Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДС 264 Воспитатель года Игры на развитие слухового внимания
Advertisements

Особенности речи детей 2-3 лет Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». Презентацию подготовила: Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» С.А. Фролова.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева).
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия» Составила: Нечаева Н.В. – учитель-логопед.
Формирование фонематического восприятия.. Подготовила С.В.Надеина к семинару 2012 года.
Игра 1 «Звуки природы» Экскурсия в лес, к ручью: предложить детям послушать звуки шороха листьев, плеска воды, шума травы и дождя.
Учите малыша произносить звуки! (консультация для родителей)
Звук и буква А. Звук и буква О. Обучение грамоте в подготовительной к школе группе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ.
Игры, которые можно провести дома.. «Путешествие на дачу» Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает,
Развитие фонематического слуха.. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. Смешение звуков: звонких согласных с глухими (блакала.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
МБУ Городской Методический центр г. Югорск 2010 г. Автор: Терентьева О.Ф. Тьютор: Горячева О. А. Автор: Терентьева О.Ф. Тьютор: Горячева О. А.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
Транксрипт:

Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

«Поймай звук» Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заранее заданный звук. Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заранее заданный звук.

«Волшебные баночки» Подобрать по две одинаковые непрозрачные емкости с крышками. Наполнить их разным содержимым ( по 2 баночки: с горохом, гречкой, гайками, пуговицами и т.п.). Подобрать по две одинаковые непрозрачные емкости с крышками. Наполнить их разным содержимым ( по 2 баночки: с горохом, гречкой, гайками, пуговицами и т.п.). Ход игры. Ребенок трясет баночки и находит пары баночек одинаковых по звуку. Ход игры. Ребенок трясет баночки и находит пары баночек одинаковых по звуку.

«Скажи, что ты слышишь?» Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: Сначала взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.) Описание игры: Сначала взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

«Скажи, что звучит?» Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.) Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.) Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет. Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

«Поставь по порядку» Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов. Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов. Описание игры: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, послушать ряд звуков. Затем, открыв глаза, ребенок должен назвать звуки (вариант: разложить картинки) в том порядке, в котором они звучали. Описание игры: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, послушать ряд звуков. Затем, открыв глаза, ребенок должен назвать звуки (вариант: разложить картинки) в том порядке, в котором они звучали.

«Тихо - громко!» Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, барабан или др.). Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, барабан или др.). Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребенок шагает на месте. Услышав тихое звучание, прыгает на месте. Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений. Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребенок шагает на месте. Услышав тихое звучание, прыгает на месте. Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

«Разговор шепотом» Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метра, услышал и понял то, что произносит взрослый шепотом (слова, предложения). Слова должны произноситься четко. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метра, услышал и понял то, что произносит взрослый шепотом (слова, предложения). Слова должны произноситься четко.

«Эхо» Взрослый говорит (звуки, слова, предложения), ребенок должен повторить. Взрослый говорит (звуки, слова, предложения), ребенок должен повторить.

«Хорист» Взрослый предлагает ребенку пропеть заданный звук с разными интонациями (грустно, весело, удивленно и т. д.) Взрослый предлагает ребенку пропеть заданный звук с разными интонациями (грустно, весело, удивленно и т. д.)

«Сломанный телевизор» Взрослый исполняет роль диктора и беззвучно артикулирует гласные звуки. Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями. Взрослый исполняет роль диктора и беззвучно артикулирует гласные звуки. Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: «Назови первый звук в слове». «Назови первый звук в слове». «Назови последний звук в слове». «Назови последний звук в слове». «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова». «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова». «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н]. «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н]. «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш). «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).

«Кто больше?» Предложите ребенку посоревноваться, кто больше придумает слов, начинающихся с заданного звука. Предложите ребенку посоревноваться, кто больше придумает слов, начинающихся с заданного звука.

«Слова вокруг нас» Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук.

«Какой звук потерялся». Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит... амолёт. Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит... амолёт. В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно. В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

«Цепочка слов» Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла. Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

«Назови слова на каждый звук в слове» Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков. Например: Например: Сок: соска, очки, капуста и т.д.

« Добавь звук» Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова: вол - волк, рыба - рыбак, завтра - завтрак, пар - парк вол - волк, рыба - рыбак, завтра - завтрак, пар - парк Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт, бор - борт, бра - брат, сор - сорт и т.д Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт, бор - борт, бра - брат, сор - сорт и т.д

«Отними звук» Какое слово получится, если убрать первый звук: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы, крот - рот, смех - мех, гром - ром, зверь - верь, клей - лей, скот - кот, плуг - луг, укол - кол и т.д. косы - осы, крот - рот, смех - мех, гром - ром, зверь - верь, клей - лей, скот - кот, плуг - луг, укол - кол и т.д.