ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА В НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ СПЕЦИАЛИСТАМИ БИБЛИОТЕК И ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ Лаврик О.Л., ГПНТБ СО РАН, lisa@spsl.nsc.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики»
Advertisements

SCIENCE ONLINE Электронные информационные ресурсы для науки и образования ПРНД или особенности оценки национальной науки Г.О. Еременко Научная электронная.
Проекты библиотеки. Банк знаний ученого – исследователя; Создание интеллектуальной продукции; Электронная библиотека.
Данилова Л.Ю.. Всесоюзное : « Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в стране » ( ГБЛ ). Республиканские : « Книга и чтение в жизни.
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
Некоторые данные исследования Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН Выступление на круглом столе «Современная российская социологическая периодика:
Роль Центра Научных Инноваций НАНА в инновационном развитии экономики Азербайджана Директор Центра Научных Инноваций Национальной Академии Наук Азербайджана.
XVIII научный семинар с международным участием «Информационное обеспечение науки: новые технологии» г. Екатеринбург, 30 июня – 4 июля 2014 г. МБА и ЭДД.
Предложения по созданию системы эффективного информационного обеспечения и оценки научно-исследовательской и образовательной деятельности в российских.
Региональный аспект развития НБ ТГУ. Факторы успеха. Докладчик М. О. Шепель.
1 Сервисы для читателей научной периодики на платформе eLIBRARY.RU Минск, октябрь 2012.
Организация работы с книжными памятниками в регионах России И.П. Тикунова, заведующая сектором НИО редких книг РГБ.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
1 Российский индекс научного цитирования: новые возможности Глухов Виктор Алексеевич НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА eLIBRARY.RU.
Единая электронная система библиотечных сервисов С.А. Крашаков Отдел прикладных сетевых исследований Научного центра РАН в Черноголовке RCDL-2012,
Актуальные проблемы развития системы центров по работе с книжными памятниками И.П. Тикунова, начальник Управления системой фондов РГБ,
Развитие корпоративных сервисов как фактор сохранения информационной функции публичных библиотек в структуре основных видов деятельности Элла Германовна.
О приоритетных направлениях использования информационно- коммуникационных технологий в области культуры Herceg Novi 2011 Докладчик: Суконкин Александр.
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА.
Транксрипт:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТА В НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ СПЕЦИАЛИСТАМИ БИБЛИОТЕК И ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ Лаврик О.Л., ГПНТБ СО РАН,

ЦЕЛЬ АНКЕТИРОВАНИЯ и ГРУППЫ АНКЕТИРУЕМЫХ: Найти ответы на вопросы: насколько глубоко электронные коммуникационные системы, электронные издания, сервисы, вошли в нашу научную жизнь; как широко используются возможности Интернета как инструмента для научных исследований; насколько исследователи интернет-активны. Выделены 4 группы исследователей: 1. Библиотековеды, библиографоведы, библиотековеды + библиографоведы. 2. Книговеды 3. Библиотековеды+информатики, библиографоведы +информатики 4. Информатики 27 вопросов

ОТВЕТИЛИ НА АНКЕТУ: 40 Из них: Сотрудники: библиотек – 30 ; вузов – 10. Специалистов в области: библиотековедения (1) - 17 информатики - 7 книговедения – 8 б + и (2) - 8 Мужчин - 5 Женщин – 35 До 40 лет - 5; до 50 лет - 50 до 60 – 13, свыше 60 – 12 Д-в наук - 6 ; канд. наук - 17 ; без степени – 17 ГПНТБ СО РАН - 28, РГБ – 3, МГУКИ – 2, СбПГУКИ – 4, Президентская б-ка им. Ельцина – 1, КемГУКИ – 1, ОмГУКИ – 1.

1. В КАКИХ НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов (всего – 19): 1. обсуждение с коллегами результатов исследования 2. обмен информацией о ресурсах и мероприятиях 3. совместные публикации 4. публикация статей в электронных изданиях 5. взаимодействие с редакторами/рецензентами традиционных журналов

1. В КАКИХ НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 6. взаимодействие с редакторами/рецензентами электронных журналов 7. знакомство с новостями в научной сфере 8. участие в научных сетевых сообществах 9. работа с электронными каталогами библиотек 10. поиск научных вакансий

1. В КАКИХ НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 11. оформление заявок на гранты 12. ведение персонального сайта 13. внесение данных в Википедию и/или иные Вики- проекты 14. рецензирование статей on-line 15. экспертная оценка проектов

1. В КАКИХ НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 16. регистрация изобретений/патентов 17. участие в вэбинарах, конференциях online 18. сбор исследовательских материалов 19. другое (укажите, пожалуйста, что именно) - дистанционное обучение

2. Когда Вам нужна конкретная статья (полный текст), какой поисковой системой Вы пользуетесь? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики 1. общедоступными поисковыми системами открытого доступа 2. поиском по полнотекстовым базам данных издательств, доступ к которым оплачен РФФИ, РАН или др. структурами 3. поиском по научным агрегаторам (РИНЦ, EBSCO, ProQuest и др), доступ к которым оплачивается библиотекой или вузом 4. поиском в открытых репозиториях 5. не пользуюсь ничем, направляю запрос в НБ 6. Сам(а) нахожу, где можно взять журнал на бумаге Варианты ответов:

3. Каково Ваше отношение к персональному сайту ученого? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. положительное, имею собственный сайт 2. положительное, планирую создать сайт 3. нейтральное 4. не имею и не планирую создавать

4. Если Вы имеете персональный сайт, отметьте, пожалуйста, какие материалы и сервисы на нем представлены 40 Сайтов у анкетируемых нет.

5. Каково Ваше отношение к использованию в научных целях социальных сетей и блог-сервисов библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. положительное, пользуюсь ими в научных целях 2. положительное, не пользуюсь ими 3. нейтральное 4. отрицательное

6. Если Вы пользуетесь социальными сетями и/или блогами, то для каких целей? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. обратная связь с коллегами 2. обратная связь с аспирантами/студентами 3. участие в тематических научных сообществах 4. распространение своих трудов 5. не использую

7. Используете ли Вы в научных целях сервис видеороликов Youtube? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, просматриваю научный контент 2. нет, но планирую обратиться к нему 3. нет

8. Существует ли в Вашей организации научный репозиторий? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да 2. нет, но планируется его создание 3. нет и не планируется его создавать 4. затрудняюсь ответить

9. Если Вы ответили на предыдущий вопрос положительно, то какие материалы представлены в репозитории? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. статьи 2. абстракты (рефераты) статей 3. препринты 4. доклады и тезисы конференций 5. диссертации 6. монографии 7. нет, ничего

10. Участвовали ли Вы в пополнении подобного ресурса? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, постоянно участвую 2. да, периодически 3. нет, но планирую 4. нет и не планирую

11. Участвуете ли Вы в Интернет-сообществах ученых (ResearchGate, SciPeople, Mendeley, Academia.edu и др)? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. Да 2. нет, но планирую зарегистрироваться в одном из них 3. нет и не планирую участвовать

12. Принимаете ли Вы участие в проводимых online научных мероприятиях (конференции, вэбинары, круглые столы и т.д.)? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, регулярно 2. да, периодически 3. нет, но планирую принять участие 4. нет и не планирую участвовать

13. Как Вы узнаете о подобных мероприятиях? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. коммуникация с коллегами 2. собственный мониторинг научных ресурсов 3. рассылки 4. специализированные RSS-ленты 5. информирование со стороны своего вуза или б-ки 6. информирование со стороны научных библиотек

14. Находите ли Вы сетевые ресурсы открытого доступа исчерпывающими для отслеживания развития науки в Вашей области? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, полностью 2.да, частично 3. нет 4. затрудняюсь ответить

15. Что мешает Вам получать необходимую научную информацию через Интернет? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. незнание всех возможностей Интернета 2. плохая информированность о сетевых ресурсах 3. неумение работать с сетевыми ресурсами 4. языковые барьеры 5. высокая стоимость доступа к сетевым научным ресурсам 6. отсутствие систематизированности информации в Инете 7. недостаточная правительственная поддержка научных Интернет- ресурсов 8. другое

16. Могут ли, по-Вашему, электронные публикации заменить традиционные? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, полностью 2. да, частично 3. нет 4. затрудняюсь ответить

17. В каком формате Вы предпочитаете читать научные статьи? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. только в печатном, распечатываю даже электронные версии статей 2. в электронном (так как они более оперативны, или по иным причинам) 3. в любом, все зависит от исходного формата полученной статьи

18. Публиковались ли Вы в электронных научных журналах, не имеющих печатных аналогов? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, и планирую публиковаться 2. да, но более не планирую публиковаться 3. нет, но планирую публиковаться 4. нет, и не планирую публиковаться

19. Если Вы ответили на предыдущий вопрос утвердительно, то какие Вы предоставляли материалы? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. Статьи 2. рефераты статей 3. препринты 4. рецензии 5. не предоставляю

20. Имеете ли Вы публикации, отраженные в базах данных цитирования? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, в РИНЦ 2. да, в Web of Science 3. да, в Scopus 4. нет, не имею 5. не знаю

21. Следите ли Вы за своими наукометрическими показателями (h-индекс и другие данные)? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. Да 2. нет 3. периодически, только для подачи сведений для ПРНД и других задач

22. Как Вы получаете свои наукометрические данные? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. работаю с базами данных самостоятельно 2. получаю информацию от своего вуза или б-ки 3. получаю информацию от научных библиотек 4. не нуждаюсь в них

23. Выступали ли Вы в качестве научного рецензента online? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да 2. нет

24. Что чаще всего влияет на выбор Вами поисковой системы, ресурса? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. собственный опыт 2. рекомендации коллег 3. рекомендации руководства 4. рекомендации от научных библиотек

25. Заходите ли Вы на сайты библиотек? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 1. да, только научных 2. да, научных и публичных 3. не обращаюсь к библиотечным сайтам

26. Напишите, пожалуйста, на сайты каких библиотек Вы чаще всего заходите Рейтинг БиблиотекаКол-во ответов 1РГБ25 2РНБ22 3ГПНТБ РФ5 4ГПИБ4 5 Б-ка Конгресса США 3 ГПНТБ СО РАН 3

27. Какими ресурсами и/или услугами библиотек Вы чаще всего пользуетесь? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов (10 вариантов): 1. электронная доставка документов 2. удаленное выполнение научных запросов 3. предоставление библиографических справок 4. тематические подборки научных ресурсов 5. личный кабинет пользователя

27. Какими ресурсами и/или услугами библиотек Вы чаще всего пользуетесь? библиотековеды 8 - книговеды 8 – б+и 7-информатики Варианты ответов: 6. виртуальная справочная служба 7. аккаунты библиотеки в социальных сетях 8. канал библиотеки в Youtube 9. online выставки литературы 10. никакими

Общие выводы Укоренились в качестве научного коммуникационного средства эл. почта, сайты как источник информации, обычный поиск по интернету необходимых публикаций – т.е. «старые», самые первые интернет-технологии. Они нашли многоаспектное применение в научных коммуникациях. Относительно новые интернет-технологии и ресурсы на-ходят применение в том случае, если они актуальны с эко- номической точки зрения (оформление заявок на грант), связаны с оценкой научной деятельности (работа с ресур-сами для определения цитируемости), дают новую проф. информацию (участие в вебинарах, сбор информации) В нашей области слабо развиты такие направления как: электронные журналы, электронные системы «журнал – автор – рецензент», репозитории, вики-технологии, онлайн системы экспертной оценки проектов.

Общие выводы Специалистов не привлекают для научных коммуни-каций участие в научных сетевых сообществах, ведение персонального сайта, социальные сети и блоги. Выявлена проблема системной организации и, возможно, полноты научных ресурсов в области книговедения, библиотековедения …. Совсем общий вывод: интернет-активность ученых- специалистов в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, использование всех возможностей Интернета зависят скорее не от наличия или отсутствия умения работать в нем или возраста, а от: - экономический и научной целесообразности, - наличия той или иной технологии, - наличия нужного ресурса в удобной для работы форме.

Почему академические библиотеки – потенциал для развития библиотековедения? Академические библиотеки: первыми начали изучения проблемы удовлетворения информ. потребностей читателей; первыми: удаленный доступ в начале 1980-х, ЭДД в 1990-х гг. единственные среди библиотек занимаются проблемами библиометрии.

Ими освоены все формы научной работы: - Проведение научных исследований по проектам НИР, программам РАН, интеграционным проектам, ФЦП, грантам. - Публикация монографий, статей, сборников научных трудов; выступление с докладами на конференциях; регистрация научных отчетов в ЦИТиС. - Проведение конференций. - Выпуск научного журнала. - Подготовка специалистов высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. - Формирование научных школ. - Международное научное сотрудничество.

Подготовка научных кадров Место работы Кол-во защитивших ся (к.п.н.; 1996 – 2012) Средний возраст защитив- шихся Общий средний возраст 1 Библиотека 3142 года 2 Вуз культуры 1836 лет 41,9 3 Др. учреждения 446 лет Таблица 1. Возраст защитивших диссертации в совете при ГПНТБ СО РАН

Подготовка научных кадров Тематика Общее число дис. Место работы соискателя Вуз БиблиотекаИное ве- домство Комплексное развитие …6-51 2Тенденции развития …1129 3Отдельные виды …945 4Библиотечно- информационное… Библиографическая …55-- 6Формирование и использование … Проблемы управления …4211 Итого: Таблица 2. Распределение соискателей по тематике и месту работы (к.п.н, 1996 – 2012)

Пояснение к Таблице 2: 1Комплексное развитие библиотек страны и отдельных ее регионов в контексте историко-культурных и социальных трансформаций 2Тенденции развития библиотек определенных систем и ведомств 3. Отдельные виды библиотечных ресурсов в контексте социально- экономических и культурных преобразований 4Библиотечно-информационное обслуживание, информационное обеспечение, информационная культура пользователей 5Библиографическая деятельность библиотеки 6Формирование и использование электронных ресурсов, сервисов 7Проблемы управления библиотечным делом, экономика библиотечной деятельности, инновационные технологии

Подготовка научных кадров Таблица 4. Количественное распределение докторских диссертаций в 2008 – 2013 гг. по степени актуальности тематики Степень актуальности Преподаватель вуза Сотрудник библиотеки А Работы по стратегическому развитию библ. дела Кормишина Г.М.Матвеев М.Ю. Редькина Н.С. Б Актуальнейшие теор. и обобщающие работы Соколинский Е.К. В Работы по актуальн. Направле- ниям биб. теории и практики, но более узким проблемам Савич Л.Е.Артемьева Е.Б. Г Работы, представляющие общекультурное или культурологическое значение Глазков М.Н.

Пояснение к Таблице 4 Кормишина Г. М.Кормишина Г. М. Имиджевые коммуникации современной библиотеки: организационно-деятельностный подход. - Казань, Матвеев, Михаил Юрьевич Матвеев, Михаил Юрьевич. Имидж библиотек как социокультурный феномен.- СПб., Редькина Н.С. Теоретико-методологические основания технологического менеджмента в библиотеке Соколинский, Е. К.Соколинский, Е. К.. Сводные каталоги как основная форма национального репертуара печати Российской Федерации. - СПб., Артемьева, Е. Б.Артемьева, Е. Б. Эволюция библиотечной сети Сибири и Дальнего Востока в условиях историко-культурных и социальных трансформаций (середина XVII - начало XXI в.). - Новосибирск, Глазков М. Н.Глазков М. Н. Массовые библиотеки России в контексте партийно- государственной библиотечной политики (середина 1920-х гг. - май 1941 г.) Савич Л.Е. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. Казань, с.

2. Результаты научных исследований Примеры ГПНТБ СО РАН 1968 г. Новое научное направление: региональное библиотековедение как наука о территориальной организации библиотечного дела. Обоснованы методологические принципы межбиблиотечного взаимодействия и использования библиотечных ресурсов в библиотеках разного типа и уровня. Определено, что библиотечные ресурсы являются системообразующими компонентами библиотеки как социокультурной и экономической организации и профессиональной субкультуры. Разработаны индикаторы для характеристики библиотечной сферы как части культурного потенциала территории. БАН БЕН

Результаты научных исследований. Примеры ГПНТБ СО РАН Единственная в России проводит планомерные экспедиционные археографические исследования. За последние 5 лет выявлены и введены в научный оборот более 200 книжных памятников ХV–XX вв., имеющих общекультурное значение; создан и предоставлен исследователям в режиме специального доступа уникальный научно-образовательный ресурс по истории общерусской культуры «Книжные памятники Сибири», содержащий около 900 древних источников (электронная коллекция). Фронтальное исследование проблем истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока в ХХ – начале XXI вв. ведется одновременно с изучением узловых вопросов общей истории книжной культуры России, которые не получали освещения в общероссийских трудах. Например, проблемы, связанные с развитием книжной культуры в переломные моменты российской истории: революции 1917 г., Гражданской войны 1918–1922 гг., НЭПа, предвоенного десятилетия 1931–1941 гг., системной трансформации общества 90-х гг. ХХ – первого десятилетия XXI в.. Фундаментальное исследование по истории культуры Сибири и Дальнего Востока (XVIII–XX вв.). Пятитомный коллективный труд «Очерки..» признаны одним из крупнейших достижений книговедов России за последние годы.

ВЫВОДЫ 1. Научная деятельность в академических библиотеках является объективной необходимостью для развития информационного обеспечения научных исследований и книжной культуры, поскольку информационное обеспечение науки имеет свои специфические задачи, которые библиотеки других типов никогда не решали. Т.е. академическая библиотека дуальна по своей природе. 2. Академические библиотеки освоили все виды научных исследований и все направления научной деятельности. 3. Специфика научных исследований в области библиотековедения, биб- лиографоведения заключается в том, что они развиваются не вглубь, а вширь, что занимает определенное время. Поэтому учеба в аспирантуре сразу после магистратуры при отсутствии опыта практической работы не позволяет получить научный результат в отведенные три года. 4. Академическая библиотека может не только проводить исследования и внедрять разработки, связанные напрямую с ИО науки, но и получать научные результаты в области общего библиотековедения, обобщать тенденции развития библиотечной культуры региона. Более того, в области книжной культуры она способна поднять и развивать как ее исторические, так и современные аспекты, тем самым внося вклад – через изучение книжной культуры – в изучение истории страны.