Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Краевое государственное бюджетное учреждение «Региональный центр развития энергетики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные условия проекта энергосервисного договора энергосервисного договора при реализации энергосервиса в бюджетной сфере г. Омска г. Омск 16 апреля.
Advertisements

ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
Обязанности государственных и муниципальных учреждений в соответствии с требованиями энергетической эффективности Ерофеева Татьяна Павловна
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Возможности предоставленные российским законодательством по формированию процедур заключения энергосервисных контрактов.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Реализация энергосберегающих мероприятий путем заключения энергосервисных контрактов Шафигуллин Рустэм Гаптель-Ахатович, начальник Департамента ГАУ «Центр.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Реализация пилотного проекта по энергосервису в бюджетном секторе.
Реализация энергосберегающих мероприятий путем заключения энергосервисных контрактов Шафигуллин Рустэм Гаптель-Ахатович, начальник Департамента ГАУ «Центр.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
«ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО – КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА» МИНСТРОЯ ЧУВАШИИ Источники финансирования реализации.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Транксрипт:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Краевое государственное бюджетное учреждение «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения» «Дальневосточный федеральный университет», филиал в г. Петропавловске-Камчатском курс повышения квалификации по программе «Обучение специалистов, ответственных за энергосбережение» долгосрочная краевая целевая Программа «Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращения издержек в бюджетном секторе Камчатского края на 2010 – 2015 годы и в перспективе до 2020 года, а также создание условий для ее реализации» 16 декабря 2013 года

Почему энергосервис? Для достижения целей по энергосбережению потребуется 9.5 триллионов российских рублей. Бюджетные средства могут покрыть только 695 миллиардов рублей. Остальные средства - из частного сектора 2 Мередид Эванс и Воля Рошчанка Тихоатлантическая Северозападная Национальная Лаборатория Вашингтон, ОК Декабрь 2012

Федеральная программа США по управлению энергией – опыт использования ЭК и ЕСКО Федеральная Программа учреждена в 1974 г. – Управляется Департаментом Энергетики США – Цель – сохранение энергетических ресурсов, финансовых затрат и уменьшение выбросов в атмосферу федеральной инфраструктурой Фото: ТСНЛ 3 Достижения: Затраты на энергию в зданиях, операциях и транспорте федеральных учреждений упали с $18,8 млрд. в 1985 г. до $11,3 млрд. в 2004 г. Энергоинтенсивность в федеральных зданиях снизилась в среднем на 25% с 1985 по 2004 г. Темпы улучшения энергоэффективности были еще быстрее с 2004 г. Мередид Эванс и Воля Рошчанка Тихоатлантическая Северозападная Национальная Лаборатория Вашингтон, ОК Декабрь 2012

Достижения Федеральной программы США по управлению энергией 4 Изменения в средней энергоинтенсивности участков Федеральных зданий с 1985 по 2004 гг. к Вт/ч на квадратный метр Год Источник: Jeffrey Harris and Elizabeth Shearer (2006). Мередид Эванс и Воля Рошчанка Тихоатлантическая Северозападная Национальная Лаборатория Вашингтон, ОК Декабрь 2012

Обзор энергосервисного рынка в США Рынок ЭСКО продолжал расти и составил $4,1 миллиарда долларов в прибыли в 2008 г., несмотря на общее падение экономики. Доходы от государственных и общественных учреждений (напр., федеральные, штатные и местные учреждения, школы, университеты, колледжи, больницы) составили около 84% выручки ЭСКО в 2008 г. ($3.4 миллиарда долларов). 5 Данные из Satchwell et al Мередид Эванс и Воля Рошчанка Тихоатлантическая Северозападная Национальная Лаборатория Вашингтон, ОК Декабрь 2012

Практика организации энергосервисной деятельности в США Законодательство штатов - принимаются программы, которые обеспечивают вовлечение в энергосервис малого и среднего бизнеса, а также частных домовладельцев, в основном привлекаемых сокращением налогов и незначительными выплатами (rebate), возмещающими расходы на повышение энергоэффективности. Финансирование программ - внебюджетные источники. Доход от экономии энергии делят между собой созданные энергетическими компаниями специальные энергосервисные технологические подразделения и инвесторы (пенсионные фонды, банки, страховые компании). Штат Пенсильвания: Фонд, созданный в 2009 году при поддержке Ситибанка, в 2010 получил чистую прибыль 45 млн. долларов, в 2011 около 380 млн. долларов при вложениях за этот же период менее 1 млрд. долларов. Потери бюджета от недополучения налогов за этот же период (около 30 млн. долларов) частично компенсируются из федерального бюджета. Затраты фонда: выплаты консультантам (40%), выплаты вовлекаемым бизнесам и домовладельцам, rebate (50%), проекты, программы и исследования в области энергосбережения (10%).

Типовые схемы энергосервисных контрактов

ДЕЙСТВИЯ ПО ЭНЕРГОСЕРВИСУ 1. Проведение энергоаудита (за счёт Заказчика) для определения объектов, мер и возможной экономии для последующего выставления на торги. 2. Определение списка объектов для проведения модернизации. 3. Определение максимальной цены и срока контракта. 4. Формирование конкурсной документации, включающей максимально имеющуюся информацию об объектах. Подготовка контракта. 5. Объявление торгов. Возможен как аукцион, так и конкурс. Предпочтителен конкурс (т.к. кроме цены учитывается объём/срок гарантии, качество работ, срок исполнения). 6. Допуск потенциальных участников торгов к осмотру объекта(ов) для получения собственных выводов о целесообразности участия в торгах. 7. Подведение итогов торгов. Определение победителя. Подписание контракта с ЭСКО. 8. Внедрение мероприятий ЭСКО за свои или заёмные средства. 9. Подписание актов приёмки. 10. Проведение замеров для подтверждения сбережений. 11. Осуществление ежемесячных платежей в оговорённом в контракте размере в пользу ЭСКО в течение срока контракта. 12. Переход оборудования в собственность заказчика. Завершение проекта.

Измерение и верификация достигнутой экономии энергетических ресурсов Базовое потребление энергии Базовый период Отчетный период Потребление энергии Увеличение производства Скорректированное базовое потребление энергии Потребление энергии за отчетный период ЭКОНОМИЯ или предотвращенное потребление энергии Время Экономия = (Потребление за базовый период – Потребление в отчетный период) ± Корректировки Экономия = (Потребление за базовый период – Потребление в отчетный период) ± Корректировки

Контроль и верификация энергосбережения Верификация того, как реально осуществляется экономия, является важной частью энергосервисного контракта и всего процесса возврата инвестиций. Три основных метода: 1. Расчетные величины экономии. Годовые платежи по энергосервисному контракту производятся на базе согласованных расчетных объемов экономии на момент подписания энергосервисного контракта. Для этого до заключения контракта проводится специальное исследование на основе инструментальных измерений или другой информации, полученной по итогам энергоаудита. 2. Экономия согласно счетам за энергию. Использование данных из счетов за энергию является самым простым методом верификации энергосервиса. Экономия на платежах за энергию и дает основу для возврата инвестиций. Базовые показатели энергопотребления формируются на основе счетов за энергию, получаемых в течение всего периода действия энергосервисного контракта. 3. Данные экономии по итогам специальных измерений. Этот метод основывается на измерении экономии по методу «до и после» и применительно к конкретному установленному оборудованию. Это, конечно, самый точный метод определения размеров энергосбережения, но и одновременно наиболее дорогой. В данном случае необходимо будет делать еще поправки на изменение погодных условий (холодные или теплые зимы и т.д.), изменение в условиях эксплуатации оборудования, поскольку оборудование работает по-разному изо дня в день. Все это требует разработки и внедрения специальных протоколов верификации.

Измерение и верификация достигнутой экономии энергетических ресурсов. Методы Метод «Весь объект» Измеряются все изменения на объекте: Переоснащение и другие изменения (запланированные и незапланированные) Используется входной прибор учета Корректировки могут быть сложным Метод «Весь объект» Измеряются все изменения на объекте: Переоснащение и другие изменения (запланированные и незапланированные) Используется входной прибор учета Корректировки могут быть сложным Метод «Изоляция зоны модернизации» Измеряются только результаты переоснащения: Экономия не зависит от изменений за пределами зоны переоснащения Обычно это требует доп. прибор учета Корректировки могут быть простыми Метод «Изоляция зоны модернизации» Измеряются только результаты переоснащения: Экономия не зависит от изменений за пределами зоны переоснащения Обычно это требует доп. прибор учета Корректировки могут быть простыми Метод С «Весь объект» Требует данных за базовый и отчетные периоды Метод С «Весь объект» Требует данных за базовый и отчетные периоды Метод А «Измерение ключевых параметров» Допускает оценку значений отдельных параметров Метод А «Измерение ключевых параметров» Допускает оценку значений отдельных параметров Метод D «Калибровочное моделирование» В условиях отсутствия данных о базовом потреблении Метод D «Калибровочное моделирование» В условиях отсутствия данных о базовом потреблении Метод В «Измерение всех параметров» Оценка значений не допускается Метод В «Измерение всех параметров» Оценка значений не допускается

Методы А и В, пример Опция АОпция В Измерения за базовый период 400 к Вт (мощность) к Вт/ч (потребление) Измерения за отчетный период 300 к Вт (мощность) к Вт/ч (потребление) Часы работы (оценка)500 часов Не потребленная энергия 100 к Вт*500 ч = к Вт/ч к Вт/ч Опция А позволяет снизить расходы на измерение, но добавляет некоторую погрешность в оценке объемов экономии. Выбор между опциями А и В позволяет приспособиться к нуждам конкретного объекта Все стороны должны согласиться на эту погрешность!

Метод С, пример Счет за электричество за базовый период Июль 2012 (27 рабочих дней) = к Вт/ч Счет за электричество за отчетный период Июль 2013 (28 рабочих дней) = к Вт/ч Разница = – = к Вт/ч Корректировка на погоду и продолжительность периода = к Вт/ч Итого не потребленная энергия = к Вт/ч

Метод D, пример Рассмотрим строительство нового здания с использованием технологий, позволяющих достичь большей энергетической эффективности, нежели чем строительство по стандартам Чтобы оценить на столько фактическое энергопотребление отличается от «стандартного», необходимо: 1. Когда здание полностью заселено собрать данные входного счетчика (=«калибровочные данные») 2. Подготовьте компьютерную модель потребления в здании с характеристиками построенного здания, находящимся в таких же условиях 3. Сравните модель и реальное потребление. 4. Калибруйте (настраивайте) модель до тех пор, пока расхождение не станет приемлемым. 5. Пусть откалиброванная модель показывает реальное потребление 500 тыс. к Вт/ч 6. Измените характеристики компьютерного здания, исключив из них меры по энергоэффективности. Расчетное «стандартное» потребление 700 тыс. к Вт/ч 7. Не потребленная энергия составит = 700 – 500 = 200 тыс. к Вт/ч Чтобы оценить на столько фактическое энергопотребление отличается от «стандартного», необходимо: 1. Когда здание полностью заселено собрать данные входного счетчика (=«калибровочные данные») 2. Подготовьте компьютерную модель потребления в здании с характеристиками построенного здания, находящимся в таких же условиях 3. Сравните модель и реальное потребление. 4. Калибруйте (настраивайте) модель до тех пор, пока расхождение не станет приемлемым. 5. Пусть откалиброванная модель показывает реальное потребление 500 тыс. к Вт/ч 6. Измените характеристики компьютерного здания, исключив из них меры по энергоэффективности. Расчетное «стандартное» потребление 700 тыс. к Вт/ч 7. Не потребленная энергия составит = 700 – 500 = 200 тыс. к Вт/ч

Измерение и верификация достигнутой экономии энергетических ресурсов. Основные шаги 1. До внедрения проекта необходимо: A.Разработать план измерения и верификации экономии (Measurement and Verification, M&V) B.Откалибровать измерительное оборудование C.Собрать информацию о базовом периоде (потребление энергетических ресурсов и операционные условия) D.Задокументировать План M&V 2. После внедрения проекта: A.Убедиться, что установленное оборудование соответствует заявленным спецификациям и используется по назначению B.Собрать информацию о потреблении энергетических ресурсов и операционных условиях C.Рассчитать экономию в соответствии с Планом M&V

Измерение и верификация достигнутой экономии энергетических ресурсов. План M&V 1D. Документирование Плана M&V Цель энергосберегающих мероприятий и их влияние на условия работы Границы измерения, эффекты взаимодействия вне границ Эффекты взаимосвязей (вне границы зоны переоснащения) Тип экономии (фактическая или нормализованная) Базовое потребление/резервирование мощности Выбор независимых переменных и их значений в базовый период Статические факторы (в рамках зоны измерения) в базовый период Кто отвечает за документирование всех параметров? Разделение полномочий Определение отчетного периода Условия для корректировок Выбор методики определения экономии Цены (тарифы) за потребляемые энергетические ресурсы Описания измерительного оборудования, точек измерения, частота, процедуры Ожидаемые расходы и точность Формат отчетов и их частота 1D. Документирование Плана M&V Цель энергосберегающих мероприятий и их влияние на условия работы Границы измерения, эффекты взаимодействия вне границ Эффекты взаимосвязей (вне границы зоны переоснащения) Тип экономии (фактическая или нормализованная) Базовое потребление/резервирование мощности Выбор независимых переменных и их значений в базовый период Статические факторы (в рамках зоны измерения) в базовый период Кто отвечает за документирование всех параметров? Разделение полномочий Определение отчетного периода Условия для корректировок Выбор методики определения экономии Цены (тарифы) за потребляемые энергетические ресурсы Описания измерительного оборудования, точек измерения, частота, процедуры Ожидаемые расходы и точность Формат отчетов и их частота План M&V может (в идеале должен) включать следующие разделы: План M&V должен стать приложением к контракту!

Проблемы измерения и верификации достигнутой экономии 3. Отсутствуют методические рекомендации (руководства) по измерению и верификации полученной экономии Основные подходы и принципы к решению проблем внедрения энергосервисных договоров (контрактов) Протокол стал де факто стандартом измерения и верификации экономии энергии в США, Китае, Франции, Великобритании, Испании, Бразилии и многих других зарубежных государствах, и был переведен на 10 языков. IPMVP издается в трех томах, наиболее широко используется и переводится IPMVP Том 1 «Концепция определения экономии энергии и воды». Протокол содержит различные подходы к определению экономии энергии и воды, определяет терминологию и предлагает наилучшие практики для документирования экономии энергии и воды в рамках проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. ФГБУ «РЭА» Минэнерго России подготовила перевод Протокола на русский язык. Протокол будет в свободном доступе в сети Интернет. Протокол стал де факто стандартом измерения и верификации экономии энергии в США, Китае, Франции, Великобритании, Испании, Бразилии и многих других зарубежных государствах, и был переведен на 10 языков. IPMVP издается в трех томах, наиболее широко используется и переводится IPMVP Том 1 «Концепция определения экономии энергии и воды». Протокол содержит различные подходы к определению экономии энергии и воды, определяет терминологию и предлагает наилучшие практики для документирования экономии энергии и воды в рамках проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. ФГБУ «РЭА» Минэнерго России подготовила перевод Протокола на русский язык. Протокол будет в свободном доступе в сети Интернет. - The International Performance Measurement and Verification Protocol (IPMVP) Справка:

Выбор варианта верификации

В РОССИИ УЖЕ МНОГО ЛЕТ ЗАНИМАЮТСЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ Начало процесса энергосбережения - Постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» ( 371 от г.) и одобрением Правительством РФ Концепции энергетической политики России. 7 мая 1995 г. Указ Президента Российской Федерации 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» 13. октября 1995 г. Постановление Правительства РФ 1006 «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года». 2 ноября 1995 г. Постановление Правительства Российской Федерации 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию топливно-энергетических ресурсов и т.д. 26 апреля 1996 г - Федеральный закон 28-ФЗ «Об энергосбережении» 11 сентября 1997 г. Указ Президента РФ от 1010 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» ответственность за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов возложена на Министерство топлива и энергетики РФ, которое, в свою очередь, делегировало эти полномочия органам Госэнергонадзора, входящим в структуру министерства. В 2004 г. в процессе административной реформы системы государственной власти РФ функции надзора за эффективным использованием энергоресурсов были признаны избыточными, как ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. 24 января 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации 80 утверждена ФЦП «Энергосбережение России» Программой предусматривалось поэтапное снижение энергоемкости ВВП российской экономики в период гг. на 13,4%, сокращение на 50-60% бюджетных дотаций населению, сокращение затрат на содержание объектов бюджетной сферы, сдерживание роста тарифов и цен на энергоносители, дальнейшее развитие энергетических услуг. Прямая поддержка из федерального бюджета за 3 года составила чуть более 20 млн руб., в то время как предусматривалось на этот период 2,55 млрд руб. В конце девяностых годов XX в. вышли первые пять ГОСТов по тематике энергосбережения. Они должны были стать основой стандартов энергосбережения. В 1998 и 2001 гг. были приняты две федеральные целевые программы, в дальнейшем не реализованные в полном объеме. 17 ноября 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от. 796 утверждена Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на г. и на перспективу до 2010 г. Программа должна была стать одним из основных механизмов реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Предполагалось снижение энергоемкости ВВП к 2005 г. на 13,4% и к 2010 году на 26% по отношению к 2000 г. По состоянию на 2004 г. по разделам «Энергоэффективность ТЭК» и «Безопасность и развитие атомной энергетики» по отчетам была выполнена на 99%, энергоемкость ВВП снизилась за гг. на 13%. 28 августа 2003 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации 1234-р утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Одна из приоритетных задач Энергетической стратегии – повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития свернута в соответствии с распоряжением правительства РФ 1446-р от 2006 г. Минпромэнерго опубликовало новую «Концепцию ФЦП «Энергоэффективная экономика» на гг. и на перспективу до 2015 г.». 4 июня 2008 г. вышел Указ Президента РФ 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В Указе поставлена задача снижения к 2020 г. энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов) Статья 19. Энергосервисный договор (контракт) 1. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. 2. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать : 1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта); 2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов; 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации. 3. Энергосервисный договор (контракт) может содержать : 1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия; 2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов; 3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов; 4) иные определенные соглашением сторон условия.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта) 1. По согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива) при условии соблюдения требований, установленных частями 1 и 2 статьи 19 настоящего Федерального закона. Цена в договорах купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), в части условий энергосервисного договора (контракта) определяется сторонами. частями 12 статьи 19

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд 1. В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты). 2. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.бюджетным законодательством

Федеральный закон от г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Глава 7.1. Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд Постановление Правительства РФ от г. 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» Оплата контракта на энергосервис осуществляется исходя из размера предусмотренных контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта Размещение заказа на энергосервис для государственных или муниципальных нужд

Пункт 3 статьи 72 Бюджетный кодекс Российской Федерации Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) Сроки и оплата энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере КОСГУ 223 (Коммунальные услуги)

Требования к условиям контракта на энергосервис. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение Условие - Наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель контракта на энергосервис. При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком в контракт включается перечень мероприятий, сформированный в заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт Перечень мероприятий может формироваться на основании: энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования и включаемого заказчиком в документацию о размещении заказа актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления) Заказчиком должен быть обеспечен свободный доступ потенциальных участников размещения заказов к объектам, в отношении которых предполагается оказание энергосервисных услуг

Требования к условиям контракта на энергосервис. Размер экономии, который должен быть достигнут в результате исполнения контракта Условие - Компенсация участникам размещения заказов затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, открытый аукцион в электронной форме или ответа на запрос котировок не производится Условие – Требуемый размер экономии определяется на базе: размера экономии в денежном выражении, сложившегося в результате размещения государственного (муниципального) заказа на энергосервис стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе Стоимость единицы энергетического ресурса при осуществлении расчетов за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам) определяется как средневзвешенная цена (тариф)

Требования к условиям контракта на энергосервис. Размер экономии, который должен быть достигнут в результате исполнения контракта Условие – В контракте указывается требуемый размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении за весь срок действия контракта, а также требуемые доли размера экономии в натуральном выражении за определенный период Размер экономии, достигнутый в результате исполнения контракта, определяется на базе: разницы между объемом потребления энергетического ресурса за календарный период достижения требуемого размера экономии (доли размера экономии), определенного до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления энергетического ресурса, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объемы потребления энергетических ресурсов При определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, в натуральном выражении объем потребления энергетического ресурса после реализации исполнителем перечня мероприятий рассчитывается за календарный период, соответствующий календарному периоду, за который рассчитывался объем потребления энергетического ресурса до начала реализации исполнителем перечня мероприятий.

Требования к условиям контракта на энергосервис. Определение объема потребления энергетического ресурса. Дополнительная экономия Факторы, влияющие на объем потребления энергетического ресурса: изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода Условие – Должен быть определен механизм распределения между сторонами контракта дополнительной экономии Условие – Контракт заключается в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта обеспечено соблюдение всех установленных санитарно- гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий

Требования к условиям контракта на энергосервис. Определение объема потребления энергетического ресурса. Дополнительная экономия Факторы, влияющие на объем потребления энергетического ресурса: изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода Условие – Должен быть определен механизм распределения между сторонами контракта дополнительной экономии Условие – Контракт заключается в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта обеспечено соблюдение всех установленных санитарно- гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий

Требования к условиям контракта на энергосервис. Размер и сроки оплаты контракта Условие - Сроки оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту должны составлять дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты Условие – Размер платежа устанавливается на базе: процента от достигнутого размера экономии соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам), фактически сложившимся за период достижения размера экономии Стоимость единицы энергетического ресурса при осуществлении расчетов за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам) определяется как средневзвешенная цена (тариф) Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии При этом процент дополнительной экономии, выплачиваемый исполнителю, не может превышать фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на получение энергетического ресурса, предусмотренного контрактом

Требования к условиям контракта на энергосервис. Обязанности исполнителя и заказчика Обязанности исполнителя: обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов Обязанности заказчика: предоставление актуальных сведений об объекте надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, а также оборудования, установленного в ходе проведения мероприятий по энергосбережению обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов осуществление допуска представителей исполнителя на объект, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий

Фиксированный размер экономии, максимальный % - исполнителю + Возможность максимального снижения процента экономии, уплачиваемого исполнителю - Отсутствует мотивация исполнителя к увеличению размера экономии сверх запланированной Увеличивается срок возврата инвестиций исполнителю Фиксированный % - исполнителю, минимальный размер экономии + Фиксированный размер платежей исполнителю - Отсутствует мотивация исполнителя к увеличению размера экономии сверх запланированной Отсутствует возможность уменьшения срока возврата инвестиций Минимальный размер экономии, максимальный % - исполнителю. + Мотивация исполнителя к максимальному увеличению экономии Максимальная доля экономии, остающаяся у заказчика - Сложная процедура оценки и формирования условий контракта ВАРИАНТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИИ

Особенности размещения заказов на энергосервис Принцип 1. "Деньги и максимальный процент". Заказчик истратил в прошедшем календарном году 200 тыс. руб. на услуги по теплоснабжению и планирует в рамках деятельности по энергосбережению сократить расходы на 20 тыс. руб. - это и будет фиксированный размер экономии в денежном выражении. Максимальный процент экономии, который заказчик может оплатить за услуги энергосервисной компании, равняется 10%. Пример: Участник должен обеспечить экономию в размере 20 тыс. руб. и сообщить о том, за какой процент от этой суммы он готов работать. Максимальная граница - 10%, поэтому участник должен предлагать понижающий процент. Лучшее предложение, соответственно, то, в котором содержится условие о минимальном проценте. Участник 1 - 9%; участник 2 - 3,5%; участник 3 - 5%. Лучшее предложение сделал участник 2.

Принцип 2. "Деньги и минимальный процент". Заказчик истратил в прошедшем календарном году 200 тыс. руб. на услуги по теплоснабжению и планирует в рамках деятельности по энергосбережению сократить расходы на 20 тыс. руб. - это будет минимальный размер экономии в денежном выражении. Фиксированный процент экономии, который заказчик может оплатить за услуги энергосервисной компании, равняется 10%, что в денежном выражении составляет 2 тыс. руб. Пример: Участник соглашается, что его вознаграждение составит 2 тыс. руб., при этом он должен как минимум обеспечить экономию в 20 тыс. руб., как максимум - увеличить ее размер. Лучшим, соответственно, будет предложение, в котором установлен самый большой размер экономии. Участник ,6 тыс. руб.; участник тыс. руб.; участник тыс. руб. Лучшее предложение сделал участник 1. Особенности размещения заказов на энергосервис

Принцип 3. "Минимум денег - максимум экономии". Заказчик истратил в прошедшем календарном году 200 тыс. руб. на услуги по теплоснабжению и планирует в рамках деятельности по энергосбережению сократить расходы на 20 тыс. руб. - это будет минимальный размер экономии в денежном выражении. Максимальный процент экономии, который заказчик может оплатить за услуги энергосервисной компании, равняется 10%. Пример: Участник должен представить предложение о понижении процента как размера вознаграждения за свои услуги и предложение о повышении размера экономии в фактических расходах заказчика на энергоресурсы. Лучшим будет предложение с совокупностью условий по минимальному проценту и максимальной экономии. Вычисляется предложение как разница между фактическими расходами заказчика на энергоресурсы и предложенной экономией, уменьшенной на стоимостную величину предложенного процента. Предложения: - участник 1: экономия 25 тыс. руб. процент - 5 (1,25 тыс. руб.); - участник 2: экономия 25 тыс. руб., процент - 10 (2,5 тыс. руб.); - участник 3: экономия 20 тыс. руб., процент - 1 (0,2 тыс. руб.). Расчет: - участник 1: 200 тыс. руб. - (25 - 1,25) тыс. руб. = 176,25 тыс. руб.; - участник 2: 200 тыс. руб. - (25 - 2,5) тыс. руб. = 177,5 тыс. руб.; - участник 3: 200 тыс. руб. - (20 - 0,2) тыс. руб. = 180,2 тыс. руб. Лучшее предложение сделал участник 1. Особенности размещения заказов на энергосервис

ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА ЭНЕРГОСЕРВС Конкурс + Возможность формирования крупных лотов, состоящих из большого количества объектов; Возможность использования для отбора Исполнителя таких критериев, как: сроки выполнения работ, квалификация исполнителей и гарантии качества. - Более сложная процедура, чем при проведении аукциона. Аукцион + Более простая процедура, чем при проведении конкурса; Возможность максимального снижения цены. - Отсутствие возможности формирования крупных лотов (1 лот – 1 объект); Невозможность оценки участника торгов с точки зрения качества предлагаемых услуг и квалификации его персонала.

Контракты на энергосервис в России. Существующие возможности Объект (бюджетное учреждение) Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Энергоснабжающая организация Инженеринговая компания Строительная компания Строительная компания ЭСКО Энергоснабжающая организация Инжиниринговая компания Строительная компания Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Объект (здание, бюджетное учреждение) Энергосервисный договор Оплата* Осуществление мероприятий по энергосбережени ю и повышению энергетической эффективности Договор на ремонт и модернизацию здания Оплата строительных работ Договор на поставку и обслуживание оборудования Оплата поставок и работ Оплата обслуживания здания Договор на обслуживание здания Оплата энергетических ресурсов Договор энергоснабжения * Оплата включает в себя процент от экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении Муниципальное образование (субъект Российской Федерации) Банк Возврат кредита Кредитный договор Кредит Бюджетные ассигнования

Перспективные модели энергосервиса для России. Полное обслуживание здания Объект (бюджетное учреждение) Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Энергоснабжающая организация Инженеринговая компания Строительная компания Строительная компания Муниципальное образование (субъект Российской Федерации) ЭСКО Банк Энергоснабжающая организация Инжиниринговая компания Строительная компания Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Объект (здание, бюджетное учреждение) Энергосервисный договор Оплата* Договор о предоставлении мунципальной (государственной ) гарантии Мунципальная (государственная) гарантия Кредитный договор Кредит Возврат кредита Осуществление мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Поставка энергетических ресурсов Договор на ремонт и модернизацию здания Оплата строительных работ Договор на поставку и обслуживание оборудования Оплата поставок и работ Оплата обслуживания здания Договор на обслуживание здания Оплата энергетических ресурсов Договор энергоснабжения Осуществление мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности * Оплата включает в себя фиксированные платежи за энергетические ресурсы (коммунальные услуги) и содержание здания

Перспективные модели энергосервиса для России. ЭСКО – технический консультант Объект (бюджетное учреждение) Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Энергоснабжающая организация Инженеринговая компания Строительная компания Строительная компания Муниципальное образование (субъект Российской Федерации) Организация с участием муниципального образования (государства) Банк Энергоснабжающая организация Инжиниринговая компания Строительная компания Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Объект (здание, бюджетное учреждение) Договор о предоставлении субсидии (контракт) Оплата за энергетические ресурсы Договор о предоставлении мунципальной (государственной) гарантии Мунципальная (государственная) гарантия Осуществление мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Поставка энергетических ресурсов Договор на ремонт и модернизацию здания Оплата строительных работ Договор на поставку и обслуживание оборудования Оплата поставок и работ Оплата обслуживания здания Договор на обслуживание здания ЭСКО Оплата энергетических ресурсов Договор энергоснабжения Оплата Кредит Возврат кредита Кредитный договор Энергосервисный договор (консультации и настройка) с гарантированной экономией

Перспективные модели энергосервиса для России. Револьверный фонд Объект (бюджетное учреждение) Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Энергоснабжающая организация Инженеринговая компания Строительная компания Строительная компания Муниципальное образование (субъект Российской Федерации) Организация с участием муниципального образования (государства) Банк Энергоснабжающая организация Инжиниринговая компания Строительная компания Организация, предоставляющая услуги по обслуживанию зданий бюджетной сферы Объект (здание, бюджетное учреждение) Договор о предоставлении субсидии (контракт) Оплата за энергетические ресурсы Договор о предоставлении мунципальной (государственной) гарантии Мунципальная (государственная) гарантия Кредитный договор Возврат кредита Осуществление мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Поставка энергетических ресурсов Договор на ремонт и модернизацию здания Оплата строительных работ Договор на поставку и обслуживание оборудования Оплата поставок и работ Оплата обслуживания здания Договор на обслуживание здания ЭСКО Оплата энергетических ресурсов Договор энергоснабжения Револьверны й фонд Оплата Кредит Энергосервисный договор

Бюджетная организация - Заказчик по Энергосервисному Контракту (школа) Московский банк Сбербанка России кредитование ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ПРОЕКТА (финансирование капвложений в энергосберегающее оборудование) Исполнитель Энергосервисного Контракта (ЭСКО-МОЭК) CAR + ALOP Бенефициар: Банк Бюджет г. Москвы Бюджетная организация Московский банк Сбербанка России исполнение кредитных обязательств получение перфоманс-эффекта (экономия тепла) экономия бюджетных средств, предназначенных для финансирования расходов на отопление ~20% перфоманс-эффекта в денежном выражении (с выходом на 80% после исполнения кредитных обязательств) оплата по энергосервисному контракту ~80% перфоманс-эффекта в денежном выражении (с выходом на 20% после исполнения кредитных обязательств) Страховая компания монтаж и пусконаладка, прием в эксплуатацию без передачи на баланс Заказчика Исполнитель Энергосервисного Контракта (ЭСКО-МОЭК) Институт Развития (ВЭБ) или специализированны й гарантийный фонд банковская гарантия или иной способ обеспечения исполнения кредитных обязательств ВАРИАНТ А: кредитуется ЭСКО-МОЭК Бенефициар: Банк Этап капитальных вложений Этап эксплуатации ЭСКО: специализированная компания по проектированию и внедрению энергосервисных решений, комплектации оборудования, включая автоматику и программное обеспечение; по эксплуатации энергосервисного оборудования, осуществляющая мониторинг, диагностику, регламентные и аварийно- восстановительные работы на установленном у заказчика оборудовании Усиевич Владимир Александрович Генеральный директор ООО «Сберэнергодевелопмент»

Бюджет г. Москвы Бюджетная организация - Заказчик (школа) Московский банк Сбербанка России кредитование ЭНЕРГОСЕРВИСНОГ О ПРОЕКТА финансирование вложений в энергосберегающе е оборудование Подрядчик (ЭСКО-МОЭК) вложения в энергосберегающее оборудование по договору подряда монтаж и пусконаладка, передача на баланс передача оборудования в эксплуатацию по договору эксплуатации Страховая компания CAR + ALOP Бенефициар: Банк Бюджет г. Москвы Бюджетная организация Московский банк Сбербанка России исполнение кредитных обязательств Эксплуатирующая организация (ЭСКО-МОЭК) Институт Развития (ВЭБ) или специализированны й гарантийный фонд банковская гарантия или иной способ обеспечения исполнения кредитных обязательств получение перфоманс- эффекта (экономия тепла) экономия бюджетных средств, предназначенных для финансирования расходов на отопление ~80% перфоманс-эффекта в денежном выражении оплата по договору эксплуатации ~20% перфоманс-эффекта в денежном выражении ~60% перфоманс-эффекта - на оплату кредитных обязательств ВАРИАНТ В: кредитуется Бюджет (или бюджетная организация - энергопотребитель) Этап капитальных вложений Этап эксплуатации Бенефициар: Банк Окончательная корректировка расходов бюджета после возврата кредита банку: с выходом на уровень доходов ~ 80% перфоманс-эффекта Усиевич Владимир Александрович Генеральный директор ООО «Сберэнергодевелопмент»

Слайд 8 Перфоманс-эффект в совокупности и в долях между ЭСКО и бюджетом, млн. руб. Усиевич Владимир Александрович Генеральный директор ООО «Сберэнергодевелопмент»

Слайд 8 Источники финансирования ЭСК Усиевич Владимир Александрович Генеральный директор ООО «Сберэнергодевелопмент»

Слайд 8 Источники финансирования ЭСК Усиевич Владимир Александрович Генеральный директор ООО «Сберэнергодевелопмент»

46 Краткая информация об объекте Характеристики объекта: Год застройки: Общая площадь здания: Процент износа здания: Энергоснабжение: Количество учащихся: 1981 г. 5518,8 м 2 25 % Центральное 1094 чел. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 45» г. Калуги Потребление ТЭР за 2010 год: Электрическая энергия: ГВС: Тепловая энергия: к Втч 1340,6 м Гкал Некоторые результаты обследования : Температура и освещенность в классах находятся в пределах требований Сан ПиН. Свыше 80% окон находятся в плохом состоянии, часть в неудовлетворительном. Выявлены сверхнормативные потери тепловой энергии. Система вентиляции неработоспособна

47 Мероприятия проекта Наименование мероприятия Потребность в финансировании, тыс. руб. Эффект от мероприятия Эффект, тыс. руб. в год* Проведение экспресс- обследования 30 Мероприятия, направленные на экономию тепловой энергии 1 Тепловая изоляция трубопроводов 5024 Гкал 21 2Утепление и ремонт подвального помещения 167 Гкал 6 3Герметизация окон 2133 Гкал 29 4Установка теплоотражающих экранов 65,520 Гкал 18 5Проведение гидравлической регулировки 2012 Гкал 11 6Установка ИТП Гкал 127 Итого по теплу 732,5239 Гкал 213 Мероприятия, направленные на экономию электроэнергии 7 Внедрение экономичных источников света 185, к Втч Установка системы управлением освещения к Втч 6 9 Автоматизация уличного освещения к Втч 5 Итого по э/э 266, к Втч Создание системы учета и мониторинга энергопотребления 60 *Стоимость энергоресурсов фактическая (базовый 2010 г.): Тепловая энергия- 890,46 руб./Гкал Электроэнергия- 4,87 руб/к Вт*ч

48 Результат внедрения мероприятий Экономия электроэнергии в натуральном выражении: к Втч в год, 23% от годового электропотребления в базовом 2010 году. Экономия тепла: 239 Гкал в год, 24% от годового теплопотребления в базовом 2010 году. Потребление электроэнергии в течение года, к Втч Потребление тепловой энергии в течение года, Гкал экономия

49 Финансово-экономический анализ проекта Ставка дисконтирования, % годовых Горизонт расчета 5 лет 14 % 127 тыс.руб. PP DPP IRR 3,7 года 4,7 года 20% Инвестиции 1089 тыс. руб. Пилотный проект является окупаемым без учета затрат на подготовку и управление проектом (энергообследование, управление проектом на инвестиционной фазе, управление проектом в период достижения экономии). Финансовые показатели проекта чувствительны к региональной дифференциации тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также к прогнозу динамики тарифов. Улучшение финансовых показателей подобных проектов возможно за счет «эффекта масштаба» в части материальных и административно-управленческих затрат.

В О П Р О С Ы