О Симбирске есть много хороших высказываний: "Град Синбирск славный и похвальный" - так гласит надпись на гравюре середины XVIII века; "Один из лучших.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Енисейск- отец сибирских городов Город-музей. Основан Енисейск в 1916 г. Отсюда и название города.
Advertisements

Первоначально они были деревянные, затем были построены из кирпичей в 1792 г. Через них каторжники выходили на работы, связанные с лесоповалом.
Автор ученик 10 класса Автор: ученик 10 класса Великанов Олег Великанов Олег Руководитель: Миронов В.В. Муниципальное образовательное учреждение Мирновская.
Гончаровские памятные места Ульяновска
Архитектурный облик Воронежа
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ ВАСЕНИН КИРИЛЛ. Архангельский собор – старейшее сохранившееся в Кремле здание – построен не позднее середины XVI в. и перестроенный в.
Прогулка по городу Иваново студентов 31 СТ группы специальность «Туризм»
Государственная Третьяковская галллерея Подготовил: ученик 8В класса МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» Душкин Григорий.
Бийск мой родной город Выполнил: Сепетый Роман Ученик: 7 «А» класса Руководитель: Е.В. Выборнова (учитель Изобразительного искусства)
Архитектурные памятники Москвы. Красивейшими местами Москвы, несомненно, являются ее архитектурные памятники. Здесь каждый камешек имеет метку исторических.
Подготовил Ученик 5а класса Батрак Евгений. Гостиный двор - характерный памятник торгового происхождения. Находится в самом центре города Оренбурга -
Работу выполнил: Хоречко Дмитрий Ученик 7 Б класса 324 школы.
Архитектура Новониколаевска Новосибирск 2008 Н Г П Л.
О ком рассказывают надгробия Александро-Невской лавры. Борисов Максим Сергеевич ученик 8 А класса.
О БЪЕКТЫ ЭКСКУРСИИ 1. Памятник борцам революции 1905 года 2. Региональная общественная приёмная председателя партии 3. Дом братьев Н.И. и В.И. Куражевых.
НИЖНИЙ НОВГОРОД 1221 г. – год основания крепости.
План конспекта для учащихся: - Что послужило развитию города? - Почему и когда началось каменное строительство? - Какие стили и для какого времени характерны?
Работу выполняли ученицы 9 «а» класса Мицкевич Юлиана, Симовских Ксения Историко-краеведческий конкурс «Святыня Петербурга», посвященный 300-летию Александро-Невской.
Из истории Трубческого края Подготовила учитель 1 категории Кузькина Е.М. ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»
Транксрипт:

О Симбирске есть много хороших высказываний: "Град Синбирск славный и похвальный" - так гласит надпись на гравюре середины XVIII века; "Один из лучших городов империи" - так писали на страницах газеты "Северная почта" в Петербурге в 1864 году; "Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе..." - отмечал Николай Михайлович Карамзин в начале XIX века.

В 1648 году, по приказу царя Алексея Михайловича, был отправлен оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово в низовые города для охраны русских границ от ногайских татар и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волга. По этому повелению царя и был построен город Синбирск. Как и многие другие города Поволжья, он был основан Остатки рва на крутом берегу Волги, называемом Венцом (высота более 120 м.).

Для охраны границ в то время строились небольшие города-крепости, соединенные между собой укрепительной линией. Линия состояла изо рва и вала. На ней между городками, в высоких деревянных башнях находились сторожа. Такие городки и соединяющие их линии называли "чертами". Синбирск являлся опорным пунктом Синбирско-Карсунской засечной оборонительной черты. До конца XVIII века город сохранял название Синбирск, происходящее, по одной из версий, по имени булгарского князя Синбира, основавшего городок Синбирск на Волге ниже современного Ульяновска. Буква "м" в названии города появилась намного позже, для благозвучия.

Говорить о размерах и виде Синбирской крепости в настоящее время можно лишь приблизительно. До настоящего времени не сохранилось ни одной деревянной крепости - ни в России, ни во всем мире. Кремль был центром военной, административной и судебной части уезда: в нем жили воевода, дворяне и боярские дети и помещались тогдашние "присутственные места": воеводский двор, приказная изба, казармы для гарнизона, продовольственные склады, арсенал, а так же здание Троицкого собора.

Два замечательных мастера архитектуры творили в Симбирске в начале XX века. А.А. ШодэФ.О. Ливчак

Август Августович Шодэ ( г.г.) - уроженец г. Одессы, учился во Франции, получил звание архитектора. Видимо там он и приобрел любовь к изысканному французскому ренессансу, в стиле которого он строил свои творения, несомненно, украсившие наш небольшой в то время дворянско-купеческий город. Из зданий, построенных Шодэ в Симбирске, безусловно, самое значительное - Дом-памятник И.А. Гончарову на Новом Венце, где ныне находится художественный и краеведческий музеи г. Ульяновска.

Дом-памятник И.А. Гончарову Архитектор А.А. Шодэ гг.

Идея поставить на родине Ивана Александровича Гончарова памятник, который служил бы целям просвещения, возникла вскоре после кончины писателя. Официальное разрешение на подписку было получено 18 июня 1910 г., что явилось датой начала работ. В начале было отведено место под застройку в лучшей части города - в Николаевской саду, с выходом на Венец, произведен сбор необходимых средств. Закладка дом состоялась в 100-летный юбилей писателя, 6 июня 1912 года и составила центральную часть торжеств, посвященных в городе этой дате. 8 января 1913 году комиссия рассмотрела и приняла предложенный архитектором проект. В 1916 году строительство было закончено полностью.

Поэтический облик беседки-ротонды И. А. Гончарова в Вин- новской роще, воз- веденной потомком знаменитых симбир- ских дворян Киндяковых – Екате- риной Перси-Френч в честь 100-летия со дня рождения писателя И. А. Гончарова в 1912 г., по особому впечатляет в осенне-сентябрьские дни.

Ранее Шодэ зарекомендовал себя как опытный мастер, отлично знающий вкусы и пристрастия купеческого сословия. Образцом использования французского ренессанса с применением новых материалов может служить дом купца Сачкова, (угол Л. Толстого и Железной дивизии, ныне здания епархии).В гг.по проекту А.А.Шодэ был перестроен (облицован кирпичом) старинный деревянный дом. Его новый владе- лец- А.А.Сачков- купил соседний двухэтажный каменный дом, который стал считаться флигелем при основном здании.

В этом же стиле выдержаны здание бывшего государственного банка (кукольный театр на ул. Гончарова) и особняк барона Штемпеля на ул. Л. Толстого (Галерея "Искусство XX века"). Вид Большой Саратовской улицы со зданиями Государственного банка и доходного дома Зеленковой. Открытка 1910-х гг. Здание Государственного банка е гг. Архитектор А.А. Шодэ.

Особняк барона Х.Г. Штемпеля. Архитектор А.А. Шодэ гг. Двухэтажный дом представляет интересный образец аристократического особняка, резко выделяющегося на фоне почти сплошной деревянной постройки. Дом построен на участке, принадлежавшем семье Ульяновых, до их отъезда из Симбирска в 1887 году. Таким образом, их усадьба простиралась на 150 метров от Московской до Покровской улицы.

Дом-особняк Н. А. Шатрова (Дворец бракосочета- ния) с обширной усадьбой покоряет не только кра- сотой и пластичностью своих белокаменных фасадов с изящными профилями, а также богатством отделки интерьеров, но и тем, что является символом старого Симбирска как города-сада.

Городским архитектором в Симбирске работал и его брат по матери - Э.В. Спаннер. Вместе с братом Август Шодэ разработал проект пансиона-приюта для детей потомственных дворян (ныне один из корпусов Педагогического университета). 25 мая 1899 г. вышел закон об образовании в ряде городов страны пансионов- приютов для детей потомственных дворян. Место для строительства было отведено рядом с домом Дворянского собрания. В 1911 году пансион был преобразован во вторую мужскую гимназию.

Шодэ принадлежит и проект перестройки лютеранской церкви Святой Марии. Построенное в модном тогда стиле "кирпичной готики" здание ныне выгодно выделяется на оживленном перекрестке Ульяновска. Евангелистическо- лютеранская церковь св. Марии Архитектор А.А. Шодэ 1913 г.

Несколько позже в Симбирск приезжает выпускник Петербургского института гражданских инженеров Федор Осипович (Иосифович) Ливчак. Среди его первых работ - доходный дом Е.М. Зеленковой - типичное трехэтажное здание с торговыми помещениями на первом этаже.

Это одна из первых творческих работ архитектора в Симбирске. Семья Зеленковых относилась к числу состоятельных домовладельцев. Изображенное здание было рассчитано на размещение в первом этаже магазинов, а на двух верхних- жилых квартир. И магазин и квартиры сдавались внаем. Вид Большой Саратовско й улицы со зданиями Государстве нного банка и доходного дома Зеленковой.

Более значительной работой архитектора, стал Дом симбирского общественного собрания (здание Ульяновской филармонии). Оно построено в стиле, который Ливчак предпочитал в последующем - модерн. В этом же стиле построены по проекту Ливчака два (но не единственных) замечательных здания - Крестьянского поземельного банка (корпус Ульяновского университета) и его собственный дом (ныне дом актера). Здания Ливчака отличаются характерным скосом конька крыши, напоминающее об авторе по первой букве его фамилии - "Л".

Здание Общественного собрания или клуба соединенного общества Архитектор Ф.О. Ливчак гг.

Симбирское отделение государственных Крестьянского поземельного и Дворянского земельных банков. Архитектор Ф.О. Ливчак г.

Дом гражданского инженера и Симбирского городского ахитектора Ф.О. Ливчака. Архитектор Ф.О. Ливчак г.

Особенностью дома является то, что он построен из бетонных пустотелых блоков системы самого архитектора. Строительство зданий из огнестойкого материала была особенно важна для деревянной, вечно пылающей России. Всего в городе и области было построено более 50 зданий из этого материала, большинство их спроектировано Ф.О. Ливчаком.

Ливчак был не только ярким художником- архитектором но и талантливым инженером, разработавшим новые строительные методы и материалы. Из пустотелых бетонных блоков, технологию производства которых разработал и освоил архитектор, только за три года было построено более полусотни зданий. На окраине города он построил школу огнестойкого строительства, где отрабатывалась технология производства бетонных блоков и обучались рабочие.

Здание школы огнестойкого строительства. Архитектор О.Ф. Ливчак 1910-е гг. г.

Поскольку Ф.О. Ливчак исполнял должность Симбирского городского архитектора, все сколь значимые сооружения предвоенного Симбирска были связаны с его именем. По его проектам строились здания не только в Симбирске и губернии, но и в Самарской губернии (мужская гимназия в Мелекессе 1916 г.), выполнен ряд проектов по строительству банковских зданий в Москве, Нижнем Новгороде, Тамбове и др. Единственная сохранившаяся каменная церковь в Ульяновске - Воскресенская - построена также по его проекту.

Воскресенская церковь на старом городском кладбище. Это единственная дореволюционная каменная церковь, сохранившаяся в Ульяновске до наших дней. Церковь являлась кладбищенской и размещалась на так называемом Новом кладбище (сейчас уже "Старом") по улице Дворцовой.

На территории кладбища и вокруг кладбищенской церкви имеются захоронения целого ряда известных деятелей науки, искусства, революционного движения, участников и героев гражданской, Великой Отечественной войн, а также мирного строительства в послевоенные годы. Старое городское кладбище. Захоронения с 1874 г. Могила Д.Д. и Д.И. Минаевых

Последняя работа Ливчака - это своеобразное творческое завещание городу. Особняк купца С.С. Бокоунина, занимаемый ныне Ульяновским отделение Фонда культуры (ул. Радищева 4), построен в 1916 году. Это настоящий русский терем - сказочный островок среди современной городской застройки. Он напоминает нам о короткой, но яркой эпохе купеческого Симбирска. В 1918 году Ф.О. Ливчак уезжает из Симбирска в Омск, где и умирает в конце 1919 года от тифа.

Дом-"теремок" купца С.С. Бокоунина. Архитектор Ф.О. Ливчак г.

Наверное ни в одном городе власти не уничтожали храмы с таким ожесточенным упорством как в Ульяновске. К 1940 году из 2 монастырей, 3 соборов, пятнадцати приходских и двух десятков домовых церквей сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь. В многонациональном городе были закрыты мечеть, католический костел и протестантская кирха, еврейский молельный дом.

Троицкий собор был построен в гг. Автор проекта - архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов) ( гг.).

До 1844 года этот собор считался главным и именовался Свято- Троицким. После возведения рядом нового летнего Свято- Троицкого собора по указу Святейшего Синода был переименован во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и с тех пор назывался уже Николаевским (Никольским) собором.

На месте нынешнего сквера Гончарова, со второй половины XVII века, располагалась Вознесенская церковь, сначала деревянная, а с 1729 г. двухэтажная каменная, без колокольни. В 1809 году началось строительство четырехъярусной колокольни. К середине XIX века после неоднократной перестройки церковь стала шестипрестольной и получила статус собора. Спасо-Вознесенский собор в начале 20 века

Симбирский Спасский Новодевичий монастырь возник почти одновременно с основанием города. Упоминание о нем, как о уже существующем, относится к 1663 году.

Казанская церковь. Макет Николаевская церковь

Пристальному взгляду художника открыто многое

Живопись, станковую графику, во всех, видах и жанрах, представляют зрителям работы известной ульяновской художницы Татьяны Щеголевой. Т.Щеголева живет и работает в Ульяновске, проводя при этом огромную выставочную деятельность не только в России, но и за ее пределами.

К 350-летию Симбирска-Ульяновска художница оживляет страницы прошлого. Исторические места и памятники старины не просто восстанавливаются с точностью реальных архитектурных и временных свидетельств, но и являются «действующими персонажами» самостоятельных художественных произведений. Уклад жизни провинциального города представляют живописные полотна:

«Тихвинская улица», Т.Щеголева, 1996 г.

«Вознесенский собор», Т.Щеголева, 1997 г.

«Подгорье», Т.Щеголева, 1997 г.

«Симбирск. Спасская улица.», Т.Щеголева, 1997 г.

«Женский монастырь», Т.Щеголева, 1998 г.

«Завьяловский спуск», Т.Щеголева, 1998 г.

По словам историка М.П. Погодина: « Город – это большая, умная, сложная, увлекательная книга, написанная народом, книга, еще не дописанная, продолжающаяся, не имеющая конца ». И наше дело – научиться читать эту книгу, не вырывая ни одной страницы. Симбирского в современном Ульяновске осталось не так много. И это уцелевшее мы должны сохранить.