РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ПИРОГОВА Социальная доктрина Росси и её значение в формировании и развитии социальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Advertisements

Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
1 Докладчик: студентка ГБОУ СПО МО «Наро-Фоминское медицинское училище» Адушкина Наталия.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Государство Выполнила: Казакова Л.С.. Государство - это особая организация политической власти общества, средство обеспечения социального мира и согласия.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Методическая разработка по теме: Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов.
Студентка Петрова Татьяна Анатольевна специальность «Государственное и муниципальное управление «Государственное и муниципальное управление Студентка.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
III Съезд некоммерческих организаций России Государственная политика в области развития институтов гражданского общества Москва, 30 октября 2012 Развитие.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Транксрипт:

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ПИРОГОВА Социальная доктрина Росси и её значение в формировании и развитии социальной политики страны Разработчик и докладчик: д.м.н., профессор А.А. Лебедев Оренбург

Конституция РФ Статья 7 гласит: «Россия – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины возникновения этого института связаны с изменением роли человека на производстве, когда старая формула отношений- «государство – общество», эволюционно была заменена новой формулой – «государство – личность». 1

Однако, в странах Западной Европы понятие «социальное государство» начинает серьёзно девальвироваться. Например, новый министр здравоохранения Литвы, Риманте Шалашявячюте, в своём интервью европейским СМИ заявила, что «… Литва - не социальное государство, где паллиативная помощь доступна всем нуждающимся. Поэтому, «... для престарелых людей, которые в силу бедности не имеют доступа к медицинской помощи, хорошим выбором может быть… эвтаназия" litovcam-samoubiystvo-kak-vyhod-iz-bednosti.htmlhttp://politikus.ru/events/26868-ministr-zdravoohraneniya-litvy-predlozhila-maloimuschim- litovcam-samoubiystvo-kak-vyhod-iz-bednosti.html 2 litovcam-samoubiystvo-kak-vyhod-iz-bednosti.html2

В чём состоит обновление? Социальное государство приобретает новые социальные функции, обновляет и расширяет перечень социальных услуг. Спецификой социальных услуг является то, что они не просто компенсируют человеку невозможность достижения определенных стандартов жизни, но активно формируют условия достижения этих стандартов, наделяя и государство и общество ответственностью за равные социальные возможности для всех социальных групп. 3

Разработка социальной доктрины – задача государственная В условиях, когда Россия приняла на себя международные обязательства по правам пожилых людей, регламентированные Мадридским соглашением, а также вступив в ВТО приняла на себя обременение, связанное либерализацией социальных услуг, основу её новой социальной политики должна составлять социальная доктрина развития и формирования российского общества. На данном этапе развития российского общества и государства идет очень непростой процесс её формирования. 4

Социальная доктрина, что это? Социальная доктрина – это наиболее общие методологические представления об основах политики в переходный период. Эти представления раскрывают аналитические и теоретические принципы, касающиеся современной социальной ситуации, ключевые проблемы и противоречия в социальной сфере, концепцию социальной программы, механизмы и способы решения важнейших социальных задач, а также критерии действий на переходном этапе. 5

Президент Академии труда и социальных отношений, д.э.н. профессора Н.Н. Гриценко : Ведущими критериями действий являются: соблюдение прав и свобод человека;соблюдение прав и свобод человека; проведение активной и сильной социальной политики;проведение активной и сильной социальной политики; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности; гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;6

Критерии действий (продолжение) соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства; гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность; права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.7

Ситуация в стране Анализ реальной ситуации в стране показывает, что одни группы населения довольно легко восприняли либерально-демократическую систему ценностей, другие, откинув прежнюю идеологию, оказались не способными усвоить новые, а третьи – в условиях возникшего идеологического противостояния – закрепили в своем сознании прежние ценности. 8

Характеристика общества Общество резко разделилось. Во-первых, на тех, кто адаптировался к переменам (примерно, 15-20% населения, по подсчетам в исследованиях ИСЭПН). Во-вторых, на тех, кто не только не адаптируется, но и не видит таких перспектив (аутсайдеры,) - 25%. Третью группу составляют те граждане, которые находятся в состоянии неопределенности между представителями первой и второй групп. Это самая многочисленная группа. Третью группу составляют те граждане, которые находятся в состоянии неопределенности между представителями первой и второй групп. Это самая многочисленная группа. В результате этого, население страны неосознанно, зачастую и вынужденно втягивается в процесс социальной трансформации. 9

Член-корреспондент РАН, д.э.н., профессора Московской школы экономики МГУ Н.М. Римашевская: «… специфику нынешнего состояния общества обуславливает семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий» 10

Первый принцип – оптимальное сочетание рыночного подхода и социальных гарантий. Рыночный подход, получивший развитие с начала 90-х, в конечном итоге привел: - к социальному кризису, - к социальному кризису, - к блокированию социальной адаптации, - к блокированию социальной адаптации, - к дезориентации отдельных групп граждан и, как следствие, к его интенсивной маргинализации. - к дезориентации отдельных групп граждан и, как следствие, к его интенсивной маргинализации.Поэтому, концепция рыночной экономики в чистом виде, не может быть использована в России. 11

Однако, существовавшая в СССР государственная социальная политика служила мощным инструментом социального равенства, что приводило к снижению социальной энергии, фактическому параличу общества. Поэтому, на первом этапе формирования новой политики «государственных гарантий», целесообразно ориентироваться на обеспечение удовлетворения социально значимых потребностей оптимального уровня. По мере нарастания возможностей, следует стремиться к удовлетворению социальных потребностей максимального уровня, адекватных развитию страны. 12

Таким образом, идеология либерального рынка, постепенно начнет уступать место идеологии социально ориентированной рыночной экономики. Государство социальной рыночной экономики объединяет принцип свободы рынка с социальной сбалансированностью и нравственной ответственностью каждого в отдельности за дело в целом. 13

Второй принцип – радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждую подгруппу населения – в отдельности. Проблема трудовой мотивации существует во всех странах мира. Высокопроизводительный труд требует большого волевого усилия работника, которое возможно лишь при сильной трудовой мотивации. Трудовая мотивация особенно важна вначале трудовой деятельности, т.к. потом на помощь приходит сложившийся динамический стереотип. 14

Второй принцип – трудовая мотивация (продолжение) Проблема в том, что население России в своем подавляющем большинстве не может воспользоваться преимуществами трудовой мотивации. Изменение данной ситуации предполагает, что борьба с бедностью должна опираться на новую философию социальной политики, основанную не столько на государственной помощи, сколько на создании условий для формирования «сильной трудовой мотивации». 15

Архиважная задача власти Власть должна понимать, что людям нужно дать шанс выбраться из нищеты. Это требует, прежде всего, увеличения размера минимальной заработной платы, по крайней мере, до уровня, рекомендованного Конвенцией 131 Международной Организацией Труда (3 доллара в час). 16

Третий принцип Центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Поэтому, третий принцип социальной доктрины – это принцип укрепления семьи, т.к именно с ним связано формирование здоровья человека. 17

Четвертый принцип - активизация местного самоуправления и организаций гражданского общества Необходимость мобилизации людей на цели социальной политики требует, чтобы уже сегодня часть работ по реализации социальных программ возлагалась на самоорганизующиеся институты. В бизнесе следует стимулировать развитие институтов социального предпринимательства и формировать нормы стабильного имиджа, неразрывно связанного с благотворительностью, с безвозмездным участием в социальных программах и гуманитарных акциях. 18

Пятый принцип Данный принцип подразумевает взаимодействие федеральных и региональных уровней власти в формировании и реализации социальной политики на условиях взаимной ответственности. Реализация этого принципа предполагает повышение ответственности региональных руководителей за решение государственных и собственных задач, при понимании, что разрушение социальной сферы приведет к росту социальной напряженности. 19

Шестой принцип – технологический Принцип технологий построения социальной программы действий, а также выработки стратегии и тактики в рамках социальной политики. Основной механизм реализации этого принципа заключается в эшелонировании мероприятий во времени. Экономические итоги большинства проведенных в стране реформ показывают, что поспешное решение масштабных и сложных проблем умножает негативные последствия, которые, на самом деле, сопровождают любые преобразования. Это значит, что возможная трансформация социальной сферы, например, в экономическую, должна осуществляться с большой предварительной проработкой и апробацией, т.к. это касается каждого гражданина страны. 20

Седьмой принцип – социально- демографический. Необходимо строго учитывать возрастно-половые и национально-этнические аспекты состояния населения, т.е. ликвидировать все формы дискриминации по половому признаку (женщин), возрастному (дети, пожилые, старики), а также обеспечить равные возможности социальной деятельности и социально-культурного развития всех этносов страны. 21

Наиважнейшим аспектом социальной доктрины является формирование на её основе социальных и здравоохранительных стратегий. В условия переходного периода, главными проблемными позициями социальной сферы являются: - бедность населения во всех формах своего проявления; - бедность населения во всех формах своего проявления; - глубокая поляризация общества; - глубокая поляризация общества; - разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения. - разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения. К таким настоятельным потребностям относится и организация медико-профилактической помощи гражданам страны. 22

Одной из ведущих отраслей социальной сферы является здравоохранение. На данном этапе развития государства и общества её эффективность в обеспечении здоровья населения не повысилась, а доступность и бесплатность медицинской помощи тает с каждым днем. 23

Здравоохранение – чрезвычайно разнообразная по качеству и технологиям структурирования система. Наиважнейшим элементом здравоохранения является служба медико-профилактической и реабилитационной помощи пожилых и престарелых. Однако в федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» о значении медико-профилактического и реабилитационного обслуживания этой возрастной категории практически ничего не сказано. Более того, принятый закон практически отделяет социальные гарантии для лиц пожилого и старческого возраста от гарантий медицинских. 24

Следует понимать, что состояние здоровья лиц пожилого и старческого возраста, численность которого, согласно последним данным, составляет около 33% в общей структуре населения, напрямую влияет на формирование показателей здоровья населения всей страны. Это значит, что любое выхолащивание из системы социального обеспечения первичной медико-социальной помощи, основу которой составляют профилактические программы, делает Минтрудсоцзащиты России и его службы на местах, ответственным за снижение показателей здоровья населения страны в целом. 25

По этой причине, идея передачи медицинского обслуживания лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в стационарных социальных учреждениях на аутсорсинг в муниципальные медицинские учреждения, не выдерживает никакой критики. Кстати, данный подход трудно корреспондируется с п.1, ст. 12 закона, где сказано: «…о профилактике трудной жизненной ситуации, представляющей опасность для жизни и (или) здоровья человека». Охрана здоровья населения, в том числе пожилого и престарелого – это задача межотраслевая и её успешное решение возможно только при непосредственном участии, всех отраслей и ведомств государства. 26

В этой связи, представляется целесообразным, все дальнейшие преобразования в социальной сфере, осуществлять в соответствии с межведомственой Дорожной картой, совместно формируемой и реализуемой отраслями и ведомствами под патронажем Правительства Российской Федерации. Системное исполнение данной Дорожной карты способствовало бы решению вопроса о создании Общероссийского фонда поддержки благосостояния лиц пожилого и старческого возраста, аккумулирующего на своей площадке финансовые ресурсы, предусмотренные российским законодательством на достижение соответствующих целей и решение задач. 27

Подводя итог 1. Все преобразования, проводимые в социальной сфере страны необходимо осуществлять на основе социальной доктрины, суть которой определяют, изложенные принципы; 2. Реальный социально-экономический эффект, ожидаемый от преобразований в социальной сфере страны, возможен при отказе от либеральной рыночной доктрины и переходе к социально ориентированной рыночной экономике, основанной на участии институтов гражданского общества и бизнес-сообщества в реализации социальных программ на условиях самоорганизации, саморегулирования и интенсивного развития институтов социального предпринимательства; 28

Подводя итог 3. Все преобразования социальной сферы должны осуществляться исключительно на основе глубочайшей предварительной проработки и апробации в субъектах РФ в рамках пилотных проектов, т.к. это касается каждого гражданина страны; 4. Формирование социальной доктрины страны требует отказа от дискриминации по любым признакам и строго соблюдения международных норм в сфере социальной защиты граждан (Мадридское соглашение); 29

Подводя итог 5. В условиях неизбежного старения населения и возрастании числа лиц пожилого и старческого возраста с растущей экономической нагрузкой на работоспособные группы граждан страны, социальная доктрина должна стать основой разработки научной концепции социальной геронтологии с последующим формированием и развитием единой геронтологической службы России; 6. Модернизация системы социальной защиты граждан страны нуждается в переориентации с «проектного» подхода на системно-программный принцип реформирования всей социальной сферы; 30

Подводя итог 7. Формирование новой социальной политики в стране и последующая реформа системы социальной защиты населения должны осуществляться по формуле – создание условий над созданием систем; 8. Разработка законодательной базы новой социальной политики в стране должна осуществляться при неукоснительном условии межотраслевого и межведомственного взаимодействия на основе отечественной социальной доктрины. 31

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!