Урок по биологии в 6-м классе «Виды корней и типы корневых систем» Учитель: Гантанова Ольга Алексеевна, МОУ СОШ 10 с. Пограничное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проверь! Пропущенные слова: 1- генеративный 2- семя 3- семявход 4-рубчик 5- зародышевого корешка 6- зародышевого стебелька 7-зародышевые листья 8- почки.
Advertisements

Проверь! Пропущенные слова: 1- генеративный 2- семя 3- семявход 4-рубчик 5- зародышевого корешка 6- зародышевого стебелька 7-зародышевые листья 8- почки.
это часть организма, имеющая определенное строение, форму, место и выполняющая одну или несколько функций.
Семена растений. Строение семян растений.
Отгадайте загадку: КОРЕНЬ Царства тёмного жильцы Ползут в разные концы, Неустанно воду пьют, Всем растениям жизнь дают.
Предмет биологии Корни и корневая система Автор: Юдаева Тамара Владимировна МОУ СОШ 13 Красноярск 2006.
Корень - один из главных вегетативных органов растения. Обеспечивает минеральное и водное питание. Закрепляет растение в почве. Накапливает питательные.
Виды корней и типы корневых систем Урок биологии, 6 класс Автор: Иванова Татьяна Геннадьевна учитель биологии МОУ «Детский дом – школа» г. Орехово - Зуево.
КОРЕНЬ ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ учитель биологии Шубина Л.М. МКОУ «Давыдовская СОШ с уиоп» Лискинский район.
ТЕМА УРОКА: КОРЕНЬ И ЕГО ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ Сформировать знания о корне как главном вегетативном органе растения; Раскрыть функции корня; Показать разнообразие.
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого.
Вегетативные органы растений. Корень и корневая система.
Семя. Внешнее и внутреннее строение. Содержание: 1.Рисунок семени пшеницы и фасоли. 2.Основные термины по теме 3.Тест. 2 варианта. 4.Вопросы для самоконтроля.
Органы цветкового растения. Семя и его строение..
Урок 16 Виды корней. Типы корневых систем. Почему мы изучаем корень первым из вегетативных органов?
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Это орган растения, который ему жизненно необходим. Этот орган появляется в определённый период жизни растения. С помощью него растения могут распространяться.
Это орган растения, который ему жизненно необходим. Этот орган появляется в определённый период жизни растения. С помощью него растения могут распространяться.
ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ 6к л а с с Учебник Н.И. Сонина.
Виды корней. Типы корневых систем. Видоизменения корня. Урок биологии в 6 классе Подготовила учитель биологии МОУ «ООШ с. Головинщено» Дячок Ольга Анатольевна.
Транксрипт:

Урок по биологии в 6-м классе «Виды корней и типы корневых систем» Учитель: Гантанова Ольга Алексеевна, МОУ СОШ 10 с. Пограничное.

Тип урока: урок-исследование. Главная идея урока: «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В. Жак).

Цель урока: Образовательная: сформировать у учащихся представления о новые понятиях – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы. Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем. Развивающая: сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы. Развить творческое мышление и монологическую речь. Воспитательная: Осуществлять сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убедить в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Оборудование: Демонстрационное: комнатные растения, таблица «Строение корня», «Типы корневых систем». Лабораторное: проростки тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий «Типы корневых систем», инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы на каждый стол.

Проверка домашнего задания На прошлых уроках мы знакомились со строением семян однодольных и двудольных растений. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, для этого я попрошу вас выполнить тестовые задания, ведь мы с вами готовимся к сдаче ЕГЭ.

Тест по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений» 2 вариант. Выпишите номера правильных суждений. 1. Снаружи семя покрыто семенной кожурой. 2. Рубчик – это мельчайшее отверстие, через которое в семя поступает вода. 3. Семена гороха, фасоли имеют по две крупные семядоли. 4. В семенах однодольных растений – одна семядоля. 5. Эндосперм – запасающая ткань. 6. Зерновки пшеницы, ржи, риса – не семена, а плоды. 7. В состав семян входят органические и минеральные вещества. Выбери один правильный ответ. 1. Семя – это: А) орган полового размножения; б) зачаточное растение; в) верны оба ответа. 2. Семядоли семени фасоли служат зародышу: А) защитой от различных неблагоприятных воздействий; Б) источником питательных веществ; В) верны оба ответа. 3. Эндосперм служит источником питания развивающегося зародыша: А) У всех цветковых растений; Б) только у однодольных растений; В) у однодольных и некоторых двудольных растений. 4. В состав семян входят: А) вода, органические и минеральные вещества; Б) вода и минеральные вещества; В) вода и органические вещества. 5. Вода необходима для прорастания семян, так как: А) зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества; Б) кожура должна набухнуть и стать легко разрываемой; В) в ней содержится воздух, необходимый для дыхания зародыша. 6. Глубина посева семян зависит от: А) величины семян; Б) состав почвы; В) верны оба варианта.

Тест по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений» 1 вариант. Выпишите номера правильных суждений. 1. Семя развивается из завязи цветка. 2. На вогнутой стороне семени фасоли и гороха имеется рубчик. 3. Всё, что находится под кожурой семени фасоли, - это зародыш. 4. В семенах всех двудольных растений эндосперм отсутствует. 5. Эндосперм развивается путем деления оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка. 6. Зерновки пшеницы, ржи, риса имеют одну семядолю. 7. Эндосперм в семенах всех однодольных растений прилегает к зародышу с одной стороны. Выбери один правильный ответ. 1. Семя развивается из: а) семязачатка; б) завязи; в) зародышевого мешка семязачатка. 2. В зародыш семени фасоли входит: а) все, что находится под кожурой семени; б) все, что находится под кожурой семени, кроме семядолей; в)только зародышевая почка. 3. В семени фасоли эндосперм: а) отсутствует; б) развит слабо; в) развит хорошо. 4. Пшеничная мука содержит: а) клейковину; б) клейковину, жир, крахмал; в) крахмал и клейковину. 5. При прорастании семян первым появляется: а) зародышевый стебелёк; б) молодой корень; в) почка с листочками. 6. В семенах всех растений: а) органических веществ больше, чем воды и минеральных веществ; б) минеральных веществ больше, чем воды и органических веществ; в) воды больше, чем органических и минеральных веществ.

Ответы к тесту. 1 вариант 2 вариант Выпишите номера правильных ответов. 2, 3, 4, 5, 6. 1, 3, 4, 5, 6, 7. Выбери один правильный ответ. 1 – а, 1 – в, 2 – а, 2 – б, 3 – а, 3 – а, 4 – б, 4 – а, 5 –б, 5 – а, 6 – а, 6 –в.

Изучение нового материала Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок! (В.Жак) Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете? Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Что такое корень? Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему.

В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ). Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).

Лабораторная работа 6: Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем. Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем. Оборудование: проростки семян тыквы, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями. Инструктаж по технике безопасности.

ЗАДАНИЯ. Рассмотрите проросшие семена тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами. Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней. Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

Закрепление. Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на оценку усвоения знаний учащихся по теме урока. Проверяются знания и понимание изученного на уроке. 1 вариант. 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений. У одуванчика корневая система стержневая. Главный корень развивается из корешка зародыша. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень. Всё, что у растения находится в почве, - это корни. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений. У пшеницы корневая система мочковатая. 2. Закончите предложения. Через корень растение получает из почвы … и …. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется…. Все корни растения составляют его …. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни. 2 вариант. 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений. Боковые корни развиваются на нижней части стебля. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся. У одуванчика корневая система стержневая. Придаточные корни образуются только на главном корне. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли. 2. Закончите предложения. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень. Корневая система пшеницы называется…. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях. Главный корень развивается из…….

Ребята, что мы нового узнали на уроке? Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Какие функции выполняет корень? Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными? Что такое корневая система? Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой? Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?

Самостоятельная работа Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная работа) Основные понятия Определение понятий Корни- подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве Корневая система- система всех корней растений Главный корень- корень, уходящий в почву глубже всех Боковые корни- корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней Придаточные корни - корни, отходящие по бокам от стебля Стержневая корневая система - система, состоящая из главного и боковых корней Мочковатая корневая система - система, состоящая из придаточных и боковых корней

Итог урока. Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся. Ребята, мы выполнили задачу урока? Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке? Было ли вам интересно? Домашнее задание. Изучить параграф 19, знать основные понятия.