Г.А. ЯГОДИН, М.В. АРГУНОВА, Т.А. ПЛЮСНИНА, Д.В. МОРГУН Экология Москвы и устойчивое развитие Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов * Электронная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ «Будущее это не то, куда мы идём, а то, что мы создаём». Джон Шаар.
Advertisements

Глобальные проблемы
Человечество на Земле не может жить и развиваться изолированно от природы, ее богатств. Среди них выделяют пять основных видов : минеральные, климатические,
УРОК 3 ЧЕЛОВЕК В КОНФЛИКТЕ С БИОСФЕРОЙ. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Дать ответы на вопросы: Что такое экологический кризис? Какие бывают экологические кризисы? Чем.
УРОК 4 ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: ОГРОМНЫЕ УСПЕХИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Кромсаем лёд, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот…
Реферат на тему: Влияние человека на землю. Экологический след - это площадь биологически продуктивной территории, необходимой для производства используемых.
2013 год в России Год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от года)
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
Глобальные проблемы Экологическая проблема Экологическая проблема Угроза третьей мировой войны Угроза третьей мировой войны Демографическая проблема Демографическая.
Авторы: ученицы 8г класса школы 264 ученицы 8г класса школы 264 Лапшина Екатерина, Курбетова Эсмира.
Человек как житель биосферы. Впервые слово «биосфера» в науку ввёл во второй половине ХIХ века австрийский геолог Эдуард Зюсс. Учение о биосфере создал.
«Человечество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации… Она коснётся всех стран и будет сопровождаться сменой ценностных.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Объект, предмет и задачи экологии Экология – наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех.
Биологические ресурсы - разновидность природных ресурсов и составная часть национального богатства любой страны.
Загрязнение атмосферы Загрязнение гидросферы Загрязнение почв.
Транксрипт:

Г.А. ЯГОДИН, М.В. АРГУНОВА, Т.А. ПЛЮСНИНА, Д.В. МОРГУН Экология Москвы и устойчивое развитие Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов * Электронная версия учебника Москва 2008

«… основная идея концепции устойчивого развития состоит в том, что дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы… …Она предлагает людям брать от природы лишь то, что необходимо, точно просчитывая, что природа может восстановить. Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, которые нас окружают или живут далеко от нас, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня… » Г.А. Ягодин, профессор, академик Российской Академии образования. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

КАК РАБОТАТЬ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ Уважаемые старшеклассники! Данное пособие полностью повторяет и дополняет учебное пособие «Экология Москвы и устойчивое развитие», созданное учителями-практиками под научным руководством академика Г.А.Ягодина. Оглавление электронного пособия состоит из тех же параграфов, что и само учебное пособие. Работать с электронным учебным пособием нужно следующим образом: 1. Прежде чем перейти к изучению нового материала, выполните задания, приведённые в рубрике «Это вы знаете». 2. Затем ознакомьтесь с новым материалом, как указано в рубрике «Как работать с параграфом». 3. Изучив новый материал, Вы можете перейти к рубрике «Подумайте и ответьте» или «Проверьте свои знания». 4. В заключении проведите оценку своих знаний перейдя по ссылкам «Практическая работа» или «Игровое упражнение». *** Изучая материал обратите внимание на рубрики: «Это вас может заинтересовать», «Великие имена», «Подведём итоги», «Ваш досуг». С пожеланием успехов и творчества, авторы.

ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА РАЗДЕЛ II. МОСКВА – МОЙ ДРЕВНИЙ И ЛЮБИМЫЙ ГОРОД РАЗДЕЛ III. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА. КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ РАЗДЕЛ V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА §1. Экологические кризисы в истории цивилизации §2. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис §3. Мировоззренческие истоки экологических проблем §4. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию §5. Образование в интересах устойчивого развития Дополнительные тексты: к параграфу 1, к параграфу 3, к параграфу 4. Игровые упражнения и задания к разделу I «Особенности цивилизации ХХI века» Подведём итоги

Термин «экология» введён немецким исследователем Эрнстом Геккелем в 1866 г. Традиционно экология понимается как наука о взаимоотношениях организмов, популяций, сообществ между собой и с окружающей средой.«экология» Фундаментальная экология по уровням организации жизни на Земле может быть разделена на четыре раздела: экологию организмов, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой;организмов, популяционную экологию, изучающую экологические закономерности группы особей одного вида – популяции;популяционную экологию сообществ, которая изучает организацию и функционирование природных сообществ (биоценозов);сообществ, биосферную экологию, изучающую функционирование и развитие экосистем Земли. ЭТО МОЖЕТ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАТЬВЕЛИКИЕ ИМЕНА ВЕДЕНИЕ ВЕЛИКИЕ ИМЕНА

Таблица 1. Структура экологии Основные разделы экологии Фундаменталь- ная экология Социальная экология Рациональное природопользова- ние и охрана природы Предмет исследования (изучения) Законы функционирования и взаимодействия живой и неживой природы Законы взаимодействия человека (общества) и природы Действия и поведение человека, законодательные и нормативные акты

При развитии популяционной экологии и экологии сообществ стало очевидно, что фундаментальные законы этой науки непосредственно влияют на общество. В связи с этим возникла новая область – социальная экология, изучающая законы взаимодействия общества и природы.

Теоретическая разработка основных законов экологии послужила основой для развития прикладных разделов: - охраны природы; - рационального природопользования.

Большинство разделов современной экологии тесно переплетены с различными научными дисциплинами: биологией, химией, географией, физикой, математикой, социологией и многими другими. В последние десятилетия содержание термина «экология» приобрело социально-политический, философский аспект. Экология при этом рассматривается не только как самостоятельная дисциплина, а как мировоззрение, пронизывающее все науки, технологические процессы и сферы деятельности людей.

По мере осознания роли живого вещества (совокупности всех живых организмов, по В.И. Вернадскому) в круговороте веществ в природе, сформировалось понятие биосферы.биосферы. Количество изъятий из природы исходных продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превысило их восполняемость, обеспеченную круговоротом веществ. Это относится к пресной воде, плодородной почве, лесам, полезным ископаемым и т.д. С развитием цивилизации человек превратился в мощную силу, преобразующую мир.

С другой стороны, количество неиспользуемой части сырья (отходов) превысило пределы поглощения их природной средой. Человеческая деятельность изменила природные циклы круговорота вещества, разомкнув многие из них, что привело к нарушению систем жизнеобеспечения на Земле. Это обусловило загрязнение воздуха, почвы, ухудшение качества питьевой воды и как следствие – изменение климата и развитие различных заболеваний человека.

По существу, наша планета Земля представляет собой совершенный космический корабль, перемещающийся с большой скоростью и по сложной траектории. Человек на этом корабле не столько капитан, сколько команда обслуживания. Он не может изменить курс и маршрут движения. Но от целей и линии поведения его команды зависит собственная её жизнь и, вероятно, самое ценное, созданное миллиардами лет эволюции – живое вещество, совокупность всех живых организмов. ОГЛАВЛЕНИЕ

«Нет ничего более трагичного в жизни, чем абсолютная невозможность изменить то, что вы уже сделали» Дж. Голсуорси, английский писатель(1867–1933) §1. Экологические кризисы в истории цивилизации Это вы знаете Как работать с параграфом. Творческая страница Теоретическая часть параграфа Это может вас заинтересовать Подумайте и ответьте Проверьте свои знания Дополнительный текст к параграфу 1

Хозяйственная деятельность человека, приобретая глобальный характер, начинает оказывать ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере. Биосфера теряет способность к самовосстановлению. Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, то есть нерациональное природопользование часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе.

Нарушение естественных природных процессов в биосфере, в результате которого происходят быстрые изменения в окружающей среде называется экологическим кризисом. При этом возникают отрицательные изменения, которые представляют угрозу для здоровья людей и их благополучия.

Различают кризисы разных масштабов: локальные (местные), региональные, глобальные кризисы. Наиболее опасны кризисы, охватывающие огромные территории земного шара – глобальные кризисы.

Основные причины утраты биосферой способности к самовосстановлению: увеличение потребления природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разрушение природных экосистем. Примером глобального экологического кризиса является быстрое изменение климата.

На основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на природные процессы нередко возникает экологическая катастрофа, которая ведёт к неблагоприятным социальным и экономическим последствиям: экологическая катастрофа, экономическим потрясениям, эпидемиям, массовой гибели населения, ухудшению условий хозяйственной деятельности.

Выберите из списка экологические кризисы и экологические катастрофы. (Объясните свой выбор). 1. Авария на Чернобыльской АЭС; 2. Сведение смешанных лесов на Восточно-Европейской равнине; 3. Антропогенное опустынивание на Прикаспийской низменности; 4. Истощение почв вследствие слишком активного ведения сельского хозяйства; 5. Формирование бедлендов в Калифорнии; 6. Формирование терриконов на прежде сельскохозяйственных землях; 7. Исчезновение животных мамонтовой фауны; 8. Последствия гипотетической ядерной войны; 9. Загрязнение гидросферы сточными водами (на примере г.Москвы); 10. Почвенное загрязнение в районе Саларьевского мусорного полигона (Ленинский район Московской области).

Каковы же различия между экологическим кризисом и экологической катастрофой? кризис это обратимое явление, в котором система может вернуться в исходное состояние, катастрофа явление необратимое. Очевидно, что провести резкую границу между экологическим кризисом и катастрофой очень нелегко. Например, исчезновение динозавров можно считать Экологической катастрофой, поскольку безвозвратно исчезла целая группа видов из огромного биоразнообразия. К экологическим кризисам можно отнести истощение запасов съедобных растений и истребление небольших животных 35–50 тысяч лет назад. Как правило, кризисы имеют в истории человечества благополучное разрешение. Однако жизнь на Земле продолжилась, появились новые виды, сформировались другие экосистемы.экосистемы. Это может вас заинтересовать

В каменном веке в эпоху позднего палеолита и мезолита, человечество перешло к коллективной охоте на крупных млекопитающих с применением более совершенных орудий: копья, гарпуна, лука и стрел. Использование огня и изобретение оружия привели к массовому уничтожению (перепромыслу) крупных млекопитающих (шерстистый носорог, большерогий олень, пещерный медведь, мамонт), что послужило причиной экологического кризиса (около 10 – 30 тыс. лет назад). Этот кризис заставил человека перейти от присваивающего типа хозяйствования (охота и собирательство) к производящему (скотоводство и земледелие).

Первые земледельческие цивилизации возникли в районах недостаточного увлажнения, что потребовало создания оросительных систем. В результате перевыпаса скота, эрозии и засоления почв произошли локальные экологические катастрофы в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Таким образом проявил себя кризис примитивного земледелия (около 2 тыс. лет назад). Позднее земледелие продвинулось на территории достаточного увлажнения, в районы лесостепи и леса. Развитие земледелия, а также использование древесины в качестве топлива привели к катастрофическому уничтожению лесов в Западной Европе и на Ближнем Востоке (примерно 150 – 350 лет назад).

С XVIII в. в результате промышленной, а затем научно- технической революции на смену доиндустриальной эпохе пришла индустриальная. Появление огромного количества отходов, причём часто в виде не свойственных природе веществ, привело к возникновению ещё одного кризиса, в основе которого лежит нарушение круговорота веществ в биосфере. Причиной кризиса явилась невозможность организмов (бактерий, грибов, червей, моллюсков) перерабатывать большое количество созданных человеком веществ. В настоящее время на одного жителя Земли каждый год добывается и выращивается примерно 20 тонн сырья и при этом около 90 % сырья превращается в отходы.

Еще один экологический кризис состоит в снижении устойчивости экологических систем, в частности, в результате обеднения их видового разнообразия, нарушения естественных местообитаний. Нарастание экологической напряжённости из-за истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, проявляется и в социальной сфере.

Экологические кризисы в истории цивилизации. Название кризиса ВремяПричина кризиса Пути выхода из кризиса 1 Перепромысел крупных животных 10 тыс. -30 тыс. лет назад Уничтожение крупных животных Переход к земледелию и скотоводству 2 Кризис примитивного земледелия 2 тыс. лет назад Перевыпас скота, эрозия и засоления почв Широкое освоение неполивных земель 3 Сведение лесов, истощение растительных ресурсов лет назад Развитие земледелия, использование древесины в качестве топлива Переход от доиндустриальной к индустриальной эпохе 4 Современный экологический кризис 50 лет назад – по настоящее время Истощение природных ресурсов, деградация естественных природных экосистем, загрязнение окружающей среды, выход за пределы несущей емкости биосферы Новые технологии, переработка отходов, использование альтернативных источников энергии, формирование общества устойчивого развития

Выделяют следующие 7 причин современного глобального экологического кризиса 1. Количество изъятий из природы исходных продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека превышает их восполняемость, обеспечиваемую круговоротом веществ. 2. Численность населения постоянно растёт. При этом потребление ресурсов опережает рост численности населения, что приводит к возникновению большого количества отходов и загрязнению окружающей среды. 3. Мир изобилия и нищеты сосуществуют рядом, и разрыв между ними огромен. Одна пятая всех доходов планеты сосредоточена в развитых странах. А так же..

4. Количество обрабатываемых земель постоянно сокращается в результате нарушения продуктивности (опустынивание, перевыпас скота, нерациональная агротехника). 5. Сокращение лесов за счёт вырубки и лесных пожаров вследствие превышения их естественного воспроизводства. 6. Дефицит пресной воды, особенно в местах интенсивного земледелия. 7. Человек вовлекает в производство и потребляет такое количество вещества и энергии, которое во много раз превышает его биологические потребности.

За последние 10 тыс. лет на Земле сведено 2/3 лесов. Влажные тропические леса каждую секунду вырубаются со скоростью, равной площади футбольного поля. По данным Всемирной организации здравоохранения, приблизительно 1,2 млрд. человек страдают от нехватки чистой питьевой воды. Человек приблизился к предельно допустимым лимитам изъятия вод из рек (приблизительно 10% от допустимого стока). Факты

Таким образом, указанные причины глобального экологического кризиса связаны, в основном, с потребительским отношением человека к природе, последствиями научно-технической революции, а также недостаточным уровнем экологического образования и просвещения Вывод из 1 параграфа «Демографический взрыв» Научно- техническая революция Потребительское отношение к природе Отсутствие экологического просвещения и образования Увеличение потребления природных ресурсов Загрязнение окружающей среды Разрушение природных экосистем Утрата биосферной способности к самовосстановлени ю Рисунок: Причины глобального экологического кризиса и его последствия ОГЛАВЛЕНИЕ

§2. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис Это вы знаете Как работать с параграфом. Творческая страница Теоретическая часть параграфа Это может вас заинтересовать Оцените свою работу на уроке Подумайте и ответьте Проверьте свои знания Задание к творческой странице Дополнительный текст к параграфу

Это вы знаете 1. Охарактеризуйте экономические, социальные, экологические особенности XXI в. 2. Обсудите свои записи с классом. Как работать с параграфом? 1. Последовательно ознакомьтесь с отдельными частями текста параграфа. 2. Выделите сведения, относящиеся к основным проблемам третьего тысячелетия.

Последнее столетие было замечательной демонстрацией успеха цивилизации, развивающейся по пути научно- технического прогресса. С одной роковой поправкой. Как и с момента возникновения человека, природа представлялась бесконечно большой кладовой, из которой можно черпать как угодно много исходных для развития цивилизации продуктов, и бесконечно большим естественным реактором, перерабатывающим все отходы человеческой деятельности. Часть 1 параграф 2

Действительно, валовой мировой продукт в товарах и услугах вырос в 33 раза, мощность производства возросла в 10 раз, народонаселение Земли – в 6 раз. Фактически до 1950 г., с момента обособления человека в вид «человек разумный», на Земле жило и умерло столько же людей, сколько живёт сейчас. Особенно быстрый рост всех мировых экономических показателей наблюдался во второй половине прошлого века. Валовой мировой продукт с 1950 г. вырос в 7 раз, с 6 триллионов долларов США в 1950 г. до 43 триллионов долларов США в 2000 г. Уровень жизни людей в развитых странах вырос до уровня, о котором не могли и мечтать сто лет назад. Увеличилась продолжительность жизни людей. Создана принципиально новая система обмена информацией и её хранения. Средняя урожайность зерновых в 2000 г. составила 28 ц/га, суммарный урожай зерновых превысил количество зерна, собранного за все 11 тысяч лет с начала аграрной революции.

! Но эти успехи достигнуты ценой всё более ускоряющегося разрушения экосистемы Земли.

Действительно, изъятие из природы продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превышает способности природы их восстанавливать или компенсировать их исчезновение. Так, одна треть земельных угодий не восполняет плодородия почвы, и она всё более деградирует. Например, в Казахстане обрабатываемые земли за период с 1950 по 1980 гг. сократились в два раза, так как в Творческая страница результате выветривания снизилось плодородие бывших целинных земель. В 1958 г. было собрано 13 миллионов тонн пшеницы, а в 2000 г. – только 8 миллионов.

Половина пастбищ Земли из-за нарушения их предельной продуктивности (несущей ёмкости), позволяющей иметь только определённое количество скота, превращается в пустыню. Ежегодно пустыни Земли увеличиваются на 156 миллионов квадратных километров. Например, в Нигерии ежегодно превращается в пустыню 500 квадратных километров обрабатываемых земель.

Леса, сократившиеся с началом аграрной революции в два раза, продолжают исчезать с нарастающей быстротой за счёт превышающей норму воспроизводства вырубки и лесных пожаров. Сейчас ежегодные потери леса в мире превышают 9 миллионов гектаров.

Повсюду нарастает дефицит пресной воды. Это особенно сказывается в местах интенсивного земледелия. В настоящее время около 10 % населения живёт на орошаемых землях. С введением в хозяйство орошения за счёт забора подземной воды при использовании бурения, с помощью дизельных и электрических насосов, уровень подземных вод ежегодно опускается на 1,5 м и более. Это относится к Северному плато в Китае, где производится 25% всего китайского зерна; к водоносным слоям Огаллала, питающим пятую часть всех обрабатываемых земель в США; Пенджабу – хлебной корзине Индийского полуострова. В результате перезабора воды в определённое время года не доходят до моря такие реки, как Колорадо, Хуанхэ, Инд и Ганг. По этой же причине из-за интенсивного использования воды Амударьи на орошение погибло Аральское море.

Несмотря на все успехи современной науки и техники, уровень современного производства продуктов потребления в сравнении с природными процессами остаётся крайне несовершенным. По самым оптимистичным оценкам, выход полезного продукта из сырья, изымаемого из природы, не превышает 10 %. Это означает, что из 100 кг сырья мы извлекаем 10 кг полезного продукта и возвращаем в окружающую среду 90 кг вещества в виде отходов. Творческая страница

Часть 2 параграф 2 Население Земли численностью более 6,6 миллиардов человек оказывает огромную антропогенную нагрузку на атмосферу. В первую очередь это относится к выбросам диоксида углерода, главного побочного продукта современной энергетики. Нарушение баланса диоксида углерода в природе ведёт к нестабильности климата, возрастающему количеству ураганов и наводнений, повышению температуры выше пределов, оптимальных для существования людей. Потепление климата привело к тому, что за последние 40 лет толщина арктического льда уменьшилась более чем на 40 %. Увеличить

В ближайшие 50 лет, по прогнозам учёных, в летние месяцы ледовый покров в Арктике будет исчезать. Кроме того, это грозит таянием материкового льда и повышением уровня океана, таянием ледников и катастрофами. Ледовый покров Гренландии доходит до 2 км по толщине. Если он растает, уровень океана поднимется на 7 метров. В результате деятельности человека стало заметно истощение в стратосфере озонового экрана, защищающего жизнь на Земле от жёсткого ультрафиолета.

Часть 3 параграф 2 Примеров отрицательных последствий деятельности человека на состояние экосферы не счесть. Может быть, одним из самых опасных из них является сокращение биоразнообразия. За время эволюции погибло гораздо больше видов, чем существует на Земле сейчас. Но это был медленный процесс, и суммарно количество видов на Земле увеличивалось. Сейчас процесс исчезновения видов ускорился в результате антропогенной деятельности.

Сегодня под угрозой исчезновения находится каждый восьмой из 9946 описанных видов птиц, каждый четвёртый из 4763 видов млекопитающих, каждый третий из описанных видов рыб. В некоторых странах это весьма ощутимо. Так, за последние 200 лет в Австралии исчезли 26 видов млекопитающих из обитавших там 140 видов. В реке Колорадо исчезли, частично из-за высыхания мест обитания, 29 видов рыб из 50 обитавших там. Это ставит под угрозу самое большое богатство Земли – генетический банк. Мы уничтожаем то, что даже не исследовали, не выяснив значение не только для природы в целом, но и для человека.

По данным ООН, относящимся к 1991 г., экономическое неравенство в мире вопиюще. Рисунок: Распределение доходов и экономическое неравенство в мире Часть 4 параграф 2

Такое положение усугубляется. Если в 1960 г. соотношение доходов пятой части богатого и бедного населения составляло 30:1, к 1989 г. оно было уже почти в 2 раза выше (59:1). Неудивительно, что в этих условиях примерно треть людей на Земле недоедает, имеет пониженный, по отношению к норме вес, страдает от болезней, имеет низкую продолжительность жизни, причём большое количество людей умирает от голода и его последствий. Особенно это проявляется у детей и женщин. В то же время треть человечества переедает и страдает от болезней, связанных с избыточным весом.

Ещё одной недостойной характеристикой вида «человек разумный» является использование вооруженных конфликтов для достижения политических или социальных целей. Военные конфликты начались с момента выделения «человека разумного» в самостоятельный вид, а, может быть, и до этого времени, и не прекращаются до сих пор. На протяжении 2 миллионов лет становления и развития человечества геноцид был нормой отношений между соседними племенами. Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) охарактеризовал это формулой «война всех против всех».

Начиная с периода неолита, стали возникать союзы определённых сообществ, направленные против общего врага. Борьба с внешним врагом консолидировала племенную, государственную и любую другую иерархическую систему и зачастую использовалась политиками именно для этих целей. В значительной степени история человечества представляет собой историю непрерывных войн между племенами, народами, нациями, империями, кланами и партиями.

После использования США атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки и последовавшей за этим гонкой вооружений, человечество как будто осознало необходимость отказа от использования ядерных вооружений из-за угрозы ликвидации самого существования человеческой цивилизации. После Второй мировой войны была создана система ООН с Советом Безопасности, главной задачей которой является реализация переговорного подхода при решении конфликтов между государствами.

! Тем не менее, локальные войны не прекратились. За период с 1945 по 1985 г. в мире имели место 160 вооруженных конфликтов, причем 151 из них – в развивающихся странах. В этих войнах погибло 25 – 35 миллионов человек. За 40 лет только 26 дней были свободны от войн! В 1993 г. на планете произошли 34 военных конфликта. В их основе лежала борьба за власть, территории и ресурсы. Подумайте и ответьте

1. Озаглавьте каждую часть текста параграфа. 2. Сформулируйте и запишите основные проблемы третьего тысячелетия в таблицу и дайте им краткую характеристику. Номер и название отрывка Основные проблемы третьего тысячелетия Краткая характеристика проблем Проверьте свои знания 1. Какова цена успехов научно-технического прогресса? 2. В чём проявляются изменения климата и каковы его последствия? 3. Что явилось следствием сокращения биоразнообразия на Земле? 4. В чём особенности экономического неравенства? 5. Охарактеризуйте распределение доходов в мире.

Творческая страница 1. Рассмотрите две картины К. Юона.две картины К. Юона. Подумайте, чем они отличаются? Какая картина созвучна вашему настроению и почему? Напишите краткое сочинение или нарисуйте картину, каким вы представляете современный город? 2. Прочитайте стихотворение Р. Рождественского.стихотворение Р. Рождественского. Согласны ли вы с мнением автора или нет? Обоснуйте свою точку зрения.

§3. Мировоззренческие истоки экологических проблем Это вы знаете Как работать с параграфом. Творческая страница Теоретическая часть параграфа Это может вас заинтересовать Оцените свою работу на уроке Подумайте и ответьте Проверьте свои знания Задание к творческой странице Дополнительный текст к параграфу 1

Это вы знаете 1. Запишите в столбик следующие термины: мировоззрение, экологическая культура, антропоцентризм, экоцентризм (биоцентризм), коэволюция. 2. Какие из приведённых терминов вам известны? Запишите в тетрадь, что, по-вашему, они означают? Как работать с параграфом 1. Ознакомьтесь с текстом параграфа. 2. При чтении найдите в тексте данные термины, дайте им определения или уточните их. 3. Если вами были допущены неточности в определениях, приведите правильные формулировки.

Одна из причин возникновения экологических проблем заключается в особенностях мировоззрения людей, в их отношении к окружающей среде. Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающий мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе.

Мировоззрение человека формируется в результате его социального и культурного окружения, коллективной деятельности, а также собственных вкусов, интересов, пристрастий. Для обозначения способов мышления и поведения человека по отношению к природе в настоящее время широко используется термин «экологическая культура».

Великие имена Никита Николаевич Моисеев (1917–2000) – выдающийся российский мыслитель, философ, общественный деятель, ученый, академик, президент Российского зелёного креста в 1994–2000 гг. Автор концепции универсального эволюционизма. Под его руководством впервые оценены последствия возможной ядерной войны («ядерная зима»). Автор трудов по динамике, численным методам теории управления, методам оптимизации природопользования, математическим моделям динамики биосферы и общества, философии науки, вопросам судьбы России в мире глобализации.

Экологическая культура – это совокупность принципов и отношений человека к окружающей среде, включающая определённые этические правила и нормы.

В истории человеческой цивилизации известны разные подходы человека к природе. Одно из первых и – к настоящему времени не искоренивших себя – это потребительское отношение к природе как источнику ресурсов, бесконечных богатств. В этом случае человек отделяет себя от природы, противопоставлен ей, воспринимает её как чуждую стихию. На первом месте оказываются потребности человека, удовлетворение которых он ищет в освоении природных ресурсов. Такой тип отношений к окружающей среде называется антропоцентризмом. Основой такого подхода к окружающей среде является признание главенствующей, центральной роли человека. Этот тип мышления был характерен для обществ Античности, Западной Европы в эпоху Возрождения и Нового времени. Антропоцентризм как тип экологического сознания предполагает возможность выживания человечества и его способность к дальнейшему управляемому развитию.

Со временем общество пришло к мысли об исчерпаемости, ограниченности природных ресурсов. В соответствии с этим, люди осознали необходимость изменения ценностных установок и норм поведения в отношении к окружающей среде. К XX в. формируется другой тип общественного мировоззрения – экоцентризм (биоцентризм), который предполагает необходимость сохранения биосферы как естественной основы жизни на Земле. Экоцентризм основывается на признании равноценности природного мира и цивилизации, необходимости их совместного развития (коэволюции).

Экоцентризм имеет давние философские корни. Ещё древние индийские мыслители разработали учение об ахимсе – непричинению вреда всему живому. Старцы- философы ходили по дорогам только босиком, расчищая небольшой метёлкой дорогу перед собой, чтобы случайно не наступить ни на одно живое существо. Революционным шагом в конце XVIII в. явилось первое систематическое учение Карла Линнея, включившее человека в природный мир. К концу XX в. стало очевидно, что обществу необходимо создать новую систему ценностей, в которой главным является изменение отношения к потреблению ресурсов, а также сохранение биоразнообразия, рациональное природопользование и охрана природы.

Мировоззрение общества устойчивого развития Мировоззрение общества устойчивого развития ориентировано на ценности будущего, сохранение естественного баланса природы и цивилизации. В мировоззрении общества устойчивого развития главной ценностью становится забота о будущих поколениях. Смыслом нового мировоззрения людей является уметь отличать лучшее от большего, понимать истинную цену природы и тех жизненно важных ресурсов, которые она предоставляет. Формирование подобного мировоззрения – это один из принципов стратегии устойчивого развития.

Мировоззренческие основания экологической проблемы связаны также с разным отношением человека к своим потребностям и степени их удовлетворения. Известный американский психолог А. Маслоу выделил пять групп основных потребностей и расположил их по иерархическому принципу. Низшими оказались физиологические потребности в пище, сне, жилье. Затем идут потребности в безопасности (избавление от страха, неудач, агрессивности, потребность в защищённости). Далее следуют потребности в принадлежности и причастности к обществу, коллективу, потребности в любви, внимании. Следующую ступень составляют потребности в признании и самоутверждении. Высшая группа потребностей по Маслоу потребность в самовыражении, реализации собственных возможностей, саморазвитии личности.

Такая иерархия потребностей получила название «пирамиды Маслоу». Схематически её можно представить следующим образом

Маслоу Абрахам Харольд (1908–1970) – известный американский психолог и социолог, один из основателей гуманистической психологии. Великие имена

Для воплощения идей устойчивого развития необходимо стремиться к удовлетворению высших потребностей (в признании и самоутверждении, в самовыражении). Вывод из изученного

Это может вас заинтересовать Мировые религии и древние народы о потреблении. Религии и народы Цитата Американские индейцы «Какими бы жалкими мы ни казались в твоих глазах, мы считаем себя гораздо более счастливыми, чем ты, потому что мы довольны тем малым, что у нас есть» Вождь Микмак Буддизм«Тот, кто в этом мире преодолеет свои желания, с того спадут его печали, как капли воды с цветка лотоса» «Джамманада» Христианство«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому – в Царствие небесное». Евангелие от Матфея, глава 19 Ислам«Берегите свои украшения у каждой мечети; ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!» Коран. Сура 7 Древние греки«Ничего в избытке» Поговорка древних греков

Экологические проблемы имеют нравственный характер. Их решение во многом зависит от того, насколько осознанно отношение каждого человека к окружающей среде. Человечество вырабатывает новый идеал нравственного сознания, в основе которого – ответственность за условия жизни в настоящем и будущем. Цивилизация находится перед выбором новой организации жизни и общества, нового мировоззрения. Для предотвращения глобального экологического кризиса взаимоотношения человеческого общества и природы должны измениться в направлении их коэволюции. В формировании людей с новым типом экологического сознания ведущую роль выполняют образовательные учреждения – школы, ВУЗы, общественные организации.

Подумайте и ответьте 1.Чем, на ваш взгляд, отличается мировоззрение общества устойчивого развития от других типов мировоззрений? 2. Запишите ключевые принципы мировоззрения общества устойчивого развития. 3. Почему психолог А. Маслоу «поместил» потребность в самовыражении на вершину пирамиды, если без удовлетворения остальных жизненно важных потребностей просто невозможно человеческое существование? 4. Проведите дискуссию с товарищами по классу или с родителями на тему: «Возможно ли, чтобы каждый член общества обладал экологическим мировоззрением?» Обоснуйте своё мнение. 5. Какой дискуссионный вопрос вы бы предложили к теме «Мировоззренческие истоки экологических проблем»? Дискуссионный вопрос – это вопрос, на который можно ответить как положительно, так и отрицательно, и привести аргументы в пользу той или иной точки зрения.

Проверьте свои знания 1. Что называется мировоззрением? 2. Как вы понимаете термин «экологическая культура»? 3. Дайте определение антропоцентризму. 4. Чем отличается биоцентризм от антропоцентризма? 5. Что такое коэволюция? 6. Каковы ключевые принципы мировоззрения общества устойчивого развития? Подумайте и ответьте 1. Прочитайте высказывания древних народов о потреблении. 2. Какая из предложенных цитат, на ваш взгляд, актуальна сегодня и почему?

«История доброго брамина» по Ф.-М. А. де Вольтеру (дополнительный текст к параграфу 3 «Мировоззренческие истоки экологических проблем) Это вы знаете 1.Подумайте, что, по-вашему, означает счастье? 2. Обсудите свою точку зрения с соседом по парте. Совпадают или нет ваши представления о счастье? Как работать с текстом «История доброго брамина» 1. Прочитайте рассказ Ф.-М. А. де Вольтера «История доброго брамина». 2. Отметьте в тексте идеи, которые наиболее чётко раскрывают смысл счастья. Прокомментируйте их.

В моих странствиях по свету мне довелось встретиться со стариком брамином, человеком чрезвычайно мудрым, очень остроумным и весьма учёным. Неподалеку от его дома, весьма привлекательного, окружённого и украшенного прелестными садами, жила старуха индианка – набожная и бедная. Однажды брамин сказал мне: «Я предпочёл бы вовсе не появляться на свет». Я спросил у него: «Почему?». Он ответил: «Я занимаюсь наукой сорок лет, и все эти сорок лет потрачены зря; я учу других, а сам в полном неведении; это так унизительно и противно, что жить мне невмоготу. Я родился, я живу во времени, а не знаю, что такое время; я нахожусь, как говорят мудрецы в некоей точке между двумя вечностями, а не имею о вечности никакого представления… Не только механизм моей мысли мне не известен, но скрыт от меня и механизм моих движений; я не ведаю, зачем я существую…».

Состояние этого человека подвергло меня в истинную скорбь; невозможно было бы найти другого, столь же разумного и достойного… В тот день я поговорил с женщиной, которая жила по соседству с ним; я спросил у неё: огорчала её когда-нибудь мысль, что ей неизвестно, как устроена её душа? Она даже не поняла вопроса; за всю свою жизнь она ни на минуту не задумалась над загадками, которые терзали брамина; она считала себя счастливейшей женщиной в мире – только бы ей иногда удавалось добыть из Ганга немного воды для омовения. Я был поражен, что эта женщина чувствует себя такой счастливой, и, вернувшись к философу, сказал ему: «Неужели вам не совестно считать себя несчастным, когда у вашего порога живёт человек, ни над чем не задумывающийся и всем довольный?». «Вы правы, – отвечал он. – Я сотни раз говорил себе, что был бы счастлив, будь я так же глуп, как моя соседка, и всё же мне не хотелось бы такого счастья»…

В таком образе мыслей есть чудовищное противоречие. Ведь речь идёт о том, чтобы быть счастливым, и не всё ли равно, быть бедным или богатым, умным или «глупым». Более того, кто доволен своей судьбой, вполне уверены в том, что довольны; те же, кто рассуждают, не уверены в том, что рассуждают здраво…

Подумайте и ответьте 1. Изменилась или нет ваша первоначальная точка зрения о счастье? 2. Почему образованный, остроумный и богатый брамин считал себя несчастным, а бедная старуха вполне счастливой?

Напишите краткое сочинение на тему «Что такое счастье?» Творческая страница

1. Ответьте на вопрос: «Что такое экология, какова её структура и роль в современном мире?». Если вы затрудняетесь ответить на вопрос, обратитесь к введению в учебное пособие. 2. Опираясь на знания, полученные ранее на уроках истории, экологии, географии, запишите, как вы понимаете термин «экологический кризис». 3. Обсудите ответ на поставленный вопрос с соседом по парте и дополните свой ответ той информацией, в правильности которой вы уверены. Это вы знаете В текст

Это вы знаете 1. Охарактеризуйте экономические, социальные, экологические особенности XXI в. 2. Обсудите свои записи с классом. Как работать с параграфом? 1. Последовательно ознакомьтесь с отдельными частями текста параграфа. 2. Выделите сведения, относящиеся к основным проблемам третьего тысячелетия.

Это вы знаете 1. Запишите в столбик следующие термины: мировоззрение, экологическая культура, антропоцентризм, экоцентризм (биоцентризм), коэволюция. 2. Какие из приведённых терминов вам известны? Запишите в тетрадь, что, по-вашему, они означают? Как работать с параграфом 1. Ознакомьтесь с текстом параграфа. 2. При чтении найдите в тексте данные термины, дайте им определения или уточните их. 3. Если вами были допущены неточности в определениях, приведите правильные формулировки.

1.Напишите, как вы понимаете фразу: «Человек – высшее проявление эволюции на Земле». 2. Обсудите свои записи с товарищами по классу. В чём сходство и различие ваших точек зрения?

Прочтите текст параграфа. В процессе чтения отметьте карандашом на полях информацию (в случае работы с электронным учебником выделите цветом), которую вы уже знали, то, что показалось новым, а также то, что вы считаете наиболее интересным и о чём хотелось бы узнать больше: v (синий цвет) - это я знал. + (зеленый цвет) - это для меня новое. ! (красный цвет) - это мне интересно и хотелось бы узнать больше. Как работать с параграфом. В текст

1. Последовательно ознакомьтесь с отдельными частями текста параграфа. 2. Выделите сведения, относящиеся к основным проблемам третьего тысячелетия. Как работать с параграфом.

1. Ознакомьтесь с текстом параграфа. 2. При чтении найдите в тексте данные термины, дайте им определения или уточните их. 3. Если вами были допущены неточности в определениях, приведите правильные формулировки. Как работать с параграфом.

Как работать с текстом «История доброго брамина» 1. Прочитайте рассказ Ф.-М. А. де Вольтера «История доброго брамина». 2. Отметьте в тексте идеи, которые наиболее чётко раскрывают смысл счастья. Прокомментируйте их.

Юрий Гагарин, находясь на орбите Земли, говорил своим коллегам: «Внимание, вижу горизонт Земли: очень красивый ореол. Вначале идёт радуга от самой поверхности Земли. Наблюдаю в правый иллюминатор, как проходят звезды. Какая же наша планета маленькая и хрупкая…» (из стенограммы переговоров Ю.Гагарина). Это может вас заинтересовать В текст

Охотники и собиратели При всём многообразии традиционных видов хозяйствования их можно свести к крупным группам с общими чертами в отношении к природопользованию. Исторически самый ранний тип – присваивающее хозяйство (охота, собирательство, рыболовство). Во всех природных зонах – от арктической до экваториальной – немало народов сохраняют охотничье- собирательское хозяйство: индейцы Амазонии, народ аэта на Филлипинах, семанги и сенои Юго-восточной Азии, группы аборигенов Австралии, пигмеи и бушмены (саан) Африки. Целый ряд народов, вынужденных в своё время оставить этот вид хозяйства, сейчас стремятся вернуться к нему и восстановить традиционный образ жизни. Например, в России это народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а в Канаде – индейцы и эскимосы. Особенности взаимодействия таких народов с природной средой хорошо видны на примере пигмеев и саван Африки. Последние исследования показали, что человек-охотник, регулируя численность диких животных, является необходимым элементом экосистемы, заменяя давно уничтоженных крупных хищников. В национальных парках Африки, где охота запрещена, нарушается экологическое равновесие: животные размножаются в таком количестве, что природа парков не в состоянии их прокормить. И напротив, экологическое равновесие сохраняется, например, в Калахари, где саан ведут охоту, основанную на традиционных правилах. Это может вас заинтересовать

Жизнь пигмеям даёт лес: здесь они охотятся, собирают мёд, плоды, коренья, личинок, орехи, съедобные травы. Прекрасные знатоки растений и животных, разумно относящиеся к окружающей среде, они отлично освоили тропические леса. По последним данным, гектар тропического леса может прокормить не более трёх человек, поэтому пигмеям приходится вести кочевой образ жизни. Хотя современные пигмеи всё чаще пользуются результатами труда своих соседей-земледельцев, около 40 % калорий им по-прежнему даёт лес. Излишки охотничьей добычи, мёд, орехи, лекарственные растения они выменивают у земледельцев на железные орудия, тканую одежду, посуду, сельскохозяйственные продукты – зерно, табак. Хозяйственная деятельность пигмеев строго регламентируется. Небольшие группы (от трёх до пятнадцати человек) в течение года кочуют в пределах своей охотничьей территории. Перекочёвки приурочены ко времени созревания тех или иных плодов, заполнения мёдом дупел, к срокам родов у диких животных и т.п. Стоянки с лёгкими хижинами меняют место приблизительно каждые две недели, причём семь месяцев в году они располагаются неподалёку от деревень, а пять – в глубине леса. Собирательство, как и охота, ведётся в соответствии со строгими правилами бережного отношения к природе: нельзя срывать незрелые плоды, следует оставлять часть плодов на семена, запрещается одновременно собирать плоды со всех деревьев и кустарников, забирать весь мёд у пчёл, разорять дупла, выгонять рои. В текст

Группе исследователей во главе с Матиссом Вакернагелем (США) удалось оценить нагрузку на окружающую среду со стороны человека (экологический след) и сравнить её с поддерживающей способностью (потенциальной ёмкостью) планеты. Они определили экологическую нагрузку как земельную территорию, необходимую для получения нужного количества ресурсов (зерна, продовольствия, древесины, рыбы, площадей под городскую застройку) и переработки выбросов, создаваемых мировым сообществом (прежде всего диоксида углерода). Сравнив полученные значения с территориями, доступными на планете, ученые заключили, что человечество уже расходует примерно на 20% больше исходных веществ, чем допускает уровень самоподдержания биосферы. По этой методике подсчёта получается, что в последний раз человечество находилось на уровне самоподдержания в 80-х годах ХХ в. В настоящее время мы находимся за пределами на 20 %. График График показывает долю поверхности планеты, необходимую для обеспечения человечества ресурсами и для разложения загрязнений. Расчёты ведутся для каждого года, начиная с 1960 г. Потребности человечества сравниваются с доступными ресурсами: на самом деле планета у нас только одна. Начиная с 80-х гг., потребности человека превышают возможности планеты, и выход за пределы в 1999 г. составляет порядка 20%. Это может вас заинтересовать В текст

Рисунок: Нагрузка на окружающую среду и уровень самоподдержания (потенциальная ёмкость биосферы). НАЗАД График показывает долю поверхности планеты, необходимую для обеспечения человечества ресурсами и для разложения загрязнений. Расчеты ведутся для каждого года, начиная с 1960 г. Потребности человечества сравниваются с доступными ресурсами: на самом деле планета у нас только одна. Начиная с 80- х гг., потребности человека превышают возможности планеты, и выход за пределы в 1999 г. составляет порядка 20%.

Высшим проявлением эволюции на Земле является человек (Homo sapiens sapiens) – «человек разумный». Любой человек – самое сложное сочетание молекул в рамках одного организма на Земле, а может быть и во всей Вселенной. История человека прослеживается от некоторых приматов, существовавших 5–6 миллионов лет назад. За время этой длинной, а в геологическом смысле очень короткой, эволюции человек стал «венцом всего живущего». Действительно, сравнив физические возможности человека со стремительностью и изяществом леопарда, быстротой и совершенством движений дельфина, красотой и быстротой антилопы, мы всё равно должны отдать предпочтение человеку. Он вынослив. На своих двух ногах он способен загнать оленя. В расчёте на килограмм своего веса он может нести груз более тяжёлый, чем осёл. Только он из всех животных, по выражению английского генетика Дж. Б. С. Холдейна (1892–1964), «способен проплыть 1,5 км, пройти 30 км пешком, а затем влезть на дерево». Это может вас заинтересовать В текст

История становления человека по оценкам антропологов короче 3 миллионов лет. Это очень короткий период в истории жизни на Земле. Если представить время с момента появления жизни на земле, как суточный циферблат часов, современный человек появился всего за 2 секунды до полуночи, а его история начала записываться за 1/4 секунды Рисунок: Упрощённая схема исторического развития различных форм жизни на Земле в результате биологической эволюции Это может вас заинтересовать

Религии и народы Цитата Американские индейцы «Какими бы жалкими мы ни казались в твоих глазах, мы считаем себя гораздо более счастливыми, чем ты, потому что мы довольны тем малым, что у нас есть» Вождь Микмак Буддизм«Тот, кто в этом мире преодолеет свои желания, с того спадут его печали, как капли воды с цветка лотоса» «Джамманада» Христианство«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому – в Царствие небесное». Евангелие от Матфея, глава 19 Ислам«Берегите свои украшения у каждой мечети; ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!» Коран. Сура 7 Древние греки«Ничего в избытке» Поговорка древних греков Это может вас заинтересовать

Творческая страница Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».«Три пальмы». Какие экологические проблемы затронуты в стихотворении? Напишите на эту тему краткое сочинение.

Три пальмы М.Ю.Лермонтов (Восточное сказание) В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимой, под сенью зелёных листов, От знойных лучей и летучих песков… И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»… Вот к пальмам подходит шумя караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве …бесплодной. (1837–1841) Творческая страница В текст

назад «Творческая страница» «Утро индустриальной Москвы» «Русская зима» На слайд с заданием

В ТЕКСТ Творческая страница. Кромсаем лёд, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот… Но мы ещё придём просить прощенья У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька. Пока об этом думать неохота Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и реки без воды, Все меньше окружающей природы, Все больше – окружающей среды. Роберт Рождественский В. Пескову 1973–1977 На слайд с заданием

Творческая страница 1. Рассмотрите две картины К. Юона.две картины К. Юона. Подумайте, чем они отличаются? Какая картина созвучна вашему настроению и почему? Напишите краткое сочинение или нарисуйте картину, каким вы представляете современный город? 2. Прочитайте стихотворение Р. Рождественского.стихотворение Р. Рождественского. Согласны ли вы с мнением автора или нет? Обоснуйте свою точку зрения.

Напишите краткое сочинение на тему «Что такое счастье?» Творческая страница

назад «Творческая страница» «Утро индустриальной Москвы» «Русская зима» На слайд с заданием

В ТЕКСТ Творческая страница. Кромсаем лёд, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот… Но мы ещё придём просить прощенья У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька. Пока об этом думать неохота Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и реки без воды, Все меньше окружающей природы, Все больше – окружающей среды. Роберт Рождественский В. Пескову 1973–1977 На слайд с заданием

Геккель Эрнст Генрих (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ. Геккель разработал теорию происхождения многоклеточных животных, сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства. В 1866 г. Геккель предложил термин «экология», ввёл его в научный оборот. Великие имена. В текст

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – выдающийся русский учёный, основоположник геохимии. Автор трудов по философии, естествознанию, науковедению. Создал учение о биосфере и её эволюции, о мощном воздействии человека на окружающую среду и преобразовании современной биосферы в ноосферу. Великие имена. В текст

Никита Николаевич Моисеев (1917–2000) – выдающийся российский мыслитель, философ, общественный деятель, ученый, академик, президент Российского зелёного креста в 1994–2000 гг. Автор концепции универсального эволюционизма. Под его руководством впервые оценены последствия возможной ядерной войны («ядерная зима»). Автор трудов по динамике, численным методам теории управления, методам оптимизации природопользования, математическим моделям динамики биосферы и общества, философии науки, вопросам судьбы России в мире глобализации. Великие имена.

Карл Линней (1707–1778) – шведский естествоиспытатель, создатель классификации растительного и животного мира. Великие имена.

Маслоу Абрахам Харольд (1908–1970) – известный американский психолог и социолог, один из основателей гуманистической психологии. Великие имена.

Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ де (1694–1778) – французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Великие имена.

Подумайте и ответьте 1. Что из прочитанного вы знали ранее? 2. Какая информация была для вас новой? 3. Что вам показалось наиболее интересным? 4. Если о чём-либо хочется узнать подробнее, обратитесь к дополнительным источникам информации и подготовьте по данной теме краткое сообщение. Проверьте свои знания 1. Что такое экологический кризис? Какие бывают экологические кризисы? 2. Чем экологический кризис отличается от катастрофы? 3. Назовите экологические кризисы в истории развития цивилизации. 4. В чём особенности экологических кризисов? 5. Какова роль экологических кризисов в развитии человеческой цивилизации? В текст

Подумайте и ответьте 1. Озаглавьте каждую часть текста параграфа. 2. Сформулируйте и запишите основные проблемы третьего тысячелетия в таблицу и дайте им краткую характеристику. Номер и название отрывка Основные проблемы третьего тысячелетия Краткая характеристика проблем Проверьте свои знания 1. Какова цена успехов научно-технического прогресса? 2. В чём проявляются изменения климата и каковы его последствия? 3. Что явилось следствием сокращения биоразнообразия на Земле? 4. В чём особенности экономического неравенства? 5. Охарактеризуйте распределение доходов в мире.

Подумайте и ответьте 1.Чем, на ваш взгляд, отличается мировоззрение общества устойчивого развития от других типов мировоззрений? 2. Запишите ключевые принципы мировоззрения общества устойчивого развития. 3. Почему психолог А. Маслоу «поместил» потребность в самовыражении на вершину пирамиды, если без удовлетворения остальных жизненно важных потребностей просто невозможно человеческое существование? 4. Проведите дискуссию с товарищами по классу или с родителями на тему: «Возможно ли, чтобы каждый член общества обладал экологическим мировоззрением?» Обоснуйте своё мнение. 5. Какой дискуссионный вопрос вы бы предложили к теме «Мировоззренческие истоки экологических проблем»? Дискуссионный вопрос – это вопрос, на который можно ответить как положительно, так и отрицательно, и привести аргументы в пользу той или иной точки зрения.

Проверьте свои знания 1. Что называется мировоззрением? 2. Как вы понимаете термин «экологическая культура»? 3. Дайте определение антропоцентризму. 4. Чем отличается биоцентризм от антропоцентризма? 5. Что такое коэволюция? 6. Каковы ключевые принципы мировоззрения общества устойчивого развития? Подумайте и ответьте 1. Прочитайте высказывания древних народов о потреблении. 2. Какая из предложенных цитат, на ваш взгляд, актуальна сегодня и почему?

Подумайте и ответьте 1. Изменилась или нет ваша первоначальная точка зрения о счастье? 2. Почему образованный, остроумный и богатый брамин считал себя несчастным, а бедная старуха вполне счастливой?

Подумайте и ответьте 1. Прочитайте свои записи, сделанные в начале урока. Изменилось ли ваше первоначальное мнение о том, что человек является высшим проявлением эволюции на Земле? 2. Может ли человек существовать на планете, не разрушая среду своего обитания, не угрожая существованию самой биосферы? Обоснуйте свою точку зрения. Проведите дискуссию в своем классе Правила ведения дискуссии Оценка дискуссии

Экологический словарь Экология Организм Популяция Сообщество Биосфера Глобальный экологический кризис Экологическая катастрофа Экосистема

Экология oikos жилище, местопребывание и logos учение – это наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. СЛОВАРЬ В текст

Организм это особь, индивидуум, носитель жизни, повторяющий себя в будущих поколениях благодаря наследственным признакам в генетическом коде. СЛОВАРЬ В текст

Популяция (от франц. population) совокупность особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. СЛОВАРЬ В текст

Сообщество (биоценоз от греч. bios – жизнь и koinos – совместно, вместе) совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию. СЛОВАРЬ В текст

Биосфера это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов. Если представить планету Земля уменьшенной до размеров яблока, то биосфера будет не толще его кожуры. СЛОВАРЬ В текст

Экологическая катастрофа это устойчивые и необратимые изменения окружающей среды (обычно в результате деятельности человека или природных катаклизмов). СЛОВАРЬ В текст

Глобальный экологический кризис это экологическое неблагополучие, характеризующееся стабильно отрицательными воздействиями цивилизации на природу в масштабе всей Земли. СЛОВАРЬ В текст

Экосистема (от греч. ойкос - жилище и система -объединение) совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества. Основные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты, запас биогенных веществ. Разновидности экосистем СЛОВАРЬ В текст

Экосистема реки Экосистема леса Экосистема луга Экосистема болота назад

Продуценты (от лат. producens – производящий, создающий) – создатели органического вещества из неорганических на основе фотосинтеза (обычно это зеленые растения). Консументы (от лат. consumo – потребляю) – потребители органического вещества. В роли консументов выступают животные: растительноядные и плотоядные. Редуценты (от лат. reducentis – возвращающий, восстанавливающий) – разрушители органических соединений до минеральных (в основном это грибы и бактерии). СЛОВАРЬ В текст

Экологическая культура – это совокупность принципов и отношений человека к окружающей среде, включающая определённые этические правила и нормы.

Человек в конфликте с биосферой (дополнительный текст к параграфу 1 «Экологические кризисы в истории развития цивилизации») Это вы знаете 1.Напишите, как вы понимаете фразу: «Человек – высшее проявление эволюции на Земле». 2. Обсудите свои записи с товарищами по классу. В чём сходство и различие ваших точек зрения? Как работать с текстом «Человек в конфликте с биосферой» Для осмысления содержания текста может быть использована дискуссионная форма работы 1. Ознакомьтесь с правилами ведения дискуссии, приведёнными в конце параграфа. 2. Прочитайте текст учебного пособия. Выберите цитату из текста, над которой хотелось бы поразмышлять. Запишите её в первую колонку рабочей таблицы к тексту. 3. Во вторую колонку запишите собственные размышления по поводу неё. 4. Ознакомьте класс с цитатой, указав, где она находится в тексте. Выслушайте комментарии одноклассников. Кратко зафиксируйте их точку зрения в третью колонку. Согласны вы с ней или нет? 5. Познакомьте класс с собственной точкой зрения, которая в дальнейшем уже не обсуждается. Цитата Мои коммента- рии Коммента- рии класса текст «Человек в конфликте с биосферой»

Природа поражает наше воображение своей гармоничностью. Это касается почти всех форм живых организмов, кроме человека. Человек разрушает среду своего обитания и среду обитания всех других живых существ, реально угрожает существованию самой биосферы. Однако всё было не так до появления человека на Земле. В 1920-е годы в Южной Африке обнаружили останки прямоходящего существа, жившего 2–4 миллиона лет назад и названного австралопитеком (южной обезьяной). Австралопитеки вели растительноядный образ жизни и использовали подручные средства для добывания пищи и защиты. В 1960-е годы тоже в Африке нашли скелеты существ, уже изготовлявших простейшие орудия труда. Их рост был до 150 см, вес – 40–50 кг, мозг занимал объём 600–700 см 3. Это существо назвали Homo habilis, то есть человек умелый. Ранее на острове Ява были найдены останки обезьяночеловека – питекантропа. Его латинское название Homo erectus, человек прямостоящий. Его мозг занимал объём 900–1100 см 3. Питекантропы охотились на крупных животных, имели простейшую речь и, может быть, использовали огонь. Палеонтологи доказали, что питекантропы существовали на Земле 1,5 миллиона лет назад и вымерли лет назад. Следующей известной ступенью развития человека были неандертальцы. Они жили в период 300 – 30 тыс. лет назад. Их мозг по объёму мало отличался от мозга современного человека. Далее

Существенно изменилось строение челюстей, что является одним из доказательств перехода к пище, приготовленной на огне. С этого момента человек становится самым могущественным существом на Земле. Видимо в это время разразился один из первых глобальных экологических кризисов, вызванный успехами в охоте. У французского селенья Солютре расположена равнина, внезапно переходящая в скалистый обрыв. Древние охотники подгоняли к этому месту лошадей и вынуждали их срываться в пропасть. Площадь в два футбольных поля покрыта костями слоем толщиной в пять метров. Таких примеров много. Около 100 тысяч лет назад появились люди современного типа. Их называют кроманьонцами. Они продолжили присваивающий, хищнический характер ведения хозяйства. В Чехии (местечко Пршедмости) находятся останки тысячи мамонтов, истреблённых кроманьонскими охотниками. В стаях и общинах неандертальцев и кроманьонцев практически отсутствовала частная собственность. Однако первобытный коммунизм отнюдь не был золотым веком бесконфликтности. Каждый, не принадлежащий именно к этой общине людей, рассматривался либо как враг, либо как возможная еда. Прикрепление человека к земле приводило к местным перенаселениям в определённых местах и переделу земель. Споры о земле, как правило, решались в результате кровавых столкновений. Убитых и пленных съедали. Это может вас заинтересовать Далее

Одним из родоначальников многих пород домашнего скота были дикие быки – туры. Они были широко распространены по всей Европе, в Малой Азии и северной Африке. В Египте тур исчез уже в 2400 г. до нашей эры, в Месопотамии – в VI в. до нашей эры. Последний тур в Европе был убит в Польше в 1627 г. Тенденция к неразумному уничтожению животных, основанная на жадности и невежественности, сохранялась практически до наших дней. Участники второй экспедиции Беринга на Командорских островах обнаружили неизвестных морских животных. Они были до 8 метров длиной и весом более 3 тонн. Мясо и жир этих животных спасли экспедицию Беринга от голода. Эти животные вошли в историю под названием «стеллеровы коровы» по имени естествоиспытателя, описавшего их. Они были медлительны и вкусны. Стеллеровы коровы были истреблены полностью всего через 27 лет после их открытия. При освоении европейцами Северной Америки, был полностью уничтожен странствующий голубь. В начале XVII в. было около 25 миллиардов особей этого вида. В 1909 г. была объявлена премия 1500 долларов за указание местоположения хотя бы одного гнезда этих птиц. Эта премия так и не была востребована. Эти примеры можно продолжать и продолжать. С момента возникновения жизни на Земле до наших дней вымерло в несколько раз больше видов, чем обитает сейчас. Появление человека, рост его популяции, «сознательная» активность по улучшению комфортности своей жизни резко убыстрили процесс вымирания других видов. В текст