Чиркина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии ИППСТ УдГУ « ПОМОЩЬ ДРУГОМУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор проекта ученица 9 класса НОУ СОШ «ОР АВНЕР» Френдель Эмилия Руководитель проекта педагог-психолог Симонова О.К.
Advertisements

Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Выпуск года «Методическая работа по организации взаимодействия с родителями» Учебно-методический комплекс «Повышение квалификации на рабочем месте»
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Семинар кураторов Н.А. Крылова. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально- психологическое.
Транксрипт:

Чиркина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии ИППСТ УдГУ « ПОМОЩЬ ДРУГОМУ КАК ПРОФЕССИЯ, ИЛИ РАЗГОВОР О СПЕЦИАЛИСТАХ СФЕРЫ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ »

Педагоги, психологи, психотерапевты, социальные работники, логопеды, медработники … Что объединяет в один ряд перечисленные профессии ?

Вопросы для обсуждения 1. Специфика помогающих профессий 2. Причины выбора помогающей профессии. 3. Влияние помогающей профессиональной деятельности на личность носителя профессии..

СФЕРА ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ К специалистам сферы помогающих профессий можем отнести, такие как учитель, социальный педагог, социальный работник, педагог, психолог, воспитатель, врач, медицинская сестра, патронатные родители, которые в силу своих функциональных обязанностей могут оказать помощь « другому »

К « помогающим профессиям » ( ПП ) относят тех специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере социальной практики при ходе взаимодействии с человеком - потребителем услуг. Доминирует в ней социальный интерес, интерес к человеку, к людям, к взаимодействиям между ними.

СПЕЦИФИКА ПП Спецификой и характерной особенностью психологического содержания помогающих профессий является просоциальная активность личности, берущая свое начало в обыденной, повседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность, направленную к достижению таких гуманистических и общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.

Помощь людям, участие в принятии ответственности решений, связанных с безопасностью человека, влекут за собой высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности.

Личностные качества, способствующие деятельности в сфере ПП Высокая степень личной ответственности Терпимость ( толерантность ) Тактичность и воспитанность Инициативность Стремление к самопознанию, саморазвитию Оригинальность, находчивость, разносторонность интересов Целеустремленность, настойчивость Интуицию, умение прогнозировать события Эрудированность Умение хранить тайну

Качества, препятствующие работе в сфере ПП Психическая и эмоциональная неуравновешенность Агрессивность Замкнутость Нерешительность Отсутствие склонности к работе с людьми Неумение понять позицию другого человека Ригидность мышления, неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды Низкий интеллектуальный уровень развития Низкий уровень психологической культуры

Все эти профессии предъявляют к своему носителю ряд « особенных требований », соответствие и выполнение которых является условием и результатом успешной профессионализации, а также показателем профессионализма. Поскольку в этих сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, то необходимо рассмотреть профессионально - личностное становление специалиста сферы ПП.

С целью изучения профессионально - личностного становления специалиста социальной сферы в 2004 году было проведено исследование, в ходе которого выполнялось анкетирование студентов - очников II–V курсов, обучающихся на социолого - психологическом факультете Ивановского государственного университета по специальностям « Социальная работа » ( специализация « Практическая психология в социальной работе ») и « Психология ». Всего было опрошено 240 чел.

В ценностной структуре личности респондентов « ядро » ценностей составляют : « семья » (73%), « порядочность » (62,5), « дружба » (52%), что говорит об их направленности на высоконравственные идеалы.

Другим важным показателем ценностно - мотивационной сферы является выбор учебного заведения. Решающую роль при выборе вуза у 11% опрошенных сыграли родители, у 19 %– случай, 9 % – друзья, 1% – школа, а 60% респондентов сделали свой выбор самостоятельно, без учета вышеперечисленных факторов.

Большое значение имеет мотивация выбора специальности. 47% опрошенных хотели бы работать с людьми и помогать им ; 10% считают, что растет потребность в социальных работниках, 8% считают данную специальность наиболее перспективной ; 5% респондентов выбрали ответ – « это мое призвание ». 31% опрошенных объясняют выбор специальности тем, что на нее легко поступить.

Одним из важных показателей являются личностные качества студентов, исследование которых показало, что 60,4% опрошенных обладают общительностью, 52 %– отзывчивостью, 46 %– приветливостью и честностью, 42% – добротой. Опираясь на эти результаты можно предположить, что студенты станут хорошими специалистами, так как многие из них соответствуют требованиям, предъявляемым к специалистам социальной сферы.

Среди навыков общения у студентов преобладает умение выслушать (81%), затем – вежливое отношение к людям (40%); остальные навыки общения : внимание к другим, умение выделить главное в разговоре, умение владеть интонацией преобладают в равной степени (25%).

Работа в социальной сфере требует наличия определенных профессиональных качеств. Необходима поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, конфиденциальность, что отмечают 80% респондентов ; дифференцированное применение навыков общения – 55%; настрой на работу в трудных условиях – 30%; навыки анализа конкретной ситуации – 28%.

Одним из важнейших качеств, которым, по мнению студентов, должен обладать работник социальной сферы, является уравновешенность (58%). На втором месте стоит общительность (48%), далее – человечность (45,8%) и отзывчивость (44%), и, наконец бескорыстность и доброта (29%) и честность (27%).

Для достижения общественно - значимых целей специалисты, как правило, слишком ограничены в средствах, не всегда имеют поддержку общественности и законодательства. Таким образом, « помогающая профессия » представляет собой нечто гораздо большее, чем работу, так как специалисты должны проявлять инициативу и готовность работать в неблагоприятных условиях ( Шехтер М. М.)

Своеобразным комплексным критерием, отражающим общую динамику и содержание профессионального развития, служит профессиональная зрелость специалиста, предполагающая его способность к самостоятельному и эффективному решению профессиональных задач ; развитое профессиональное сознание и самосознание ; способность к адекватному профессиональному самоопределению.

Дальнейшее профессиональное развитие идет по пути совершенствования профессионального мастерства, развития индивидуального стиля деятельности, увеличения " удельного веса " творческих актов осуществления деятельности и на этой основе - обратного влияния специалиста на профессию.

Ведущими задачами при этом выступают освоение высоких профессиональных стандартов и реализация творческих возможностей личности. Свидетельством позитивной динамики в профессиональном развитии человека является накопление авторских находок, усиление мотивов самореализации в труде, повышение статуса в коллективе.

Кризисы профессионального развития Б. С. Братусь в связи с этим отмечает, что « возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельнос ­ ти... является не одиозным случаем, а психологической закономерностью »..

Типы кризисов : обусловленные закономерностями возрастного развития человека, неравномерностью созревания отдельных психофизиологических функций ( например, кризисы юности, зрелости, старости ); обусловленные логикой профессионального развития человека ( противоречия и несоответствия в уровне развития отдельных компонентов профессионализма ); и …

обусловленные профессиональной средой, выступающей дестабилизирующим фактором в профессиональном развитии человека

Для представителей ПП влияние выполняемой работы на личность носителя профессии может запустить « синдромом сгорания », который является следствием интенсивного профессионального общения и необходимости каждодневного эмоционального « выкладывания » специалиста. Он выражается в общей усталости от контактов с людьми ( а это зачастую переносится на семью ), стремлении к типизации профессиональных действий в схожих ситуациях, требующих тонкого анализа, учета уникальности клиента и т. п.

Еще один негативный вариант профессионализации специалиста ПП ( и не только ), характеризуется возникновением деформаций личности, специфика которых обусловлена как личностными особенностями человека, так и особенностями деятельности и внешних условий ( в том числе и профессиональной среды ).

ЛИТЕРАТУРА : Бархаев Б. П., Сыромятников И. В. Введение в профессию : от социальной роли к профессиональной субъектности. Учебное пособие. – М.: ВУ, 2003 – 192 с. Шехтер М. М. Профессионально - личностное становление специалиста. / Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике / Сб. мат. конф

Спасибо за внимание !