. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ. . «Печальным образом характерология, послужившая источником и началом дифференциальной психологии, на современном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
Advertisements

Курсовая работа Влияние акцентуации характера на мотивацию достижений в подростковом возрасте Выполнила: студентка 2-го курса, группа До-II.8 Блохина Елена.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Проблема определения и классификации психических явлений.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Понятие и структура личности: основные подходы Презентацию подготовили Умова Луиза и Чемко Дина 1 курс 3 группа РиСО.
Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
«Счастлив тот, кто утром с радостью идет на работу…» Автор: Рязанова Т.А. педагог-психолог МОУ сош 11 г. Сатка.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Психология физической культуры. Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Инструментарий для диагностики профессиональной направленности школьников. Психологическая служба ГОУ ЦО Психологическое сопровождение школьников.
Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога.
Психологическое здоровье: путь к успеху (дисциплина по выбору для студентов 3 курса всех направлений подготовки бакалавров) Старший преподаватель кафедры.
Основные концепции одаренности Выполнила студентка группы ПС-41: Чачило.А.А.
Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)
Транксрипт:

. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ

. «Печальным образом характерология, послужившая источником и началом дифференциальной психологии, на современном этапе оказалась не у дел.» «Характер как одна из основных структур индивидуальности не особо принимается психологической научной общественностью в качестве важнейшего дифференциально- психологического измерения.» Александр Либин

Теоретические и практические разработки современных атворов 1. Типологии личности и классификации черт. 2. Психодиагностика характера 3. Место характера в структуре индивидуальности 4. Моделирование структуры характера 5. Поиск естественной структуры характера и определение ее критериев. 6. Построение модели характера на основе категорий системного подхода.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА добросовестность, застенчивость (Ф.Зимбардо, 1991, Р.Кеттелл, 1946; А.А. Баранов, 2002; Д.Каплан, 1972 и др.) наглость, совестливость (Дж.Уайтинг, 1953; М.Мид, 1956, К.Изард, 2000) гневливость (Ч.Спилбергер, 1994; П.А. Ковалев, 1996) обидчивость (П.А. Ковалев, 1996), настойчивость, упрямство, мстительность (Е.П. Ильин, 2002; П.А. Ковалев, Нгуен Ки Тыонг, 2000) ревнивость и завистливость (Н.В. Персианинова, 2002; К. Муздыбаев, 2002) ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ХАРАКТЕРА - Клиника и систематика психопатий (П.Б. Ганнушкин, нач. 20 в.) - Соматотипы (Э. Кречмер, нач. 20 в.) - Акцентуированная личность (К. Леонгард, середина 20 в.) - Акцентуация характера (А.Е. Личко, 80-е гг. 20 в.)

Иерархическая модель (на примере волевых черт, Е.П. Ильин, 2006). ТЕРПЕЛИВОСТЬ МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ (НАСТОЙЧИВОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ) УПОРСТВО ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Иерархическая модель (на примере эмоциональных черт, Е.П. Ильин, 2006). НАСТОЙЧИВОСТЬ (КАК ЧЕРТА ТЕМПЕРМЕНТА) МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ (СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ, СТАТУС) ЗАВИСТЛИВОСТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Интегральная индивидуальность (Н.В. Беломестнова, 2011). ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (темпоральные, активационные, эмоциональные) Ценностные ориентации, иерархия мотивов, моральные и этические критерии, нравственное самосознание Оптимальное сочетание психологических свойств, способствующее максимальной самореализации человека ЛИЧНОСТЬ ХАРАКТЕР ТЕМПЕРАМЕНТ ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ИНДИВДНЫЕ СВОЙСТВА)

Н.В. Беломестнова (2011) пытается наметить основные пути построения теории характера, исходя из основных категорий системного подхода В зрелой модели должны присутствовать такие категории: Категории системного подходаТЕМПЕРАМЕНТХАРАКТЕР Системный уровень организации Характер детерминации Степень зависимости от типа деятельности Степень вариативности во времени Шкала вариантов Механизмы трансформации Аксиологическая характеристика

Н.В. Беломестнова (2011) пытается наметить основные пути построения теории характера, исходя из основных категорий системного подхода В зрелой модели должны присутствовать такие категории: Категории системного подхода Свойства компонентов системы ТЕМПЕРАМЕНТ Системный уровень организации Биологический / Психический / Психологический, Социальный Характер детерминации Генетическая / Биосоциальная / Социальная Степень зависимости от типа деятельности Зависит / Не зависит Степень вариативности во времени Стабильно / Нестабильно Шкала вариантов Дискретная, номинативная / Континуальная, количественная Механизмы трансформации Возможно ли изменение данного свойства в онтогенезе (это биологическое / личностное / социальное воздействие) / Невозможно Аксиологическая характеристика Присутствует (полезно–вредно, правильно– неправильно, этично–неэтично, морально– аморально) / Отсутствует.

Н.В. Беломестнова (2011) пытается наметить основные пути построения теории характера, исходя из основных категорий системного подхода В зрелой модели должны присутствовать такие категории: Категории системного подхода Свойства компонентов системы ТЕМПЕРАМЕНТ Системный уровень организации Биологический / Психический / Психологический, Социальный Характер детерминации Генетическая / Биосоциальная / Социальная Степень зависимости от типа деятельности Зависит / Не зависит Степень вариативности во времени Стабильно / Нестабильно Шкала вариантов Дискретная, номинативная / Континуальная, количественная Механизмы трансформации Возможно ли изменение данного свойства в онтогенезе (это биологическое / личностное / социальное воздействие) / Невозможно Аксиологическая характеристика Присутствует (полезно–вредно, правильно– неправильно, этично–неэтично, морально– аморально) / Отсутствует.

Н.В. Беломестнова (2011) пытается наметить основные пути построения теории характера, исходя из основных категорий системного подхода В зрелой модели должны присутствовать такие категории: Категории системного подхода Свойства компонентов системы ХАРАКТЕР Системный уровень организации (биологический, психический, психологический, социальный) Характер детерминации(генетическая, биосоциальная, социальная), Степень зависимости от типа деятельности зависит, не зависит Степень вариативности во времени стабильно, нестабильно Шкала вариантовдискретная, номинативная, или - континуальная, количественная Механизмы трансформации Возможно ли изменение данного свойства в онтогенезе (это биологическое / личностное / социальное воздействие) / Невозможно Аксиологическая характеристика (полезно/вредно, правильно/неправильно, этично/неэтично, морально/аморально; отсутствует).

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА А.В. Петровский. «Черты характера не изолированы друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.»

Автор предлагает выделять черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека. познавательные черты: склад ума (теоретический/практический), качество ума (аналитичность/синтетичность, гибкость/ригидность, критичность, любознательность); эмоциональные черты: страстность, завистливость, сентиментальность, патриотизм, гуманность, мстительность, застенчивость, эмпатичность, совестливость, обидчивость, гневливость, ревнивость волевые черты: выдержка, целеустремленность, настойчивость, терпеливость, смелость, упрямство.

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА Б.Г. Ананьев. Характер содержит три составляющих (направленность в виде отношения субъекта): 1)к себе 2)к другим людям 3)к делу

Примеры свойств характера в трех координатах ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ Самоуважение Ощущение собственной значимости Самооценка и т.д. Уважение Избирательность в общении Безразличие и т.д. Целеустремленность Настойчивость Исполнительность Добросовестность и т.д.

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА Александр Либин. Характер представлен в трех измерениях: Я-концепция Я как симптомокомплекс черт Я как система генерализованных ориентаций 1 2 3

Самооценка Образ Я Вектор поведения Диспозиции 2 Самоотношение Представление о других Представление о себе Самопрезентация Склонности Фон настроения Саморегуляция На других: мотивы взаимодействия На предмет: мотивы достижения успеха На себя: мотивы самореализации

ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРА 1. Регулирующая 2. Защитная 3. Адаптивная 4.Экспрессивная