КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Advertisements

Профессиональная ориентация обучающихся. Профессиональная ориентация школьников – целенаправленная деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Транксрипт:

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА) Красноярск, Пригодич Елена Григорьевна – руководитель Центра воспитания и гражданского образования КИПКиППРО Вебинар «Обсуждение проекта Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»

Обсуждение примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, подготовленной семидесятью учеными и экспертами из научных и образовательных организаций при общей координации Московского городского педагогического университета продолжается на сайте edu.crowdexpert.ru. Зафиксировано более 1,6 млн просмотров и 143 тыс. визитов на сайт, зарегистрировано более 46 тыс. пользователей.

Концептуальные, стратегические нормативно-правовые документы, определяющие необходимость разработки и основное содержание Программ воспитания и социализации на ступени ООО Концепция долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ т 17 ноября 2008 г р Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека ( утв. Комитетом министров 11 мая 2010 г.) Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 " О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы " Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. « О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания » Послание Президента РФ к Федеральному Собранию ( г.) Распоряжение Правительства РФ от з « План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы » Распоряжение Правительства России от 30 июля 2014 года р « Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность »

Нормативно-правовые документы, определяющие необходимость разработки и основное содержание Программ воспитания и социализации на ступени ООО Федеральный Закон 273 от « Об образовании в Российской Федерации » Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. ИР -352/09 « О направлении письма о Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе » Письмо Минобрнауки РФ от « О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе » Приказ Минтруда России от н « Об утверждении профессионального стандарта « Педагог ( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ) ( воспитатель, учитель ), ( Зарегистрировано в Минюсте России )» Письмо Минобрнауки РФ « О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации »» от 18 ноября 2013 г. ВК -844/07 Письмо МОН РФ от г – Рекомендации о профессиональной этике

Региональные нормативно-прав документы, определяющие необходимость разработки и основное содержание Программ воспитания и социализации на ступени ООО Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Красноярского края от р. Закон Красноярского края « О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » от Распоряжение Губернатора Красноярского края от рг « Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года » Распоряжение Губернатора Красноярского края от уг « О внесении изменений в Распоряжение Губернатора Красноярского края рг « Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года » Указ Губернатора Красноярского края от уг « Об утверждении Концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на гг.» Концепция развития воспитательной компоненты в системе общего образования Красноярского края до 2020 года ( проект )

Структура Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 1) цель и задачи д - нр. развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценн. ориентиров, лежащих в ее основе ; 2) направления деятельности по д - нр. развитию, воспитанию и социализации, проф. ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса ; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений д - нр. развития, в. и с.; 4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений (« ярмарки профессий », дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы ); 5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общест. организациями, в том числе с системой ДО ; 6) основные формы организации пед. поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и соц. партнеров по направлениям соц. воспитания ; 7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, 8) описание деятельности ОО в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся ; 9) система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 10) критерии, показатели эффективности деятельности ОО в части духовно - нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экол. культуры обучающихся ; 11) методика и инструментарий мониторинга д - нр. развития, воспитания и социализации обучающихся ; 12) планируемые результаты д - нр. развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе Основные термины « воспитание », « социализация » и « духовно - нравственное развитие человека » используются в контексте образования : воспитание – составляющая процесса образования, духовно - нравственное развитие – один из целевых ориентиров образования ; в основе и воспитания, и духовно - нравственного развития находятся духовно - нравственные ценности ; духовно - нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом ; воспитание создает условия для социализации ( в широком смысле ) и сочетается с социализацией ( в узком значении ); в узком смысле социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями ( в том числе с социальными организациями и общественными институтами ) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения ; социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье.

Федеральный Закон 273 от « Об образовании в Российской Федерации », ст. 2 образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе Программа основывается на учете возрастных особенностей обучающихся 5–9 классов – подростковый возраст, в период которого : - формируются чувство взрослости и « Я - концепция », появляется рефлексия, складываются мировоззрение, эго - идентичность, становится возможным самовоспитание ; - возникает личностная нестабильность – противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка ; - происходит дифференциация интересов, кризис по отношению к прежним досуговым занятиям ; - возникает потребность в общественно - полезной деятельности ; - происходит снижение мотивации к обучению ; - возникает чувство взрослости, потребность равноправия, уважения и самостоятельности, доверия ; - проявляется склонность к фантазированию ; - возникает стремление определить границы своих физических и интеллектуальных возможностей – экспериментирование в поведении, риск и пробы ; - происходит усиление интенсивности общения со сверстниками, проявляется важность статуса в группе сверстников.

Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе Целью д - нр. развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Задачи д - нр. развития, воспитания и социализации обучающихся : освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соотв. ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общест. поведения ; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей проф деятельности в соответствии с личными интересами, индивид. особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда ; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся ; формирование основ коммуникативной, экологической, эстетической культуры личности школьников.

Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО – базовые национальные ценности росс. общества: Родина - отождествление себя с Россией как собственной Родиной и своим Отечеством, интериоризация идеи общей ист. судьбы народов России, идентификацию себя с русским языком и языками народов России, субъективная значимость благополучия страны, служения, защиты и преобразования ( улучшения ) Российского государства ; гражданское общество и правовое государство - субъективная значимость принципов прав. Гос - ва и гражд. общества ( демократия, верховенство закона, прав. культуры, приоритеты поликульт. мира, гарантий свободы совести ); человек и человечество - приоритеты поиска человеком смысла собственной жизни, значения нравственного выбора, главенство прав человека, суверенитета личности над государственным суверенитетом ; социальная солидарность - приоритет личной свободы, чести, инд. достоинства в сочетании с доверием к людям, институтам государства и гражданского общества, ценность социальной справедливости и милосердия, обеспечения многообразия культур и народов, прогресса человечества, ориентация на международное сотрудничество ; семья как ценностный ориентир программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой субъективную значимость любви и верности, уважения к родителям, заботы о старших и младших, заботы о продолжении рода ; труд и творчество как ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся включают уважение к труду, субъективную значимость творчества и созидания, целеустремленности и настойчивости ; рыночная экономика и частная собственность - субъективное значение свободной предприн. инициативы, приоритет рын. механизма координации действий участников экон. отношений, признание важности челов. стремления обеспечить эк. благополучие и достаток семьи ; здоровье и природа - первостепенное значение в человеческой жизни здоровья, личную ответственность за сохранение планеты Земля и родной земли, способность к самоограничению в вопросах природопользования ; наука - непреходящее знание познания, стремления к истине, приоритет научной картины мира ; традиционные религии России - значение представлений о вере и духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога ; искусство - субъективная значимость красоты и гармонии, приоритет духовного мира человека.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание высоконравственного, творческого компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Раздел 2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса Определяющим способом деятельности по д - нр. развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни : обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся ; включающего урочную, внеурочную и общ. значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик ; основанного на системе базовых нац. ценностей рос. общества ; учитывающего историко - культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей ( законных представителей ). В формировании УШЖ определяющую роль призвана сыграть общность участников ОП : обучающиеся, ученические коллективы, педэ коллектив школы, администрация, учредитель ОО, родительское сообщество, общественность. Важным элементом формирования УШЖ являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей. Для стимулирования мыследеятельности общности участников образовательного процесса могут быть использованы варианты УШЖ, список которых не является исчерпывающим, а позволяет выделить наиболее полярные уклады гимназический ( социокультурное воспроизводство осуществляется как восхождение к культурному эталону, симметричному, гармоничному, идеальному, путем репродуктивных методов, метода примера, систематических тренировок, прямого стимулирования ( поощрения, наказания, соревнования ), в воспитаннике ценятся дисципл - сть, взаимоотношения « педагог – воспитанник » носят императивный характер ); лицейский ( социокультурное воспроизводство осуществляется как решение творческих – изобретательских задач в эвристической среде, сочетающее учебно - познавательную деятельность с творчеством ( художественным, научным, техническим, социальным, экзистенциальным ), общение носит демократический характер открытой дискуссии равных собеседников, подчинено решению изобретательской задачи ; воспитание происходит продуктивными методами ( проект, исследовательская деятельность, сократическая беседа, дискуссия ); клубный ( социокультурное воспроизводство как свободное времяпрепровождение осуществляется в общности людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия, познание стихийно и фрагментарно, направленно на решение оперативных задач ; отношения основаны на общности интересов детей и взрослых, характеризуются атмосферой дружелюбия и доверия, правила и нормы взаимодействия отличает низкая регламентированность, ограничения носят рамочный характер ; структура социальных ролей педагогов и обучающихся включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению ); военный ( социокультурное воспроизводство как имитация жизнедеятельности военизированной организации, участники которой совместно служат, преодолевают трудности ; содержанием образования является допрофессиональная подготовка по военно - прикладным видам деятельности ; воспитание осуществляется методом инициации ( испытание и посвящения ), объяснительно - иллюстративным и методом учебной практики ; имитация ( военная игра ) определяет высоко регламентированный и ритуализированный характер взаимодействия, повседневный этикет отношений педагога и воспитанника ( социальные роли командира и подчиненного ); производственный ( социокультурное воспроизводство как сочетание решения уч \ восп задач с задачами мат. воспроизводства ; обучение носит характер обеспечения повышения качества выпускаемой продукции ; методами воспитания являются инструктаж, материальное и моральное поощрение за производственные достижения ; подобие жизнедеятельности производственной организации задает социальные роли педагогов и обучающихся – руков. участка и подчиненный работник, техник, инженер и рабочий ).

Основные направления деятельности ОО по д-нр.развитию, воспитанию и социализации, проф. ориентации обучающихся, здоровьесб. деят.и формированию экол. культуры формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству ( приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности ); формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере социального взаимодействия ( приобретение начального опыта общ. значимой деятельности, конструктивного социального поведения, социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности ; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека ; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и отв. поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных росс. законодательством ; приобщение обучающихся к общ. деятельности и школьным традициям, участие в детско - юн. Орг. и движениях, школьных и внешкольных организациях, в учен. Самоупр.; участие обучающихся в деят. производ., творч. объединений, благотв. организаций ; в эколэ просвэ сверстников, родителей, населения ; в благоустройстве школы, класса, поселения, города ;

в сфере отношений с другими людьми ( усвоение обучающимися нравственных ценностей, формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды ; развитие педагогической компетентности родителей ( законных представителей ) в целях содействия социализации обучающихся в семье ; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей ); формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии ( развитие собственных представлений о перспективах своего проф образования и будущей профессиональной деятельности ; приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся ; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии ; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с проф. образованием и професс. деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения ; создание условий для проф. ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов ; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы ; совместную деятельность обучающихся с родителями ( законными представителями ); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды труд. деятельности ; использование средств психолого - педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику проф. склонностей профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии ( в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах ); формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования ( развитие мотивации и способности к духовно - нравственному самосовершенствованию ; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации ); формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни ; формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе ; формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере искусства ( формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения ; развитие эстетического, эмоционально - ценностного видения окружающего мира ; развитие способности к эмоционально - ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры ; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека ; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности ).

Раздел 3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству предполагается осуществлять преимущественно в условиях общеобразовательной школы в ходе внеурочной деятельности, в составе коллектива ученического класса, организатором здесь выступает классный руководитель и педагоги школы, представляется целесообразным использовать возможности участия в военно - патриотических объединениях. Деятельность по формированию у школьников компетенций в сфере общественной самоорганизации может быть организована в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско - юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях ; через приобщение обучающихся к общ. деят. и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности произв., творческих объединений, благотв организаций ; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения ; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, партнерства с общ. организациями и объединениями. При формировании ответственного отношения к учебно - познавательной деятельности следует опираться на возможности программ дополнительного образования ( как школьные, так и реализуемые УДОД, с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ ДО ), в этом направлении важную роль призваны сыграть учителя - предметники, организуемые классным руководителем. Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений с другими людьми предусматривает использование потенциала уроков предметных областей « Филология », « Общественно - научные предметы », « Основы духовно - нравственной культуры народов России », внеурочной деятельности в ученическом классе, развитие пед. компетентности родителей ( законных представителей ) в целях содействия социализации обучающихся в семье ; учет инд. и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии предполагается осуществлять через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов ; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы ; совместную деятельность обучающихся с родителями ; информирование обучающихся об особенностях различных сфер проф. деятельности, социальных и фин. составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности ; использование средств псих - пед. поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и проф. потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии В формировании создании условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования ведущая роль принадлежит классному руководителю, в решении данной задачи могут быть задействованы возможности программ ДО ( как школьные, так и реализуемые УДОД ). Формирование у школьников здорового образа жизни ( формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять ; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены ; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний ), происходит через изучение предметной области « Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности », а также программы ДО ( как школьные, так и реализуемые УДОД, с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ ДО ). Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей « Естественнонаучные предметы » и « Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности », а также программы дополнительного образования ( как школьные, так и реализуемые УДОД, с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ ДО ). Реализация задач развития эстетического сознания учащихся может быть возложена на уроки предметной областей « Филология », « Искусство », а также на программы ДО ( как школьные, так и реализуемые УДОД, с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ ДО ). Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, может быть возложена на уроки предметных областей « Общественно - научные предметы », « Естественнонаучные предметы », воспитательную деятельность классного руководителя.

Раздел 4. Формы инд. и групповой организации профе. ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы) « Ярмарка профессий » как форма организации проф. ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Общая метод. схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок (« торговых палаток »), на которых разворачиваются презентации, участники имеют возможность свободного передвижения по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном порядке. В « Ярмарке профессий » могут принимать не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные широко известные признанные специалисты. Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе учреждений профессионального образования ( сузов и вузов ) и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельном сузе или вузе, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательном учреждении. Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются ( в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом ) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия ( посещение производства, музея ), в музеи или на тематические экспозиции, в учреждения профессионального образования. Предметная неделя в качестве формы организации проф. ориентации обучающихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким - либо предметом или предметной областью (« Неделя математики », « Неделя биологии », « Неделя истории »). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету / предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере. Олимпиады по предметам ( предметным областям ) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере учащихся. Олимпиады по предмету стимулируют познавательный интерес. Конкурсы профессионального мастерства как форма организации профессиональной ориентации обучающихся строятся как соревнование лиц, работающих по одной специальности, с целью определить наиболее высоко квалиф. работника. Обучающиеся, созерцая представление, имеют возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете, в процессе сопереживания конкурсанту у школьников возникает интерес к какой - либо профессии.

Раздел 5. Этапы организации социализации обучающихся в совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами Достижение результатов социализации обучающихся в совместной деятельности образовательной организации с различными социальными субъектами, с одной стороны, обеспечивается организацией взаимодействия школы с предприятиями, общественными организациями, организациями дополнительного образования и т. д., а с другой – включением школьника в социальную деятельность. Организация взаимодействия общеобразовательной школы с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования, иными социальными субъектами может быть представлена как последовательная реализация следующих этапов : – моделирование администрацией школы с привлечением школьников, родителей, общественности взаимодействия общеобразовательной организации с различными социальными субъектами ( на основе анализа педагогами школы социально - педагогических потенциалов социальной среды ); – проектирование партнерства школы с различными социальными субъектами ( в результате переговоров администрации формирование договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования и другими субъектами ); – осуществление социальной деятельности в процессе реализации договоров школы с социальными партнерами ; – формирование в школе и в окружающей социальной среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения ; – организация рефлексии социальных взаимодействий и взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернете ; – обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию ( общение, познание, игра, спорт, труд ), формам организации, возможному характеру участия ( увлечение ( хобби ), общественная активность, социальное лидерство ); – обеспечение социальной деятельности учащихся укладом школьной жизни, стимулирование общественной самоорганизации учащихся общеобразовательной школы, поддержка общественных инициатив школьников.

Миссия школы в социально-педагогическом обеспечении социализации школьников на ступени ООО – сформировать у обучающихся представления об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и лицами с разными социальными статусами. Педагогическое обеспечение включения школьников в социальную деятельность предусматривает следующие этапы : – авансирование положительного восприятия школьниками предстоящей социальной деятельности – обеспечение социальных ожиданий учащихся, связанных с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов ; – информирование учащихся о пространстве предстоящей социальной деятельности, способах взаимодействия с различными социальными субъектами, возможностях самореализации в нем ; статусных и функциональных характеристиках социальных ролей ; – обучение школьников социальному взаимодействию, информирование учащихся о способах решения задач социальной деятельности, пробное решение задач в рамках отдельных социальных проектов ; – содействие школьникам в изучении норм и правил межличностного взаимодействия и собственных особенностей взаимодействия с отдельными лицами и группами ; – организация планирования учащимися собственного участия в социальной деятельности, исходя из индивидуальных особенностей, опробование индивидуальной стратегии участия в социальной деятельности ; – содействие учащимся в осознания внутренних ( собственных ) ресурсов и внешних ресурсов ( ресурсов среды ), обеспечивающих успешное участие школьника в социальной деятельности ; – демонстрация вариативности социальных ситуаций, ситуаций выбора и необходимости планирования собственной деятельности ; – обеспечение проблематизации школьников по характеру их участия в социальной деятельности, содействие учащимся в определении ими собственных целей участия в социальной деятельности ; – содействие школьникам в проектировании и планировании собственного участия в социальной деятельности. Этапы организации социальной деятельности могут выстраиваться в логике технологии коллективно - творческой деятельности : поиск объектов общей заботы, коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка мероприятия, коллективное проведение, коллективный анализ.

Раздел 7. Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, Модель обеспечения рациональной организации учебно - воспитательного процесса и образовательной среды предусматривает объединение пед. коллектива в вопросе рациональной организации УВП и образовательной среды, освоение педагогами образовательной организации совокупности соответствующих представлений, экспертизу и взаимную экспертизу рациональности организации учебно - воспитательного процесса и образовательной среды, проведение исследований состояния учебно - воспитательного процесса и образовательной среды. Сферами рационализации УВП являются : организация занятий ( уроков ); использование каналов восприятия ; учет зоны работоспособности учащихся ; распределение интенсивности умственной деятельности ; использование здоровьесберегающих технологий. Модель организации физкультурно - спортивной и оздоровительной работы предполагает формирование групп школьников на основе их интересов в сфере физической культуры и спорта ( спортивные клубы и секции ), организацию тренировок в клубах и секциях, проведение регулярных оздоровительных процедур и периодических акций, подготовку и проведение спортивных соревнований. Модель профилактической работы предусматривает определение « зон риска » ( выявление учащихся, вызывающих наибольшее опасение ; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и т. д.), разработку и реализацию комплекса адресных мер, используются возможности профильных организаций – медицинских, правоохранительных, социальных и т. д.). Профилактика чаще всего связана с употреблением психоактивных веществ обучающимися, а также с проблемами детского дорожно - транспортного травматизма. Модель просветительской и методической работы с участниками ОП рассчитана на большие, нерасчлененные на устойчивые, учебные группы, и неоформленные ( официально не зарегистрированные ) аудитории, может быть : внешней ( предполагает привлечение возможностей других учреждений и организаций – спортивные клубы, лечебные учреждения, стадионы, библиотеки и т. д.); внутренней ( получение информации организуется в общеобразовательной школе, в том числе одна группа учащихся выступает источником информации для другого коллектива, других групп – коллективов ); программной ( системной, органически вписаной в образовательный процесс, служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает межпредметные связи ); стихийной ( осуществляется ситуативно, как ответ на возникающие в жизни школы, ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение мнений и т. д.; может быть оформлена как некоторое событие, выходящее из ряда традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение проблемной ситуации ). Просвещение осуществляется через лекции, беседы, диспуты, выступления в средствах массовой информации, экскурсионные программы, библиотечные и концертные абонементы, передвижные выставки.

Раздел 8. Описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни ; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье ; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько комплексов мероприятий. Первый комплекс мероприятий формирует у обучающихся : способность составлять рациональный режим дня и отдыха Второй комплекс мероприятий формирует у обучающихся : представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов ;. Третий комплекс мероприятий формирует у обучающихся : навыки оценки собственного функционального состояния ( напряжения, утомления, переутомления ) по субъективным показателям ( пульс, дыхание, состояние кожных покровов ) с учетом собственных индивидуальных особенностей ; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций ; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения ; навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях ; представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний ; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни ; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. Четвертый комплекс мероприятий формирует у обучающихся : представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни ; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья ; Пятый комплекс мероприятий обеспечивает профилактику разного рода зависимостей :