табл. 9 - Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (группа 3 по РРИИ) * Данные Института статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики» Рейтинг инновационного развития субъектов РФ

Табл Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (группа 4 по РРИИ) * Данные Института статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики» Рейтинг инновационного развития субъектов РФ

Рис.3. Распределение субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса

Рис. 4. Регионы - лидеры по эффективности использования инновационного потенциала (показатель, полученный делением значения индекса результативности инновационной деятельности на значение индекса инновационного потенциала )

Согласно характеристике, данной Центром инновационной экономики Института экономики РАН, отнесение отрасли или производства к числу высокотехнологичных определяется превышением некоторого фиксированного уровня соотношения затрат на НИОКР и объема выпускаемой либо отгруженной продукции, добавленной стоимости или же величины основных факторов производства (производственных фондов и труда). Как таковой единой методологии, определяющей такое соотношение, в мировой практике не существует. Оценка уровня развития высокотехнологичных секторов экономики основывается на выборе методики отнесения отраслей к тому или иному уровню технологичности. В мире существует три наиболее авторитетных признанных классификаций высокотехнологичных отраслей промышленности. Это классификация Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Национального научного фонда США (NationalScienceFoundation) и ООН (в рамках Стандартной международной торговой классификации – Standard International Trade Classification – SITS). В России года приказом Росстата 71, затем от 14 января 2014 года 21 была утверждена «Методика расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте »

Таблица 11 –Перечень видов экономической деятельности, включаемых в состав группы высокотехнологичных, среднетехнологичных высокого уровня и наукоемких отраслей для расчета показателя "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" * Источник: Методика расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации« (Приказ Федеральной службы государственной статистики 21 от 14 января 2014 года) В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 ОКВЭДНаименование Высокотехнологичные виды деятельности 24.4Производство фармацевтической продукции 30Производство офисного оборудования и вычислительной техники 32Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи 33Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов 35.3Производство летательных аппаратов, включая космические Среднетехнологичные (высокого уровня) виды деятельности Химическое производство, исключая производство фармацевтической продукции 29Производство машин и оборудования 31Производство электрических машин и электрооборудования 34Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 35.1Строительство и ремонт судов Производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава); производство мотоциклов и велосипедов; производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки Наукоемкие виды деятельности 61Деятельность водного транспорта 62Деятельность воздушного и космического транспорта 64.2Деятельность в области электросвязи 65Финансовое посредничество 66Страхование 67Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования 72Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 73Научные исследования и разработки 74.1Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием 74.2Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геологоразведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки. 74.5Трудоустройство и подбор персонала 80Образование 85Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Таблица 12 –Динамика валовой добавленной стоимости по высокотехнологичным отраслям РФ Отрасли промышленности (код ОКВЭД) Годы ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ (HIGH TECHNOLOGY) Производство фармацевтической продукции (24.4)25082,430971,437209, ,273911,082120,398551,6 Производство офисного оборудования и вычислительной техники (30)6485,89044,413403,212428,512260,915112,117455,523752,5 Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (32) 39870,845980,357219,715604,658121,470474,189699, ,9 Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (33) 59683,672149,290990, , , , , ,5 Производство летательных аппаратов, включая космические (35.3)45974,955349,172923,087295, , , , ,3 Итого Доля в валовой добавленной стоимости 0,0890,0540,0550,0440,0650,0860,0730,076 Химическое производство (24, исключая код 24.4)214874, , , , , , , ,9 Производство машин и оборудования (29)194802, , , , , , , ,4 Производство электрических машин и электрооборудования (31)74067,584087, , , , , , ,7 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (34)88948, , , ,368784, , , ,5 Производство судов и прочих транспортных средств (исключая 35.1 и 35.3) , , , , , , , ,0 Итого , , , , , , Доля в валовой добавленной стоимости 0,35080,2060,2050,2280,2080,2610,2370,242 СРЕДНЕТЕХНОЛОГИЧНЫЕ НИЗКОГО УРОВНЯ (MEDIUM-LOW TECHNOLOGY) Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (23)46059, , , , ,992816, , ,3 Производство резиновых и пластмассовых изделий (25)29035,688355, ,766764, , , , ,8 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (26)74872, , , , , , , ,3 Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (27) , , , , , , , ,5 Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (28) 48452,896339, , , , , , ,2 Строительство и ремонт судов (35.1)43462,344506,832736,840340,294115,757113,217974,921227,9 Итого , , , , , , Доля в валовой добавленной стоимости 0,2030,5130,5080,3030,4170,2990,4250,412

3. Налаживание эффективного взаимодействия инфраструктурных Объектов (ИЦВО и ЦПИ) с предприятиями реального сектора экономики страны 3. Налаживание эффективного взаимодействия инфраструктурных Объектов (ИЦВО и ЦПИ) с предприятиями реального сектора экономики страны

Рис. 5 Прогноз мирового потребления специальных волоконных световодов и приборов на их основе в гг. Производство оптического и сверхтехнического оборудования и приборов (ОКВЭД 26.15) является одним из наиболее динамично развивающихся рынков. Это обусловлено, прежде всего, ростом потребности в подобных изделиях в различных сферах и прежде всего в ТЭК. Согласно прогнозу до 2023 года сохранится тенденция роста.

Рис. 6. Основные потребители оптического волокна России, 2014 г. Около четверти всего российского производства оптоволоконных технологий приходится на потребности топливно-энергетического комплекса

Предпосылки: 1. Необходимость импортозамещения наукоемкой оптоволоконной продукции на отечественном рынке 2. Увеличение мирового потребления приборов на основе специальных световодов 3. Низкая оперативность коммерциализации научных разработок вследствие разрыва между наукой и производством 4. Динамичное развитие оптоволоконной отрасли в России Обоснование необходимости стимулирования производства оптоволоконной продукции

Согласно обзору Photonik Branchenreport 2013, подготовленному германскими ассоциациями Spectaris, Verband Deutscher Maschinen- und Anlagenbau и Zentralverband Elektrotechnik- und Elektronikindustrie, объем мирового рынка фотоники с 2005 по 2014 год вырос в полтора раза (с 228 до 350 млрд евро). К 2020-му показатель может достичь 615 миллиардов. 2/3 мирового производства в области фотоники сосредоточено в Азии. Безусловные технологические лидеры Китай и Япония (доля каждой страны 21%). Эксперты отмечают, что потенциал применения технологий фотоники раскрыт всего на 10 20%. В Photonik Branchenreport 2013 утверждается, что к 2020 году наиболее зависимыми секторами окажутся электротехника, производство фильмов и машиностроение. Наибольший скачок в применении этих технологий сделают текстильное производство, сектор добычи нефти и газа и пищевая промышленность. В Китае действует специальная государственная целевая программа, в итоге объемы производства лазерно- оптической продукции растут в среднем на 25 30% в год. Доля России в мировом производстве в сфере фотоники 0,06% (220 млн евро), в одном из наиболее широких сегментов, лазерах, около 0,2%. В этой связи потенциал для роста импортозамещения в области фотоэлектроники для России велик, необходимо не упустить возможности роста рынка.

Проблемы волоконно-оптической отрасли России трудности внедрения современных информационных технологий, программного обеспечения и поддержки производственной деятельности отсутствие государственной поддержки недостаточное использование инструментов маркетинга в целях позиционирования и продвижения на рынках неэффективная товарная политика предприятия в области формирования производственной программы отсутствие применения современных концепций и технологий по совершенствованию контроля качества производственной деятельности недостаточно высокий уровень технического развития предприятий высокая импортная зависимость недостаток высококвалифицированных кадров

Таблица 13 – Объем российского рынка систем мониторинга, в денежном выражении, оценка, млн. долл. Тип системы мониторинга Объем российского рынка систем мониторинга, в денежном выражении, оценка, млн. долл Системы контроля периметра и безопасности, в т.ч Распределенные волоконно-оптические системы на основе когерентной рефлектометрии (виброакустические системы). 1,52,03,02,83,33,84,35,06,17,0 Активные лучевые инфракрасные системы. 0,81,01,3 1,41,62,12,42,83,0 Пассивные инфракрасные системы. 6,48,010,210,411,012,116,819,222,424,0 Емкостные системы. 12,816,020,520,821,224,333,638,444,848,0 Радиолучевые системы 16,020,025,625,026, ,048,056,060,0 Радиоволновые системы 16,821,026,926,227,032,144,150,458,863,0 Вибрационные системы 26,433,042,241,043,154,269,379,292,499,0 Сейсмические системы 1,62,02,6 2,83,24,24,85,66,0 Системы контроля распределения температуры, в т.ч Распределенные волоконно-оптические системы мониторинга на основе эффекта Рамана (комбинационного рассеяния). 0.00,84,38,610,014,037,075,0112,0150,0 Распределенные волоконно-оптические системы мониторинга на основе эффекта Бриллюэна (ВРМБ). 0,0 Альтернативные системы (на основе массивов датчиков, сканирующих датчиков и др.)

Системы контроля деформации/напряжений, в т.ч Распределенные волоконно-оптические системы на основе эффекта Бриллюэна (ВРМБ). 0,0 1,03,07,016,028,042,0 Альтернативные волоконно-оптические системы (на основе Брэгговских решеток, интерференционных датчиков и др.). 0,0 1,04,09,018,030,045,0 Альтернативные системы (на основе инклинометров, тензодатчиков, ультразвука и др.) Распределенные волоконно-оптические системы мониторинга на основе эффекта Бриллюэна (ВРМБ). 0,0 Альтернативные системы (на основе массивов датчиков, сканирующих датчиков и др.) Системы контроля деформации/напряжений, в т.ч Распределенные волоконно-оптические системы на основе эффекта Бриллюэна (ВРМБ). 0,0 1,03,07,016,028,042,0 Альтернативные волоконно-оптические системы (на основе Брэгговских решеток, интерференционных датчиков и др.). 0,0 1,04,09,018,030,045,0 Альтернативные системы (на основе инклинометров, тензодатчиков, ультразвука и др.) Таблица 13 (продолжение) – Объем российского рынка систем мониторинга, в денежном выражении, оценка, млн. долл. Тип системы мониторинга Объем российского рынка систем мониторинга, в денежном выражении, оценка, млн. долл

Рис. 7. Сегментирование международного рынка фотоники по отраслям промышленности, 2014 г., %

Таблица 8 – Анализ конкурентной среды волоконно-оптической отрасли в области выпуска датчиков мониторинга Российские организации. 1. ООО «Оптические измерительные системы», 2. ООО «Мониторинг Солюшнс»; (является официальным представителем в России таких всемирно известных компаний, как: Smartec, Syscom (Швейцария), Roctest (Канада, Франция) Bridge Diagnostics (США), Campbell Scientific (США) 3. ООО «Мониторинг-Центр», 4. ЗАО «ОМЕГА», 5. ЗАО «Лазер Солюшенс», Москва 6. ЗАО «Геоптикс», Екатеринбург, 7. ООО «ЭКОЛАЙТ» 8. ООО НПП «Автоматика С», системы охраны периметров, 9. ООО «ОПТИЗ-Мониторинг» «Halliburton» Оптоволоконные системы мониторинга температуры в нефтяных скважинах ООО «Т8», системы охраны периметров ЗАО «Геоптикс», ООО «Седатек» 14. ГК «Оптэн», ООО «Сенсорное приборостроение Интел Системы», ООО «Инновационное предприятие «НЦВО - Фотоника», Компания «Петролайт» 18. Центр ВОСПИ, ООО «Нева Технолоджи» 20. ООО «Техногеника» 21. ООО "Компания ALPHAOPEN - разработчик программного обеспечения в сфере систем безопасности и инженерных систем 22. ООО Группа компаний «Оптен»ООО Группа компаний «Оптен Иностранные организации. 1. «Умные» датчики, датчики температуры, давления, влажности, инфракрасные датчики Syscom(Швейцария) Специализируются на программном обеспечении для самых различных сфер Roctest (Канада, Франция) Температурные датчики, датчики вибрации, акселерометры, тензометрические датчики, датчики перемещения (например, при образовании трещин в породе), датчики давления и уровня воды Bridge Diagnostics (США), 5. Campbell Scientific (США). Системы сбора данных, контрольно-измерительные системы, датчики температуры, барометрического давления, погодные датчики (скорость и температура ветра, влажность и др.), датчики проводимости Weatherford, 7. LIOS Technology, 8. Компания «Шлюмберже» 9. Компания «Silixa»

Направления государственной поддержи импортозамещения -меры стимулирующего и ограничивающего характера (государственные и муниципальные закупки, контрактная система; ограничения или запрет на закупку импорта и тд.) -меры таможенно-тарифного регулирования (изменение ввозных таможенных пошлин, защитные антидемпинговые и компенсационные меры) -активизация инновационной деятельности (государственные субсидии на НИОКР и техническое перевооружение, подготовка кадров, формирование индустриальных парков, центров коллективного пользования и проч.) - льготы и преференции, предусмотренные законодательством, для тех, кто реализует стратегию импортозамещения (субсидирование процентных ставок, льготы по налогооблажению,венчурное финансирование, специальный инвестиционный контакт между государством и инвестором, принимающем на себя обязательства по созданию государственное софинансирование объектов инфраструктуры и тд.) - создание Фонда развития промышленности (использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инновационных проектов) - совершенствование технического регулирования (протекционизм и ведение технических ограничений на имортируемую продукцию, стантартизация и унификация для обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, обеспечения норм безопасности и экологических требований)

Предложения по развитию импортозамещения в высокотехнологичных отраслях Господдержка в части софинансирования НИОКР Введение квот на закупки отечественной высокотехнологической продукции (ВП) в рамках государственного (муниципального) заказа и заказа государственных корпораций Введение ограничений по локализации ВП ( например, использование при монтаже комплексных систем мониторинга высокотехнологической продукции собственного производства) Создание бизнес-сетей производителей и потребителей ВП ( устанавливливать и устойчиво воспроизводить на долгосрочной основе различные виды связей между цепочками производителей и потребителей ВП) Заключение договоров о стратегическом партнерстве органов государственного управления, бизнес-структур и крупнейших вузов в сферах научного и кадрового обеспечения высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса Изменение подхода к инженерному образованию (формирование компетенций по тиражированию и копированию технических устройств и технологий)

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА Юлия Владимировна Вертакова