Личность и государство Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная гармония» или дисгармоничный икс? Личность и государство Анализ романа Замятина "Мы"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Математические символы в романе Евгения Замятина «Мы» «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а.
Advertisements

Урок-проект Судьба личности в тоталитарном государстве ( по роману Е.Замятина «МЫ»)
Тема урока: «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы», показ судьбы личности в тоталитарном государстве»
Евгений Иванович Замятин Автор: Карпова Татьяна, ученица 11 А класса МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»
Замятин Евгений Иванович Выполнила ученица 11 класса Гайибова Сабина Руководитель: Князева Светлана Васильевна Prezentacii.com.
Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора.
Практикум Словарная работа 1)Тема: предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (о чем текст?) 2)Главная мысль (идея): основная мысль,
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Творческий проект по литературе «Сон о будущем». Что такое будущее? Что ждет нас там, за какой-то непонятной и в то же время точно и навсегда определенной.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
1 Нумерология. клок Надежда 11Б. г.Нижневартовск, 2010г.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Презентация учащегося 5 «А» класса МОУ «Заволжская СОШ» Белякова Егора по литературе.
Он жил не по лжи… Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Андрей Платонов повесть «Котлован». Историчность повести Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших.
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Когда-то очень маленьких Нас в школу привели, Белели наши бантики, Букетики цвели. И пальчики неловкие Писать Вы научили, И что такое Родина Мы с Вами.
Транксрипт:

Личность и государство Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная гармония» или дисгармоничный икс? Личность и государство Анализ романа Замятина "Мы"

Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) Родился 20 января (1 февраля н.с.) в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника. Окончив в 1902 воронежскую гимназию с золотой медалью, поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении. В жил на нелегальном положении. Замятин начал печататься в 1908, но первый крупный литературный успех пришел к нему после выхода в свет повести "Уездное" (1911). В 1914 за антивоенную повесть "На куличках" писатель был привлечен к суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, конфискован. Горький высоко оценил обе эти повести. В Замятин работал морским инженером в Англии, впечатления от которой легли в основу повести "Островитяне" (1917). Осенью 1917 возвращается в Россию, работает в редколлегии издательства "Всемирная литература", публикуется в журналах. Авторитет Замятина в это время во всех отношениях был очень высок. Как инженер он прославился участием в строительстве ледоколов - "Ермак" и "Красин" и др. В сложной литературной ситуации 1920-х Замятин тяготел к группе "Серапионовы братья". Он пишет рассказы и повести - "Пещера", "Русь", "Рассказ о самом главном"; пробует силы в драматургии - пьесы "Блоха", "Атилла". Свой знаменитый роман "Мы" писатель закончил в Сразу же последовало долгое и бурное обсуждение книги и в обществе, и в критике, хотя роман был опубликован за рубежом только в 1924 (а через 64 года увидел свет на родине автора). С 1929 Замятина в России уже не печатали. Его подвергли не то что несправедливой разносной критике, но настоящей травле. В 1931 он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу и, получив разрешение, поселяется в Париже. Находясь в эмиграции, до конца жизни сохранял советское гражданство. Посмертные публикации: повесть "Бич божий" (1938), книга воспоминаний "Лица". Умер Е.Замятин в 1937 в Париже от тяжелой болезни.

Государство - это Я» -- Людовик XIV (1638 – 1715) Цель урока: осмысление роли личности в государстве. Цель урока: осмысление роли личности в государстве. Задачи: Задачи: Проанализировать произведение, выявить типичные черты граждан Единого Государства Проанализировать произведение, выявить типичные черты граждан Единого Государства Ответить на вопрос: «Какие качества помогают человеку выживать в тоталитарном государстве?» Ответить на вопрос: «Какие качества помогают человеку выживать в тоталитарном государстве?»

Роман "Мы" это протест против тупика, в который упирается европейско- американская цивилизация, стирающая, механизирующая, омашинивающая человека. Е. Замятин

Когда народ глуп, им легко управлять -- Шан Ян ( гг. до н.э)

Я читал его "Мы": блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди живые и судьба их очень волнует. А. Солженицын

История создания и смысл названия романа Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году. Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В 1929 году роман был использован для массированной критики Е. Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и «проявление вредительства интересам советской литературы».

История создания и смысл названия романа После очередной проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей. Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: «Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателей, никогда личность моя не была так унижена».

История создания и смысл названия романа Обсуждение «дела» Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы: шел 1929-й год год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать как литератору в России Замятину стало бессмысленно и невозможно и, с разрешения правительства, он в 1931 году уезжает за границу.

История создания и смысл названия романа Объясняя произошедшее с ним, Е. Замятин приводит персидскую басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других, из-за чего хозяин попадал в нелепое положение. В конце концов он отрубил петуху голову. «Роман Мы, с горечью заключает писатель, оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано». В действительности же роман на родине писателя еще не был прочитан: первая публикация романа в СССР состоялась лишь в 1988 году (журнал «Знамя» –5).

Образ автора в романе По Замятину (в этом утверждении он не был первым), любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен: «…для художника творить какой-нибудь образ значит быть влюбленным в него… И так, как мать своего ребенка, писатель своих людей создает из себя, питает их собою какой-то нематериальной субстанцией, заключенной в его существе» В случае с названием романа "Мы" и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент.

Образ автора в романе Известно, что Евгений Замятин в годы первой русской революции был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину в революционную Россию. Но ему пришлось стать свидетелем трагедии революции: усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению).

Автобиографический характер образа Д-503. Роман "Мы" это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски- просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.

Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить -- Генри Бруэм ( ) УТОПИЯ УТОПИЯ – (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии от eu – благо и topos – место, т.е. благословенная страна), изображение идеального обществ. Строя, лишенное науч. обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех соч., содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в) АНТИУТОПИЯ– АНТИУТОПИЯ – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель квазиидеального общества. Основная идея, как утопии, так и антиутопии, как правило, построены на ограничении свобод человека ради его же счастья, однако в отличии от утопии, последняя раскрывает также и отрицательные стороны построенной модели, которые по замыслу автора являются её уязвимым местом. Как правило, кульминацией антиутопии является борьба против описанной системы.

Жанр романа Роман написан в жанре фантастики антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.

Жанр романа «По своим, замятинским законам творчества написан и роман Мы, не то действительно роман с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то записи, как определяет их Д-503, давая им заглавие Мы. (Л. Полякова)

Жанр романа Сам автор чаще всего называл произведение романом, самой моей шуточной и самой серьезной вещью, романом фантастическим, сатирическим романом, сатирой, утопией. Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны»

Поэтика романа, в том числе и особенности психологизма, обусловлена его жанровой спецификой. Нередко роман кажется «тяжелым», так, А.К. Воронский писал о "Мы": «очень растянут роман и тяжело читается». А.И. Солженицын оценивает роман как «блестящую, сверкающую талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди – живые и судьба их очень волнует».

Сюжет романа Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне.

Сюжет романа Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества любовь, а вместе с ней и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам – розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана новая практическая наука «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско- Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы.

Сюжет романа Искусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное "Мы". Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о половой гигиене». Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку:

Сюжет романа «Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди государственный нумер каждого и каждой. И я мы, четверо, одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.»

Сюжет романа Действие известных в мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город деревня. В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е. Замятин одной из черт неореализма называл антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными».

Композиция романа Поступки героев в этом романе жестко регламентированы, расчислены. Однако форма, структура романа глубоко органична авторскому замыслу, механистичному, роботизированному миру романа. Не забудем, что главный герой романа математик, строитель «Интеграла». Он привык к языку формул, точных понятий. Например, о своей знакомой О-90, о ее милой болтовне он записывает:

«Вообще, эта милая О… как бы сказать… у ней неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уж никак не наоборот.»

Композиция романа Роман написан в форме дневниковых записей-конспектов (их число 40). Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. Роман написан от первого лица единственного числа «Я» Д-503, но его «Я» полностью растворено в общем "Мы", и вначале «душевный» мир главного героя романа это «типовой» мир жителя ЕГ.

Композиция романа Повествование от первого лица единственного числа (для которого характерна рефлексия, самонаблюдение, анализ собственных переживаний), в принципе, интимизирует повествование, позволяет полнее раскрыть образ изнутри. Но такой характер повествования обедняет другие образы, которые существуют только в восприятии, в оценках повествователя, и иная точка зрения не предусмотрена.

Мир Единого Государства показан изнутри в восприятии героя, авторского голоса в тексте нет, и это очень важно и оправдано: «автор антиутопии (и романа неклассического типа, создателем которого и мыслил себя Замятин) не может уподобиться творцу высмеиваемого им, Замятиным, жанра утопии, чье слово носитель последней истины, завершенного, конечного знания» Изображение утопического мира в мировой литературе не было новым, но взгляд на утопическое общество изнутри, с точки зрения одного из его жителей принадлежит к числу новаторских приемов Е. Замятина.

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математиче ски выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера («божественные параллелепипеды прозрачных жилищ»), прямые просматриваемые улицы, площади («Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. И шестьдесят шесть рядов: тихие светильники лиц…»).

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Люди в этом геометризованном мире являются неотъемлемой его частью, несут на себе печать этого мира: «Круглые, гладкие шары голов плыли мимо и оборачивались». Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей», и в этом угадывается пародия на эстетические утопии футуристов начала ХХ века, где стекло и бетон воспевались как новые строительные материалы технического будущего.

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Жители Единого Государства настолько лишены индивидуальности, что различаются только по нумерам-индексам. Вся жизнь в Едином Государстве базируется на математических, рациональных основаниях: сложении, вычитании, делении, умножении. Все представляют собой счастливое среднее арифметическое, обезличенное, лишенное индивидуальности. Появление гениев невозможно, творческое вдохновение воспринимается как неизвестный вид эпилепсии.

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Тот или иной нумер (житель Единого Государства) не обладает в глазах других никакой ценностью и легкозаменяем. Так, равнодушно воспринимается нумерами гибель нескольких «зазевавшихся» строителей «Интеграла», погибших при испытании корабля, цель строительства которого «проинтегрировать» вселенную.

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Отдельным нумерам, проявившим склонность к самостоятельному мышлению, проводится Великая Операция по удалению фантазии, которая убивает способность мыслить. Вопросительный знак это свидетельство сомнения не существует в ЕГ, зато в избытке, разумеется, знак восклицательный.

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Не только государство расценивает как преступление всякое личностное проявление, но и нумера не ощущают потребности быть личностью, человеческой индивидуальностью со своим неповторимым миром. Главный герой романа Д-503, математик, первый строитель «Интеграла», приводит хорошо знакомую каждому школьнику в Едином Государстве историю «трех отпущенников».

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Эта история о том, как троих нумеров, в виде опыта, на месяц освободили от работы. Однако несчастные возвращались к своему рабочему месту и по целым часам проделывали те движения, которые в определенное время дня уже были потребностью их организма (пилили, строгали воздух и т.п.). На десятый день, не выдержав, они взялись за руки и вошли в воду под звуки марша, погружаясь все глубже, пока вода не прекратила их мучений. Для нумеров стала потребностью направляющая рука Благодетеля, полное подчинение контролю хранителей-шпионов:

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" «Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага. Пусть это звучит несколько сентиментально, но мне приходит в голову опять все та же аналогия: ангелы- хранители, о которых мечтали древние. Как много из того, о чем они только мечтали, в нашей жизни материализовалось.»

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Д-503 недоумевает, почему «древние» так много уделяли внимания «нерациональному» И. Канту 7 и не увидели величия рационалистической системы Ф. Тейлора 8, превратившего процесс труда в ряд продуманных, четких, экономных ритмичных движений, при которых не терялось даром ни одной секунды. Д-503 инженер по профессии и поэт в душе поэтически описывает особую гармонию тейлоровской системы труда:

Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" «Я видел: по Тейлору, размеренно быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. Я видел: по стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища-краны и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла», свои грузы. Это была высочайшая, потрясающая красота, гармония, музыка…»

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Д-503 приводит в восхищение Часовая Скрижаль, регламентирующая всю жизнь в Едином Государстве: «Скрижаль… Вот сейчас, со стены у меня в комнате, сурово и нежно в глаза мне глядят ее пурпурные на золотом поле цифры. Невольно вспоминается то, что у древних называлось «иконой», и мне хочется слагать стихи или молитвы (что одно и то же). Ах, зачем я не поэт, чтобы достойно воспеть тебя, о, Скрижаль, о, сердце и пульс Единого Государства.

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Все мы… еще детьми, в школе, читали этот величайший из дошедших до нас памятников древней литературы «Расписание железных дорог». Но поставьте даже его рядом со Скрижалью и вы увидите рядом графит и алмаз: в обоих одно и то же С, углерод, но как вечен, прозрачен, как сияет алмаз… Часовая Скрижаль каждого из нас наяву превращает в стального шестиколесного героя великой поэмы. Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, мы, миллионы, встаем, как один. В один и тот же час, единомиллионно начинаем работу единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту, и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тейлоровских экзерсисов, отходим ко сну…»

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Однако и в подобном государстве еще нет абсолютного решения проблемы всеобщего счастья, личное преодолено еще не полностью: два раза в день – с 16 до 17 часов и с 21 до 22 «единый мощный механизм рассыпается на отдельные клетки» – личные часы.

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Д-503 – такой же винтик, нумер, как и другие, представляющий собой продукт рационализированного государства, с выпрямленными, математически выверенными чувствами, что подчеркивается говорящей портретной деталью: «прочерченными по прямой бровями». Однако плоскостное, «выпрямленное» измерение не единственное его измерение, в нем есть то, что потенциально отличает его от других, в нем заложено особенное, поэтическое начало, которое содержится уже в поэтизации им Часовой Скрижали, вдохновенном восторге перед ее математическим совершенством и гармонией. Не случайно эмоциональный R-13 предлагает главному герою «устроить» его в поэты:

«Вам бы, милейший, не математиком быть, а поэтом, поэтом, да! Ей-ей, переходите к нам в Поэты, а? Ну, хотите мигом устрою, а?»

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя С таким человеком в Едином Государстве должно что-либо произойти, он маркирован, обречен выделиться из общей массы. И действительно, Д-503 становится инакомыслящим, преступником с точки зрения Единого Государства. Изменение психологического состояния героя романа проявляется в его поведении: в начале романа Д-503 – добропорядочный, то есть унифицированный нумер. Заговорившая в герое капелька дикой крови толкает его на необдуманные поступки, крамольные по отношению к Единому Государству мысли.

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя В романе появляется собственно романная, любовная линия. Любовь для Д-503 превращается из медицински полезной процедуры по розовому талону в страсть, захватившую и возродившую его: «Вместо стройной и строгой математической поэмы в честь единого Государства – у меня выходит какой-то фантастический авантюрный роман.»

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Причем решающими в этом его превращении стали мотивы не политические, а личные: психологические, эмоционально-чувственные. Так, Д-503 обладает врожденной эмоциональностью, Часовая Скрижаль напоминает ему поэму, он слушает музыку Скрябина в исполнении I-330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствуя в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Решающей в истории государственного грехопадения Д- 503 стала его любовь к I-330, переживание ошеломляющего потрясения от этой любви.

Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Д-503 становится одним из заговорщиков МЕФИ, он принимает участие в попытке захвата «Интеграла», чтобы вырваться за пределы Единого Государства, но заговор был раскрыт. Д-503 вновь становится послушным исполнителем воли Благодетеля, а I-330 уничтожена, поскольку ее сопротивление государство бессильно преодолеть.