Педагогический совет : Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Поиски. Пути. Решения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Advertisements

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. (Китайская мудрость) Системно-деятельностный подход.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
LOGO Организация урока в рамках СДП Презентацию подготовила Потапчик Елена Николаевна, учитель начальной школы МБОУ Нижнеингашской СОШ 1.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Современный урок - с позиции стандарта нового поколения МОУ Манукшкинская СОШ.
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

Педагогический совет : Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Поиски. Пути. Решения.

Определить пути обеспечения инновационного сценария развития общеобразовательного учреждения как системы, ориентированной на новые образовательные результаты Цель работы педагогического совета:

3 Задачи педагогического совета:

«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер, английский философ, социолог 19 века. Цитата дня

Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Проблемы Российского образования

6 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г ФГОС среднего (полного) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012 г. 413 (зарегистрирован Минюстом России , рег ) 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) Утверждение стандартов

Новые образовательные стандарты 7 Система оценивания результатов достижения освоения основных образовательных программ Новые образовательные стандарты

8 РАЗДЕЛЫРАЗДЕЛЫ Требования к структуре основной общеобразовательной программы

Новые образовательные стандарты Требования к условиям реализации

10 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Новые образовательные стандарты

В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.? В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.? ГОС 2004 г.ФГОС Структура Компоненты: Федеральный Региональный Школьный Система требований: К структуре основной образовательной программы (ООП) К результатам освоения ООП К условиям реализации ООП Основные цели Освоение обязательного минимума содержания образования Достижение результатов: личностных, метапредметных, предметных Основные направления реализации Личностная ориентация Деятельностный характер Усиление воспитательного потенциала Формирование ключевых компетенций Системно-деятельностный подход Формирование универсальных учебных действий (УУД) Обязательное участие в проектной деятельности

ГОС 2004 г.ФГОС Результаты освоения Зафиксированы в требованиях к уровню подготовки выпускников как результаты освоения обязательного минимума (исключительно предметные) Заданы в деятельностной форме («знать», «уметь» и т.д.) Служат основной разработки материалов контрольных и экзаменационных работ Представлены в разделе «Требования к результатам освоения ООП» для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных Дифференцированы по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» Являются основной не только для оценки учащихся, но и педагогов, образовательных учреждений и системы образования в целом Итоговая аттестация Проводится на основе содержания, включённого в обязательный минимум Подлежат оценке достижение планируемых метапредметных и предметных результатов

13 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ФГОС: каким образом можно получить новый результат?

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Системно – деятельностный подход

: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Деятельностный подход к обучению предполагает Деятельностный подход к обучению предполагает

Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Система дидактических принципов

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий Системно-деятельностный подход

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Понятие и сущность УУД

Личностные РегулятивныеПознавательные Коммуникативные Виды универсальных учебных действий

Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Личностные Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно- этическая ориентация участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др. Типовые задачи по формированию и развитию УУД Типовые задачи по формированию и развитию УУД

Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция проекты, диспуты; задания на самопроверку результата, оценку и, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль и взаимооценка; Задания на оценку, прикидку и прогнозирование результата задания, содержащие элементы исследовательской деятельности. Типовые задачи по формированию и развитию УУД Типовые задачи по формированию и развитию УУД

Вид Составляющие Типовые задачи Познаватель ные самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; «найди отличия» (можно задать их количество); Сравни поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; Типовые задачи по формированию и развитию УУД Типовые задачи по формированию и развитию УУД

Вид Составляющие Типовые задачи Коммуникати вные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); диспуты; «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Типовые задачи по формированию и развитию УУД Типовые задачи по формированию и развитию УУД

Урок открытия новых знаний Урок отработки умений и рефлексии. Урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Урок построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности). Уроки развивающего контроля. Урок исследования (урок творчества). освоение обобщенных способов действий и компетенций (УУД) Основные типы уроков по ФГОС

Требования к уроку Традиционный урок Урок с позиции СДП Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков с позиции СДП и ТО»

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) минуты Мотивирование к учебной деятельности II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии минут.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи – минут ы Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 5-6 минут Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) V. Реализация построенного проекта – 5-6 мин Реализация построенного проекта VI. Первичное закрепление минут Первичное закрепление VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) минут Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -Включение нового знания в систему знаний и повторение 4-5 минут. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) минуты Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода

I. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); 3) устанавливаются тематические рамки (могу). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального Я с образом Я - идеальный ученик, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

III. Выявление места и причины затруднения На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Реализация построенного проекта На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

VIII. Включение в систему знаний и повторение На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Требования к современному уроку

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Критерии результативности урока с позиции СДП

Технологическая карта урока это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, которая обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и дает возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Технологическая карта

Учитель 1. Предмет 2. Класс 3. Тема и номер урока в теме 4. Учебник 5. Цель урока 6. Задачи формирования результатов обучения: предметных: метапредметных: личностных: 7. Тип урока 8. Техническое оборудование, дидактический материал Параметры технологической карты урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Структура технологической карты урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируе мые УУД 1 Самоопределение (мотивация) к деятельности 2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. 3 Выявление места и причины затруднения 4 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средства) 5 Реализация построенного проекта 6 Первичное закрепление 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 Включение нового знания в систему знаний и повторение 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке Технологическая карта взаимодействия с учащимися

Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Портреты выпускников