МАДОУ детский сад комбинированного вида 16 Журнал для родителей детского сада. Советы логопеда и психолога. «ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ» ВЫПУСК 4 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Красногвардейская гимназия» ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС.
Advertisements

Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
Подготовка дошкольника к обучению в школе это очень важный процесс, необходимый для формирования личности будущего школьника. Семья играет важную роль.
Ваш ребёнок идёт в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников. Педагог – психолог Зузенкова О. В.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
МДОУ «Детский сад 116 «Родничок». Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к: развитию речи, мышления, памяти,
Готовность Готовность к школе. это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. готовность к.
Готов ли ваш ребёнок к школе ?. Что такое готовность к школе ? Функциональная готовность Функциональная готовность Интеллектуальная готовность Интеллектуальная.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Конференция для родителей «Готовность детей к обучению в школе» подготовил: воспитатель - С.Л.Ненашева.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Страна детства. Дети – наше будущее, наше завтра Все мы, тоже были жителями этой удивительной страны, спешили расти, мечтали скорее стать взрослыми.Ваш.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
СКОРО В ШКОЛУ Родительское собрание. Вопросы для знакомства: Имя, отчество. Кто из детей идёт в школу? Как зовут ребёнка? Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
Возрастные особенности детей 6-7-лет.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Транксрипт:

МАДОУ детский сад комбинированного вида 16 Журнал для родителей детского сада. Советы логопеда и психолога. «ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ» ВЫПУСК год 2014 год г. Апрелевка

Материал подготовили: Творческая группа: Левшенкова Г.Н. Учитель-логопед Майорова Л.В. Педагог-психолог

Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих, причём наиболее незащищённой частью. А. И. Луньков. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы и стандарты, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованной непосредственно – образовательной деятельности с ребенком. 1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка детей к школе многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. 2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье. Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.

Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду: Главное требование это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи. Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам. Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение. Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально - волевой сферы предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий. При подготовке к школе родители должны учить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок.

Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение.

Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами много возможностей научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе. Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители домашних детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно - воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе в непосредственно – образовательной деятельности в детском саду. Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. 1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ; 2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; 3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ; 4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Три этапа становления позиции школьника. Уже к шести годам у детей появляется интерес и положительное отношение к школе, при этом ребенка еще не интересует собственно учебная действительность. По сути, это еще дошкольная позиция, перенесенная на отношение к школе (ребенок хочет пойти в школу и сохранить дошкольный образ жизни). Далее позиция школьника развивается в направлении интереса к содержательным моментам школьной жизни. И лишь на восьмом году жизни возникает собственно позиция школьника, когда в мотивации начинают преобладать учебные составляющие школьной жизни. Волевая готовность к школе означает способность ребенка контролировать свою деятельность с помощью волевого усилия. В поведении это проявляется через умение слушать, принимать и точно выполнять задания взрослого, через готовность действовать в соответствии с правилами и следовать образцу. Если волевая готовность сформирована, то ребенок способен достаточно долго выполнять не очень привлекательное для него задание.

Мотивационная готовность это еще один аспект социально-психологической готовности к школе. Если воспитанник подготовительной группы понимает важность и необходимость учения и демонстрирует желание ходить в школу для того, чтобы получать новые знания, тогда можно говорить о наличии у него учебной мотивации. Ребенок с несформированной мотивационной готовностью проявляет интерес не к учению, а к внешним проявлениям школьной жизни: ему нравится форма, ранец, привлекает то, что в школе учится его друг или то, что можно будет не спать днем. У старших дошкольников присутствуют и другие мотивы, побуждающие ребенка идти в школу: желание быть похожим на взрослых, интерес к новым видам деятельности, стремление к самостоятельности, самоутверждение. Уровень развития познавательной потребности один из ведущих показателей психологической готовности детей к обучению в школе. Еще на занятиях в детском саду через игру необходимо формировать у детей интерес к самому процессу получения новых знаний. Кроме того, чтобы сформировать мотивационную готовность детей, взрослые должны показывать будущему школьнику важность учебной деятельности по сравнению с игрой дошкольника и относиться к ребенку как к более взрослому и ответственному человеку. Определить уровень мотивационной готовности к школе поможет тест "Мотивационная готовность" Т.Д. Марцинковской.

Интеллектуальная готовность к обучению в школе Интеллектуальная готовность ребенка к школе напрямую связана с процессами функционального созревания структур головного мозга. В качестве показателей интеллектуальной готовности специалисты выделяют: 1. Развитие образного и логического мышления: при сравнении дети могут находить сходство и различия предметов, могут объединять предметы в группы по существенным признакам, способны устанавливать логические связи между предметами и явлениями. 2. Развитие произвольного внимания предполагает способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15 – 20 минут. К концу дошкольного возраста у детей возникает произвольное поведение и формируется произвольность умственной деятельности. Эти характеристики являются необходимыми условиями школьной зрелости, то есть готовности к школе. 3. Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи и других, также является условием интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Кроме того, специалисты считают важным компонентом готовности детей к школе сформированность предметно- специфических знаний, необходимых для школьного обучения. К ним относятся: речевая подготовка, математические представления, пространственно-графическая подготовка.

Психофизиологическая готовность На физиологическом уровне в возрасте 6 – 7 лет происходит интенсивное биологическое созревание детского организма: к семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, возрастает подвижность нервных процессов, хотя процессы возбуждения все еще преобладают. Отсюда для детей этого возраста характерны такие особенности, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость. Психофизиологическая готовность к школе предполагает: 1. Развитие мелкой моторики руки: ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами. 2. Развитие пространственной ориентации и координация движений: ребенок умеет правильно определять положение в пространстве: выше - ниже, слева - справа. 3. Развивается и усложняется координация в системе глаз-рука: ребенок способен точно перенести в тетрадь простейший графический узор, образец которого он видит. Подводя итог, скажу так: на смену ведущей игровой мотивации приходит другая – познавательная, и ведущей деятельностью становится учебная. Обучение и школа олицетворяет новый, взрослый образ жизни для ребенка. Все новообразования, в том числе и готовность к школе, формируются на фоне кризиса семи лет. Ребенок теряет наивность и непосредственность, учится обобщать и структурировать свои переживания. Меняется отношение ребенка к самому себе и к взрослым.

Эмоционально-волевая готовность к школе Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Расширяется не только внешний круг жизнедеятельности ребенка, но и его внутренняя жизнь. Это происходит благодаря уже известному нам новообразованию открытию ребенком собственных переживаний. До этого он, безусловно, имеет переживания, но не знает, что переживает и что является переживающим субъектом. Теперь же возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка. Мы знаем, что самооценку дошкольника отличают явная необъективность и завышенность. Когда ребенка просят поставить на ступеньки нарисованной лестницы детей его группы, ранжировав их по какому-либо социально одобряемому признаку (самый "сильный", "добрый", "умный", "лучший друг" и т.п.), то себя он, как правило, ставит на самую верхнюю ступень, не испытывая неловкости или стыда. Иная картина наблюдается в самооценке младших школьников. Они тоже обычно ставят себя на лестнице выше ее середины, но уже не на самую верхнюю ступень. Кроме того, у них появляется тенденция к обоснованию своих самооценок и оценок. Это исключительно важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты учения. В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так, волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа.

К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Именно поэтому лучше, давая ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение самостоятельно и последовательно контролировать себя. Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки. В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все учителя, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из класса. Именно взрослый организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.

Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются "хочу" и "надо", чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным "хочу". Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки. Все исследователи развития воли дошкольников отмечают, что волевое поведение легче формируется при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае, например, командной игры). Произвольность в поведении ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по классу или столовой и т.д.), оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе. Условием психологической готовности к школе, связанным с волевым поведением, является и освоение ребенком функции планирования собственной деятельности. В старшем дошкольном возрасте он умеет выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему (что сначала, что потом), удерживать конечную цель при речи, подчинению ребенка сначала словесным инструкциям взрослого, а позже собственным словесным требованиям. Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Готовность к школе родителей Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они: помогать ребёнку и не сердиться; не кричать, принимать спокойно всё так, как есть; не унижать; не обижать; не сравнивать с другими своего ребёнка; не наказывать без явной причины, а лишь потому, что вы не в духе. В общем, могут ли они пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, успеха своего ребёнка. Что надо знать родителю о ребёнке, который идёт в школу: он ещё живёт в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени; он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо», «должен»; его работоспособность – 5 – 20 мин, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности; ему непривычно будет быть «одним из многих»; он будет более подвержен заболеваниям; ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения; ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить из школы, вместе гулять и т.д. Ребёнку нужны положительные эмоции: ребёнок ждёт от вас похвалы; главное для него – понимание, любовь, доверие, забота.

Поведение родителей по отношению к ребёнку, который идёт в школу: старайтесь в выходные сделать что-то интересное с ребёнком; не забывайте заглядывать в ранец своего ребёнка; постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь; научите ребёнка аккуратно вешать школьную форму; все бытовые дела с ним попробуйте «отрепетировать» заранее; берегите психику ребёнка; будьте сдержанны в своих эмоциях; не забывайте о школьных праздниках, ребёнок должен быть красиво и празднично одет; дайте ребёнку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим. Родители могут столкнуться с неожиданными трудностями, особенно в первые месяцы обучения ребёнка. У некоторых детей меняется поведение (одни становятся агрессивными, другие, наоборот, пассивными), некоторым детям снятся страшные сны, некоторые каждое утро жалуются на боль в животе, у некоторых развиваются тики и т.д. Эти проблемы свидетельствуют о сложностях адаптации к школе. Их разрешать лучше с помощью специалистов – учителей, психологов. Но основа разрешения проблем – это поддержка со стороны родителей: проявление их любви и веры в способности ребёнка.

Ребёнок и занятие Ребёнок испытывает радость от занятия: когда ему интересно; у него что-то получается; его понимают; его принимают таким, каков он есть. Способности, которые необходимо родителям развивать в своём ребёнке: память (тактильную, зрительную и пр.); внимание; логическое мышление; образное мышление; творческое воображение; коммуникабельность; речь; координацию; мелкую моторику; конструирование; счёт и др. Развивать эти способности можно: с помощью занятий в детском саду; дополнительных занятий в различных центрах; занятий с репетитором; занятий дома с родителями; использования интеллектуальных и развивающих игр и игрушек; чтения сказок, проведения бесед, прогулок, путешествий; посещения музеев, выставок, спектаклей, концертов; комплексного развития и др.

Для чего необходимо развивать эти способности: чтобы подготовить ребёнка к школе; ему легче было учиться; он был не хуже других; стал думающим; мог справиться с любой задачей; заложить ребёнку основы интеллектуально-творческого развития. Во время занятия от взрослых требуется: терпение; умение играть и верить в игру; принять ребёнка таким, каков он есть; принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка; почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше); импровизировать; подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка; не сравнивать одного ребёнка с другим; артистизм; творчество.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка, при поступлению в школу 1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух. 2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. 3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные. 4. Умение отвечать на вопросы и задавать их. 5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми). 6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний. 7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.). 8. Иметь представление о сезонных явлениях природы. 9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.). 10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Рекомендации для родителей первоклассников Чтобы ребенку было легче освоиться в школе, подготовку к первому классу нужно начинать заранее. Возьмите ребенка с собой в магазин, когда надо будет приобрести школьные принадлежности. Пусть он сам выберет себе пенал, ранец, ручки и тетрадки. Ненавязчиво направляйте выбор ребенка, объясняйте, что ему пригодится, а что нет, чем удобнее будет пользоваться - так он будет постепенно осваивать мир школьных вещей. Расскажите о распорядке дня школьника, об уроках и переменах, о необходимости выполнять домашние задания. Постарайтесь привлекать внимание ребенка к практическим деталям - что и как он будет делать. Помните - иногда то, что кажется нам, взрослым само собой разумеющимся, для детей далеко не очевидно. Спросите, что он сам хотел бы узнать о школе. Не удивляйтесь, если вопрос будет задан спустя несколько дней, детям нужно время, чтобы "переварить" информацию. К новым порядкам ребенку придется привыкать с первых дней в школе. Объясните ребенку важность учебы, расскажите о том, что он узнает много интересного и многому научится. Ваше отношение к школе будет определять и отношение к ней ребенка, поэтому, прежде чем начать беседовать о школе, вспомните приятные моменты из своей школьной жизни, учителей, которые вам помогали, и разговаривайте с ребенком, основываясь на этом положительном опыте. Начало учебного года требует повышенного внимания родителей. Можно сказать без преувеличения, что от вашей помощи ребенку в первой четверти и особенно в первый месяц учебы будет во многом зависеть его школьная жизнь. Вселяйте в ребенка веру в себя, поддерживайте в трудной ситуации.

Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что на ошибках учатся и что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе. Перед началом учебного года можно зайти с ребенком в школу, попросить показать класс, где он будет учиться. Чем больше будет для него знакомого, ожидаемого, тем ему будет легче. Если у ребенка есть какие-либо особенности, которые важно учитывать в школьной жизни (заикание, плохое зрение, леворукость), сообщите об этом лично учителю до начала учебного года. Важную роль играет режим дня первоклассника. Прежде всего, надо следить за тем, чтобы ребенок рано ложился спать, для этого возраста подходящее время отхода ко сну Если ребенок ложился спать позже, вам необходимо перевести его на новый режим, мотивируя это именно потребностями школьной жизни. Можно сказать так: "Тебе надо будет рано вставать, тебе потребуется много сил для учебы, тебе столько предстоит узнать интересного, так многому научиться, что, конечно же, надо спать побольше". Переходить на другой режим лучше за неделю-две до начала занятий в школе. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы первоклассник проводил больше времени на свежем воздухе.

Как сохранить здоровье первоклашки? Когда нарядно одетый малыш впервые переступает порог школы, родители, как правило, чаще всего задумываются о том, как он будет учиться, не будет ли проблем с поведением, достаточно ли он хорошо подготовлен к первому классу. А вот здоровье первоклашки на фоне всех этих тревог как- то отходит на второй план. Между тем, педиатры бьют тревогу: каждый год здоровых школьников становится все меньше, а из школы после ее окончания около 90% подростков выходят с хроническими заболеваниями. При этом многие из недугов, самые распространенные из которых - близорукость, гастрит и проблемы с позвоночником – приобретаются именно во время учебы. Кроме того, уже в первые годы школьной жизни практически все дети успевают переболеть самыми разными инфекционными заболеваниями, в первую очередь респираторными и кишечными. Если прибавить к этому нервные расстройства, переломы, травмы и вегето-сосудистую дистонию, то картина получится совсем нерадостная. Поэтому родителям не следует забывать, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Так что культуру здорового образа жизни у школьника следует воспитывать уже со школьной скамьи. А для этого и сами родители должны понимать, что здоровый ребенок намного важнее хороших отметок в дневнике.

Гастрит Это еще одно заболевание, которым страдают многие современные школьники. Вызывает гастрит бактерия, которая присутствует в желудке примерно у 80% жителей планеты, однако активизируется только в случае, если ослаблен иммунитет. Таким образом, дети, регулярно перекусывающие булочками или еще хуже – чипсами, испытывающие эмоциональную и умственную перегрузку, автоматически попадают в группу риска. Как избежать? - Ограничьте до минимума в рационе ребенка фастфуд и газированные напитки. Также не следует злоупотреблять жареными, острыми и копчеными продуктами. - Старайтесь, чтобы ребенок питался в одно и то же время, при этом блюда должны быть домашнего приготовления. - Помогите школьнику снизить психоэмоциональные нагрузки, тогда и органы пищеварения будут работать в более четком режиме, и быстрее выработаются пищевые привычки. - При первых симптомах изжоги следует дать ребенку антацидные и адсорбирующие препараты и обратиться к врачу для комплексного обследования.

Нарушения органов зрения Это одно из самых распространенных расстройств, причиной которого являются высокие нагрузки на глаза в процессе учебы – в школе и дома, при выполнении домашних заданий. Сегодня эта проблема стала особенно злободневной, поскольку ко всем прочим нагрузкам прибавился компьютер и электронные игры. Кроме того, проблемы со зрением могут передаваться по наследству. Чаще всего у школьников развивается близорукость, однако встречается также дальнозоркость и астигматизм. Как избежать? - Введите в ежедневную практику гимнастику для глаз, которая тренирует глазные мышцы. Предложите ребенку переводить взгляд с близкого предмета на дальний, попеременно вращать глазами по часовой и против часовой стрелки. С младшими школьниками такие упражнения можно выполнять в игровой форме. - Правильно оборудуйте рабочее место школьника: стол должен быть оснащен хорошей лампой, а свет из окна должен падать слева. - Следите за тем, чтобы между книгой и глазами ребенка сохранялось расстояние не менее 40 сантиметров. - После занятий в школе необходимо отдохнуть как минимум час. - Помните, что общее время нахождения у компьютера для детей не должно быть более получаса в день. - Если вы заметили, что ребенок щурится, близко подносит книгу к лицу, жалуется на боль в глазах, следует обратиться к врачу.

Нарушения осанки По статистике примерно у половины первоклассников нет проблем с опорно-двигательным аппаратом. По окончании школы здоровый позвоночник сохраняется только у 2-3% школьников. Чаще всего у подростков за время учебы развивается лордоз, сколиоз, кифоз и другие нарушения опорно-двигательной системы. Причина чаще всего кроется в неправильной посадке во время занятий в школе и дома. Тяжелые ранцы или сумки с нагрузкой на одно плечо, небольшая физическая активность также приводят к неразвитости мышечного корсета. Кроме того, во многих средних учебных заведениях мебель не соответствует возрастным особенностям школьников. Как избежать? - Родителям следует особое внимание уделить позе ребенка во время занятий. Ноги, локти и спина обязательно должны иметь опору. Стол должен быть на 2-3 см выше уровня локтя опущенной руки ребенка в положении сидя. - Во время ходьбы спина должна быть прямая, лопатки распрямлены, живот втянут, а голова поднята вверх. - Строго запретить делать уроки в кресле или лежа на диване. Заниматься школьник должен только за письменным столом. - Идеально организовать сон ребенка на ортопедическом матрасе. - Обеспечить умеренную спортивную и двигательную нагрузку, поскольку физкультура – залог хорошей осанки.

Готовим к школе девочек и мальчиков: в чем разница? Если обратиться к пособиям по подготовке к школе, то их героем чаще всего будет усредненный дошкольник – без особенностей характера, восприятия и даже пола. Составители таких пособий, родители и даже педагоги, как правило, не делают различия между мальчиками и девочками. Суть подготовки к школе сводится к старательному выполнению всех предложенных заданий… Тем не менее, и воспитатели, и учителя начальных классов, и опытные родители единогласно заявляют, что мальчикам освоение программы подготовки к школе дается не так легко, как девочкам. Разные результаты по успеваемости можно наблюдать и в начальных классах. Детские психологи утверждают, что это закономерно, ведь подходы к подготовке к школе мальчиков и девочек должны быть принципиально разными. Два мира – два восприятия Они живут и растут в одном и том же мире – воздушные маленькие принцессы и сорванцы-забияки – однако постигают они его совсем по-разному. Так сложилось исторически, что в человеческом роде предусмотрены две стратегии поведения. Мужчина занимается охотой, уходит на войну и осваивает новые технологии. Женщина призвана охранять покой и создавать уют в семейном гнезде, заботиться и растить потомство. Именно поэтому мальчиков следует готовить к школе иначе, чем девочек. Однако в нашей реальности большинство педагогов, воспитателей, составителей пособий по подготовке к школе – женщины. Поэтому и предлагают они исключительно женские стратегии, которые достаточно успешно осваивают девочки, а мальчикам они даются с трудом.

Мужская стратегия – залог успеха Чтобы малыш пошел в школу подготовленным, а подготовка к учебе не отбила у него желание учиться раньше времени, следует применить иную – мужскую стратегию. При подготовке мальчика к школе необходимо обращать внимание прежде всего на развитие общего интеллекта. Поэтому гораздо полезнее записать «дошколятку» в шахматный кружок или в студию конструирования или в Школу эстетического воспитания, чем изо дня в день обучать его устному счету. Не нужно сразу предлагать решение задачи – пусть ваш сынишка сам, даже медленно и неуклюже, попытается найти ответ на вопрос. Если малыш допускает ошибки, предложите ему самому их найти и исправить, и только если у него совсем не получается, тактично объясните ему, где он ошибся. У мальчиков лучше развито зрительное восприятие, поэтому старайтесь больше показывать, чем рассказывать. В этом вам помогут яркие наглядные пособия, которые можно приобрести в магазине или сделать самому. При постановке задачи или совместном выполнении задания используйте короткие и четкие формулировки. При этом не следует добиваться абсолютной аккуратности. Достаточно, чтобы задание было сделано правильно и разборчиво. Мальчики смогут легче освоить графические навыки, если вначале они будут отработаны в больших масштабах. Для этого приобретите маркеры и листы ватмана, можно использовать краски. Когда малыш начнет уверенно выводить крупные формы, можно постепенно уменьшать масштаб.

Вся жизнь – игра, учеба – тоже… При подготовке малыша к школе старайтесь чаще вводить в занятия игру и творчество. Полезно поводить малыша в детскую изо-студию. А если же вы, например, самостоятельно осваиваете навыки штриховки, предложите ему нарисовать карту таинственной страны. Если учитесь читать - представьте вместе с ним, что перед ним не обыкновенный букварь, а письма от далекого друга. Во время занятий предлагайте будущему первоклашке примерить на себя разные роли – отличника, хулигана, учителя и т.д. Можете вместе разыграть сценки, а персонажей – нарисовать или вылепить из пластилина. При подготовке к школе важно, чтобы малыш видел свои достижения. Для этого можно сделать так называемую «Доску успеха», куда он будет заносить все свои победы. Помните: не нужно заставлять дошкольника бесконечно переделывать плохо выполненное задание. Мальчики склонны к быстрому интеллектуальному истощению, что свидетельствует о переутомлении. Поэтому предложите сменить вид деятельности и вернитесь к сложному заданию позже. Вот некоторые основные психо-эмоциональные различия между мальчиками и девочками, которые следует учитывать при подготовке малышей к школе.

Девочки 1. Раннее по сравнению с мальчиками формирование устной и письменной речи. Успехи в учебе напрямую зависят от уровня речевого развития. 2. Более совершенная зрительно- моторная координация, что позволяет достаточно легко осваивать необходимые графические навыки. 3. Важность установления и поддержания эмоционального контакта со значимыми взрослыми и сверстницами. 4. Желание пойти в школу и стать ученицами мотивировано по большей части одобрительным отношением окружающих. 5. Осознанное разделение игры и учебы.

Мальчики 1. Несколько замедленное развитие речи. Успеваемость в школе зависит главным образом от общего развития интеллекта, а не от уровня развития речи. 2. Интерес к поиску нестандартного решения новых задач, чем к копированию готовых схем. 3. Замедленное по сравнению с девочками развитие мелкой моторики. Более совершенная координация крупных движений, более развитое дальнее зрение и пространственное мышление. 4. Важность местоположения в социальной иерархии сверстников. Необходимость подтверждения от взрослых важности своего статуса. 5. Игра и учеба, чаще всего, составляют единое целое.

Ребенок 6 лет и развивающие детские игры Ребенок 6 лет не может в одночасье превратиться из дошколенка в ответственного ученика. Но родители могут ему помочь пройти этот период адаптации. Какие развивающие детские игры следует взять на вооружение? Мне теперь не до игрушек Недаром первокласснице, героине известного стихотворения Агнии Барто, так и не удалось заставить себя расстаться с любимыми игрушками. Ведь, переступив порог первого класса, малыш не может в одночасье превратиться из беззаботного дошколенка в суперответственного ученика, все мысли которого заняты уроками да отметками. К тому же не будем забывать, что сегодняшние первоклассники заметно «помолодели»: ребенок 6 лет в первом классе давно уже стали нормой, да и ребенок 5 лет за школьной партой – далеко не редкость. Но именно пять–шесть лет – это своего рода золотая пора детства. Возраст, когда ребенок только-только по-настоящему входит во вкус ролевой игры. И было бы абсурдно лишать его возможности наслаждаться радостями общения с любимыми куклами, мишками, рыцарями и солдатиками лишь потому, что часть дня он проводит за школьной партой. Более того, именно игрушки могут помочь малышу адаптироваться к новой жизни: заново пережить впечатления школьного дня и научиться правильно строить отношения с учителями и другими школьными обитателями, справиться с неурядицами школьных будней и расслабиться после напряженного учебного дня. Не затрагивая проблемы развивающих игр, которые помогут вашему первокласснику в учебе, остановимся на играх и игрушках, способствующих скорейшей адаптации маленького ученика в школе.

А мы проходили! В первые недели малыш, вернувшись из школы, вновь и вновь возвращается к мельчайшим подробностям прожитого дня. Каждая деталь школьного быта, которая спустя некоторое время станет обыденной, пока что вызывает бурю эмоций. Давно известно, что для ребенка ролевая игра – это способ осознать новые впечатления, справиться с эмоциями, «проработать» возникающие проблемы. Лучшим подарком в этот период станет все, что поможет малышу смоделировать в игре детали его новой жизни. Достаточно небольшой доски для рисования мелом, чтобы превратить детскую в класс, где будут обучаться куклы и игрушки-зверюшки вашего чада. А сам он, вне всякого сомнения, выступит в роли учителя. Можно приобрести небольшую настольную доску, которую легко спрятать после игры. Если позволяет место, а малыш всерьез увлекся игрой в школу, подарите ему полноценную доску-мольберт для письма маркерами с необходимыми аксессуарами (линейками, трафаретами и т. д.). Если вы не хотите, чтобы годовой запас школьных тетрадей извели на прописи для медведей и зайцев, заготовьте для игры для детей несколько недорогих блокнотов или просто тетрадных листов. Девочкам, вне всякого сомнения, понравится набор, в который входят куклы-школьницы и все необходимое для организации урока (две парты, школьная доска, учительский стол, очки для учительницы, тетрадки, журнал). Однако для мальчиков такой набор – это, пожалуй, уж слишком. Если вашему сынишке нравится разыгрывать сцены из школьной жизни, подарите ему хороший тематический конструктор с элементами для ролевых игр. Играйте с ребенком в школу – это поможет ему быстрее адаптироваться в новой незнакомой обстановке.

Как бы это сказать… В первые же дни в школе ребенок сталкивается с массой взрослых, незнакомых людей, которые ждут от него совсем не того, чего ждали окружавшие его взрослые до сих пор. Конечно, со временем ваш первоклассник сам разберется в хитросплетениях школьного этикета. Но чтобы на первых порах он не смутился и не испугался, оказавшись в непривычной ситуации, стоит проиграть типичные модели поведения в ролевой игре. Как рассказать о своих проблемах, если: забыл, как зовут учительницу; не понял или не расслышал объяснения учительницы; потерял или забыл дома что-то из необходимого на уроке; хочется поделиться с учительницей своими переживаниями; срочно нужно в туалет. Естественно, будущего первоклассника нужно заблаговременно научить стандартному школьному эвфемизму: «Можно выйти?» Однако иногда возникают и неординарные ситуации. Продумайте с ребенком, как поступить, если: «выйти» нужно срочно, а учительница не замечает поднятой руки; требуется туалетная бумага; первоклассник не помнит, куда, собственно, нужно идти. Стоит проиграть и неординарные ситуации, в которых малышу придется вступать в контакт не только с уже знакомой учительницей, но и с другими представителями школьной администрации. Потерялась сменная обувь (или другое имущество) – малышу придется обратиться к уборщице в раздевалке или к дежурному учителю. Потерялся сам незадачливый первоклассник – с непривычки малыш может перепутать и этаж, и класс, и учительницу. Поиграйте, как он должен вести себя в этом случае: не рыдать в ужасе, а извиниться, представиться и попросить показать дорогу в нужный класс. У малыша болит голова (нога, живот) – научите его, как объяснить учительнице свое состояние, как вести себя в медицинском кабинете.

Очень важно, чтобы ребенок учился видеть ту или иную ситуацию с разных точек зрения. Для этого предложите ему в каждой сценке примерить на себя разные роли: пусть побудет растерянным первоклассником и уверенным в себе отличником, хулиганом и ябедой, строгой учительницей и веселым физруком, сердитым охранником и добродушной буфетчицей. Для этой цели идеально подходят куклы-перчатки. Когда ребенок надевает куклу на руку, ему проще играть роль. Найти персонажей из школьной действительности вам вряд ли удастся. Но в этом и нет никакой необходимости. С тем же успехом можно устроить звериную школу, где будут учиться мышки и собачки, или волшебную, где ученицей может стать принцесса или Красная Шапочка, учительницей – Царевна-лягушка. В этом случае малышу будет проще дистанцироваться от конкретной школьной ситуации и проиграть ее в метафорической, обобщенной форме. Личностям креативным можно предложить смастерить подходящих наручных кукол или марионеток своими руками, воспользовавшись специальным набором заготовок, куда входит все необходимое для изготовления домашнего театра. Очень часто именно куклы-перчатки, вроде бы напрямую не связанные со школьной жизнью, помогают малышу выразить то, о чем он не решается или не умеет рассказать родителям напрямую. Поэтому, если вам кажется, что вашего первоклассника что-то тревожит, помогите ему развить игровую ситуацию таким образом, чтобы проблемы стали очевидными. А затем в игровой форме постарайтесь вместе найти пути их решения. Адаптироваться к школе малышу помогут и настольные развивающие детские игры. Например, игра «Готов к школе» научит правильно распределять время в течение дня. А игра «Правила школьной жизни», кстати, вполне увлекательная, несмотря на скучноватое название, подскажет первокласснику, как не попасть впросак в хитросплетениях школьной жизни.

В школе у ребенка появляется гораздо больше, чем прежде, возможностей вступать в спонтанные, не регламентированные взрослыми отношения со сверстниками. Однако наладить контакт на первых порах бывает не так-то просто. Разыграйте разнообразные варианты отношений в детском коллективе: как вписаться в уже сложившуюся компанию (например, приятелей по двору или детскому саду; как защитить свое имущество, не рискуя прослыть жадиной; что делать в случае прямой агрессии со стороны одноклассника или ученика старшего класса.

Расслабляемся! Начало школьной жизни, даже если все обстоит благополучно, – это тяжелейший стресс для детского организма, как физиологический, так и эмоциональный. Высидеть за партой четыре раза по сорок минут, научиться активно взаимодействовать с учительницей и одноклассниками, подолгу концентрироваться на каком-то одном, часто далеко не слишком приятном деле, быстро переключаться в процессе урока с одного вида деятельности на другой, – все это колоссальная нагрузка для ребенка 6 лет. И после трудного школьного дня вашему первокласснику необходимо дать возможность где-то уединиться и расслабиться. Для этого стоит организовать в детской или в уютном уголке общей комнаты особую релакс-зону. Идеальный вариант – детская палатка или уютное гнездышко высоко под потолком, где малыш будет чувствовать себя спокойно и комфортно. Для полной релаксации постелите в «домике» массажный коврик. Также очень полезно расслабляться, лежа на гимнастическом мяче. Восполнить дефицит движения помогут батут и качели. Если вы до сих пор не приобрели ребенку спорткомплекс, сейчас это обязательно нужно сделать. Чтобы избежать сколиоза, первокласснику особенно полезно висеть на трапеции, раскачиваться на кольцах, подтягиваться на турнике.

И, конечно же, для полноценной релаксации просто необходима большая и уютная мягкая игрушка. Ведь кому же еще поведать о горестях и радостях школьной жизни, как не огромной лохматой собаке или пушистому длинноухому ангорскому кролику? Важно! Чтобы малыш не чувствовал себя в школе одиноко, можно предложить ему положить в свой портфель игрушку- талисман. Ребенок еще не привык так долго работать ручкой и карандашом. Чтобы дать отдых уставшим от прописей пальчикам, полезно вернуться к давно забытым, но от этого не менее полезным занятиям: рисованию пальчиковыми красками и лепке из мягкого пластилинового теста. Для этой же цели крайне полезны и развивающие детские игры с песком. Если ваш первоклассник чувствует себя слишком взрослым для возни в дворовой песочнице, приобретите специальный столик для игр с песком в домашних условиях. Кстати, чтобы облегчить уборку, песок можно заменить обычной поваренной солью.

Ресурсы: detskom-sadu-neskolko-slov-ob-adaptatsii html