КЕЙС-СТАДИ «Современный урок: формы и методы». Основные недостатки уроков Не объявляется тема и цель урока; Используются однообразные, в основном репродуктивные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ Автор: учитель русского языка и литературы, Рыбкина Н.И., МКОУ-СОШ 2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Advertisements

Методический день на тему: «Урок 21 века. Методика и техника современного урока»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Анализ современного урока В помощь учителю
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Современный урок: формы и методы.»
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Учебное занятие – основная форма реализации инновационного педагогического процесса ПОИСКОВЫЙ СЕМИНАР КОГОБУ СОШ с УИОП г. Яранска Устав от
Иващенко Галина Николаевна, учитель физики МКОУ «Новокрасненская СОШ»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека.
Web-квест как инструмент активизации познавательной самостоятельности школьников Февраль 2010 г. МОУ СОШ 37 города Твери, Форсова Ольга Борисовна, учитель.
Транксрипт:

КЕЙС-СТАДИ «Современный урок: формы и методы»

Основные недостатки уроков Не объявляется тема и цель урока; Используются однообразные, в основном репродуктивные методы обучения; Не учитываются индивидуальные и возрастные особенности учащихся; Не всегда даются ясные инструктажи по выполнению заданий, не ставятся чёткие учебные вопросы и задачи; В урок не включаются вопросы, содержащие изученный ранее материал(задачи, орфограммы и т.д.); От учащихся не требуют исчерпывающих ответов; Отсутствуют задания, способствующие развитию информационной и учебно- познавательной компетенции; Не используются разноуровневые задания; Отсутствует система обратной связи учитель-ученик; Используются однообразные и не эффективные формы проверки д/з, самостоятельных работ; Отсутствуют задания, способствующие развитию у учащихся умения делать самоанализ своей деятельности; Не запрограммирована динамика урока (как в прямом, так и в переносном смысле) не проводится динамическая пауза с конкретными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.); Не подводятся итоги урока ( отсутствует рефлексия); Не используются воспитательные возможности оценки; Не продумывается дозировка и дифференциация домашних заданий. Отсутствует инструктаж к выполнению д/з, нет записи д/з на доске и в дневнике; Не используется наглядность и средства ИКТ

В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно» Так может и не стоит ничего менять?

Проблемы Каким должен быть урок? Что значит хороший урок? Что такое современный урок? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от вчерашнего?

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Тема урока ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Формы работы Методы обучения Методы обучения РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА РЕФЛЕКСИЯ средства

Цель урока: предполагается, что до окончания урока учащиеся будут: Знать Читать Владеть методами. Применять знания, полученные в ходе урока на практике и т.д.. Задачи личностного развития учащихся: Содействовать развитию у учащихся пространственного мышления; Способствовать воспитанию учащихся к родному краю;

Примеры некоторых формулировок развивающих задач развивать интерес к конкретной деятельности на уроке; развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля; содействовать развитию воли и настойчивости; развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций); развивать интерес к предмету; развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость; развивать память, мышление, речь, познавательные интересы; учить вести и составлять конспекты, тезисы; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки; учить устанавливать межпредметные связи; развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю; учить вести и составлять конспекты, тезисы.

Примеры некоторых формулировок воспитательных задач пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности); пробудить чувства ответственности, долга… вызвать чувство удивления и гордости… подвести учащихся к выводу… убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения. показать учащимся… дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии; создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения; формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Основные компоненты современного урока 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ЭТАПЫ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА ЭТАПЫ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Организационный Ориентировочно-мотивационный Проверка домашнего задания Актуализация субъективного опыта учащихся Освоение новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного Закрепление изученного (задания, задачи, упражнения) Оценочно-рефлексивный: Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подведение итогов урока Рефлексия Организационный Ориентировочно-мотивационный Актуализация субъективного опыта учащихся Освоение новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного Коррекция Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подведение итогов урока Рефлексия

ЭТАПЫ УРОКА ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭТАПЫ УРОКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Организационный Ориентировочно-мотивационный Актуализация субъективного опыта учащихся Закрепление изученного (задания, задачи, упражнения) Контроль и самоконтроль Коррекция Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подведение итогов урока Рефлексия Организационный Ориентировочно-мотивационный Актуализация субъективного опыта учащихся Закрепление изученного (задания, задачи, упражнения) Применение изученного Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подведение итогов урока Рефлексия

Нетрадиционные формы уроков Урок-лекция "Парадокс« Урок-"Эврика« Урок-сочинение Урок-аукцион Урок-деловая игра Игра-обобщение Урок-пресс-конференция Урок-диспут Уроки-творчества Урок-творческий отчет Урок-"общественный смотр знаний« Урок-соревнование Урок-соревнование (алгебра) Урок-турнир Урок типа «КВН» Урок «Что? Где? Когда?» Урок-эстафета Урок взаимообучения учащихся Уроки, которые ведут ученики Урок-экскурсия Урок-заочная экскурсия Урок-консультация Компьютерные игры Групповой урок внеклассного чтения Конференция старшеклассников Урок-семинар Урок-бенефис

Нетрадиционные уроки Уроки книжной панорамы Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал) Уроки решения задач Урок-эссе "Атака мыслей" Бинарный урок Консультанты на опросе Конспект-лекция Круглый стол Лекция-дискуссия Лекция-консультация Лекция с обратной связью "Определение понятий" Проблемное изложение Методика поабзацной проработки текста "Синтез мыслей" Лекция "Улучшить и повторить" Конференция однородных групп Урок-лабиринт Урок-путешествие Интегрированный урок Обобщающий урок Зачет-игра Интегративные уроки

Тема: Географическая карта-модель земной поверхности Место урока в изучаемой теме: третий урок в теме «Методы географических исследований», 1 четверть, 11 класс Тип урока: применение знаний и умений Цель урока: предполагается, что до окончания урока учащиеся будут: Знать отличия географической и топографической карты: Читать географическую и топографическую карту при помощи условных знаков. Владеть методами картографических проекций. Применять знания, полученные в ходе урока на практике. Задачи личностного развития учащихся: Содействовать развитию у учащихся пространственного мышления; Способствовать воспитанию учащихся к родному краю; Вид урока: урок-конференция Оборудование: физическая карта полушарий, топографическая карта, атласы для начального курса географии и атлас материков и океанов, мультимедийная презентация.

Методы и формы Деятельность учителя Деятельность учащихся Метод «Квик-настройка» «Здравствуйте, кто сегодня в хорошем настроении, здравствуйте, те, кто мечтает о путешествиях в дальние страны, здравствуйте, те, кто путешествует по родному краю. Сегодняшний урок поможем Вам ориентироваться в географическом пространстве» Организовывает внимание учащихся, настраивает на плодотворную работу. Определяет цели и задачи урока. Формирует команды для пресс- конференции: краеведы, географы, топографы. Представляет задания, которые размещаются в конвертах. С заданиями учащиеся знакомы и были даны как опережающие. Мобилизуются на деятельность. Рассаживаются в соответствии с выполненными опережающими заданиями по командам. В конвертах предложенные задания и алгоритм ответа, по которому велась предварительная подготовка. Ход урока 1 этап Организационно- мотивационный (до 1 минуты) Цель: психологическая подготовка к уроку, организация внимания учащихся, определение целей и задач урока, познавательная мотивация, самоопределение на итог урока.

Метод «Квик-настройка» это настрой педагога на успешную работу, мотивация на разрешение определённой проблемы эмоциональная знаниевая

SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки педагогической деятельности. Метод включает определение цели и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его. Аббревиатура SWOT означает: Strengths – сильные стороны Weakness – слабые стороны Opportunities – возможности Threats - угрозы самообразование, самоанализ самоанализ организация семинара, консультацииорганизация технология проектирования и проведения современного урока

Метод «Модерации» Модерация – это организация обсуждения вопроса или проблемы, которая дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные. Модератор должен обладать: способностью к интенсивному и эмоциональному общению, способностью к сопереживанию, толерантностью, аналитическими способностями и навыками рефлексии, креативностью, навыками саморегуляции.

Основные процессы модерации: визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков), вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам, презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…), обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками. Правила игры для участников модерации: высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент, говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора, свое желание выражать поднятием руки), главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков), все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения), противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов). Роли: «лидер» - он поддерживает деловую доброжелательную атмосферу в группе, «эксперт» - обладает определенными знаниями, способен анализировать ситуации, выдвигать предложения, давать рекомендации. Поведение его самокритично и рационально. «противник» (оппозиционер) – активно выступает против лидера, критикуя его идеи, стремиться к созданию оппозиции внутри группы. Высказывания его бывают противоречивыми. «рядовые члены группы» - пассивные, легко приспосабливающиеся участники, старающиеся сохранить свою анонимность. Могут присоединяться к лидеру или к противнику. «аутсайдер» (черная овца, изгой) – по разным причинам отстает от группы. Не включается в групповую деятельность, вызывает безразличие или негативность группы.

Структура веб-квеста Веб-квест состоит из следующих разделов: Введение - краткое описание темы веб-квеста. Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет- ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Метод кейсов Метод «Кейсов» (Case study) – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую- либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на: ситуации – иллюстрации; ситуации – упражнения; ситуации – оценки; ситуации – проблемы.

Баскет-метод (разбор деловых бумаг) метод обучения на основе имитации ситуаций, наиболее часто встречающихся в работе руководителей. Участнику предлагается выступить в роли руководителя, которому за определенное время необходимо упорядочить документы, выявить вопросы, требующие незамедлительного рассмотрения, принять все необходимые решения, подготовить соответствующие материалы и документы. Данный метод (in-basket, in-tray) эффективен при оценке способности педагога работать с информацией, распределять ее с учетом приоритетных задач, принимать решения на основе имеющихся данных Баскет-метод

Фокус-группа Фокус-группой (focus group) называется неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения. Основная цель проведения фокус-групп получение представления о том, что думает группа людей о проблемах интересующих исследователя. Ценность этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию.

Ель рефлексии Каждая пара веток ёлки – это позиция, по которой надо высказать свое мнение (снизу вверх): Нижняя пара веток– для нас было важным и интересным… Вторая пара веток – по этому вопросу мы получили конкретную информацию… Третья пара веток – нам было трудно (нам не понравилось)… Четвёртая пара веток – наша оценка педагогического совета… Верхушка ели – для нас было недостаточно…

Рефлексия 1. Ассоциативный ряд 2. Незаконченные предложения 3. Торт решений 4. Разговор на бумаге 5. Солнышко 6. Координаты 7. Лист обратной связи 8. Заключительная дискуссия 9. Выбери дистанцию 10. Интепретация изображений 11. Свет молнии. 12. Письмо самому себе 13. Ну что, как прошло занятие? 14. Барометр настроения 15. Телеграмма. 16. Памятки 17. Пейзаж - зеркало настроения 18. Цветодиагностика

Связь между работоспособностью учащихся и временем урока max минут

Распределение интенсивности умственной деятельности минута 80 % минута % минута 10 %

Этапы урока Традиционное содержание урока Содержание в деятельностном обучении Организационны й момент Приветствие, проверка готовности к уроку Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. Повторение пройденного Устная (письменная) работа, сообщение темы урока Актуализация имеющихся необходимых знаний завершается созданием проблемной ситуации, постановкой проблемы Изучение нового материала Изложение нового материала учителем Поиск способов решения проблемы детьми Закрепление нового материала Закрепление материала посредством репродуктивной деятельности Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля, самооценки. Включение нового знания в систему знаний Домашнее задание Как правило, формулировку и объем определяет учитель Организация рефлексии, самостоятельная постановка учащимися дальнейших целей обучения. Оценочная деятельность Обычно учитель перечисляет оценки Объявление оценок с комментированием, самооценивание, взаимооценивание

Лекция -5% Самостоятель ное чтение-10% Аудио и видео просмотр-20% Демонстрация-30% Групповое обсуждение-50% Выполнение практических заданий-75% Обучение других (применение знаний на практике)-90%

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой учительской стезе…. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)