Промышленный переворот в Англии (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) © Литкенс И.М., Кацва Л.А. 2010-2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Промышленный переворот в Англии К середине XVIII века в Англии созрели условия для промышленного переворота, то есть перехода от мануфактуры к фабрично-
Advertisements

Промышленный переворот в Англии. К середине XVIII века в Англии созрели условия для промышленного переворота, то есть перехода от мануфактуры к фабрично-
Англия – лидер Запада Почему именно Англия?. В экономике 1. Аграрная революция, (фермерство и свободные рабочие руки - батраки) 2. Огромный рынок сбыта.
Промышленный переворот в Англии (II половина XVIII)
Промышленный переворот в Англии и его последствия План: Социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота От мануфактурного.
Промышленный переворот в Англии. Англия стала первой страной мира, где сложилось промышленное производство, впоследствии утвердившееся и в других государствах.
Промышленный переворот в Англии. Цель урока: Раскрыть предпосылки и стороны промышленного переворота Познакомиться с техническими изобретениями эпохи.
Паровая машина. Паровой двигатель Уатта. Подготовил: Ученика 8 Б класса Ваньков Сергей.
Машина Уатта Выполнила ученица 9 б класса Паночкина Рената.
На пути к индустриальной эре.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: Учебные презентации по Новой истории 7 кл.
Тухбатуллина София. 10 класс. Промышленный переворот -это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого.
Аграрная революция К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система введения сельского хозяйства в Англии разрушалась.
Промышленный переворот в Англии. Промышленный переворот -это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате.
Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция Вторая волна огораживания ( 18 в.) Рождение товарного с / х Переход к многопольной системе Увеличению.
Александр ХУДОБЕЦ КИЕВ1 ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ конец ХVIII – начало XIX века.
На пути к индустриальной эре Д/З:§ 22, читать, вопросы 3,5,9, пересказ.
Промышленный переворот в Англии. Англия стала первой страной мира, где сложилось промышленное производство, впоследствии утвердившееся и в других государствах.
Тема: Промышленный переворот в Англии Мухтаров Л.Р. МОШИ «Лицей-интернат 13»
Презентация к уроку физики в 8 классе «Тепловые машины»
Транксрипт:

Промышленный переворот в Англии (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) © Литкенс И.М., Кацва Л.А

План темы Предпосылки и причины промышленного переворота Технический переворот Фабрика Развитие и укрупнение производства Развитие инфраструктуры Особенности развития стран первого эшелона развития капитализма Последствия промышленного переворота

Торговые пути Англия во второй половине XVIII в. Полезные ископаемые

Предпосылки промышленного переворота Выгодное географическое положение Наличие своего угля и железа Океанические торговые пути Островное положение Формирование крупных капиталов Нет вторжений Нет разорений страны Минимальные расходы на армию Возможность для начала промышленного переворота ?

Причины промышленного переворота Огораживания «Славная революция» 1688 года Свободный рынок рабочей силы Урбанизация Повышенный спрос на товары и продовольствие Гарантия гражданских и экономических прав и свобод Аграрная революция Возможность для начала промышленного переворота Формирование крупных капиталов

Предпосылки промышленного переворота Промышленному перевороту способствовало принятие после «Славной революции» 1688 г. Билля о правах. Король, в частности, утратил право устанавливать и взимать налоги без согласия парламента, а также налагать штрафы и конфисковать имущество без санкции суда. Это обеспечило гарантии экономических прав подданных, в т.ч. предпринимателей, и заметно повысило их готовность инвестировать средства в производство. Билль о правах г.

Предпосылки промышленного переворота Как вы полагаете, в какой отрасли английской промышленности более всего требовалось резкое повышение объемов производства? В текстильной промышленности, продукция которой пользовалась огромным спросом не только в Англии, но и в странах континентальной Европы. Английские текстильщики производили сукно и хлопчатобумажные ткани. Особенно узким местом производства было ткачество. ?

Технический переворот 1733 г. – ткач Дж. Кэй изобрёл «самолётный» челнок. Схема устройства самодвижущегося челнока Кэя 1 - направляющие; 2 - блоки; з - пружина; 4 - рукоятка; 5 - челнок

Технический переворот 1738 г. – Дж. Уайетт изобрёл прядильную машину, которая позволила «прясть без помощи пальцев». Она сама скручивала нить с помощью валиков г. – ткач Джеймс Харгривс изобрёл прялку «Дженни», которая вытягивала сразу 80 нитей. Пряха лишь приводила в движение веретено. ? Какая операция текстильного производства стала «узким местом» после изобретения Дж. Кея? прялка «Дженни»

Технический переворот «Ватер-машина» Р. Аркрайта г г. - Ричард Аркрайта изобрёл «ватер-машину», которая приводилась в движение водяным колесом, поэтому производительность труда прядильщиков значительно возросла. Но ватер-машина давала грубую, хотя и прочную, нить. Чуть позже он изобретает «мюль-машину», которая решала проблему привязки «ватер-машины» к воде

Технический переворот В 1779 г. – Сэмюэль Кромптон соединил достоинства прялки «Дженни» Харгривса и «ватер-машины» Аркрайта: она давала тонкую и прочную нить при высокой производительности. Эта машина получила название «мюль-дженни» «Мюль-Дженни» С. Кромптона г.

Технический переворот С созданием механических прядильных машин ручное ткачество не успевало перерабатывать пряжу г. – Эдмунд Картрайт изобрёл ткацкий станок работавший с паровым двигателем, который заменял 40 ткачей, а потом и несколько тысяч ткачей. Ткацкий станок Э. Картрайта 1785 г.

Технический переворот Механизация текстильного производства поставила перед владельцами английских предприятий вопрос об источнике энергии, приводящей машины в движение. Какие источники энергии применялись на английских предприятиях? Ремесленники использовали мускульную силу человека (ручной или ножной привод) или животных, на мануфактурах применялось водяное колесо. Не случайно завод по-английски – mill, т.е. мельница. В конце XVIII в. на смену энергии водяного колеса приходит энергия пара. ?

Технический переворот Первую практически работавшую паровую машину создал Т. Севери. Его «друг рудокопов» работал без поршня. Всасывание воды происходило путем конденсации пара и создания разреженного пространства над уровнем воды в сосуде. Севери отделил котел от сосуда, где производилась конденсация. Эта паровая машина обладала низкой экономичностью, но все- таки нашла широкое применение. Паровой насос Томаса Севери г.

Технический переворот Поршень, соединенный с балансиром, двигался в вертикальном цилиндре. Другой конец балансира соединялся с водоподъемником. Давление пара, подаваемого в цилиндр из котла, поднимало поршень. Впрыскивание холодной воды из резервуара осаждало пар и создавало в цилиндре вакуум. Атмосферное давление опускало поршень вниз. Охлаждающая вода и сконденсированный пар выпускались из цилиндра по трубе, а излишний пар из котла – через предохранительный клапан. Пароатмосферная машина Томаса Ньюкомена (1705 г.) Машина Ньюкомена 50 лет работала на шахтах Англии

Универсальный паровой двигатель Изобретателем универсального парового двигателя является Джеймс Уатт. Своё изобретение он запатентовал в 1769 г., но продолжал его совершенствовать. В 1776 г. машина Уатта была построена и оказалась гораздо эффективнее машины Ньюкомена. Последний патент был выдан в 1784 г. именно говоря про него стали употреблять термин «универсальный двигатель» Джеймс Уатт (1736–1819), механик университета Глазго.

Паровая машина Дж. Уатта Машина Т. Нюькомена была крайне неэкономичной. Она преобразовывала в механическую только 1% тепловой энергии, а потому потребляла очень много топлива. Джеймс Уатт запатентовал машину нового типа. В этой машине пар до конденсации отводился в отдельный резервуар через трубопровод с клапаном. Цилиндр оставался все время горячим, его не приходилось охлаждать. Так пароатмосферная машина превратилась в паровую.

Применение паровых машин С появлением машины Уатта стало возможно: Свободное размещение двигателей Значительное повышение мощности Использование парового двигателя на транспорте Новая машина применялась для приведения в движение станков на ткацких и прядильных фабриках, а затем – и на других предприятиях.

Индустриальный вид Англии

Другие производственные изобретения Т. Модсли создал суппорт – держатель резца. Заготовка детали оставалась неподвижной, а суппорт с зажатым резцом перемещался вдоль станка на специальных салазках. Это позволило нарезать винты любой длины и любого шага. Токарно-винторезный станок Т. Модсли г.

Организация промышленного производства – Фабрика Фабрика – это предприятие производящее продукцию в больших количествах, использующее разделение труда и машинный труд. Отличительными признаками фабрики являются: применение машин; большие объёмы выпуска продукции; высокий уровень затрат капиталов и энергии; большое число рабочих. Первоначально в качестве двигателя использовалась муску- льная сила животных или энергия бегущей воды, однако с 1776 г. появляется всё больше паровых двигателей Д. Уатта. За гг. было выпущено 144 паровых двигателя. К 1800 г. на фабриках и заводах Англии функционировало уже 321 паровая машина Уатта.

Развитие и укрупнение производства На первом этапе промышленного переворота финансирование предприятий происходило по принципу САМОФИНАНСИРОВАНИЯ (сбережения семьи и близких родственников, экономия на второстепенных расходах). Пока машины были просты по конструкции и недороги, а также не образовывали между собой непрерывной технологической цепочки – это было возможно. Однако по мере появления более совершенных и дорогих машин, а также началом промышленного переворота в тяжёлой промышленности, самофинансирование перестало удовлетворять требованиям технического прогресса. Решением стало объединение капиталов сначала нескольких людей, а потом переход к АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВАМ (товарищество на паях).

Акционерные общества Отличительные особенности: Акционерное общество – это общество с ограниченной ответственностью членов; участник акционерного общества имеет акцию (долю, пай); в соответствии со своими акциями участвует в управлении предприятием (голосовал в совете акционеров); в соответствии со своими акциями получал доход (дивиденд) или терпел убыток от деятельности предприятия; акции общества открытого типа можно купить или продать на фондовой бирже по рыночной цене.

Развитие инфраструктуры Главным препятствием развитию промышленности и распространению парового двигателя стала неразвитая инфраструктура. Во второй половине XVIII в. стоимость 1 тонны угля: Йоркшир– 5 шиллингов Троубридж – 12 шиллингов и 9 пенсов К решению этой проблемы приступили только в самом конце XVIII в. Самым дешёвым средством передвижения был водный путь Затраты на перевозку разными видами транспорта соотносились: Водный путь Путь на телегах На вьючных животных 1 : 2 :9

Развитие инфраструктуры 1)Совершенствование дорожной сети. Джон Меткар изобретатель выпуклой дороги, каналов по обеим её сторонам и укрепления дороги щебнем. Создание системы дилижансов и станций смены лошадей. Путь из Лондона в Манчестер вместо 3,5 дней (1754 г.) стал занимать 28 часов (1800 г.). Дилижанс в Кэмбридж Англия, XVIII в.

Развитие инфраструктуры 2)Совершенствование морских кораблей позволило значительно увеличить грузоподъёмность, скорость и надёжность кораблей. 3)«Каналокопательная лихорадка». В сер. XVIII в. происходит улучшение рек (углубление дна, сооружение плотин и шлюзов) реки судоходны на всём протяжении. Во второй половине XVIII в. строительство каналов. С гг. инвестировано в строительство каналов более 8 миллионов £ (1 миля = 10 тысяч £). К концу 1820-х гг. в Англии более 4 тыс. судоходных каналов.

Железные дороги В 1804 г. изобретатель Ричард Тревитик построил первый паровоз. Позже были созданы ещё несколько моделей паровозов. Развитие железных дорог сдерживалось дороговизной железа, ведь чугунные рельсы не выдерживали тяжести машин. Низкими оставались скорость и грузоподъёмность. Паровоз Р. Тревитика, 1804 г. «Шагающий паровоз» Брунтона, 1813 г.

Паровоз Г. Стефенсона «Ракета» Решающий шаг вперёд сделал Г. Стефенсон. Он создал паровоз «Ракета». «Ракета» победила в гонке паровозов, развив с грузом 13 тонн среднюю скорость 19 км/час, а на отдельных участках – до 48 км/час. Ещё в 1820 г. Стефенсон построил первую железную дорогу, на которой удалось полностью отказаться от конной тяги. Паровоз «Ракета» Г. Стефенсона 1829 г.

Паровоз Стефенсона «Ракета» Паровоз «Ракета» Подлинник Музей науки, Лондон

Первые пароходы «Пароход северной реки» Р. Фултона После того, как в 1838 г. в Англии был построен первый винтовой пароход, паровой флот быстро вытеснил парусный. В 1807 г. в США на р. Гудзон вышел в плавание первый пароход, построенный Р. Фултоном. В 1809 г. Фултон запатентовал изобретение. В 1819 г. американский колёсный пароход «Саванна» пересёк Атлантический океан, но большую часть пути прошёл под парусами.

Особенности развития стран первого эшелона развития капитализма Лёгкая промышленность Тяжёлая промышленность Банки Инфраструктура ? Почему развитие экономики происходило именно в таком порядке?

Завершение промышленного переворота В 20-х гг. XIX в. промышленный переворот в Англии завершился. Фабрики, основанные на применении машин, стали производить основную массу промышленной продукции. Появилось машиностроение, т.е. машины стали производиться с помощью машин. В 1825 г. в Англии произошёл первый в истории кризис перепроизводства: рост производства обогнал рост доходов населения, спрос на промышленные изделия оказался ниже их предложения на рынке, что вызвало падение цен и временное снижение производства.

Последствия промышленного переворота Социальные последствия Экономические последствия Миграция населения Урбанизация Увеличение рабочего класса Расслоение имущего класса Специализация регионов Гигантские объёмы производства Падение зарплаты Массовые увольнения Мужчина не может обеспечить семью Женщины и дети выходят на работу Борьба за равноправие женщин Колоссальные прибыли Укрупнение промышленных предприятий Укрупнение банков Борьба за социальные и политические реформы

Источники иллюстраций Слайд 3. Атлас новой истории. 7, 8 кл. М.: Дрофа; Издательство ДИК, Слайд 6. Билль о правах. Слайд 8. Схема устройства самодвижущегося челнока Кэя aspx Слайд 9. Прялка «Дженни» aspx Слайд 10. Ватер-машина Аркрайта gif Слайд 11. Мюль-машина С. Кромптона. gif Слайд 12. Ткацкий станок Э. Картрайта htm Слайд 14. Схема парового насоса Т. Севери г. png png Слайд 15. Схема пароатмосферной машины Ньюкомена. gif gif Слайд 16. Джеймс Уатт. Слайд 17. Схема парового двигателя двойного действия Дж. Уатта aspx Слайд 18. Схема парового двигателя двойного действия Дж. Уатта. content/uploads/Sxema_uattovskoi_parovoi_mashiny_dvoinogo_deistviya.jpg content/uploads/Sxema_uattovskoi_parovoi_mashiny_dvoinogo_deistviya.jpg Слайд 19. Угольные шахты Англии с устройствами на паровой тяге. gif gif Слайд 20. Токарно-винторезный станок Т. Модсли. gif

Источники иллюстраций Слайд 25. Cambridge_stage-coach_(Howden,_Boys'_Book_of_Locomotives,_1907) e_stage-coach_%28Howden%2C_Boys%27_Book_of_Locomotives%2C_1907%29. jpg Слайд 27. Паровоз Р. Тревитика. Паровоз Брунтона. gif Слайд 28. Паровоз Стефенсона «Ракета». jpg Слайд 29. Паровоз «Ракета» в музее науки в Лондоне. Слайд 30. Пароход Р. Фултона.